Возрастание роли народных масс – закон исторического развития



Роль народа в ходе прогрессивного развития человечества всё время возрастает. По мере увеличения масштабов социальных преобразований деятельность народных масс, принимающих в них участие, становится все более значительной. «Чем больше размах, чем больше широта исторических действий, – говорил В. И. Ленин, – тем больше число людей, которое в этих действиях участвует...»[130]. Это важнейший закон развития истории.

В классово-антагонистических формациях участие народных масс в общественном развитии ограничено. Эксплуатация человека человеком не даёт возможности полностью развернуться творческим силам народа. Эксплуататоры стремятся отстранить народные массы от активного участия в политической жизни общества и в развитии духовной культуры. Известно, например, что в условиях рабовладельческого строя рабы были полностью исключены из политической и духовной жизни общества. Немногим лучше было и положение крестьян при феодализме.

При капитализме влияние народных масс на жизнь общества значительно возрастает, особенно в экономической и политической областях. Это объясняется тем, что в капиталистическом обществе создаются материальные предпосылки для освобождения от социального гнёта. Развивается крупное машинное производство. В борьбу против эксплуатации включается рабочий класс – наиболее развитый и организованный класс современного общества, создающий свою собственную политическую партию. Будучи вооружён революционной марксистской идеологией, рабочий класс вовлекает широчайшие массы народа в борьбу за социализм.

Особенно полно творческие силы народа развёртываются в социалистическом обществе. С победой социализма создаются условия, которые открывают безграничные возможности для самого активного участия народных масс во всех областях жизни общества. Завоевание народом политической власти, уничтожение частной собственности, эксплуатации человека человеком, установление социалистических производственных отношений – всё это обусловливает небывалую творческую активность народа как в производственной, так и в политической и духовной деятельности. Именно при социализме, указывал В. И. Ленин, начинается «быстрое, настоящее, действительно массовое, при участии большинства населения, а затем всего населения, происходящее движение вперёд во всех областях общественной и личной жизни»[131].

В социалистическом обществе люди начинают по-новому относиться к труду. Забота об общем благе вызывает к жизни широкую творческую инициативу народных масс, кровно заинтересованных в развитии материального производства. Это нашло своё выражение уже в первых коммунистических субботниках, названных В. И. Лениным «великим почином», а затем в социалистическом соревновании, охватившем миллионы людей.

В условиях строительства коммунизма в нашей стране возникло замечательное движение за коммунистический труд под девизом: «Учиться жить и работать по-коммунистически». Глубокое понимание задач коммунистического строительства, горячее стремление ускорить их осуществление порождают в массах могучую творческую энергию и инициативу. Работники промышленности и сельского хозяйства активно борются за выполнение и перевыполнение народнохозяйственных планов. Их усилия направлены на повышение рентабельности производства, внедрение новой техники, укрепление трудовой дисциплины, повышение производительности труда и улучшение качества продукции, а также на совершенствование организации производства и управления им. «Победа коммунизма, – указывается в Программе КПСС, – зависит от людей, и коммунизм строится для людей. Каждый советский человек своим трудом приближает торжество коммунизма. Успехи коммунистического строительства несут изобилие и радостную жизнь всем, ещё выше поднимают могущество, честь и славу Советской Родины»[132].

В период строительства социализма и коммунизма возрастает роль народных масс в решении социально-политических задач. Завоевав политическую власть, народные массы нашей страны вступили на путь широкой общественной деятельности. Огромное количество тружеников советского общества вовлекается в активную политическую жизнь, в руководство хозяйственным и культурным строительством.

Широчайшие массы трудящихся нашей страны принимают самое непосредственное участие в управлении социалистическим государством. Так, действующий актив Советов и их разнообразных комиссий и комитетов насчитывает у нас многие миллионы человек. На всех предприятиях и стройках существуют постоянно действующие производственные совещания, в состав которых входят миллионы рабочих и служащих. Трудящиеся приобщены к управлению производством также через групповые, цеховые, фабрично-заводские и местные комитеты профсоюзов. Миллионы тружеников участвуют в деятельности органов народного контроля.

При социализме неизмеримо возрастает роль народных масс и в духовной жизни общества. Социалистический строй создаёт самые благоприятные условия для развития в этой области творческой инициативы масс. Если капитализм губит народные таланты, если люди из народа в условиях капитализма с трудом пробивают себе дорогу в науку, то в социалистическом обществе способности и таланты человека развёртываются во всю ширь. Из рядов рабочих и крестьян выросли многие крупные учёные. Да и сама интеллигенция при социализме в основном сформировалась из рабочих и крестьян. Все это опровергает выдумки идеологов империалистической буржуазии, будто «массовый человек» губит науку, которая якобы должна быть достоянием немногих «аристократов духа».

Особенно наглядно творческая роль народных масс в области развития науки и соединения её с производительным трудом проявляется в движении новаторов и рационализаторов производства. Можно назвать десятки тысяч имён рабочих-изобретателей, двигающих вперёд науку и технику.

Таким образом, социалистическое общество создаёт все условия для созидательного творчества народных масс во всех областях жизни. Благодаря творческой деятельности народа, руководимого Коммунистической партией, за 50 лет Советской власти в нашей стране достигнута полная и окончательная победа социализма и совершается переход к коммунизму.

 

Роль личности в истории

Вопрос о роли личности в истории по-разному решается философами-марксистами и буржуазными идеологами. Для последних характерны рассуждения о том, что «великими личностями» могут быть лишь «избранные» люди, представители так называемой элиты, которые якобы играют решающую роль в истории. Развитие общества истолковывается при этом либо как результат деятельности выдающихся людей – героев, полководцев и государственных деятелей, либо фаталистически, как проявление божьей воли, осуществляемой через «избранных» лиц.

