Закрыв рот, стиснув зубы, смотришь на вершины,



Носом вдыхаешь чистый ветер, раскрываешь золотой колодец26.

Обхвати руки, ноги сплети, как обезьяна.

Темная жемчужина поднимется к вершине Куньлунь.

Кто будет долго следовать этому наставлению, у того семя об- ретет еще большую силу. Передохнув немного и успокоив свое сердце, следует продолжить совокупление по тем же правилам: нападая неглубоким погружением, отступая глубоким погруже- нием, медленно входя и быстро выходя, тогда Нефритовый сте-

ПРЕДИСЛОВИЕ

В человеке нет ничего сильнее чувства! Оно способно погубить того, кто полон жизни, и подарить жизнь перед лицом неминучей смерти. Вот почему преданные подданные и любящие сыновья, справедливые мужи и благочестивые жены — все были людьми чувства. Великий муж нуждается в обществе настоящего друга, чтобы взлелеять в себе искреннее чувство, приносящее славу и ус- пех. Когда же такого друга нет рядом, пусть обратит он свои чув- ства на красавицу и так обретет умиротворение и покой. Ибо испокон веку жены и девы служили людям своими прелестями. Поистине, не могут не трогать сердце слова древних: “Муж ради близкого друга готов умереть. Женщина ради любящего ее готова все отдать” '. Красива женщина или нет — то можно видеть по то- му, как относятся к ней мужчины. Но каждая из них способна доставлять удовольствие любому мужу — и обыкновенному, и возвышенному. Посему я составил “Книгу женских прелестей”, чтобы поведать миру свои сокровенные думы. Будь рядом со мной жена дивной красоты, я бы, подобно ФаньЛи2, пустился бы пла- вать в лодке по Пяти озерам, пребывая на верху блаженства. Для чего мне было бы тогда скрываться в безлюдных горах, изнуряя себя духовным подвигом? Однако записать по порядку все, что я понял о женском поле, о наружности женщин и о душе их — заня- тие достойное. Вот и древние не чурались рассказывать о сне про “Горы высокие Тан”3. Хочу рассказать обо всем без утайки, чтобы мужам было еще радостнее в женских покоях. Пусть в свете всегда будут помнить о достославных женах, будящих сердечные чувства!

ЛЮБОВНОЕ ЧУВСТВО

Красавица рождается из тончайших испарений Неба и Земли, из яшмовой росы, скапливающейся на бронзовом диске4. Такая женщина подобна видению благословенной древности, которое

4 י Имеется в виду бессмертный зародыш, взращиваемый даосским подвижником в себе.

15Вероятно, имеется в виду упоминаемое ниже правило “двух быстрых движений на восемь медленных” в половом акте.

16Три цветка — семя, энергия и дух.

17Еще одно указание на даосский принцип “повертывания вспять” естественных токов энергии.

IS Имеется в виду движение от триграммы кань( вода) к триграмме ли (огонь) вехе- ме восьми триграмм.

יי Цветущий пруд — область под языком, где скапливается слюна.

20 В даосских картинах “внутреннего ландшафта” тела рядом с нижним Киновар- ным полем изображалось водоподъемное колесо, обозначавшее силы, напра- вившие течение энергии вверх.

Речь идет о “прежденебесном” состоянии семенной энергии, предваряющим все материальные формы. Рассеяние и есть модус “прежденебесного” суілест- вования.

22 Небесный столб — позвоночник.

־ " Имеется в виду известный прием даосской гимнастики: зажав уши ладонями, одновременно ударять обоими указательными пальцами по основанию черепа. Раздающийся в ушах гул называется “ударами небесного барабана”.

24Небесный двор — область переносицы и середины лба.

25Согласно китайским представлениям, Врата жизни (минмэнь), с которых нами- нается формирование человеческого тела, располагаются в области почек.

26Яшмовая трубка — пенис.

