Роль коммунистической партии в революционном преобразовании общества



Исторический процесс перехода человеческого общества от капитализма к коммунизму свидетельствует об огромной роли коммунистической партии как коллективного вождя и руководителя народных масс. Ярчайшим примером этого является деятельность Коммунистической партии Советского Союза, созданной великим Лениным и его соратниками. Она направила трудящиеся массы бывшей царской России по пути революционного преобразования общества, сумела в кратчайшие исторические сроки мобилизовать их на строительство социализма и коммунизма, привела огромную страну от вековой экономической отсталости к самым передовым рубежам социального и научно-технического прогресса.

Чем же определяется руководящая роль коммунистической партии в жизни общества?

Во-первых, тем, что она представляет собой самую передовую часть народа, и в первую очередь рабочего класса – носителя нового, коммунистического способа производства. Коммунистическая партия тем и сильна, что она, будучи авангардом рабочего класса, вместе с тем представляет с ним единое целое. Её цели и задачи состоят в служении трудящимся – главным производителям материальных и духовных богатств общества. Не случайно в Программе КПСС сказано: «Партия существует для народа, в служении ему видит смысл своей деятельности»[137].

Во-вторых, тем, что коммунистическая партия во всей своей деятельности руководствуется самой передовой, революционной теорией – марксизмом-ленинизмом. Владея этой теорией, она познаёт объективные законы общественного развития и, опираясь на знание этих законов, вырабатывает научно обоснованную политическую линию, организует и мобилизует народные массы на проведение её в жизнь. Коммунистическая партия чётко и ясно определяет цель трудящихся масс – построение коммунистического общества. Марксистско-ленинская теория даёт партии умение прокладывать новые пути в истории, ясно видеть перспективы движения вперёд, быстрее завоёвывать и прочнее закреплять победы. Партия постоянно борется за чистоту теории марксизма-ленинизма, развивает её, делает всё для того, чтобы эта теория, овладевая массами, становилась материальной силой.

В-третьих, тем, что партия – это монолитный организм, источником силы и могущества которого является её идейное, политическое и организационное единство. Будучи олицетворением сознательной дисциплины и организованности, партия успешно руководит массами трудящихся, вносит дух дисциплины и организованности в их борьбу за коммунизм.

Коммунистическая партия играет ведущую роль на всех этапах революционной борьбы рабочего класса. Её руководящая роль особенно возрастает в условиях строительства социализма и коммунизма. Это объясняется тем, что в отличие от всех предшествующих формаций коммунистическое общество складывается не стихийно, а в результате сознательной и целенаправленной деятельности народных масс. Только партия, вооружённая марксистско-ленинской теорией, знанием законов общественного развития, способна придать величайшему в истории человечества переустройству общества планомерный, научно обоснованный характер.

В Программе КПСС указывается, что повышение роли партии в период коммунистического строительства обусловлено ростом масштабов и сложностью задач этого строительства, подъёмом творческой активности масс и вовлечением их в управление государственными делами и производством, дальнейшим развитием социалистической демократии, возрастанием значения теории научного коммунизма, необходимостью усиления коммунистического воспитания трудящихся и борьбы за преодоление пережитков прошлого в сознании людей.

Будучи коллективным воспитателем и политическим вождём трудящихся, партия умело направляет колоссальную энергию советского народа на создание материально-технической базы коммунизма, на преобразование социалистических общественных отношений в коммунистические, воспитывает советских людей в духе коммунизма. Здесь особенно наглядно обнаруживается, что коммунистическая партия является организатором и вдохновителем исторического творчества народных масс.

Коммунистическая партия, открывая широкий простор для творческой инициативы народа, всячески расширяет и укрепляет свои связи с массами. Во всех сложных вопросах она советуется с народом, опирается на его коллективный разум и опыт. Все это позволяет ей зорко подмечать новое, расчищать ему путь, устранять недостатки.

Создание материально-технической базы коммунизма, формирование коммунистических общественных отношений, воспитание нового человека требуют от партии непрерывного совершенствования форм и методов её деятельности, повышения уровня руководства массами. Большую роль в этом отношении сыграли октябрьский и ноябрьский пленумы ЦК КПСС (1964 г.), выразившие непреклонную волю партии развивать и строго соблюдать ленинские нормы партийной жизни и руководства. Пленумы исправили ошибки, связанные с субъективистским подходом к решению экономических и политических проблем.

