Происхождение государства и его сущность в эксплуататорском обществе



Как свидетельствует история, государство существовало не всегда. Так, например, при первобытнообщинном строе его не было, и делами общества управляли выборные, наиболее уважаемые члены общины или рода (старейшины, вожди).

Почему же возникло государство? Идеологи эксплуататорских классов давали и дают на этот вопрос самые разнообразные ответы. Одни из них считают государство божественным установлением, другие рассматривают его как результат договорённости между людьми, третьи утверждают, что возникновение государства объясняется психологическими причинами. Однако все эти объяснения не имеют ничего общего с действительностью.

Подлинные причины возникновения государства следует искать в развитии материального производства, которое привело к появлению частной собственности, имущественного неравенства и расколу общества на два враждебных класса – эксплуататоров и эксплуатируемых. Эксплуататорский класс, будучи владельцем средств производства, захватил господствующее положение в обществе. Для закрепления этого положения, охраны богатств и привилегий эксплуататоров понадобился специальный аппарат, которым и явилось государство. Возникновение государства свидетельствовало об острейшей борьбе между враждебными классами и о непримиримости классовых противоречий.

Таким образом, государство является в эксплуататорском обществе политической организацией экономически господствующего класса, предназначенной для подавления угнетённых классов. Определяя классовую сущность эксплуататорского государства, В. И. Ленин в своей лекции «О государстве» говорил: «Государство – это есть машина для поддержания господства одного класса над другим»[95].

Вместе с государством возникает и право. Право представляет собой совокупность норм (законов) поведения людей в обществе. Эти нормы устанавливаются государством, и их выполнение обязательно для каждого члена общества. В эксплуататорском обществе право всегда выражает волю эксплуататоров.

Марксистско-ленинское учение о государстве опровергает измышления современных буржуазных идеологов, стремящихся представить империалистическое государство как надклассовое, «народное», как «государство всеобщего благоденствия». Это учение разоблачает также реформистов и ревизионистов, пытающихся идеализировать государство монополистической буржуазии, затушевать классовые противоречия, доказать, что современное буржуазное государство будто бы развивается по социалистическому пути. Марксизм-ленинизм убедительно показал, что империалистическое государство является диктатурой монополистической буржуазии.

Государство характеризуется двумя основными признаками – организацией населения по территориальному принципу и наличием публичной (общественной) власти. Главным из этих признаков является публичная власть, которая в эксплуататорском обществе отделена от народа и стоит над ним как сила, выражающая интересы господствующего класса.

Государственная (публичная) власть осуществляется при помощи особых отрядов вооружённых людей – армии, полиции и т. п. Орудиями государственной власти служат также бюрократический аппарат управления с многочисленным штатом чиновников, суд, прокуратура, имеющие такие вещественные придатки, как тюрьмы, концлагеря. В капиталистическом обществе орудиями власти являются и представительные учреждения (парламент). Содержится весь этот громоздкий государственный аппарат за счёт взимаемых с населения налогов.

По мере обострения классовых противоречий между эксплуататорами и эксплуатируемыми государственная машина чудовищно разрастается. В наше время примером громадного роста государственного аппарата являются США, где чиновничество и военщина опутали всю страну подобно гигантскому спруту.

Классовая сущность государства выражается в его функциях. Таких функций у государства две – внутренняя и внешняя. Внутренняя функция является главной. В антагонистическом обществе она направлена на подавление эксплуатируемых масс. Внешняя функция вытекает из внутренней, продолжает, дополняет её. Назначение этой функции у эксплуататорского государства сводится к захвату чужих территорий и защите своих земель от нападения со стороны других государств.

Государства различаются по своему типу и формам. Тип государства определяется господствующими производственными отношениями. Он выражает классовую природу государства, т. е. показывает, какому классу оно служит. Для эксплуататорских обществ характерны три типа государства – рабовладельческое, феодальное и капиталистическое.

Каждому типу государства присуща та или иная форма, которая характеризуется прежде всего формой правления, а также государственным устройством, политическим режимом. Форма государства определяется условиями экономического развития общества, соотношением и расстановкой классовых сил в тот или иной период в данной стране и на международной арене, характером классовых противоречий. На форму государства оказывают влияние и такие факторы, как национальные традиции и исторические особенности развития народа.

Одному и тому же типу государства могут соответствовать разные формы. В рабовладельческом обществе, например, существовали такие формы государства, как монархия – власть одного, аристократия – власть небольшой избранной группы, республика – выборная власть, наконец, демократия – власть большинства. Все эти формы государства различны, но сущность их была одна – диктатура рабовладельцев.

Разные формы государства характерны и для феодального общества. Наиболее распространённой была здесь монархия. Классовую сущность феодального государства составляла власть крепостников, феодалов.

В капиталистическом обществе также существуют весьма разнообразные формы государства, начиная с конституционной монархии и кончая республикой. Наиболее характерной для капитализма формой является буржуазная республика. При этом и республика, и другие формы государства, существующие при капитализме, выражают политическое господство буржуазии.

Буржуазные идеологи любят повторять, что капиталистическое государство отличается от предшествующих государств своим демократическим характером. Они утверждают, что при капитализме существуют свобода, равенство и братство. Однако на деле демократические свободы в капиталистическом обществе лишь видимость подлинной свободы. Фактически свобода при капитализме – это свобода для немногих, для небольшой кучки эксплуататоров.