света. Внутри же должны быть предметы изящные и приличест- вующие благородному человеку — и утварь в старинном вкусе, и прекрасные картины, приличествующие женским покоям. А во- круг дома пусть будут виться галереи и благоухать благородные цветы, и нигде не будет унылого пустыря. Никак нельзя обойтись без садиков на подносе и маленьких деревцев.

Красавица — это настоящее тело цветка, а цветок — это ма- ленькая тень красавицы. Когда под луной любуешься цветком или красавицей, они кажутся еще более прекрасными.

УКРАШЕНИЯ

Украшений на женщине не должно быть слишком много или слишком мало. Жена сама должна решить, как ей украсить себя. Если говорить об украшениях для головы, то одна вещица изжем- чуга, одна из нефрита и одна из золота — это не так уж много, и если женщина со вкусом украсит ими себя, она будет красива, как картинка. Пара подобранных по цвету золотых или серебряных украшений делает женщину прекрасной, словно цветок. Одежда же красавицы должна соответствовать времени года: весной она должна быть веселой, летом — радостной, осенью — торжествен- ной, зимой — чарующей. Когда женщина принимает гостя, ее одежде приличествует быть пышной, когда она отправляется в пу- тешествие, ее одежде приличествует быть скромной. Среди цве- тов хорошо смотрится белая одежда; в окружении снегов хороша яркая одежда. Вкусу ученого мужа угодны парча из У и хлопковые ткани из Шу, широкие пояса и большие рукава. Однако ж такое платье к лицу лишь женам поэтов и прочих сочинителей. Неужто подойдет оно и женщинам из простонародья?

В цветах, нами посаженных, самое прекрасное — то, что дано им природой. Так же следует относиться и к украшениям.

СПУТНИЦЫ КРАСАВИЦЫ

Для красавицы ее спутницы — все равно, что листья для цветка: без листьев они поблекнут. Как ни красивы Золото Яо или Пур- пур Вэя 25, а без стеблей и листьев они не смотрятся. Красивые де- вушки свиты, знающие, когда подать чай и полить цветы, воскурить благовония и развернуть живописный свиток, подать тушечницу и тушь, подобны принадлежностям кабинета ученого открывается разве что во сне. Она — как сладкое пение лютни, способное растрогать даже бездушное железо; как полет дракона, пронзающего облака. Сердце радостно откликается ей, а вместе с сердцем поют в согласии горы и реки, луна и звезды. О красави- це, что пробуждает любовное чувство, никто не сказал лучше со- чинителей эпох Цинь и Хань и поэтов эпохи Тан. Скажу и я о том, что наполняет меня ликующей радостью.

Пусть личико у красавицы будет подобным цветку лотоса, хо- тя бы оно и не было столь прелестным, как у Чжо Вэньцзюнь5. Пусть брови у нее будут подобны гряде далеких гор, даже если они не сравнятся красотой с Хэдэ6. Пусть ротик ее будет как персико- вый цвет, хотя бы он и не был столь красив, как у Фань Су7. Пусть стан ее будет гибок, как ива, даже если он не будет таким тонким, как у Сяомань 8. Пусть ножка ее будет изящна, как золотая чашеч- ка лотоса, хотя бы она и не сравнилась с ножкой Паньфэй9. Пусть пением она будет напоминать Няньну 10, а смехом — Баосы ״. Пусть цветом лица она не уступит самой Сиши 12, а на щеках ее бу- дет играть румянец, как у принцессы Шоуян 13. Коли она дород- на, то пусть будет подобна Ян Гуйфэй 14; коли худа, то пусть напоминает Чжао Фэйянь15. Пусть она будет кротка, как Вэй- нюй 16, а в гневе пусть будет подобна Ван Чжаоцзюнь17. В нена- висти пусть она будет подобна Ацяо 18, а в любви — Божественной деве Волшебной горы '9. Талантами своими пусть навевает она мысли о Се Даовэнь20, а отсутствием ревности пусть напомнит “царскую жену”21.

