Марксистско-ленинская идеология и её роль в развитии общества



Марксистско-ленинская идеология представляет собой цельную, стройную систему философских, экономических и социально-политических взглядов. Её теоретической основой является диалектический и исторический материализм. Возникнув как мировоззрение рабочего класса, она становится в условиях социализма мировоззрением всего народа.

От всех предшествующих идеологий марксизм-ленинизм отличается своей научностью, прогрессивностью, революционностью, связью теории с практикой, творческим характером, партийностью. Научность марксистско-ленинской идеологии находит выражение в том, что она правильно отражает назревшие потребности жизни общества, раскрывает законы его развития и на основе познания этих законов теоретически обосновывает неизбежность гибели капитализма и его революционной замены коммунизмом.

Прогрессивный характер идеологии марксизма-ленинизма особенно отчётливо обнаруживается в тех целях и задачах, которые она ставит перед трудящимися: построение такого общества, где нет эксплуататоров и эксплуатируемых, где труд не только средство к жизни, но и первейшая потребность каждого человека, где между людьми существуют подлинно гуманные отношения.

Революционность марксистско-ленинской идеологии состоит в том, что в условиях капитализма она служит пролетариату руководством к действию, вооружает его знанием путей и средств разрушения эксплуататорского строя. После победы над буржуазией эта революционность проявляется в мобилизующей и организующей роли марксистской идеологии, в том, что она направляет народные массы на строительство социализма и коммунизма.

Опираясь на марксистско-ленинскую теорию, советский народ под водительством Коммунистической партии построил социализм. Марксистско-ленинская идеология, овладев сознанием трудящихся, ныне безраздельно господствует в Советском Союзе. В условиях строительства коммунизма роль марксистско-ленинской идеологии усиливается ещё больше. Её значение как руководящей и преобразующей силы возрастает во много раз.

Характерной чертой, одним из основных принципов марксистско-ленинской идеологии является принцип неразрывного единства революционной теории и практики. В этом единстве заключена непреоборимая сила идеологии рабочего класса и её коренное отличие от разных оппортунистических теорий – реформизма, ревизионизма и догматизма.

Марксизм-ленинизм – не догма, а руководство к действию. Он носит творческий характер и обогащается в ходе борьбы рабочего класса за новое, коммунистическое общество. В современную эпоху идеи марксизма-ленинизма, являясь обобщением опыта международного революционного рабочего движения и национально-освободительной борьбы народов против империализма, позволяют творчески решать коренные вопросы общественной жизни. В Советском Союзе и других социалистических странах эти идеи вдохновляют миллионы людей, строящих социализм и коммунизм.

В противоположность буржуазным философам, выступающим под флагом «беспартийности» и «объективизма», марксисты-ленинцы прямо и открыто признают классовый, партийный характер своей идеологии. Её партийность заключается в том, что она отстаивает интересы рабочего класса, борющегося за социализм и коммунизм, непримирима к враждебным и антинаучным теориям буржуазных идеологов, правых и «левых» ревизионистов.

Таковы содержание и значение марксистско-ленинской идеологии и её роль в жизни общества.

 

Формы общественного сознания

Общественное сознание, как уже отмечалось, проявляется, существует и развивается в таких различных формах, как политические, правовые взгляды, мораль, наука, философия, искусство, религия и т. д. Многообразие форм общественного сознания определяется многообразием самой объективной действительности. Каждая из этих форм отражает определённую сторону общественной жизни. Например, политические идеи отражают отношения между классами, государствами, нациями, мораль охватывает нравственные отношения между людьми и т. д.

Возникновение тех или иных форм общественного сознания обусловлено в конечном счёте соответствующими потребностями общественной жизни. Так, политическую идеологию вызвало к жизни появление частной собственности, классов и государства. Наука возникла тогда, когда развитие производства породило потребность в теоретических знаниях.

Каждая из форм общественного сознания по-своему отражает действительность. Если философия, например, отражает её в форме понятий и законов, то искусство отражает мир в художественных образах.

Формы общественного сознания отличаются по своему воздействию на жизнь общества. Наиболее сильное влияние на общественную жизнь оказывает политическая идеология, ближе всего стоящая к экономике общества. Вместе с тем следует иметь в виду, что в разные исторические эпохи в зависимости от конкретно-исторических условий на первый план могут выдвигаться и другие формы общественного сознания. Например, в средние века наиболее сильное влияние на общественную жизнь оказывала религия. В эту эпоху и политические идеи, и нравственность, и искусство принимали религиозную окраску.

Хотя формы общественного сознания и отличаются друг от друга, но вместе с тем между ними существуют тесная взаимосвязь и сложное взаимовлияние. Так, политическая форма общественного сознания оказывает очень сильное влияние на мораль, религию, философию и искусство, искусство влияет на мораль и т. д.

Рассмотрим более подробно основные формы общественного сознания.

Ф. Энгельс в работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» отмечал, что формы общественного сознания играют различную роль в формировании идеологических отношений людей. На первый план по своему значению здесь выдвигается политическая форма общественного сознания, политическая идеология.