После октябрьского (1964 г.) Пленума Центральный Комитет партии сосредоточил внимание на коренных вопросах совершенствования экономических отношений в нашем обществе, улучшения системы управления народным хозяйством, планирования и стимулирования производства. На мартовском и сентябрьском пленумах ЦК КПСС (1965 г.) был выработан новый подход к руководству экономикой, определены основные принципы экономической политики партии на современном этапе. Эти принципы состоят в усилении роли экономических методов и стимулов в управлении народным хозяйством, в коренном улучшении государственного планирования, расширении хозяйственной самостоятельности и инициативы предприятий, колхозов, совхозов, повышении ответственности и материальной заинтересованности производственных коллективов в результатах своей деятельности. Решения пленумов ЦК КПСС оказали положительное влияние на все стороны жизни и деятельности партии, социалистического государства и всего советского общества.

Ярким примером возрастания руководящей роли нашей партии являются решения XXIII съезда КПСС, который рассмотрел важнейшие вопросы политической, идеологической и организаторской работы партии, коллективно выработал политическую линию на ближайшие годы.

Съезд определил основные направления внутренней политики и хозяйственной деятельности на очередное пятилетие и выработал внешнеполитический курс нашей партии и государства. Он принял решения, которые призваны укрепить КПСС в организационном и идейно-политическом отношении, поднять авангардную роль коммунистов, упрочить связь партии с народом, улучшить руководство коммунистическим строительством.

В ходе коммунистического строительства наша партия стала ещё более сильной и сплочённой. Опыт строительства коммунизма свидетельствует о том, что по мере увеличения размаха социальных преобразований всё выше поднимается роль коммунистов как наиболее решительных и последовательных борцов за интересы народа. Постоянная самоотверженная забота Коммунистической партии Советского Союза о нуждах народа, о том, чтобы он жил полнокровной жизнью, высоко поднимает авторитет нашей партии, обусловливает её выдающуюся роль в истории.

Возрастание роли Коммунистической партии Советского Союза происходит не только внутри страны, но и на международной арене. Как отмечают представители братских партий, наша Коммунистическая партия служит примером для марксистских партий всего мира.

Будучи передовым отрядом мирового коммунистического движения, КПСС оказывает главное воздействие на мировой революционный процесс своими успехами в области социалистического и коммунистического строительства. Борьба нашей партии за победу коммунизма в СССР является великим вкладом в дело мирового коммунистического и рабочего движения.

Коммунистическая партия Советского Союза строит свою внешнеполитическую деятельность, исходя из коренных интересов советского народа и интернационального революционного долга перед странами социализма и трудящимися всех стран мира. Задачи внешней политики партии и Советского государства в современных условиях чётко определены в решениях XXIII съезда КПСС: «Внешняя политика Советского государства имеет своей целью обеспечить, вместе с другими социалистическими странами, благоприятные международные условия для построения социализма и коммунизма; крепить единство и сплочённость социалистических стран, их дружбу и братство; поддерживать национально-освободительные движения и осуществлять всестороннее сотрудничество с молодыми развивающимися государствами; последовательно отстаивать принцип мирного сосуществования государств с различным социальным строем, давать решительный отпор агрессивным силам империализма, избавить человечество от новой мировой войны»[138].

КПСС проводит свою внешнюю политику, опираясь на объективные закономерности общественного развития. Она учитывает новые явления и процессы, происходящие в мире, глубоко анализирует их и на этой основе разрабатывает такую стратегию и тактику, которая ведёт к усилению влияния Советского Союза и всей социалистической системы на мировой революционный процесс.

Среди всех вопросов, имеющих значение для внешней политики Советского Союза, и прежде всего для обеспечения мира и безопасности народов, наша партия уделяет особое внимание вопросам экономики. КПСС последовательно выполняет заветы В. И. Ленина, который ещё в первые годы Советской власти отмечал, что «главное своё воздействие на международную революцию мы оказываем своей хозяйственной политикой... На это поприще борьба перенесена во всемирном масштабе. Решим мы эту задачу – и тогда мы выиграли в международном масштабе наверняка и окончательно»[139].