Капиталистическое государство есть орудие классового господства буржуазии. Его задача состоит в защите интересов капиталистов, в сохранении буржуазного строя, в подавлении революционных выступлений трудящихся.

Если в эпоху раннего капитализма буржуазное государство ещё имело определённое прогрессивное значение, способствуя становлению и укреплению нового способа производства, то в эпоху империализма оно всё больше становится на путь реакции, на путь защиты гибнущего, изжившего себя строя.

В эпоху империализма крупные монополии (объединения капиталистов) постепенно подчиняют государственную машину своим узкокорыстным интересам. Это подчинение происходит путём прямого подкупа государственных служащих, членов парламента, министров, лидеров политических партий, юристов и т. п.

В наше время монополисты наряду с подкупом должностных лиц начали сами занимать важнейшие посты в правительственных учреждениях. Так, например, в высшем органе государственной власти Федеративной Республики Германии – бундестаге – находятся директора и члены наблюдательных советов крупнейших промышленных объединений и предприятий. В США многие конгрессмены являются миллионерами, главами финансовых групп.

В современных капиталистических странах государство, как правило, действует в интересах монополистов. Оно обеспечивает им выгодные государственные заказы, предоставляет ссуды, ограничивает законодательным путём заработную плату рабочих, помогает подавлять выступления трудящихся против монополий.

Процесс слияния государственного аппарата с монополиями означает превращение монополистического капитализма в государственно-монополистический. Государственно-монополистический капитализм предоставляет монополиям неограниченную власть как в сфере экономики, так и в сфере политики. Современное буржуазное государство стало своего рода комитетом по управлению делами монополистической буржуазии. Слияние монополий с государством ведёт к ещё более жестокому подавлению пролетарского движения и национально-освободительной борьбы, к подготовке и развязыванию новых агрессивных войн.

В эпоху империализма наступил кризис буржуазной демократии. Усиливается полицейская и разведывательная служба, увеличивается армия. Современные буржуазные государства превращаются, таким образом, в военно-полицейские государства.

Империалистическое государство, идя на поводу у монополистов, всячески ограничивает даже те формальные права, которыми пользовались в своё время трудящиеся. Применяя в широчайших размерах шантаж, угрозы, убийства, фальсифицируя итоги выборов, монополисты добиваются избрания в парламент и назначения на руководящие должности угодных им людей. В сущности буржуазный парламент выражает теперь волю не всего класса капиталистов, а лишь его верхушки, небольшой группы финансовых и промышленных магнатов. Во многих капиталистических странах происходит крутой поворот от парламентской демократии к политической реакции.

Кризис буржуазной демократии проявляется и в тенденции к фашизации, в установлении в некоторых странах фашистских политических режимов. Открыто фашистские режимы существуют сейчас в Испании и Португалии. Военно-фашистская диктатура установлена в Греции. По пути фашизации развивается Западная Германия. Сильны фашистские тенденции в США и в некоторых странах Латинской Америки.

Современные буржуазные правительства проводят крайне реакционную внутреннюю политику. Особенно яростно они преследуют коммунистические партии, выступающие в защиту интересов и прав народа. Излюбленными методами и средствами, которые используются в борьбе против коммунистов, являются запрещение коммунистических партий, преследования и убийства коммунистических лидеров. Коммунистические партии сейчас официально запрещены законом в Западной Германии и некоторых других капиталистических странах.

Не менее реакционна и внешняя политика империалистических государств, ведущих ожесточённую борьбу против национально- освободительного движения народов Азии, Африки и Латинской Америки. Главной реакционной силой современности, взявшей на себя роль мирового жандарма, является американский империализм. Буржуазия США стремится выступить в качестве «спасителя» капитализма. С помощью своего государства она создаёт агрессивные военные блоки, организует военные базы в разных уголках земного шара, грубо вмешивается во внутренние дела многих стран и народов, попирает их самостоятельность. Агрессивный характер американского империализма особенно наглядно проявился в преступной войне против вьетнамского народа. Свою реакционную внешнюю политику США и другие империалистические государства прикрывают лозунгом борьбы против «мирового коммунизма».

Реакционность современного буржуазного государства обнаруживается и в области идеологии. Будучи не в состоянии выдвинуть идеи, которые могли бы увлечь за собой широкие народные массы, империалистическая буржуазия стремится использовать всевозможные антинаучные теории, которые отвлекали бы народные массы от классовой борьбы. Мелкобуржуазные партии, руководящая верхушка правых социалистов, проповедуя классовый мир и сотрудничество между буржуазией и пролетариатом, по существу также стоят на страже интересов монополий.

Главным идейно-политическим оружием империализма является антикоммунизм. За этим названием скрывается самая оголтелая травля всего передового и революционного. Антикоммунизм в наши дни – это не только идеология, но и прямой политический курс на тайную и явную борьбу против стран социализма, международного рабочего движения, освободительного движения народов Азии, Африки и Латинской Америки.

Рабочий класс, трудящиеся стран капитализма под руководством своих коммунистических и рабочих партий борются против реакционной политики и идеологии империализма. Они всё лучше понимают, что только социалистическая революция избавит их от власти капиталистических монополий и военно-тиранических режимов.

 


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 257; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!