ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И РИМЕ




 


выгоде. Задолго до Макиавелли они попытались сказать правду о политической борьбе, говорили не о том, что должно быть, а о том, что есть на самом деле. В действительности власть дает большие преимущества для достижения своей выгоды, и властители этим пользуются. Мелкие нарушения справедливости, которые называют то святотатством, то грабежом, то воровством, наказываются, а со­вершившие их покрываются позором. «Если же кто, мало того, что лишит граждан имущества, еще и самих их поработит... его вместо этих позорных наименований называют преуспевающим и благоден­ствующим...» (Платон. Государство. 344с).

Таким образом, природа и закон находятся у софистов в слож­ном и неоднозначном соотношении. Оно ситуативно, а не детерми­нировано раз и навсегда.

Неприятие релятивизма и скептицизма софистов послужило толчком для дальнейшего развития греческой мысли. Первым и наи­более яростным их критиком был Сократ.

ГЛАВА 2. СОКРАТ

Сократ (469-399 гг. до н. э.) —личность легендарная, олицетво­ряющая образ мудреца-философа. Он участвовал в трех сражениях и проявил себя храбрым воином. Будучи избранным по жребию в Совет Афин, показал себя твердым сторонником законности. А когда к власти пришли «тридцать тиранов», отказался исполнять их при­казы. Однако после восстановления демократии Сократа обвинили в развращении молодежи и безбожии и приговорили к смерти. На суде он держался вызывающе, смерть принял мужественно.

Сократ не оставил ни строчки. Все, что мы знаем о нем, мы знаем в пересказах его учеников — Платона и Ксенофонта.

Общефилософские взгляды

Сократ не является автором знаменитого изречения «познай самого себя». Оно было начертано на стене храма Аполлона в Дель-фах и приписывается одному из семи мудрецов — Хилону, но гений Сократа придал этому изречению особое значение.

22


Глма2


СОКРАТ


 


 


Сократ был хорошо знаком с современной ему натурфилосо­фией. Возможно (по свидетельству Диогена Лаэртского), он даже был одно время учеником Анаксагора, автора знаменитого труда «О при­роде», но сам натурфилософией специально не занимался. Сократ был убежден, что человеческие попытки познать суть природы за­ранее обречены на неудачу, поскольку это область не человеческого, но божественного разума. В этом пункте Сократ противопоставляет себя софистам. В своей защитительной речи на суде он доказывал, что никогда не исследовал того, что «над землею или под землею» (Платон. Апология Сократа. 18с). По мнению Сократа, познание природы не имеет смысла: «Думают ли исследователи божеских дел, что они, познав, по каким законам происходят небесные явления, сделают, когда захотят, ветер, дождь, времена года и тому подобное...» (Ксенофонт. Воспоминания о Сократе. 1.1. 15).

Интерес Сократа сосредоточен на делах человеческих: «он иссле­довал, что благочестиво и что нечестиво, что прекрасно и что безоб­разно, что справедливо и что несправедливо, что есть благоразумие и что безумие, что — храбрость и что — трусость, что — государ­ство и что государственный муж, что есть человеческая власть и что — человек, способный властвовать над людьми, и так далее; кто знает это, тот, думал он, человек достойный, а кто не знает — по справедливости заслуживает название человека низкого» (Ксенофонт. Воспоминания о Сократе. 1.1. 16). Таким образом, Сократ стремится к познанию сущности человека, а не сущности природы.

Сущность человека коренится в его душе, и о ней необходимо заботиться, ее следует воспитывать. Воспитание души, думал он, главная цель философии и смысл жизни философа. На суде он заявил, что если бы ему предложили оправдание под условием отказа от философии, он не смог бы принять его. Душа и разумность нераз­дельны. Более того, именно разумность делает душу добродетель­ной. Вот что говорит Сократ по этому поводу: «Так вот, если добро­детель — это нечто, обитающее в душе, и если к тому же она не может не быть полезной, то значит, она и есть разум: ведь все, что касается души, само по себе не полезно и не вредно, но становится вредным или полезным благодаря разуму или безрассудству. В со­гласии с этим рассуждением добродетель, коль скоро она полезна, и есть не что иное, как разум» (Платон. Менон. 88d).

Добродетель непосредственно связана с практической деятельно­стью людей. Ксенофонт свидетельствует о том, что «Сократ утверждал

23


Раздел I ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И РИМЕ

также, что справедливость и всякая другая добродетель есть муд­рость. Справедливые поступки и вообще все поступки, основанные на добродетели, прекрасны и хороши. Поэтому люди, знающие, в чем состоят такие поступки, не захотят совершить никакой другой по­ступок вместо такого, а люди незнающие не могут их совершать, и даже если попытаются совершить, то впадают в ошибку. Таким об­разом, прекрасные и хорошие поступки совершают только мудрые, а немудрые не могут, и даже если попытаются совершить, впадают в ошибку. А так как справедливые и вообще все прекрасные и хоро­шие поступки основаны на добродетели, то из этого следует, что и справедливость, и всякая другая добродетель есть мудрость» (Ксе-нофонт. Воспоминания о Сократе. 3. IX. 5). Сократ был убежден, что знающий никогда не совершит недобродетельного поступка. У многих мыслителей, например у Аристотеля, это положение вызывало воз­ражения. В действительности люди нередко сознательно выбирают зло. Сократ не мог этого не знать и, тем не менее, настаивал на тож­дестве знания и добродетели. В чем же дело?