Политическая идеология – это совокупность идей, определённых взглядов, отражающих отношения между классами, государствами, нациями. В ней находят выражение прежде всего интересы классов, их отношение к существующему общественному и государственному строю. Буржуазная политическая идеология, например, ставит своей целью доказать прочность и незыблемость устоев капиталистического общества, его государства и других организаций и учреждений. Напротив, цель и задачи пролетарской политической идеологии заключаются в расшатывании этих устоев и обосновании необходимости создания нового, коммунистического общества.

Каждый класс обычно имеет своих идеологов, которые и разрабатывают ту или иную политическую идеологию. Цели и задачи, сформулированные этими идеологами, находят своё воплощение в различных государственных и партийных документах, конституциях, программах, декларациях и т. п.

Политическая идеология имеет важнейшее значение в жизни общества. Она помогает тому или иному классу определить свои цели и задачи и разработать средства их осуществления. Весьма велико также её влияние на экономику и духовную жизнь общества, на другие формы общественного сознания. Нет, в сущности, ни одного вопроса, который решался бы без учёта его политической значимости.

Политическая идеология может играть прогрессивную или реакционную роль в развитии общества. Так, политика империалистической буржуазии реакционна и в настоящее время переживает глубокий кризис, отражающий кризис всей капиталистической системы. Буржуазия, указывается в Программе КПСС, уже не в состоянии выдвинуть идеи, которые могли бы увлечь за собой народные массы. Поэтому она пытается опорочить коммунизм и его благородные цели.

В противоположность буржуазной политической идеологии политическая идеология рабочего класса, находящая своё выражение в марксизме-ленинизме, играет прогрессивную роль. Марксизм-ленинизм стал властителем дум передового человечества. Чем дальше продвигается общество по пути прогресса, тем больше возрастает роль марксистско-ленинских идей в сплочении масс на борьбу за новый мир.

Особо важную роль политическая идеология играет в условиях социализма. Выражая интересы всех трудящихся, она объединяет и направляет их усилия на строительство коммунистического общества.

К политической идеологии весьма близко примыкают правовые взгляды и теории. Право, указывал К. Маркс, – это возведённая в закон воля господствующего класса.

Право, как и политика, возникает вместе с государством и носит классовый характер. Оно находит своё выражение в определённой системе законов, издаваемых государством. Эти законы имеют принудительный характер, т. е. их выполнение обязательно для всех членов общества. С помощью юридических законов господствующие классы охраняют существующий общественный порядок и свои материальные и другие интересы.

Если при капитализме право служит буржуазии как господствующему классу, то при социализме оно служит всем трудящимся, становится народным.

Представления людей о том, что законно и что незаконно, их взгляды на правовые нормы данного общественного строя или государства составляют их правосознание. В обществе, где имеются антагонистические классы, правосознание, как и право, носит классовый характер. Каждый класс по-своему рассматривает свои права и обязанности, по-своему оценивает, какие действия обязательны и какие необязательны, и т. д.

В антагонистических обществах правосознание господствующих классов направлено на закрепление существующих порядков. Буржуазия, например, старается внушить трудящимся, что буржуазное право якобы обеспечивает равноправие всех членов общества. Но это лишь формальное, декларативное равноправие. На словах здесь все равны перед законом, а на деле буржуазное право охраняет только интересы буржуазии. Фактически никакого надклассового справедливого права в капиталистическом обществе нет и быть не может. Примером могут служить антидемократические законодательства в США, ФРГ и других капиталистических странах.

В социалистическом обществе, для которого характерно социально-политическое и идейное единство, правосознание выражает интересы всего народа. Соблюдение законов при социализме обеспечивается авторитетом государства. Коммунистическая партия и Советское правительство постоянно заботятся об укреплении социалистической законности, о соответствии права социалистическому правосознанию. Советское социалистическое право строго охраняет интересы государства в целом и каждого советского гражданина в отдельности.

В социалистическом обществе в отличие от общества буржуазного огромную роль играет добровольное и сознательное соблюдение законов. Подавляющее большинство трудящихся сознает необходимость строго выполнять законы Советского государства, понимая, что эти законы служат интересам каждого советского человека.

Коммунистическая партия и Советское государство ведут огромную работу по воспитанию всех членов общества в духе уважения социалистического права и повышения ответственности советских людей за соблюдение законов. Наше государство направляет главные усилия на предотвращение преступлений. Вместе с тем оно строго карает нарушителей социалистической законности.

Советское правосознание играет большую роль в строительстве коммунизма, помогая ликвидировать пережитки капитализма, искоренять преступность, воспитывать у всех советских людей привычку добровольно соблюдать правила социалистического общежития.

В человеческом обществе существует множество правил и обычаев, следуя которым живут и работают люди. Некоторые из этих правил, как мы уже знаем, вырабатываются и охраняются государством и представляют собой нормы права. Люди обязаны выполнять их в силу закона. Другие правила опираются на общественное мнение, одобряются или не одобряются им. Это моральные правила. В них выражается отношение людей друг к другу и к обществу в целом. Совокупность таких правил, или норм, определяющих представления людей о том, что такое добро, зло, долг, честь, справедливость и т. п., называется моралью, или нравственностью.