История свидетельствует о том, что с ростом экономического могущества Советского Союза усиливается его влияние на мировой революционный процесс и повышается эффективность его миролюбивой внешней политики. Строительство коммунизма в нашей стране, выполнение пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР на 1966-1970 гг. ещё более усилит экономическую мощь нашей страны и всей социалистической системы.

Претворение в жизнь нового пятилетнего плана приведёт к дальнейшему упрочению позиций мировой системы социализма, к увеличению возможностей воздействия Советского Союза и других социалистических стран на весь ход развития международных отношений, на решение основных проблем мировой политики и экономики. Мировая социалистическая система поднимется на более высокую ступень в экономическом соревновании с капитализмом, возрастёт помощь Советского Союза и других социалистических стран молодым государствам, ещё сильнее станет революционизирующее, воздействие примера стран социализма. Всё это будет означать дальнейшее изменение в соотношении сил на мировой арене в пользу коммунизма.

Мероприятия КПСС, направленные на возрастание экономической мощи Советского Союза, неизмеримо повышают её авторитет и ещё более увеличивают притягательную силу идей коммунизма.

В большой и многогранной внешнеполитической деятельности Коммунистической партии и Советского государства особо важное место занимает забота об укреплении сплочённости и содружества социалистических стран. Мировая социалистическая система является величайшим историческим завоеванием международного рабочего класса, главной революционной силой современной эпохи, надёжной опорой трудящихся всех стран в борьбе за мир, национальную независимость, демократию и социализм.

Благодаря неустанным усилиям КПСС, коммунистических и рабочих партий укрепляются отношения между социалистическими странами и братскими партиями, строящиеся на основе марксизма-ленинизма, равноправия, невмешательства во внутренние дела, уважения друг друга и самостоятельности партий и государств.

Поднялось на новую ступень и экономическое сотрудничество стран социализма. Улучшились планирование и координация народнохозяйственных планов. Международное разделение труда, основанное на началах добровольности и полного равенства социалистических стран, специализация и кооперирование в рамках Совета Экономической Взаимопомощи создают благоприятные условия для успешного развития экономики каждой из этих стран и всей системы социализма в целом. Это способствует быстрому продвижению стран социалистического содружества к единой общей цели – построению коммунистического общества.

Внешнеполитическая деятельность Коммунистической партии Советского Союза всегда осуществлялась с учётом конкретно-исторических условий. Современная международная обстановка настоятельно требует дальнейшего сплочения мирового коммунистического движения на основе пролетарского интернационализма. В. И. Ленин учил не противопоставлять национальные и интернациональные интересы и задачи рабочего класса, всех трудящихся. Суть интернационализма он видел в объединении революционных усилий трудящихся всех стран.

Коммунистическая партия Советского Союза, руководствуясь указаниями В. И. Ленина, всегда боролась и борется за укрепление интернационального единства всех коммунистических партий. Верная принципам марксизма-ленинизма, она направляет все усилия к тому, чтобы крепить сплочённость и братскую солидарность с другими коммунистическими и рабочими партиями, вместе с ними проводить в жизнь генеральную линию международного коммунистического движения, коллективно выработанную братскими партиями на Совещаниях 1957 и 1960 гг.

В соответствии с этой линией большинство коммунистических партий приняло за последние годы новые программные документы, учитывающие как национальные, так и интернациональные интересы рабочего класса. Однако не все коммунистические партии идут по этому испытанному пути. Руководители некоторых из них встали на путь разжигания разногласий между отдельными партиями, что наносит огромный вред коммунистическому движению.

Подавляющее большинство коммунистических партий одобряет деятельность КПСС по сплочению международного коммунистического движения. Они видят, что наша партия следует по ленинскому пути, и глубоко доверяют ей.

КПСС неуклонно проводит в жизнь ленинский принцип поддержки национально-освободительного движения народов. Она последовательно осуществляет курс на всестороннее сотрудничество с освободившимися государствами, строя его на базе равноправия, строгого уважения суверенитета и невмешательства в их внутренние дела.

