Что такое общественное сознание



Общественное сознание – это духовная жизнь общества, т. е. политические, правовые, нравственные, научные, философские, эстетические идеи, взгляды и теории, религиозные представления, а также социальные чувства, настроения, привычки и нравы людей, в которых отражается их общественная жизнь.

Как же возникает общественное сознание? Отвечая на этот вопрос, идеалисты пытаются доказать, что причина возникновения общественных взглядов и теорий находится либо в сознании людей, либо в какой-то потусторонней силе, т. е. в боге. И в том и в другом случае истоки общественного сознания рассматриваются в отрыве от материальной жизни общества. Подобная точка зрения извращает действительную картину возникновения общественного сознания.

К. Маркс и Ф. Энгельс, подвергнув критике антинаучные идеалистические взгляды, показали, что причины возникновения общественного сознания следует искать не в головах людей, а в способе производства материальных благ. Общественное сознание обусловлено материальными производственными отношениями, оно возникает в процессе социальной практической деятельности людей. Это значит, что общественное бытие первично, а общественное сознание вторично. «Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание»[116].

Общественное сознание отражает общественное бытие. Каковы материальная жизнь общества, его способ производства, производственные отношения, таковы идеи и взгляды людей. Если, например, при капитализме существуют одни общественные идеи и теории, взгляды и настроения, а при социализме другие, то это объясняется тем, что победа социализма коренным образом изменила общественное бытие людей, создала новые производственные отношения. Так, в капиталистическом обществе, где производственные отношения покоятся на частной собственности на средства производства, основу морали господствующих классов составляет принцип индивидуализма. При социализме, где производственные отношения основаны на общественной социалистической собственности, мораль является коллективистской. Следовательно, с изменением общественного бытия изменяется и общественное сознание, причём изменение общественного бытия является причиной изменения общественного сознания.

Общественное сознание не существует оторванно от сознания отдельных людей, т. е. независимо от индивидуального сознания. Ведь общество состоит из обладающих сознанием индивидов (личностей), принадлежащих к определённому классу или к какой-либо социальной группе. Вместе с тем индивидуальное сознание по своему содержанию является выражением общественного сознания. Например, в сознании каждого советского человека находят выражение такие существенные черты общественного сознания, как преданность делу коммунизма, своей социалистической Родине, забота о сохранении и умножении общественного богатства и т. д.

Общественное сознание подразделяется на общественную психологию и идеологию. Общественная психология включает в себя чувства, настроения, привычки, переживания классов, наций, отдельных социальных групп. Обычно общественная психология складывается стихийно, в процессе повседневной практической деятельности людей. Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что она является психологией того или иного класса или какой-либо социальной группы и отражает общие черты их бытия. Поэтому и говорят о психологии ремесленника, крестьянина, мелкого буржуа и т. п.

Вместе с тем интересы классов, их положение выражены в общественной психологии смутно, неоформленно. Так, повседневные условия жизни в капиталистическом обществе формируют у пролетариата чувство ненависти к эксплуататорам, ощущение необходимости борьбы за улучшение своего положения. Однако эти чувства не могут подняться до научного осознания коренной противоположности интересов пролетариата и буржуазии.

Общественную психологию как одну из сторон общественного сознания не следует смешивать с идеологией. Идеология представляет собой совокупность идей и взглядов, которые в теоретической систематизированной форме отражают общие условия существования класса, социальной группы или общества в целом.

В отличие от общественной психологии идеология, во-первых, включает в себя определённые политические, правовые, нравственные, эстетические и философские взгляды, идеи и теории, сложившиеся у людей в процессе конкретно-исторической практики, а во-вторых, формируется сознательно идеологами того или иного класса. Например, идеологией рабочего класса является марксизм-ленинизм – стройная научная система взглядов, созданная К. Марксом и Ф. Энгельсом на основе классовой борьбы пролетариата и развитая В. И. Лениным.

В обществе, где существуют различные антагонистические классы, имеют место и разные идеологии. Каждый класс вырабатывает свою систему взглядов, идей, понятий, отражающих его положение в обществе и его интересы. Так, например, в капиталистическом обществе имеются буржуазная и пролетарская идеологии, коренным образом отличающиеся друг от друга по своим целям и задачам. Это и понятно. В классово-антагонистическом обществе не может быть какой-то единой идеологии, так как классовые интересы эксплуататоров и эксплуатируемых противоположны. Здесь главенствует идеология того класса, которому принадлежат средства производства и политическая власть. Господствующий класс навязывает свою идеологию всеми доступными ему средствами: через радио, телевидение, прессу и т. п.

С господствующей идеологией борется идеология эксплуатируемых классов. Идеологическая борьба в условиях антагонистического общества получила своё высшее развитие с возникновением марксизма – научной идеологии пролетариата.

Классовость идеологии означает её партийность. Эксплуататорские классы, и особенно буржуазия, пытаются опровергнуть партийный характер идеологии, представить свою идеологию как «беспартийную», «надклассовую», «народную». На самом же деле, прикрываясь флагом «беспартийности», «аполитичности», буржуазия защищает свои корыстные интересы, систему наёмного рабства, разжигает национальную рознь, проводит политику колониальных захватов, грабительских войн. Будучи идеологией отживающего, умирающего класса, буржуазная идеология противоречит интересам народа и общественному развитию. В современных условиях она направлена против сил прогресса, и прежде всего против социализма, коммунизма. «Главное идейно-политическое оружие империализма, – указывается в Программе КПСС, – антикоммунизм, основным содержанием которого является клевета на социалистический строй, фальсификация политики и целей коммунистических партий, учения марксизма-ленинизма»[117].

Классовый характер идеологии не означает, что идеология данного класса всегда остаётся неизменной. Она зависит от условий, места и времени, а также от того, интересы какого класса находят в ней выражение. Мы знаем, что на определённой ступени своего развития буржуазия являлась прогрессивным классом по сравнению с феодалами-крепостниками, и тогда идеологи буржуазии выступали с передовыми идеями и теориями, так как выражали потребности развития общества. Но когда на путь самостоятельной политической борьбы вступил пролетариат – борец за социализм и коммунизм, буржуазия начала играть реакционную роль и её идеология также стала реакционной, искажающей действительный ход событий.

В отличие от идеологии буржуазии идеология рабочего класса, марксизм-ленинизм, верно отображает действительность, ибо классовые интересы пролетариата совпадают с объективным ходом истории. Главные цели и задачи пролетариата выражают коренные интересы всех трудящихся. Рабочий класс заинтересован в познании всех сторон, процессов и законов общественной жизни. Поэтому пролетарская идеология, т. е. марксизм-ленинизм, является одновременно и партийной, и глубоко научной идеологией.

 


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 284; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!