Формирование коммунистического сознания и задачи КПСС в области идеологической работы



Формирование коммунистического сознания происходит в процессе строительства коммунизма под воздействием всех факторов социальной жизни, а также всей системы воспитательной работы партии, государства и общественных организаций. Совместный, планомерно организованный труд членов общества, указывается в Программе КПСС, их повседневное участие в управлении государственными и общественными делами, развитие коммунистических отношений, товарищеского сотрудничества и взаимной поддержки ведут к преобразованию сознания людей в духе коллективизма, трудолюбия и гуманизма.

Коммунистическое сознание формируется в неразрывной связи с коммунистическим воспитанием трудящихся. В Программе КПСС и в резолюции XXIII съезда чётко определены задачи идеологической работы Коммунистической партии в период строительства коммунизма.

Основой всей идеологической работы партии является воспитание советских людей в духе коммунизма. «Партия считает главным в идеологической работе на современном этапе – воспитание всех трудящихся в духе высокой идейности и преданности коммунизму, коммунистического отношения к труду и общественному хозяйству, полное преодоление пережитков буржуазных взглядов и нравов, всестороннее, гармоническое развитие личности, создание подлинного богатства духовной культуры»[126] – указывается в Программе КПСС.

Для того чтобы решить эти задачи, необходимо прежде всего сформировать у всех тружеников социалистического общества марксистское мировоззрение, дать им научное представление об обществе, в котором они живут, и на этой основе вырабатывать стремление к дальнейшему преобразованию и улучшению жизни, к творческому созиданию. Нужно добиться, чтобы советские люди глубоко понимали ход и перспективы мирового развития, правильно разбирались в событиях внутри страны, сознательно строили жизнь по-коммунистически, умели сочетать коммунистические идеи с коммунистическими делами. Огромную роль здесь должно сыграть изучение и усвоение советскими людьми марксистско-ленинской теории, проводимое в тесной связи с жизнью, с практикой коммунистического строительства.

В центре воспитательной работы КПСС стоит трудовое воспитание, ибо коммунизм и труд неразрывно связаны друг с другом. Вне сознательного труда нет и не может быть коммунистического воспитания. Вот почему партия уделяет особое внимание воспитанию у всех членов общества сознательной трудовой дисциплины. Укрепление трудовой дисциплины, воспитание бережливости, усиление заботы каждого о сохранности и умножении общественного богатства – вот что стоит в центре внимания партийных, советских и общественных организаций.

Партия придаёт особое значение воспитанию и образованию молодого поколения, которое будет жить и трудиться в коммунистическом обществе. Она призывает партийные организации воспитывать молодёжь на революционных, трудовых и боевых традициях советского народа.

Огромное внимание партия уделяет воспитанию советских людей в духе пролетарского интернационализма и социалистического патриотизма. Она считает своей первейшей обязанностью развивать у советского народа любовь к своей Родине, преданность всему содружеству социалистических стран, укреплять солидарность с рабочим классом и трудящимися всего мира.

В процессе перехода от социализма к коммунизму всё более возрастает роль нравственных начал в жизни общества. Коммунистическая партия проводит огромную работу по воспитанию советского народа в духе коммунистической нравственности. Она делает всё для того, чтобы основные принципы морального кодекса строителя коммунизма превратились в глубокое личное убеждение советских людей, стали незыблемыми правилами коммунистического общежития.

В формировании коммунистического сознания большое значение имеет эстетическое воспитание, развитие у советских людей правильного понимания прекрасного в окружающей действительности. Огромную роль призваны здесь сыграть литература и искусство. Проникнутые оптимизмом, жизнеутверждающими коммунистическими идеями, они развивают в человеке лучшие качества строителя нового мира. Партия придаёт большое значение развитию социалистической литературы и искусства как одному из сильнейших средств воспитания советских людей в коммунистическом духе. В резолюции XXIII съезда КПСС указывается: «Партия ожидает от творческих работников новых значительных произведений, которые покоряли бы глубиной и правдивостью отображения жизни, силой идейного пафоса, высоким художественным мастерством, активно помогали бы формированию духовного облика строителя коммунизма, воспитывали в советских людях высокие моральные качества, преданность коммунистическим идеалам, чувство гражданственности, советского патриотизма и социалистического интернационализма»[127].

Воспитание нового человека предполагает решительную борьбу с пережитками капитализма в сознании и поведении людей, с проявлениями буржуазной идеологии, морали и частнособственнической психологии, с тунеядством, пьянством, хулиганством, жульничеством, стяжательством, бюрократизмом и очковтирательством, неправильным отношением к женщине, религиозными и другими предрассудками. В процессе этого воспитания необходимо вести последовательную борьбу против аполитичности, мещанских настроений, против проявлений нигилистического отношения к идеалам и завоеваниям социализма.

Преодоление пережитков капитализма в сознании людей, воспитание нового человека происходят в обстановке ожесточённой идеологической борьбы между социализмом и капитализмом. Идеологи империализма прилагают все усилия к тому, чтобы поддерживать и оживлять у советских людей буржуазные нравы и предрассудки с целью затормозить движение советского общества к коммунизму. Коммунистическая партия Советского Союза воспитывает весь советский народ в духе непримиримости к буржуазной идеологии.

В борьбе с этой идеологией формируется человек будущего коммунистического общества, складывается коммунистическое сознание советских людей.

Идеологическая работа партии ведётся в условиях, когда буржуазные идеологи всё более активно и изощрённо нападают на марксизм-ленинизм, клевещут на страны социализма. Поэтому партийные организации призваны воспитывать у коммунистов, у всех советских людей революционную бдительность, разоблачать идеологические диверсии империализма против Советского Союза и других социалистических стран. Этого требуют жизненные интересы социализма и коммунизма.

Мобилизация трудящихся на успешное решение задач по созданию материально-технической базы коммунизма, формирование научного мировоззрения, коммунистической морали у всех членов общества, воспитание всесторонне развитой личности –таковы цели идеологической работы партии, которые она ставит в период строительства коммунизма.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ

1. Что такое общественное сознание и почему оно выступает в различных формах?

2. В чем состоит разница между общественной психологией и идеологией, и какова их роль в историческом развитии?

3. В чем выражается активная роль идей в развитии общества?

4. Каковы основные формы общественного сознания, как они возникают и взаимодействуют друг с другом?

5. Какую роль играет социалистическая идеология в строительстве коммунизма?

 

ГЛАВА XIII. НАРОД – РЕШАЮЩАЯ СИЛА ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ. РОЛЬ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ В РЕВОЛЮЦИОННОМ ПРЕОБРАЗОВАНИИ ОБЩЕСТВА

Решение вопроса о месте и роли народных масс в истории общества имеет важное значение для правильного понимания законов его развития. Кто творит историю, кто является движущей силой развития общества – народные массы или отдельные выдающиеся личности? По этому вопросу в философии давно идут ожесточённые споры.

Идеологи эксплуататорских классов всячески стремятся принизить роль народных масс в истории. На первый план в общественной жизни они выдвигают сильную личность или избранную верхушку общества, так называемую элиту, из числа богатых и власть имущих. В противоположность этим реакционным взглядам марксизм-ленинизм научно доказывает, что главным творцом истории, движущей силой общественного развития являются народные массы. При этом марксистская философия не только не отрицает, но, напротив, всячески подчёркивает серьёзную роль личности в социальной жизни.

Ход общественного развития опроверг нелепый предрассудок, будто только имущие классы и их представители играют решающую роль в истории. История полностью подтвердила правильность учения марксизма-ленинизма о решающей роли народных масс в развитии общества.

 


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 258; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!