Советский Союз оказывает всяческую помощь молодым развивающимся государствам, народы которых сбросили колониальное иго. За последние годы значительно расширилось торговое, экономическое и культурное сотрудничество СССР со многими независимыми государствами Азии и Африки.

Коммунистическая партия и Советское государство активно выступают против вмешательства империалистов во внутренние дела молодых национальных государств, против неоколониализма. «Коммунистическая партия Советского Союза видит свой интернациональный долг в том, чтобы и впредь делать всё для поддержки борьбы народов за окончательное освобождение от колониального и неоколониального угнетения»[140].

Основным вопросом современности является вопрос о войне и мире. Именно поэтому борьба КПСС за мир, за разрядку международной напряжённости, за предотвращение новой мировой войны лежит в основе её внешнеполитической деятельности.

После XX съезда КПСС и Совещаний представителей коммунистических и рабочих партий 1957 и 1960 гг., выдвинувших положение о том, что в современных условиях возможно предотвращение новой мировой войны, Коммунистическая партия Советского Союза проделала в этом направлении огромную работу. XXIII съезд КПСС, подведя итоги этой работы, пришёл к заключению, что, несмотря на обострение международной напряжённости, вызванное агрессивной политикой реакционных империалистических кругов, вывод международного коммунистического движения о возможности предотвращения новой мировой войны остаётся в силе.

Коммунистическая партия Советского Союза делает всё необходимое для того, чтобы сохранить и упрочить мир и дружбу между народами во имя торжества высоких идеалов социального прогресса. Она уделяет исключительное внимание проведению в жизнь принципа мирного сосуществования государств с различным социальным строем. Этот принцип был выдвинут и всесторонне обоснован В. И. Лениным на II съезде Советов. «Мы отвергаем все пункты о грабежах и насилиях, – говорил он, – но все пункты, где заключены условия добрососедские и соглашения экономические, мы радушно примем, мы их не можем отвергать»[141].

Мирное сосуществование социалистической и капиталистической систем, являющееся объективной необходимостью развития человеческого общества, предполагает разрешение спорных международных проблем не путём войны, а путём переговоров. Опираясь на экономическое, политическое и военное могущество СССР и других стран социалистической системы, а также на международное коммунистическое, рабочее и национально-освободительное движение, КПСС и Советское государство ставят своей целью обеспечить мирные условия для построения коммунизма в СССР и развития мировой системы социализма. Вместе со всеми миролюбивыми народами они хотят избавить человечество от ужасов мировой термоядерной войны.

Ленинская политика мирного сосуществования государств с различным социальным строем – это не беспринципный компромисс с классовым врагом, а острейшая классовая борьба за разрядку международной напряжённости, за предотвращение мировых войн, за создание благоприятных условий для коммунистического строительства.

Коммунистическая партия Советского Союза всегда помнит о том, что, пока существует империализм, сохраняется и источник агрессивных войн. В связи с этим КПСС выдвигает реальную программу борьбы за мир, намечает конкретные практические меры для оздоровления международной обстановки.

Особо важное значение в деле устранения угрозы мировой войны партия придаёт повышению бдительности советского народа и укреплению оборонной мощи СССР, с тем чтобы Вооружённые Силы нашей страны были всегда готовы надёжно защитить завоевания социализма и дать сокрушительный отпор любому империалистическому агрессору. Укрепление экономической и военной мощи СССР обеспечивает наилучшие условия для строительства коммунизма в нашей стране и социализма в братских странах.

Таким образом, как внутренняя, так и внешнеполитическая деятельность Коммунистической партии Советского Союза надёжно служит интересам коммунистического строительства, делу сохранения и упрочения всеобщего мира и безопасности народов.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ

1. Почему народ является творцом истории и движущей силой развития общества?

2. В чем сущность закона возрастания роли народных масс в историческом развитии?

3. Какова роль личности в истории?

4. Как марксизм решает вопрос о взаимоотношении личности и общества?

5. Какую роль играет коммунистическая партия в революционном преобразовании общества?

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

За более чем столетний период своего существования марксистско-ленинская философия прошла серьёзную практическую проверку, доказавшую правильность её положений. Ныне она является великой революционно-преобразующей силой, научным мировоззрением наиболее прогрессивной части человечества. Марксистская философия служит теоретической основой революционной деятельности рабочего класса и его авангарда – коммунистической партии.