Понятия долга, чести, совести, добра, зла, справедливости являются основными категориями морали. Исходя из этих категорий, общество, класс или социальная группа людей оценивают действия и поступки того или иного человека. Сам человек тоже производит оценку своих поступков на основе привитых ему моральных норм и вместе с тем испытывает чувства ответственности за эти поступки, чувства долга, чести, справедливости и т. п. Поэтому мораль включает в себя не только совокупность норм, правил поведения, но и определённые нравственные чувства.

Необходимость моральных норм обусловлена тем, что человек живёт в обществе, является его членом. Поэтому он не может и не должен поступать, исходя только из своих личных интересов, а обязан считаться с другими людьми и с обществом в целом. В соответствии с этим общество, класс и предъявляют к каждому своему члену определённые нравственные требования, которые он должен выполнять.

Как же возникают нормы морали? В идеалистических и религиозных теориях утверждается, что мораль возникла по велению бога или имеет своим источником «абсолютный разум», «всеобщий долг». На самом деле моральные правила порождаются условиями жизни общества, среди которых главными являются экономические отношения. Так, например, моральная заповедь «не укради», указывал Ф. Энгельс в своей книге «Анти-Дюринг», возникла только с появлением частной собственности. Изменение моральных взглядов определяется в конечном счёте изменением экономической структуры общества. Но на их формирование оказывают воздействие и другие факторы общественной жизни, например классовая борьба, а также другие формы общественного сознания – политические и правовые взгляды, искусство и т. д.

Определённые моральные требования и нормы возникли в условиях первобытнообщинного строя. Здесь ещё не было деления общества на классы, и поэтому все члены общества подчинялись единым нормам морали, покоившимся на коллективизме.

В классово-антагонистическом обществе, основой которого является частная собственность, мораль выражает интересы определённых классов и, следовательно, носит классовый характер. Первой формой классовой морали была мораль рабовладельцев, оправдывавшая эксплуатацию рабов. Древнегреческий философ Аристотель прямо указывал, что рабство «полезно и справедливо».

В рабовладельческой, феодальной и буржуазной формациях существует мораль эксплуататоров и мораль угнетённых, эксплуатируемых классов. При этом господствующей моралью является мораль господствующего класса, который держит в своих руках власть и владеет средствами производства. Каждый класс вкладывает разное содержание в такие понятия морали, как добро и зло, честь и бесчестье и т. д. Поэтому, например, в буржуазном обществе капиталист считает эксплуатацию добром, а рабочий – злом.

Можно, казалось бы, предположить, что каждый класс прав со своей точки зрения, с позиций своих классовых интересов и что поэтому нельзя найти объективный критерий, который дал бы возможность установить, чьи моральные нормы и принципы действительно справедливы. Однако такой критерий есть. Истинной моралью является та мораль, которая выражает интересы прогрессивных классов. Самой прогрессивной моралью, служащей интересам всего трудящегося человечества, является коммунистическая мораль. Это особенно хорошо видно, если сравнить её с буржуазной моралью.

Главным принципом буржуазной морали, в основе которой лежит частнокапиталистическая собственность, является крайний индивидуализм и эгоизм. Дух корысти, индивидуализма пронизывает все поры капиталистического общества. «Человек человеку волк», «или других грызи, или лежи в грязи» – таковы нравственные устои, которые господствуют в капиталистическом обществе. Нет такого преступления, на которое не пошёл бы капиталист ради своей наживы.

В современных условиях человеконенавистнический характер буржуазной морали находит особенно яркое проявление. Во имя сверхприбылей монополии приносят в жертву благополучие не только отдельных людей, но и целых народов. Монополисты выступают против разоружения, грозят миру новой истребительной войной.

Коммунистическая мораль коренным образом отличается от всякой эксплуататорской морали. Она является самой прогрессивной в истории человечества. Отвергая извращённую эгоистическую мораль эксплуататоров, коммунистическая мораль выражает интересы и идеалы всего трудящегося человечества. В ней воплощены простые нормы нравственности и справедливости, которые в прошлом, при господстве эксплуататоров, уродовались или бесстыдно попирались. Все лучшее, что выработано народными массами на протяжении тысячелетий в борьбе с социальным гнетом и нравственными пороками, нашло отражение в коммунистической морали – морали коллективизма.

Коммунистическая мораль возникла как мораль рабочего класса ещё в недрах капитализма, явившись одной из форм протеста против эксплуатации человека человеком. В ходе строительства социализма и коммунизма коммунистическая мораль обогащается новыми принципами, новым содержанием. В основе коммунистической нравственности, указывал В. И. Ленин, лежит борьба за укрепление и завершение коммунизма. В Программе КПСС сформулирован моральный кодекс строителя коммунизма, содержащий основные принципы коммунистической морали. В этих принципах отражены лучшие качества строителей коммунистического общества. К ним относятся:

преданность делу коммунизма, любовь к социалистической Родине, к странам социализма;

добросовестный труд на благо общества: кто не работает, тот не ест;

забота каждого о сохранении и умножении общественного достояния;

высокое сознание общественного долга, нетерпимость к нарушениям общественных интересов;

коллективизм и товарищеская взаимопомощь: каждый за всех, все за одного;

гуманные отношения и взаимное уважение между людьми: человек человеку – друг, товарищ и брат;

честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни;

взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей;

непримиримость к несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству;

дружба и братство всех народов СССР, нетерпимость к национальной и расовой неприязни;

непримиримость к врагам коммунизма, дела мира и свободы народов;

братская солидарность с трудящимися всех стран, со всеми народами[118].

