Наложница известного поэта танской эпохи Бо Цзюйи, славилась своим искус- ством пения.



* Еще одна наложница Бо Цзюйи, искусная танцовщица.

Вместо заключения. Тезисы будущей книги

Пути и методы духовного совершенствования в разных традици- ях обнаруживают немало сходных черт, и это сходство, без сомне- ния, не случайное, а в своем роде упорядоченное, даже системное. Повсюду от христианской Европы до Дальнего Востока путь ду- ховного совершенствования начинается с твердого соблюдения моральных предписаний и искренней веры в Бога или божествен- ную реальность. Повсюду усилие совершенствования сопряжено с моментом внутреннего вслушивания, бдения, взращивания оду- хотворенной сверхчувствительности, восприимчивости к самим истокам опыта, предбытию вещей. Собственно, в такой воспри- имчивости и заключается смысл пробуждения, противостоящего состоянию усыпленности, отсутствия усилия самоосознания. Такое неусыпное бодрствование сердца означает также самоусту- пление, самоотстранение или “самоопустошение”. Но это само- оставление есть также самопревозмогание и, следовательно, действие направленное, волевое (вольное), знаменующее после- довательную интеграцию, самовосполнение жизненного опыта, взаимопроникновение разума и чувств, сознания и жизни. В этом средоточии уступления (слух), собирания (сердце) и превозмога- ния (разум) осуществляется переход от ограниченного, частного сознания к сознанию целостному и всеобъятному. В христианст- ве и исламе такое “перевертывание” сознания осуществляется אי Ми Юаньчжан — знаменитый живописец эпохи Сун, большой любитель кам- ней.

9 י Чжу Шучжэнь — известная поэтесса эпохи Южная Сун (XII в.), была несчаст- лива в семейной жизни.

40Здесь содержится аллюзия на эпизод в пьесе “Записки о Западном Флигеле”.

41Ученый эпохи Цзинь(ІѴ в.), прославился необыкновенной заботой о своих сан- далиях.

42Цзи Кан — известный поэт и философ 111 века, большой любитель игры на лют- не.

4 י Тао Юаньмин — поэт V века, большой любитель хризантем.

44Страна Персикового источника — страна всеобщего благоденствия и счастья, описанная поэтом Тао Юаньмином.

45Мэйси и Даньизи — развратные жены тиранов Цзе и Чжоу.

46Цзе и Чжоу — последние правители древних династий Ся и Инь, снискавшие репутацию непревзойденных тиранов и распутников.

47Го Цзыи -4־ видный полководец танской эпохи.

4 י Пэнцзу — мифический долгожитель Китая, живший, согласно легенде, восемь сотен лет.

44 Формула “пустота — вог форма, форма — вот пустота” является одним из осно- воподагающих положений буддизма Махаяны. Надо заметить, что употреблен- ное здесь слово “форма” (сэ) обозначало в древнем китайском языке также лю- бовную страсть, женские прелести, возбуждающие в мужчине похоть.

божественного посредника между небесами и землей, наделяемо- го ироническими и прямо комическими чертами. Не может не быіь иронии там, где неопределенная целостность Хаоса сразу, без посредѵющих этапов изливается в предельную конкретность человеческой практики и наоборот, где крайности сходятся воедино как раз по своему пределу и вещи связаны отношениями не-связи. Бездонная глубина “чистого сердца” без остатка присут- ствует на поверхности чувственного восприятия: таково послед- нее слово духовного совершенствования.

За терминологическими и методическими параллелями различ- ных традиций духовной практики проглядывает гораздо более глубокое, по сути структурное сходство. Само совершенствование носит характер сначала духовного самовосполнения (стадия гар- монизации), затем углубления внутренней сосредоточенности (стадия воли) и, наконец, запредельной целостности духа, в кото- рой полное само-отсутствие оказывается неотличимым от пре- дельной полноты бытия. Два последних этапа относятся целиком к внутреннему опыту и доступны только символическому выраже- нию, которое и составляет тайну каждой живой традиции. По зтой же причине они остались вне рамок современной технокра- гической цивилизации, оперирующей только количественным и предметным знанием. Между тем свидетельства символической глубины опыта указывают на единство человечества еще более безусловное и живое, нежели те виды общности, которые выявля- ются теми или иными феноменологическими описаниями МИСТИ- ческого опыта. Возможно, эти свидетельства когда-нибудь позволят установить некое мета-знание человеческого духа, спо- собное сделать культуру подлинным творчеством.