Возникновение диалектического и исторического материализма было обусловлено, как мы видели, определёнными социальными причинами, а также развитием науки и философии. К. Маркс и Ф. Энгельс глубоко проанализировали общественную жизнь, критически переосмыслили и усвоили всё ценное, что было достигнуто до них в области естественных и общественных наук и философии. Создание ими диалектического и исторического материализма означало революционный переворот в философии, качественно новый этап в её развитии.

Диалектико-материалистическое мировоззрение было поднято на новую ступень вождём российского и международного пролетариата В. И. Лениным. Он обобщил революционную практику пролетариата в эпоху империализма, социалистических и национально-освободительных революций, творчески развил диалектический материализм на базе новейших данных естествознания, защитил диалектический и исторический материализм от нападок буржуазных философов и ревизионистов.

Диалектический материализм является философской теорией и наиболее общим методом научного познания. В законах и категориях марксистско-ленинской философии содержатся в концентрированном виде итоги всей многовековой деятельности людей.

Теоретические положения марксистско-ленинской философии о диалектическом характере процессов природы развиваются и подтверждаются всеми естественными науками. Выводы диалектического материализма о закономерностях научного познания природы, о возможности проникновения человека в её тайны и использования её сил в интересах общества имеют первостепенное значение для всей практической деятельности людей. Ориентируя на изучение изменения и развития, на вскрытие присущих вещам и процессам противоречий, марксистско-ленинская философия способствует проникновению в сущность этих вещей и процессов.

Философия марксизма указывает пути познания объективных законов общественного развития, помогает вскрывать закономерности развития материального производства, социально-экономических отношений, техники и культуры, находить средства революционного переустройства общества. Будучи наукой об общественной жизни как естественноисторическом процессе, органическая часть марксистской философии – исторический материализм – выступает как теоретическая и методологическая база всех других наук об обществе.

Диалектический и исторический материализм является могучим средством борьбы рабочего класса под руководством коммунистической партии против капитализма, за построение коммунизма. Диалектико-материалистическое мировоззрение теоретически наиболее полно соответствует современной эпохе, основное содержание которой составляет переход от капитализма к социализму, эпохе социалистических и национально-освободительных революций, торжества социализма и коммунизма во всемирном масштабе. Оно несовместимо с субъективизмом и софистикой, догмами и предрассудками и требует всестороннего конкретного научного анализа развития современного общества. Единственно научным критерием истины философия марксизма считает общественно-историческую практику.

Мировое революционное рабочее и национально-освободительное движение, практика строительства социализма и коммунизма выдвигают всё новые и новые проблемы. Их плодотворная теоретическая разработка и практическое решение возможны только на прочной основе марксизма-ленинизма. Об этом свидетельствуют успехи всего международного рабочего движения, победы, одержанные марксистско-ленинскими партиями, достижения Советского Союза и других социалистических стран.

Особенно большое значение для мирового революционного движения имеет опыт Коммунистической партии Советского Союза. Её деятельность являет собой яркий пример творческого применения и развития марксистско-ленинской философии в условиях борьбы с капитализмом, свершения пролетарской революции, строительства социализма и коммунизма.

Весь ход исторического развития доказывает правильность выводов марксистской науки о том, что капиталистический строй изжил себя и под напором передовых революционных сил уступает дорогу социализму.

Современный этап общего кризиса капитализма нашёл своё выражение и в кризисе буржуазной политики и идеологии, который охватил также философию и учение об обществе – социологию. Кризис современной буржуазной философии и социологии не случайное явление. Уходящий с исторической арены класс не в силах создать научное мировоззрение, правильно оценить ход исторических событий, дать ответ на выдвигаемые жизнью вопросы.

Объективное положение буржуазии в современном обществе вынуждает её идеологов искать средства для обоснования вечности капитализма и оправдания антинародной империалистической политики. «Идейное обоснование господства монополий, оправдание эксплуатации, опорочение общественной собственности и коллективизма, воспевание милитаризма и войны, оправдание колониализма и расизма, разжигание вражды и ненависти между народами – таковы идеи, которыми проникнуты политические и экономические теории, философия и социология, этика и эстетика современной буржуазии»[142].