Эти принципы начинают прочно входить в жизнь и быт советских людей.

Всеобщей нормой поведения тружеников социалистического общества становится главное требование морального кодекса – преданность делу коммунизма, любовь к социалистической Родине и странам социализма.

Труд на пользу общества, глубокое осознание общественного долга, чувство личной ответственности каждого за судьбу своего предприятия, колхоза и всего общества – всё это уже сейчас становится нравственной нормой для многомиллионных масс тружеников города и деревни. Роль сознательного труда в жизни общества неоднократно подчёркивал В. И. Ленин. Коммунизм и труд неотделимы друг от друга. Советские люди активно борются против тех, кто не желает трудиться, кто хочет брать от общества больше, чем даёт ему.

Труженики социалистического общества не проходят мимо фактов нерадивого отношения к народному добру. Они справедливо требуют сурового наказания для тех, кто повинен в преступной бесхозяйственности. Бережное отношение к общественной собственности, забота каждого о сохранении и умножении общественного достояния – это один из основных принципов морального кодекса, который все более прочно входит в жизнь советских людей.

Человек социалистического общества – гуманист. Девизом коммунистического гуманизма является принцип «человек человеку – друг, товарищ и брат». Коммунистический гуманизм по своим целям коренным образом отличается от гуманизма прошлого, ибо в нем отражается природа нового общественного строя, в центре внимания которого стоит человек с его потребностями. Он не ограничивается провозглашением благородных идеалов человечества, а требует полного проведения их в жизнь. Коммунистические идеалы – это не просто отвлечённые, абстрактные мечты о будущем, а призыв к активной революционной борьбе за счастье всех трудящихся.

Для коммунистического гуманизма характерна нетерпимость ко всему, что мешает свободе и счастью человека, непримиримость ко всем врагам человечества – к эксплуататорам, угнетающим народные массы, к захватчикам чужих территорий, к поджигателям войны. Коммунистический гуманизм – гуманизм народный, коллективистский. Он выражает интересы всего человечества и проникнут революционным оптимизмом, верой в светлое будущее.

Человек социалистического общества – патриот своего отечества. Он любит свою Родину, свой народ. Советский патриотизм интернационален. Братская солидарность с трудящимися стран социалистической системы, со всеми народами мира – характерная и неотъемлемая черта советских людей. Им ненавистна национальная и расовая нетерпимость, разжигаемая идеологами империализма.

Многим советским людям присущи такие черты морального облика человека коммунистического общества, как нравственная чистота, честность и правдивость, простота и скромность в общественной и личной жизни, уважение к семье, забота о воспитании детей, нетерпимость к несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству и другим пережиткам капитализма в сознании людей. Коммунистическая партия и впредь будет неустанно воспитывать советских людей в духе высоких принципов морального кодекса строителя коммунизма, делать все для того, чтобы эти принципы превратились в личные убеждения всех членов социалистического общества.

Окружающий человека мир отражается и в такой форме общественного сознания, как наука. Наука представляет собой определённую систему знаний людей о мире. Она изучает природу, общество, мышление и закономерности их развития. Специфика науки состоит в том, что она отражает мир в понятиях, законах и теориях. Выводы науки подтверждаются общественной практикой. Наука увеличивает власть человека над природой, расширяет его кругозор и показывает пути улучшения общественных отношений.

Мир по своей природе многосторонен, поэтому существует множество разных наук. Одни из них (например, математика, физика, химия, биология, геология и т. д.) изучают закономерности развития природы и называются естественными науками, другие (например, история, политическая экономия) изучают общественную жизнь и носят название общественных наук. Каждая из наук имеет свой предмет и свои методы исследования, которые определяются характером изучаемой данной наукой области действительности.

Естественные науки не являются классовыми. Нет, например, буржуазной или пролетарской математики, физики или химии. Однако нужно иметь в виду, что истолкование научных открытий может носить классовый характер и полученные научные результаты часто используются различными классами в разных целях.

Общественные науки в классовом обществе имеют классовый характер. Мы говорим, например, о буржуазной политической экономии. Её назначение – служить своему классу, защищать его интересы. Так же обстоит дело, скажем, и с буржуазной философией и социологией, которые рьяно защищают интересы монополистического капитала, оправдывают его существование и клевещут на социалистический строй.

Возникновение наук обусловлено потребностями материальной жизни общества. Так, например, появление первоначальных сведений по математике, механике, астрономии было связано с необходимостью измерения земельных площадей, ёмкости сосудов, со строительством оросительных каналов, плотин, с проблемой определения местоположения на суше и на море.

Вначале знания людей были разрозненными, случайными и ещё не составляли науку, поскольку описывали только внешние, более или менее устойчивые зависимости явлений. Наука как форма общественного сознания, как система научных знаний появилась только в рабовладельческом обществе, когда произошло отделение умственного труда от физического, когда выделилась определённая группа людей, которая начала заниматься лишь умственным трудом, в том числе специально научными исследованиями.