Ученость женщине не обязательна, а вот без добродетели ей нельзя, и пусть добродетель ее будет столь тверда, что в сердце ее не зародится ни одной распутной мысли, и всякое дело она будет делать старательно и прилежно, стремясь непременно в нем пре- успеть. Пусть в ней живет такая преданность, что она “купит кос- ти своего коня”22. И пусть она так любит “дракона на картине”, что дракон спустится к ней 23.

ЖИЛИЩЕ

Жилище красавицы должно быть окружено со всех сторон цвета- ми, дабы оно напоминало вазу с пышным букетом. Пусть оно бу- дет подобным Беседке Густого Аромата, где хранится драгоценная яшма, цветок небесного свода 24. Бедному ученому не к лицу сооружать своей красавице роскошный дворец — пусть живет она в скромном уединенном домике, вдали от пошлости никах справедливости, дабы возвышать сердца и прогонять рас- пущенность нравов. Следует поощрять чтение “Повествований о женских покоях дворца” и “Повествований о благонравных же- нах” 3°, “Записки о Западном флигеле” יי, “Записки о возвра- щении души в Пионовую Беседку”32 и “Шесть песен из дворца Тяочун” 33, а за чтением разъяснять незнакомые слова, чтобы оби- тательницы женской половины дома ознакомились с необычны- ми происшествиями древности и современности и стали собеседницами в ученых разговорах. Женам, широко осведом- ленным в делах древности, нельзя не оказывать почет. Женщина, наделенная литературным талантом, — большое сокровище.

־ֱ ָֺׁ׀ֵֽֽ־ָׁׂ ׳׃ֲֲׁׂ

В чувствах красавицы живет ее сердце. Если ротик ее широко от- крыт, а плечи расправлены, это значит, что она испытывает ра- дость. Если в глазах ее сверкают молнии, а брови склонились, словно ветви ивы, это значит, что ее переполняет гнев. Если по грушевому цвету струятся капли дождя и слышится жалобный стрекот сверчка, это значит, что она плачет. Если облачная копна волос разметана по ложу и ниспадает на белоснежную грудь, это значит, что она спит. Если на лице ее застыло страдальческое вы- ражение, а щеки пылают жаром, это значит, что она больна.

Когда гуляешь под луной, любуясь цветами, в душе царит ра- дость. Когда смотришь вдаль, облокотившись на перила террасы, в душе царит безмятежность. Когда сидишь возле окошка, чувст- вуешь себя одиноким. Все это чувства, смягчающие душу. А сме- яться или плакать дни и ночи напролет значит жить нездоровыми чувствами.

Лицо в зеркале, тень в лунную ночь, фигура за занавеской — все это пустые образы. Слепящий глаза свет, следы в густых за- рослях, голос за стеной — все это недоступные восприятию обра- зы. Хмель в голове, испортившийся грим, легкие грезы открывают новое в привычном. Мечты о возвышенном, печаль- ные воспоминания о прошлом, грезы о любви вселяют в нас ощу- щение необычайного.

То, что воодушевляет дух, — это цветы. То, что отрезвляет дух, — это осенняя луна. То, что очищает дух, — это лед в яшмо- вом сосуде. То, что укрепляет дух, — это нефрит. То, что делает легким дух, — это танец на веселой пирушке. Воздействовать на

и тоже заслуживают доброй славы. Надлежит присвоить им кра- сивые имена, например: Фея Туши, Белый Тростник, Пурпурная яшма, Облачная Дымка, Красный Аромат. Хорошо называть их именами цветов. Только вульгарные мужи станут называть их именами гор, потоков, мостов или именами, выражающими лю- бовь и восхищение.

Женщина, которая в лунную ночь призовет к себе прислужи- вать девушку, подобную Хуннян26, выкажет несравненный вкус.