Буржуазные социологи особенно ожесточённо нападают на учение марксизма-ленинизма о неизбежности гибели капитализма и победы социализма. Главный довод защитников капитализма заключается в том, что он якобы изменил свою природу, стал «народным», «гуманным» капитализмом, а буржуазное государство будто бы превратилось в надклассовое, способное регулировать экономику страны и распределение доходов, обеспечивая «благоденствие» всех слоёв общества, благополучие всей нации.

Лживость подобных утверждений очевидна. Возьмём буржуазное государство США, которое довольно часто приводится в качестве образца «народного капитализма». В этом «народном» государстве экономика находится под властью 500 монополистических объединений, во главе которых стоит горстка миллиардеров – рокфеллеров, дюпонов, морганов. Монополистическая верхушка давно подчинила своим интересам буржуазную государственную машину. Баснословные прибыли достаются монополистам и состоящим у них на службе крупным чиновникам. В то же время огромная масса трудового населения США не обеспечена необходимым, миллионы людей скитаются по стране в поисках работы.

Капиталистическая действительность лишена идеалов и ценностей, которые были бы хоть сколько-нибудь привлекательными в глазах трудящихся масс. Поэтому, ведя борьбу с растущим влиянием коммунистических идей, империалистическая буржуазия прибегает к клевете на коммунистические партии и социалистические страны, на их цели и политику, к извращению марксизма-ленинизма. Все эти приёмы составляют арсенал антикоммунизма – главного оружия идеологов империалистической буржуазии. Под знаменем антикоммунизма объединяются ныне все реакционные силы. Современные буржуазные философы и социологи специализируются на фальсификации коммунистического мировоззрения и его философской основы – диалектического и исторического материализма.

Одним из признаков кризиса буржуазной философии является существование в ней множества школ и течений. Буржуазные идеологи пытаются выдать многообразие этих течений за «свободу» философского мышления. Но это мнимая свобода. В буржуазном обществе вся система политической и духовной жизни вынуждает философов разрабатывать теории, оправдывающие позиции господствующих классов. Монополистическая буржуазия заставляет их искать пути и средства «эффективной конкуренции» с марксизмом.

Пестрота философских взглядов отражает неоднородность интересов различных слоёв капиталистического общества, а также идейный распад и разброд буржуазной философии в целом, её неспособность противопоставить научной философии марксизма что-либо более или менее цельное. «Между разновидностями философского идеализма, – писал В. И. Ленин, – возможны... тысячи оттенков, и всегда можно создать тысяча первый оттенок, и автору такой тысяча первой системки... различие её от остальных может казаться важным. С точки зрения материализма эти различия совершенно несущественны»[143].

Для современной буржуазной философии характерны ожесточённая борьба против материализма и диалектики, возрождение средневекового религиозного философствования, протаскивание метафизического способа мышления или откровенного иррационализма.

Характерной чертой современной буржуазной социологии, как и философии, является господство идеализма и метафизики. Объектами социологических исследований очень часто избираются не связанные между собой чисто духовные явления и процессы, которые якобы определяют ход исторического развития. При этом отрицаются историческая необходимость, объективный характер законов общественного развития, возможность познания социальных процессов, обусловленность идей материальными условиями жизни общества.

Марксистско-ленинская философия, разоблачая реакционную роль буржуазной идеологии, обосновывает последовательно материалистический взгляд на природу, общество и познание. Материализм в единстве с диалектикой как наиболее всесторонним и глубоким учением о развитии даёт людям правильное представление о действительности, вскрывает объективные закономерности развития мира, на основе которых можно предвидеть главные тенденции этого развития. Диалектико-материалистическое мировоззрение требует объективности в научном познании, всестороннего учёта явлений и процессов, глубокого знания существа дела.

Марксистско-ленинская философия является мощным идейным оружием борьбы против всех форм буржуазной идеологии, реформистских и ревизионистских взглядов. Борьба коммунистического и буржуазного мировоззрений отражает исторический процесс перехода общества от капитализма к социализму. В сознании миллионов людей всех стран и континентов происходит революционный переворот, свидетельствующий о возрастающем интересе к марксистско-ленинской теории и опыту социалистического строительства.