Наука играет огромную роль в жизни общества. Она способствует развитию производительных сил, созданию материальных и духовных благ, помогает бороться с различного рода предрассудками и суевериями. Однако социальная роль науки, темпы и характер её развития зависят от характера общественного строя, от тех экономических и политических отношений, которые существуют в обществе, от того, идёт ли этот строй по восходящей линии, по пути прогресса, или же, наоборот, отживает свой век.

В условиях капитализма многие открытия науки используются против народа, в интересах капиталистов. В настоящее время целый ряд новейших научных достижений превратился в руках империалистов в угрозу безопасности человечества. В отличие от этого в социалистическом обществе наука служит народу. С её помощью преобразуется лицо Земли, осушаются болота и орошаются пустыни, изобретаются высокопроизводительные машины, открываются новые источники энергии, создаются новые виды растений и породы животных. И все это – во имя и для блага человека.

Говоря о различном использовании открытий науки при капитализме и при социализме, В. И. Ленин отмечал: «Раньше весь человеческий ум, весь его гений творил только для того, чтобы дать одним все блага техники и культуры, а других лишить самого необходимого – просвещения и развития. Теперь же все чудеса техники, все завоевания культуры станут общенародным достоянием, и отныне никогда человеческий ум и гений не будут обращены в средства насилия, в средства эксплуатации»[119].

Социализм открыл безграничные возможности для развития науки. В социалистическом обществе действует ряд факторов, которые способствуют её более успешному развитию по сравнению с наукой в условиях капитализма.

Во-первых, наука при социализме опирается на диалектический и исторический материализм – единственно научное мировоззрение и всеобщий метод познания природы и общества.

Во-вторых, социалистическая наука является подлинно народной. Она не отгораживается от народа, а верно служит ему. В то же время народ получает при социализме широкий доступ в науку. Так, в СССР имеются десятки тысяч новаторов, изобретателей и рационализаторов производства. Многие наши учёные и целые научно-исследовательские институты ведут большую работу непосредственно на предприятиях, в колхозах и совхозах.

В-третьих, для социалистической науки характерна планомерность развития, вытекающая из планового характера социалистического производства.

В-четвертых, всяческое содействие развитию науки оказывают коммунистическая партия и социалистическое государство. Они концентрируют её усилия на наиболее важных участках народного хозяйства, заботятся о создании необходимых условий научным работникам.

Наука прочно вошла в повседневную действительность социалистического общества. Не случайно советская наука добилась выдающихся успехов в различных отраслях знания. Не случайно советские учёные первыми проложили дорогу в космос. «Дело чести советских учёных, – говорится в Программе КПСС, – закрепить за советской наукой завоёванные передовые позиции в важнейших отраслях знания и занять ведущее положение в мировой науке по всем основным направлениям»[120].

Вступление Советского Союза в период строительства коммунизма поставило перед наукой новые грандиозные задачи. Эти задачи ясно сформулированы в Программе КПСС, в решениях пленумов ЦК КПСС и съездов партии.

В интересах коммунистического строительства необходимо развивать науки, связанные с созданием материально-технической базы коммунизма. Это касается прежде всего математики, как теоретической, так и прикладной, вычислительной техники, механики, ядерной физики, физики твёрдого тела, химии и биологии. Теоретические исследования в области электрификации, комплексной механизации и автоматизации производства, транспорта, связи, химизации важнейших отраслей народного хозяйства, использования атомной и других видов энергии обеспечат технический прогресс и высокий уровень развития производительных сил, необходимый для создания изобилия материальных благ. Всё это означает, что естественные науки становятся важнейшим фактором развития производства.

Огромное значение естественных наук в жизни нашего общества подчёркивается в решениях XXIII съезда КПСС, отметившего, что наука в условиях строительства коммунизма все больше и больше выступает как непосредственная производительная сила. Съезд чётко определил задачи естественных наук и роль учёных в их развитии. «Деятельность наших учёных, – указывается в резолюции съезда, – должна быть направлена на дальнейшее решение актуальных научных проблем современности, на всемерное ускорение научно-технического прогресса, быстрейшее внедрение результатов научных исследований в народное хозяйство, обеспечение высоких темпов роста производительности труда»[121].

Поскольку в условиях строительства социализма и коммунизма стихийное экономическое развитие уступает место сознательной организации производства и всей общественной жизни, постольку особое значение в социалистическом обществе приобретают общественные науки. Представляя собой научную основу руководства развитием общества, общественные науки призваны изучать и теоретически обобщать практику коммунистического строительства, исследовать основные закономерности развития социализма и перерастания его в коммунизм, разрабатывать проблемы коммунистического воспитания.

Важнейшей задачей в области общественных наук является разработка проблем экономики, философии, социологии, истории и права в тесной связи с практикой коммунистического строительства. Советские учёные призваны всесторонне исследовать направление и характер процесса формирования коммунистических общественных отношений, проблемы совершенствования государственного строя и развития социалистической демократии, формы и методы хозяйствования, научной организации труда, методы коммунистического воспитания и другие вопросы. Они должны разоблачать буржуазную идеологию и решительно бороться против современного реформизма, ревизионизма и догматизма.

Обширной областью духовной жизни общества является искусство. Сюда относятся художественная литература, музыка, живопись, скульптура, хореография (искусство танца), театр, кино и т. д.