ֿ׀ִֵֵּׂ  ִֻ ַָְֺֽֽׁ־ֳ־ ִ־ׁ׃ְֳ

Что же потребно в доме для приятного времяпрепровождения? Как сделать так, чтобы одежда и пища тех, кто живет в доме, ото- бразили их изысканный вкус? Для этого потребна изысканная об- становка: Нерукотворный столик, плетеная лежанка, маленький стул, Хмельное ложе, сиденье для медитации, курильница, кисть и тушечница, книжки стихов, посуда дпя вина и чая, вазы для цве- тов, зеркало и косметические приборы, принадлежности для ши- тья, лютня и флейта, шашечная доска, живописные свитки и вышивки по шелку. Все эти предметы должны быть искусно сра- ботаны, разложены в порядке и хорошо освещены. Надлежит со вкусом подобрать ткани для занавесок и бумагу для свитков.

מ ְַָָֽֽ ֲֵ ֵֹ ִ׀ֲֵָֽױ

Если красавица сведуща в словесности, то в доме ее воцарится дух учености. Тогда и картины, и книги в ее доме будут поучать и на- ставлять. К примеру, бодхисатва Гуаньинь27 — это Будда среди женщин, Хэ Сяньгу28 — это бессмертная небожительница среди женщин, Мулянь и Хунфу29 — это поборницы чести среди жен- шин. Для всех жен служат образцом Мэн Гуан, ревностно служив- шая мужу; жена Бао Сюаня, которая утопилась в реке, не снеся позора; магь Тао Куана, отдавшая волосы ради того, чтобы уго- стить вином гостя; мать Лю Чжунъина, которая кормила сына драгоценным снадобьем, дающим силы учиться. Портреты сих жен древности уместно вывесить в женских покоях, дабы ныне живущие благодаря им научались исполнению ритуала и долга. Надлежит также практиковать умственное сосредоточение и рас- певать псалмы, рассказывать истории о небожителях и побор- дождю: телом чиста и непорочна, личиком гладка и нежна. В цве- тушем возрасте она подобна солнцу, сияющему в небесах, и луне, проливающей с высоты свой бледный свет, и нет в ней изъяна, как в свежем цветке персика или в пышном пионе, а потому неизмен- но возбуждает она сильные чувства. Когда ее лучшие годы прохо- дят и к ней подступает старость, любовное чувство в ней ослабевает и силы оставляют ее, тогда к ней приходит мудрость и покой ду- ши. В такие годы она подобна выдержанному вину, или мандари- новому плоду, тронутому ранним инеем, или же многоопытному полководцу, постигшему все тайны военного искусства. Она и в эту пору может наслаждаться жизнью.

С приходом весны хорошо гулять с красавицей в полях, любу- ясь ковром свежераспустившихся цветов. Летом особенно прият- но вместе с красавицей подставить себя дуновению прохладного ветерка и, искупавшись, подремать в зарослях бамбука. Осенней порой хорошо взойти с красавицей на башню и оттуда любовать- ся вместе с нею ясной луной или же плыть вдвоем с ней в лодке по водам, срывая цветы лотоса. Зимой же особенно приятно лю- боваться с красавицей заснеженным пейзажем и мечтать о весне. Так можно прожить в радости круглый год.

Ранним утром хорошо, встав с постели и посмотревшись в зеркало, перебирать, посмеиваясь, цветы, поставленные с вечера. После обеда хорошо, опустив полог, прилечь в спальне. Вечером приятно отходить ко сну, надев спальный халат и сандалии. А но- чью хорошо нежно беседовать в постели при слабом свете ночни- ка, а потом вместе уснуть. Так можно прожить в радости целый день и целую ночь.

Воистину, нам пристало прожить счастливо всю свою жизнь час за часом и день за днем, не теряя для своего удовольствия ни одного мгновения. А вместо этого мы ежедневно сердимся и ссо- римся, каждый год болеем и мучаемся и живем так до самой смер- ти. А между тем старость неотвратимо надвигается на нас, и кто в силах сберечь красоту своих юных лет? Цветок распускается лишь на короткий миг, этот миг пройдет — и цветок поблекнет. Вот по- чему нужно ценить каждое мгновение этой жизни.