Наша эпоха принесла подлинный триумф марксистско-ленинскому учению. Будущее принадлежит коммунизму и его научному революционному мировоззрению.

Авторский коллектив: Д. И. Даниленко, руководитель (предисловие, главы I, II, V, XI, заключение), Б. И. Сюсюкалов (главы III, IV), А. С. Вишняков (главы VIII, IX), П. К. Гальдяев (главы VI, VII, X, XII, XIII).

 

Редакторы А. И. Голубев, Р. В. Ахмеров

Младший редактор В. И. Козловский.

Художественный редактор Р. А. Володин

Технический редактор М. И. Мартынова

Корректор Г. М. Ефимова


[1] См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 21, стр. 282, 283.

[2] См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 19, стр. 190.

[3] В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 18, стр. 206.

[4] В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 18, стр. 384.

[5] Н. А. Добролюбов. Избранные философские произведения, т. I. М., 1948, стр. 495.

[6] В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 41, стр. 337.

[7] В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 24, стр. 264.

[8] К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 38, стр. 177.

[9] К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 23, стр. 21.

[10] В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 29, стр. 229.

[11] В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 20, стр. 84.

[12] К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 20, стр. 43.

[13] В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 18, стр. 272-273.

[14] В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 18, стр. 275.

[15] Там же, стр. 131.

[16] В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 18, стр. 346.

[17] К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 20, стр. 391.

[18] Движение сравнительно больших материальных объектов подчиняется законам классической механики. В связи с тем, что современная физика раскрыла новые закономерности движения «элементарных» частиц, внутриатомные и другие изменения иногда выделяются в особую форму движения.

[19] В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 18, стр. 348.

[20] Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 3, стр. 29.

[21] Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 20, стр. 490.

[22] В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 29, стр. 194.

[23] См. В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 29, стр. 317.

[24] В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 49, стр. 329.

[25] «Материалы XXII съезда КПСС». М., 1961, стр. 322.

[26] В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 29, стр. 317.

[27] См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 20, стр. 640.

[28] Как видно из сказанного, термином «противоположность» обозначают не только противостоящие стороны явления, но также и определённую ступень развития противоречия.

[29] В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 29, стр. 316.

[30] Там же, стр. 317.

[31] Там же, стр. 227.

[32] К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 20, стр. 385.

[33] К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 4, стр. 296, 297.

[34] К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 20, стр. 145, 146.

[35] В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 29, стр. 318.

[36] Конечной причиной. – Ред.

[37] К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 20, стр. 546.

[38] См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 20, стр. 350.

[39] См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 39, стр. 175.

[40] К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 21, стр. 306.

[41] В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т, 29, стр. 227.

[42] Термин «методология» имеет и другой смысл, означая совокупность приёмов исследования, применяемых в какой-либо науке.

[43] См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 20, стр. 545.

[44] В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 29, стр. 152-153.

[45] В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 18, стр. 46.

[46] В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 18, стр. 320.

[47] В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 18, стр. 282-283.

[48] См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 20, стр. 41.

[49] В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 29, стр. 246.

[50] См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 19, стр. 377.

[51] В последнем счёте. – Ред.

[52] В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 29, стр. 330.

[53] Соответственно. – Ред.

[54] В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 29, стр. 318.

[55] В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 18, стр. 132.

[56] В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 18, стр. 138.

[57] В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 30, стр. 5.

[58] В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 18, стр. 139.

[59] В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 29, стр. 317.

[60] В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 18, стр. 145.

[61] См. В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 18, стр. 146.

[62] В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 23, стр. 44.

[63] К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 26, ч. II, стр. 122.

[64] К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 23, стр. 189.

[65] В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 38, стр. 359.

[66] К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 6, стр. 441.

[67] К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 13, стр. 7.

[68] В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 1, стр. 139.

[69] К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 4, стр. 429.

[70] «Материалы XXII съезда КПСС», стр. 366.

[71] К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 24, стр. 104.

[72] К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 4, стр. 428.