Как мы уже знаем, греческое слово «арете» весьма многознач­но. В самом широком смысле это некое сущностное, а значит, полез­ное свойство вещи (например, арете ножа — острота, а арете чело­века — разумность). Поэтому человек, ведущий разумную жизнь, ведет одновременно жизнь полезную и благую. Вещи сами по себе нейтральны, лишь разумность придает им смысл. Поэтому знание и есть добродетель. Причем высшая добродетель — это этическое зна­ние, т. е. добродетель в современном смысле этого слова. Большин­ство же людей руководствуются не разумом, а разнообразными стра­стями. В отличие от софистов Сократ полагал, что научить человека быть добродетельным нельзя, ибо высшая добродетель заключается в высшем разуме (божественном), но помочь приблизиться к ней можно.

Именно эту цель ставил перед собой Сократ. «Я знаю, что ни­чего не знаю», — любил повторять он. Это не кокетство мудреца, как думали многие, а гносеологический принцип.

Свое божественное предназначение Сократ видел в том, чтобы помочь каждому «припомнить» знания, которые были заложены в его бессмертной душе. Беседуя с кем-либо, задавая вопросы, можно привести его от незнания к знанию. Для этого не надо ничего знать, да и нельзя знать то, что известно только душе собеседника. Платон объясняет позицию Сократа так: «А о себе скажу: если этот самый скат (Сократа сравнивали с электрическим скатом. — И. К.), приводя

24


Глава 2


СОКРАТ



 


в оцепенение других, и сам пребывает в оцепенении, то я на него похож, а если нет, то не похож. Ведь не то что я, пугая других, сам ясно во всем разбираюсь, — нет: я и сам путаюсь, и других запуты­ваю. Так и сейчас — о том, что такое добродетель, я ничего не знаю, а ты, может быть, и знал раньше, до встречи со мной, зато теперь стал очень похож на невежду в этом деле. И все-таки я хочу вместе с тобой поразмыслить и поискать, что она такое» (Платон. Менон. 80d). Итак, осознанное незнание — импульс к познанию. Поэтому Сократ был убежден, что, ведя философские беседы, он выполняет свое бо­жественное предназначение.

Темы бесед разнообразны, но особое место среди них занимали темы политические. И это неудивительно: самой жизнью они были выдвинуты на первый план.

Принцип «правления знающих»

Править должны знающие, утверждал Сократ. Но сам полити­ческой деятельностью не занимался и не стремился занять какие-либо руководящие посты в полисе (один раз по жребию оказался в Совете Афин), что может показаться странным, так как он постоянно под­черкивал важность занятия политикой.

По этому поводу Сократ дал два противоположных, на первый взгляд, объяснения. Первое состоит в том, что Сократ, считая себя порядочным человеком, не желал заниматься политической дея­тельностью, поскольку, по его мнению, она в тогдашних Афинах была уделом людей недобродетельных. Получается, что порядочному че­ловеку следует сторониться политической деятельности. Но всегда ли? Сократ без устали повторяет, что знания о том, как управлять полисом, принадлежат к разряду высшей добродетели. И как раз-то ее и не хватает гражданам Афин. Отсюда — второе объяснение. Со­крат, исполняя свое божественное предназначение, хотел сделать сограждан более знающими, а значит, и добродетельными. Софист Антифонт однажды спросил Сократа, «почему он, думая, что дру­гих делает способными к государственной деятельности, сам не за­нимается ею, если правда, что умеет». Сократ ответил: «А в каком случае, Антифонт, я больше бы занимался государственными дела­ми, — если бы один занимался ими или если бы заботился, чтобы было как можно больше людей, способных заниматься ими» (Ксенофонт.

25


Раздел!       ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И РИМЕ

Воспоминания о Сократе. 1. VI. 15). Иными словами, в образовании сограждан и заключалась государственная деятельность Сократа.

Истинные правители — те, которые умеют править. «Цари и правители, — говорил Сократ, — не те, которые носят скипетр или избраны кем попало, или получили власть по жребию, или насили­ем, или обманом, а те, которые умеют управлять» (Ксенофонт. Вос­поминания о Сократе. 3. IX. 10). Сократ не симпатизирует какой-то определенной форме правления, хотя и проводит четкое различие между ними. «Монархию и тиранию, Сократ считал формами прав­ления, — пишет Ксенофонт, — но и находил между ними разницу:

правление при добровольном согласии народа и на основании зако­нов государства он считал монархией, а правление, навязанное и не на основании законов, а по произволу правителя, — тиранией. Где должностные лица выбираются из людей, исполняющих законы, такой государственный строй он считал аристократией; где на осно­вании ценза — плутократией; где из всех граждан — демократией» (Ксенофонт. Воспоминания о Сократе. 4. VII. 12). В дальнейшем Платон и Аристотель сделают проблему классификации форм правле­ния одной из основных в своем творчестве. Но у Сократа она оста­лась на периферии интересов.

Сократ пережил взлет и начало падения афинской демократии, победы и страшные поражения афинского оружия. Как истинный афинянин, как патриот он не мог взирать на это равнодушно. Беды Афин он связывал с некомпетентностью управления. Жребий — вот основной способ выборов должностных лиц в Афинах. Практически каждый афинский гражданин в течение жизни занимал ту или иную должность. Поэтому чаще всего у власти оказывались люди, ничего не смыслящие в государственном управлении и не такие последова­тельные защитники законности, как Сократ, а главное, не только не стыдящиеся своего невежества, но и не понимающие своей полной непригодности к делу управления полисом. Таким образом, полити­ческие решения в Афинах принимают люди незнающие, а значит, недобродетельные и не различающие добра и зла. Чего же стоят тог­да их решения, законы, которые они принимают? Можно понять Сократа, когда он говорил на суде, что никогда не участвовал в заго­ворах и восстаниях, которые случались в Афинах, — это констата­ция факта. Но как понять его утверждение «что законно, то справед­ливо»?

26


Глава 2


СОКРАТ



 


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 183; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!