Возвеличивая отдельную личность, идеологи эксплуататорских классов принижают роль народных масс. Так, например, современный американский социолог Э. Богардус объявляет народ «толпой», ничем по существу не отличающейся от стада животных, стаи птиц или косяка рыб. Буржуазные социологи видят в народных массах лишь слепую разрушительную силу, «величайший деморализующий фактор», который следует обуздать ради «спасения» цивилизации. Подобного рода взгляды и теории ненаучны и реакционны. Они являются клеветой на народные массы и извращают действительную роль личности в истории.

Утверждая, что решающей силой исторического процесса являются народные массы, марксизм вовсе не отрицает значения отдельной личности в общественном развитии. Подвергнув критике народников, которые заявляли, будто признание марксизмом исторической необходимости означает умаление роли личности в историческом развитии, В. И. Ленин писал: «...идея исторической необходимости ничуть не подрывает роли личности в истории: история вся слагается именно из действий личностей, представляющих из себя несомненно деятелей»[133].

Вопрос о роли личности в истории касается не только выдающихся деятелей, но и каждого человека, участвующего в историческом процессе. Ведь народные массы складываются из личностей, каждая из которых имеет свою индивидуальность и так или иначе участвует в общем деле, накладывает на него свой отпечаток. Массы не выполняли бы своей роли в истории, если бы составляющие их отдельные личности были безлики и пассивны.

Говоря о выдающихся деятелях, марксистская наука доказывает, что причиной их появления служит прежде всего историческая необходимость, потребности общественного развития, а в обществе, где существуют враждебные классы, и потребности классовой борьбы.

Тот или иной человек становится действительно выдающимся деятелем только при условии, что он наиболее правильно и полно выражает интересы передовых, прогрессивных сил общества. При этом немаловажную роль играют и личные качества человека, его способности, воля, талант, умение ориентироваться в событиях, самоотверженность в борьбе и т. д. Весь мир знает гениев революции, корифеев научной мысли, величайших политических деятелей К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина.

Появление великого человека не означает, что в определённый период общественного развития только эта личность может выполнить задачи, стоящие перед обществом. То, что в данной стране в данное время появляется именно этот великий человек, – дело случая. Задачи, которые он выполняет, может выполнить и другой человек, и он всегда находится, если для этого есть соответствующие предпосылки. «...Если бы, – писал Ф. Энгельс, – Наполеона не было, то роль его выполнил бы другой. Это доказывается тем, что всегда, когда такой человек был нужен, он находился: Цезарь, Август, Кромвель и т. д.»[134].

Выдающийся человек, действующий в тех или иных условиях, велик не потому, что он может изменить или остановить ход общественного развития, отменить объективно существующие законы природы и общества. Он велик потому, что открывает и познаёт эти законы и указывает пути их использования. Его деятельность является сознательным, свободным выражением необходимого естественного процесса. «Великий человек, – писал Г. В. Плеханов в статье «К вопросу о роли личности в истории», – является именно начинателем, потому что он видит дальше других и хочет сильнее других. Он решает научные задачи, поставленные на очередь предыдущим ходом умственного развития общества; он указывает новые общественные нужды, созданные предыдущим развитием общественных отношений; он берёт на себя почин удовлетворения этих нужд»[135].

Чем грандиознее задачи, стоящие перед тем или иным классом, чем прогрессивнее этот класс, тем крупнее и значительнее выдвигаемые им деятели. Крупные политические деятели могут выдвинуться и из среды реакционного класса. Но поскольку они действуют вразрез с прогрессивным развитием общества, то неизбежно сходят со сцены.

Какими бы выдающимися способностями не обладал тот или иной великий человек, он не в силах предопределять общее направление событий. Он может лишь в какой-то степени повлиять на эти события, изменить их форму. Поэтому нельзя переоценивать роль выдающихся личностей. Необходимо помнить, что главная движущая сила общества – это народные массы, миллионы «рядовых» людей.

Место и значение великой личности зависят от того, насколько её действия соответствуют объективным законам развития общества, от её связи с народными массами, а также от её индивидуальных качеств. Всякое преувеличение роли выдающейся личности в истории, противопоставление её народным массам не только неправильно теоретически, но может привести и к политическим просчётам и ошибкам на практике.

Материалистическое понимание истории несовместимо с культом личности. В основе культа личности лежит неправильный взгляд на роль личности в общественной жизни, в соответствии с которым тому или иному общественному деятелю приписываются все успехи народа, полная непогрешимость в действиях, способность направлять ход общественного развития. По существу это означает признание того, что выдающаяся личность может творить историю, не считаясь с объективными законами жизни общества.

Культ личности способен нанести значительный ущерб делу строительства социализма и коммунизма. Он ведёт к принижению роли трудящихся масс, умаляет значение партии как руководящей и направляющей силы в борьбе за социализм и коммунизм. Вместе с тем культ личности не может изменить природу социалистического строя, которая определяется объективными историческими закономерностями. КПСС решительно осудила культ личности и преодолела его последствия в нашей стране.

Критика отрицательных явлений, связанных с культом личности, не означает умаления великих завоеваний партии и советского народа в строительстве социализма. Она не означает также принижения роли и авторитета руководителей. «Рабочему классу, ведущему во всем мире трудную и упорную борьбу за полное освобождение, – писал В. И. Ленин, – нужны авторитеты...»[136].

 


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 405; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!