Задача искусства состоит в том, чтобы раскрыть эстетические качества явлений действительности независимо от того, какая сторона этой действительности берётся – пейзаж, событие общественной жизни, человеческий характер и т. д. Искусство позволяет эстетически осознать и оценить эти явления в соответствии с определённым социально-эстетическим идеалом.

Искусство отличается от других форм общественного сознания способом отображения действительности. Если наука отражает природу и общество в форме понятий, законов, то искусство отображает их в форме художественных образов.

Искусство воспроизводит жизнь, однако делает это не механически. Оно даёт не зеркальное отображение жизни, не простое описание действительности, а такое отражение, в котором вскрывается существенное, типическое в явлениях. Так, характерные черты убеждённого революционера раскрыты в образе Павла Власова из романа Л. М. Горького «Мать». Эти черты присущи не только рабочему П. А. Заломову, послужившему прототипом данного образа, но и многим другим революционерам.

Искусство возникло из потребностей общественной жизни людей, из общественно-исторической практики, преобразующей мир. В процессе производства материальных благ человек не только переделывает природу, но и развивает свои собственные способности и творческие силы. Необходимость преобразования природы порождает эстетическое отношение человека к миру, ибо создаваемые им вещи обладают не только материальной, но и эстетической ценностью, т. е. заставляют его испытывать эстетическое наслаждение.

Вначале искусство было непосредственно вплетено в производственную деятельность. Об этом свидетельствуют рисунки на скалах и на стенах пещер, изображающие сцены охоты, рыбной ловли. Затем, по мере того как происходило разделение умственного и физического труда, связь искусства с производством становилась сложнее. Искусство отделилось от непосредственной материальной деятельности, хотя в конечном счёте и определяется ею. Оно стало особой формой общественного сознания. Именно в это время и появляется эстетический идеал. Люди научились понимать и ценить прекрасное в соответствии с этим идеалом.

Высокохудожественные произведения искусства помогают людям познавать мир. Познавательная роль искусства состоит в том, что через определённые художественные образы человек глубже, полнее воспринимает конкретно-историческую обстановку, общественные отношения, политические интересы, идеи и чувства людей. Так, например, знакомясь с образами помещиков и крестьян, созданными замечательными русскими писателями А. И. Герценом, Н. Г. Чернышевским, Н. А. Некрасовым, М. Е. Салтыковым-Щедриным, мы можем наглядно представить себе все ужасы крепостнического строя.

Искусство является не только средством познания мира, но и орудием его преобразования. Передовое, прогрессивное искусство всегда способствовало уничтожению старых, отживающих общественных отношений, замене их новыми. В этой связи достаточно вспомнить искусство эпохи Возрождения, пришедшее на смену мрачному религиозному искусству средних веков.

Искусство учит видеть в окружающих явлениях их внутреннюю суть, ценить их эстетические качества и наслаждаться ими. Оно не только обогащает людей знанием жизни, но и направляет их деятельность, формирует их мировоззрение, воспитывает их в соответствии с требованиями общества.

Искусство имеет классовый, партийный характер. «Чистого» искусства нет и быть не может. В антагонистическом обществе развитие искусства происходит под воздействием классовой борьбы и под влиянием других форм общественного сознания – политики, морали и т. п. Каждый класс стремится использовать возможности искусства в своих интересах, для выражения своего миросозерцания. Поэтому каждое произведение искусства несёт отпечаток определённых классовых интересов и эстетических идеалов.

Идеологи буржуазии утверждают, что в капиталистическом обществе искусство якобы носит «надклассовый» характер и что деятели искусства будто бы «свободны» и «независимы» в своих поступках. В действительности же при капитализме нет и не может быть никакого «надклассового» искусства. «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя, – писал В. И. Ленин.– Свобода буржуазного писателя, художника, актрисы есть лишь замаскированная (или лицемерно маскируемая) зависимость от денежного мешка, от подкупа, от содержания»[122].

В обществе, разделённом на враждебные классы, искусство всегда служит идейным оружием в классовой борьбе. Так, например, когда буржуазия шла к власти, она поддерживала передовое, реалистическое искусство, способствовавшее борьбе с феодальной идеологией. Тогда было создано немало выдающихся художественных произведений, которые и до настоящего времени не утратили своей ценности и вошли в золотой фонд человечества.

Однако после того, как капиталистическое общество окончательно утвердилось, а затем вступило в свою последнюю, империалистическую стадию, буржуазия стала враждебно относиться к передовому искусству, противопоставляя ему искусство реакционное, пропитанное духом пессимизма, упадочничества, разложения. В мире буржуазного искусства возникли многочисленные субъективистские и формалистические школы и направления вроде абстракционизма в живописи, провозглашающие независимость искусства от действительности и видящие его источник в некоем подсознательном начале. Такое искусство отражает страх буржуазии перед грядущей гибелью, несёт на себе печать бесперспективности.

Современное буржуазное искусство характеризуется такими чертами, как антинародность, безыдейность, человеконенавистничество, национализм и расизм, призыв к военным авантюрам и колониальным захватам. Оно разжигает в людях самые низменные страсти, стараясь вытравить из их сознания всё человеческое.