ֲׁׂ׀ֵ׳ְ ׁ ֺ׀ְְֲָׁײֵֹ

Лучше всего встречаться с красавицей так: воскурив благовония, пить чай, неспешно беседовать и наслаждаться в сердце. Менее изысканная встреча — гулять с красавицей вдвоем, взявшись за нас всеми этими способами под силу красавице. Однако же быть удовлетворенным в духе — выше всего; быть удовлетворенным в настроении идет следом, а быть удовлетворенным в чувствах — ниже всего.

Надобно сказать и о том, что питает сердце. Сиши полжизни прожила в башне Гусутай, Жо Ецзи жила в бедности и красила пряжу14 Ван Чжаоцзюнь прожила десять лет во дворце ханьского государя и отправилась за пограничные укрепления с цитрой вру- ках35. Любовь, которую не встречают целую жизнь, можно обрес- ти благодаря одному слову. Любовь, потерянную много лет назад, можно вновь найти благодаря одной встрече. Счастье, покинув- шее дом, не сыщешь вокруг даже и за десять тысяч ли. То, что лю- 60 сердцу, никакими усилиями не завладеешь, а мимолетная ненависть может породить вечную любовь. Бывает, что любовь всеми силами пытаются завоевать, а она приходит совсем без уси- лий. Бывают, что думают только о жизни, а навлекают на себя смерть. Вот почему в народе говорят: “Умереть девять раз легко; сберечь в сердце постоянство хотя бы на дюйм — трудно”.

Чувства лучше всего выражаются во сне и в праздности. Чув- ства лучше всего переживаются в уединении и безмятежности. В каждом настроении таится еще и иное настроение. Дух живет там, где его нет. Когда ум теряет нить мыслей, он может вдруг испы- тать великую радость. И еще говорят: “Женщина в любви обма- нывается, мужчина в любви обманывает”. Мы обманываем не нарочно, и женщина обманывается не по своей воле. Посему кор- ни наших чувств уходят в непостижимую глубину, и никто не в си- лах извлечь их из пучины океана жизни и смерти. Так следует ли думать, что все мы в этой жизни себе не принадлежим и подобны птицам, которых кормят в клетках, или цветам, которых растят в горшках? Некогда Юань Чжунлан36 обращался к Будде с такой молитвой: “Хочу сполна прожить свой жизненный срок в этом мире, произвести на свет потомство, иметь десяток прислужниц, а о прочем и не мечтаю”. Вот пример, достойный подражания. Юань Чжунлан был воистину мудрый от природы муж, однако же заурядные люди посмеивались над его словами.

־ֱ ׃ֵָָּֽ ְֲֳִֵׁ ֶָׂ  ֲ ׃ִ־ֲ־ֻֲֵָׁׂ

Настоящая красавица в каждом возрасте имеет свои прелести. В юности, когда ей лет пятнадцать или шестнадцать, она подобна гибкой иве, благоухающему цветку или весеннему благодатному

Вэй Юн. Книга женских прелестей О ДОСТОИНСТВАХ ЗАТВОРНИЧЕСТВА

Сандалии Жуань Фу41, лютня Цзи Кана42, хризантема Тао Юань- мина 4י — все это предметы, в которых запечатлевались сердечные пристрастия. С древних времен не приходилось слышать о том, чтобы красавицы жили в уединении. Однако так ли уж затворни- чество претит красоте? Ведь стоит красавице выйти в свет, и в сердцах людей тут же возникают мысли о славе и выгоде, в мире воцаряется унизительное соперничество, пропадает покой в ду- шах, а вещи вокруг нас перестают быть следами сердца. Тогда нас не покидают волнения и обиды. Истинно выдающиеся мужи, не колеблясь, уходит в леса и там живут с красивой женщиной точ- но как с добрым другом. На закате дня они вместе любуются цве- тами и бамбуком, в предрассветный час вместе видят сны о туманах, клубящихся у окошка. Надобно знать, что для таких му- жей прелести женщин — словно красоты страны небожителей. Нет большего счастья, чем скрыться с красавицей в горах, лелея мечту когда-нибудь войти в блаженную страну бессмертных.