[73] И. В. Сталин. Полн. собр. соч., т. 2, статья «Марксизм и национальный вопрос». – Примечание оцифровщика. Отсутствие в оригинале ссылки на данный источник явилось эпизодом «развенчания культа личности», ознаменовавшего конец развития марксизма в СССР, что привело к распаду последнего: личности, способной принять эстафету вождя просто не оказалось. Помни об этом, читая XIII главу (в особенности § 3).

[74] В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 7, стр. 325.

[75] В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 24, стр. 123.

[76] В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 31, стр. 170.

[77] В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 25, стр. 144.

[78] См. В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 26, стр. 313-314.

[79] «Материалы XXII съезда КПСС», стр. 331.

[80] Л. И. Брежнев. Пятьдесят лет великих побед социализма. М., 1967, стр. 18.

[81] «50 лет Великой Октябрьской социалистической революции». Постановление Пленума ЦК КПСС. Тезисы ЦК КПСС. М., 1967, стр. 38.

[82] «Программные документы борьбы за мир, демократию и социализм». М., 1961, стр. 51-52.

[83] Л. С. Макаренко. Сочинения в семи томах, т. IV. М., 1957, стр. 35.

[84] «Материалы XXII съезда КПСС», стр. 368.

[85] В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 39, стр. 15.

[86] Страта – латинское слово, означающее «слой».

[87] В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 21, стр. 319.

[88] «Материалы XXIII съезда КПСС». М., 1966, стр. 29.

[89] В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 39, стр. 15.

[90] В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 41, стр. 311.

[91] «Материалы XXIII съезда КПСС», стр. 199.

[92] К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 20, стр. 293.

[93] «Материалы XXII съезда КПСС», стр. 329.

[94] «Материалы XXII съезда КПСС», стр. 367.

[95] В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 39, стр. 73.

[96] В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 41, стр. 27.

[97] В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 33, стр. 35.

[98] В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 41, стр. 381.

[99] «Материалы XXII съезда КПСС», стр. 396.

[100] «Материалы XXIII съезда КПСС», стр. 88.

[101] В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 36, стр. 74.

[102] «Материалы XXII съезда КПСС», стр. 403.

[103] В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 38, стр. 366.

[104] См. В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 26, стр. 218; т. 41, стр. 69.

[105] В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 36, стр. 457.

[106] В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 17, стр. 43.

[107] В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 42, стр. 27—28.

[108] «Материалы XXII съезда КПСС», стр. 324.

[109] В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 30, стр. 133.

[110] В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 39, стр. 220.

[111] «50 лет Великой Октябрьской социалистической революции», стр. 9.

[112] «Материалы XXII съезда КПСС», стр. 325.

[113] Там же, стр. 347.

[114] «Материалы XXIII съезда КПСС», стр. 184.

[115] См. В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 41, стр. 245-246.

[116] К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 13, стр. 7.

[117] «Материалы XXII съезда КПСС», стр. 358.

[118] См. «Материалы XXII съезда КПСС», стр. 411.

[119] В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 35, стр. 289.

[120] «Материалы XXII съезда КПСС», стр. 418.

[121] «Материалы XXIII съезда КПСС», стр. 194.

[122] В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 12, стр. 104.

[123] См. «О Ленине». Воспоминания зарубежных современников. 2-е изд. М., 1966, стр. 23.

[124] «Материалы XXII съезда КПСС», стр. 420.

[125] К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 20, стр. 328.

[126] «Материалы XXII съезда КПСС», стр. 408.

[127] «Материалы XXIII съезда КПСС», стр. 199.

[128] В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 11, стр. 103.

[129] В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 35, стр. 281.

[130] В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 42, стр. 140.

[131] В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 33, стр. 99-100.

[132] «Материалы XXII съезда КПСС», стр. 428.

[133] В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 1, стр. 159.

[134] К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 39, стр. 176.

[135] Г. Б. Плеханов. Избранные философские произведения, т. II. М., 1956, стр. 333.

[136] В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 14, стр. 226.

[137] «Материалы XXII съезда КПСС», стр. 427.

[138] «Материалы XXIII съезда КПСС», стр. 187.

[139] В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 43, стр. 341.

[140] «Материалы XXIII съезда КПСС», стр. 23.

[141] В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 35, стр. 20.

[142] «Материалы XXII съезда КПСС», стр. 359.

[143] В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 18, стр. 284.


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 854; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!