Конечно, было бы неправильным считать, что всё современное буржуазное искусство полностью реакционно. Среди его представителей имеются писатели и художники, которые правдиво изображают жизнь капиталистического общества. Так, например, художники США Рокуэлл Кент и Джон Слоун в своих произведениях утверждают правду жизни и опровергают гнилую теорию, будто искусство, сотканное из ночных кошмаров, правильно отражает социальную действительность. Деятели искусства, подобные Кенту и Слоуну, есть и в других капиталистических странах.

Высшей ступенью в развитии мирового искусства является искусство социалистического общества. Оно возникло на основе революционной деятельности рабочего класса и выступает как законный преемник всего лучшего, что было создано в искусстве на протяжении истории человечества. Социалистическое искусство – самое передовое, прогрессивное искусство в мире. Оно глубоко оптимистично и носит жизнеутверждающий характер. Задачей социалистического искусства является отображение великого процесса рождения нового, коммунистического общества, создание образов тех людей, которые строят это общество, пропаганда художественными средствами идей социализма и коммунизма. Социалистическое искусство стремится увидеть всё новое в нашей жизни, талантливо и ярко показать красоту мира, в котором мы живём, величие целей и идеалов нового общества. Вместе с тем оно гневно разоблачает и бичует имеющиеся в нашем обществе недостатки.

Основной особенностью социалистического искусства является то, что его теоретической основой служит диалектический и исторический материализм, а в качестве творческого метода выступает социалистический реализм – самый передовой способ отображения действительности в произведениях искусства. Характерными чертами социалистического искусства являются правдивость, гуманизм, оптимизм, вера в светлое будущее человечества.

Социалистическое искусство глубоко народно, ибо оно служит народу, выражает в художественной форме его думы и чаяния. Искусство при социализме народно и потому, что народ сам принимает огромное участие в художественном творчестве. В. И. Ленин считал, что в служении народу состоит высший смысл искусства. «Искусство, – говорил он, – принадлежит народу. Оно должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу широких трудящихся масс. Оно должно быть понятно этим массам и любимо ими. Оно должно объединять чувство, мысль и волю этих масс, подымать их. Оно должно пробуждать в них художников и развивать их»[123].

Народность социалистического искусства тесно связана с его партийностью. Искусство при социализме выражает и защищает интересы трудящихся, активно борется с безыдейностью, аполитичностью, формализмом и абстракционизмом.

Искусство в социалистическом обществе развивается не стихийно, не самотёком. Его развитием руководит коммунистическая партия. В постановлениях и решениях ЦК КПСС по вопросам идеологической работы, в приветствиях съездам художников, композиторов, писателей партия намечает пути развития социалистического искусства, раскрывает его роль в коммунистическом строительстве, в деле воспитания советских людей в духе коммунизма.

В Программе КПСС отмечается, что в период строительства коммунистического общества роль советского социалистического искусства неизмеримо возрастает. «Главная линия в развитии литературы и искусства, – говорится в ней, – укрепление связи с жизнью народа, правдивое и высокохудожественное отображение богатства и многообразия социалистической действительности, вдохновенное и яркое воспроизведение нового, подлинно коммунистического, и обличение всего того, что противодействует движению общества вперёд»[124]. Это значит, что социалистическое искусство должно мобилизовать весь советский народ на строительство коммунистического общества. Оно призвано также воспитывать нового человека, преданного делу коммунизма, способного бороться за коммунизм.

Искусство должно воспитывать у советских людей чувство понимания подлинно прекрасного, утверждать все лучшее, доброе, честное, правдивое. Вместе с тем оно призвано воспитывать чувство ненависти ко всему низкому, бесчестному, учить людей бороться со злом.

Коммунистическая партия всегда проявляла и будет проявлять заботу о развитии литературы и искусства. Она направляла и будет направлять деятельность творческих организаций и оказывать им всемерную поддержку. При этом она неизменно руководствуется принципом партийности искусства, классового подхода к оценке всего, что делается в области культуры. Ведь искусство и литература – это важная часть великого общепролетарского дела. Поэтому партия поддерживает передовое искусство, утверждающее веру в наши идеалы, и ведёт борьбу против всех проявлений чуждой нам идеологии. Вместе с тем партия выступает против администрирования и произвольных решений в вопросах искусства.

Сознание людей всегда отражает объективный мир. Однако это отражение может быть истинным или ложным. Формой общественного сознания, которая уродливо, искажённо, ложно отражает материальную действительность, является религия. «...Всякая религия, – писал Ф. Энгельс, – является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, – отражением, в котором земные силы принимают форму неземных»[125].

Религия возникла в первобытном обществе. Первобытный человек, будучи беспомощным перед действиями грозных сил природы, не умея объяснить причины её стихийных явлений, а также болезней, смерти, приписывал все это действию каких-то сверхъестественных, неземных сил. Так появилась вера в богов, поклонение им. Затем возникли различные обряды (жертвоприношения, молитвы) – так называемый религиозный культ. Вместе с культом появились и его служители – шаманы, жрецы, попы, взявшие на себя обязанность совершать различного рода религиозные обряды, соблюдать религиозные традиции и верования.