Тот, кто живет уединенным, уходит от мира, поверяя свое сердце окружающим его вещам и отдавая миру свою любовь. От- чего же повесы в миру погрязают в распутстве и бесстыдно пре- следуют женщин ради мимолетного удовольствия? Коли жить так, то даже страна Персикового источника44 превратится в вер- теп разврата, а место возвышенного уединения станет могилой души.

ֲֵ׀ױ־ֲֽ־ֵ ֿ־ֵֵֶָָֽׁׂ

Высшая добродетель в любви к женщине — это само сердце, не- запятнанное и безыскусное. Если в любви к женщине не будет ис- кренности, то ложь пропитает тебя всего, и ты будешь обманывать себя самого. Посему в любви к женщинам никак нельзя позволять себе всего. Хотя у сыновей Яо и Шуня не было жен, подобных Мэйси и Даньизи 45, они лишились власти в Поднебесной даже прежде Цзе и Чжоу46. Царства У и Юэ погибли из-за одной кра- савицы Сиши. А вот в доме Сыма Сянжу были одни голые стены, но благодаря Чжо Вэньцзюнь, так искусно игравшей на лютне, слава этой семьи не поблекла и за тысячу лет. При династии Тан Го Цзыи4" любил роскошь, держал в своем доме множество на- ложниц и при дворе слыл большим любителем женщин. Однако же увлечение женщинами вовсе не сулит счастья в жизни. В мире

руки, и оживленно разговаривая. А хуже всего вместе с ней на- едаться до отвала и напиваться допьяна.

Разве встреча с человеком означает лишь то, что ты сидишь с ним лицом к лицу? Водная гладь, цветы, плывущие облака или за- росли бамбука со всем этим мы тоже встречаемся, встречаясь с любимым человеком. А сидеть рядом, касаясь друг друга полами платья — невыносимая пошлость.

מ ֲ ׀ְֵֶָָֽ ׳׃ֲֲׁׂ

Ван Цзыю обращался к бамбуку со словами “мой господин” 37. Ми Юаньчжан кланялся камню как старшему брату38. Столь глубока была любовь древних к вещам вокруг них! И если красавица не возбудит к себе искреннее чувство любви, то ей останется только вслед за Чжу Шучжэнь сочинить “Песнь о своей погибели” 39. А посему, если ей радостно, пусть позволит своей радости излиться свободно. Если гневается — пусть смягчит свой гнев. Если печа- лится — пусть найдет утешение. А если ей нездоровится, пусть не скрывает и этого. В остальном же пусть держится непринужден- но: в час расставания — пусть смотрит печально, в час встречи — пусть говорит радостно, и пусть бывает она во всяком настроении. Пусть не помнит она о мелких обидах, делит с вами горе и радо- сти — можно ли требовать от женщины большего?

Вэй Шэн назначил возлюбленной свидание под мостом и, ко- гда вода стала прибывать, захлебнулся там, обнимая руками столб и дожидаясь возлюбленной. Не было в мире человека, который любил бы крепче, чем он! Если бы та женщина, придя на место встречи, решила бы погибнуть вместе с ним, желая показать свою любовь, то это не было бы столь возвышенно.

מ ֵֶָֺֽׁױ ׳ְ׀ְױ

В красавице есть и музыка поэзии, и ее смысл, и духовная сила, ведущая к просветлению. Когда, принеся тушечницу, смахиваешь пыль с чистого листа бумаги и уже готов коснуться свитка кистью, письмена уже ничего не добавят к твоим чувствам. А звонкий смех красавицы тотчас рассеет все тяжелые думы. Ну а тот, кто поймет, каким образом красавица, расставаясь с любимым, может с одно- го взгляда угадать то, что ждет его на экзаменационных испыта- ниях, сможет понять все в этой жизни40.

Наложница последнего правителя династии Южная Ци (V в.), ходившая с та- ким изяществом, что о ней говорили: “шаг ступит — золотой лотос родится”. Знаменитая певичка времен танского императора Сюань-цзуна (VIII в.). Любимая наложница чжоуского царя Ю-вана, женщина капризная и взбалмош ная.


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 147; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!