Жизнь, преобразившаяся в творчество, жизнетворчество как веч- нопреемственность духа есть истинная традиция. Полнота бы- !ийственности, слитность гносиса и праксиса, воплощенные в традиции, не имеют истории и определенного культурного об- раза. В культуре они представлены символическими типами, или гиповыми, стильными формами практики. Последние имеют ста- туе теней, или следов, духовной реальности. Объективация сим- вол^ческих типов в категориях параллелизма идей, понятий, представлений и вешей, предметов, объектов соответствует циви- личации — царству идео-логии и техно-логии. История человече- ства есть постепенно заполнение цивилизацией публичной жизни общества, уравновешиваемое, впрочем, все более ясным

Вместо заключения

посредством любви и молитвы — вначале словесной, затем без- молвной. В восточных традиции оно достигается с помощью ме- дитации, или “верховного постижения”.

Единство человеческого пути совершенствования затемняется различиями идеологий и религиозных догматов, но никогда не исчезает полностью. Оно существует как бы под спудом понятий, отчасти на уровне самих терминов, но главным образом непо- средственно в духовной практике, в глубинах “красноречивого безмолвствования сердца”. И оно обосновывает единство челове- ческого рода прежде и убедительнее всякого интеллектуального знания — в некоей символической предпосылке всех перспектив созерцания, доступной интуитивному постижению. Оно учит ГІО- нимать, что непонимание есть на самом деле недопонимание. Но это допонимание не есть предметная данность. Оно представляет собою символическое действие, предвосхищающее всякое явле- ние; реальность, которая, как всякое истинное со-бытие, есть не- что самоизменчивое, неопределимое и неделимое, встреча противоположностей, неуклонное уклонение, прекращение пре- крашения. Эта неисповедимое («^)действие составляет жизнь че- ловеческой души.

В символическом событии совершенствования человеческое схо- дится с божественным. Точнее, человек и Бог (Небо) встречаются в акте само-оставления. В перспективе символического действия человек и Бог равно-весомы, они пред-оставляют друг другу воз- можность реализовать свою природу; их со-подвижничество сози- дает свободу.

Событие само-оставления предопределяет и путь духовного созревания. Этот путь включает в себя, по крайней мере, два важ- нейших, всюду признаваемых этапа — очень разных, даже проти- воположных и все же преемственных по их внутренней логике. Первый этап — это “оставление себя”, “опустошение” опыта, раскрытие первозданной простоты и чистоты сердца; он соответ- ствует аскетическому уходу от мира, “глубокому уединению” бодрствующей и даже, точнее, непрестанно пробуждающейся души. Второй этап соответствует “оставлению оставления”, “сокрытию сокрытия” и означает возвращение к абсолютной ес- тественности. Конечный результат совершенствования — нераз- личение, недвойственность ограниченного и безграничного, “пустоты’י и “формы”. Этот результат часто олицетворяет фигура

выступают различные школы психотерапии, заменяющие личные отношения учителя и ученика деловыми отношениями “советни- ка” и “клиента”. Метапроблемой теории духовного совершенст- вования является вопрос о соотношении традиционного идеала совершенства и его секуляризированной, “цивилизованной” формой, представленной в современной психотерапии, деятель- ности разного рода парарелигиозных общин, кружков “духовно- го роста” и т.п. В наши дни психотерапевтическая практика, неожиданно даже для многих ее авторитетов, возвращается к ее религиозным истокам. Но где находится точка пересечения рели- гиозных и мирских ценностей? Как соотносятся техника совер- шенствования и всеспасительное состояние? Как совместить некоммуникабельность традиционной святости и установку на сообщительность истины в современной практике “духовного развития”? Опыт последних десятилетий убеждает в том, что од- но нежизнеспособно без другого. Чтобы новая, внезрелищная ци- вилизация состоялась, свет пробуждения должен пронизать всю толщу жизни. Это будет свет, разлитый во тьме вездесущей кон- кретности и, стало быть, предельности существования.