Следует отметить, что религия возникает и сохраняется не только благодаря бессилию и страху людей перед стихийными явлениями природы. Так было лишь в первобытном обществе, где главная причина религии заключалась в низком уровне развития производительных сил. В тех же обществах, где имеются противоположные классы, религию порождают и поддерживают и другие причины, имеющие социальный характер. Этими причинами являются бессилие эксплуатируемых перед властью угнетателей и наличие стихийных общественных сил, разрушительное действие которых нисколько не меньше, чем действие стихий природы.

В. И. Ленин писал, что бессилие эксплуатируемых в борьбе с эксплуататорами так же неизбежно порождает веру в лучшую загробную жизнь, как бессилие дикаря в борьбе с природой порождает веру в богов, чертей, чудеса и т. п. Достаточно указать, например, на действие закона конкуренции и анархии производства при капитализме, вызывающего кризисы перепроизводства и несущего неисчислимые бедствия трудящимся. Страх перед слепой силой капитализма, грозящего на каждом шагу жизни трудящихся, страх превратиться в нищего и умереть с голоду В. И. Ленин считал главной причиной религии в капиталистическом обществе. Эксплуатация, неуверенность в завтрашнем дне, бесчисленные войны и связанные с ними лишения вынуждают забитые и угнетённые массы обращаться к богу, к религии, обещающей спасение от всех невзгод.

Религия по самой своей сущности реакционна и несовместима с наукой. Если наука опирается на факты, помогает людям познавать законы природы и общественной жизни, использовать эти законы в интересах людей, то религия покоится на выдумке, на фантастическом, искажённом отражении действительности, на слепой вере в сверхъестественное. Она обрекает людей на пассивность, сковывает их творческую инициативу.

Религия служила и сейчас продолжает служить эксплуататорам. Она является сильнейшим орудием духовного гнёта и идейного порабощения трудящихся. К. Маркс называл религию опиумом для народа, а В. И. Ленин писал, что она представляет собой род духовной сивухи. Религия помогает эксплуататорам держать трудящихся в повиновении, проповедует непротивление злу насилием, внушает народным массам идею о вечности и незыблемости эксплуататорских порядков, задерживая тем самым ход развития общества по пути прогресса.

Религия оставила кровавый след в истории. Во имя бога в средние века были сожжены такие великие учёные, как Джордано Бруно, Мигель Сервет и др. Во имя бога проводились крестовые походы и религиозные войны, ставившие своей целью грабежи и захват чужих земель. Церковь благословила Гитлера на войну против Советского Союза. Религиозные фанатики и в наши дни готовы оправдать человеконенавистнические планы западногерманских реваншистов. Глава евангелистской церкви Западной Германии епископ Дебелиус прямо заявил, что, дескать, применение водородной бомбы не является с христианской точки зрения таким уж страшным делом.

В современную эпоху, не будучи в силах прямо выступать против выводов науки, церковь пытается использовать эти выводы для обоснования религиозных догм. Она стремится привести своё учение в соответствие с новейшими научными открытиями.

Религия как форма общественного сознания не вечна. Было время, когда религии не существовало, и настанет время, когда её не будет.

В социалистическом обществе, где ликвидированы частная собственность и эксплуататорские классы, уничтожена основная социальная база, на которой покоится религия. Однако религиозные взгляды ещё имеют при социализме распространение. Некоторые люди в социалистическом обществе продолжают верить в бога и загробную жизнь, соблюдают различные религиозные обряды – крестины, венчание, молебны, религиозные праздники и т. п.

Почему же в социалистическом обществе ещё сохраняются религиозные воззрения? Это обусловлено следующими причинами. Во-первых, религиозные взгляды продолжают существовать при социализме в силу отставания общественного сознания от общественного бытия. Крепко укоренившиеся в прошлом религиозные привычки, обряды и обычаи, несмотря на исчезновение породивших их условий, все ещё живы и оказывают влияние на часть людей. Достаточно случиться какому-либо стихийному бедствию, трагедии в личной жизни, как эти люди начинают искать утешение в религии. Не удивительно, что они легко становятся добычей церковников и сектантов.

Во-вторых, на существование и оживление религиозных предрассудков в социалистическом обществе оказывает известное влияние буржуазная идеология, проникающая в самых различных формах из-за рубежа, а также деятельность церкви и самих верующих в нашей стране.

В-третьих, существование религиозных пережитков при социализме объясняется недостатками в организации антирелигиозной пропаганды и в научно-атеистическом воспитании трудящихся.

Из всего этого следует, что религиозные пережитки и предрассудки сами собой не исчезнут. С ними необходима активная борьба. Коммунистическая партия рассматривает борьбу против религии и религиозных пережитков как идеологическую борьбу научного, материалистического мировоззрения против антинаучного, религиозного мировоззрения. Религию нельзя преодолеть административными мерами, насилием и запретом. Здесь требуется терпеливое разъяснение несостоятельности религиозных верований, опирающееся на достижения современной науки. Основным средством преодоления религиозных пережитков является вовлечение народных масс в коммунистическое строительство и всемерное развёртывание научно-атеистической пропаганды и агитации. Большую роль в этом деле играет школа.

Повышение материального и культурного уровня жизни народа и усиление научно-атеистической пропаганды постепенно приведут к полному отмиранию религиозных пережитков в нашей стране.

 


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 2827; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!