Духовное совершенствование не имеет смысла и не находит пи- щи для себя вне человеческой социальности и культурной прак- тики. Нои человеческая жизнь столь же бессмысленна и пуста без сокровенной драмы духовного подвижничества. Видно, ничто в человеке не имеет значения само по себе. Но все в нем оказыва- ется чрезвычайно ценным и значимым, когда оно не существует для себя. Человек должен оставить себя, чтобы прийти к себе. Из понимания этой простой истины может вырасти настоящая куль- тура духа — культура свободы и ненасилия. Последняя заменит прежнюю “духовную культуру” — почти слепую в своем идеализ- ме и сентиментальности.

Вместо заключения

пониманием роли традиции во внутренней жизни человека. Ны- нешний апогей цивилизации не может не сопровождаться возро- ждением ценностей духовной традиции. Будущее человечества зависит от его желания или умения откликнуться требованиям внутренней, внеобразной коммуникации.

В традиционных культурах событие само-оставления/восполне- ния в духовном совершенствовании повсюду выражается в наро- читой драматизации разрыва между внутренним и внешним, зна- нием и незнанием, совершенством и несовершенством, просветлением и помрачением в человеческой жизни. Школа, об- щина посвященных как формы бытования традиции противопос- тавляются бессмысленной и враждебной публичности дограж- данского общества, учитель как олицетворение совершенства противостоит ученику, духовный подвижник — обществу. Духов- ное совершенство гипостазируется в понятии святости, которая предстает “безумием мира сего”, даже если оно позволяет под- вижнику-учителю преуспеть в любом деле. В этом качестве совер- шенство, духовная просветленность являют собою предел и одно- временно условие человеческой социальности. В коллизии святость/социальность воспроизводится, по сути, внутренняя драма самооставления/самообретения, составляющая смысл лич- ного совершенствования. В этой коллизии устанавливается связь моральных и религиозных ценностей. Совершенство, полнота жизни достигаются посредством отклонения, устремленностью в иное. Жизнь души — подвергать себя опасности и так обретать спасение.

Учитель — тот, кто лучше других понимает свою принадлежность инобытию и потому знает пределы своей несвободы. Сила учите- ля — в способности принять свои иллюзии, увидеть очевидное. Как сказано в гностическом Евангелии от Фомы, “узнай то, что перед тобой, и все сокрытое откроется тебе”. Секрет традицион- ных рецептов пробуждения, объясняющий их ироническую то- нальность, — это умение увидеть очевидное.

Новое время породило посттрадиционные формы духовного со- вершенствования, наследующие традиционные (и универсаль- ные) методики просветления, но уже вне ритуального контекста. В числе наиболее известных примеров можно назвать учения Гурджиева и Кастанеды, йогические секты на Западе и проч. Об- разчиком полностью секуляризированных форм этой традиции

Издательство Наталис выпускает книжную серию

Восточные арабески

Книжная серия “Восточные арабески” вместит в себя все лучшее из литературного и фило- софского наследия великих цивилизаций Востока. В ней будут опубликованы, полностью или во фрагментах, самые глубоко- мысленные, самые утонченные, самые обаятельные и самые оригинальные произведения всех жанров — классические трактаты и эссе, заметки путешественников и мистические романы, мудрые афоризмы и духовные проповеди.

Многие из этих произведений еще не известны отечественным читателям. Задача серии не только расширить наши знания о восточных культурах, но и дать читателям возможность вдохнуть изысканный аромат мудрости Востока.

В серии “Восточные арабески”

в 1997 году выйдут из печати:

Книга Прозрений. Китай

Книга мудрых радостей. Китай

Книга Любви. Исламский мир, Индия, Дальний Восток

Книга Власти. Жизнь при дворе японских императоров

Книга Здоровья. Китай

Книга Сердца. Япония

*♦Ч

НАТАЛИС

Серия

“ De vita spiritualі ”


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 163; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!