Глава 8. Гордость типографии – её работники



В мае 1971 года директор Каменск-Уральской типографии Борис Агейченков, общаясь с журналистом «Каменского рабочего», отметил:

- Преобразования в области технического прогресса, произошедшие на предприятиях города за минувшие годы, характерны и для типографии. Появилось немало высокопроизводительного оборудования, постоянно внедряются новшества, позволяющие улучшать качество печати, снижать себестоимость выпускаемой продукции. В нынешнем пятилетии намечается построить новое здание типографии, оснастив ее современной техникой. Таким образом, полиграфисты получают возможность полнее использовать резервы роста эффективности производства, быстрее выполнять заказы наших многочисленных клиентов. Коллектив намерен и впредь идти в первых рядах передовиков соревнования за воплощение в жизнь решений XXIV съезда партии.

Нет никакого сомнения, что работники - печатники, наборщики и линотиписты, переплетчики и технологи - были гордостью типографии. Он ответственно относились к поставленным задачам, адекватно реагировали на редкую критику и старались исправиться, ударно работали, выполняя и перевыполняя производственные планы.

С одной стороны, можно предположить, будто полиграфисты хотели показать себя лучшими из лучших в своей профессии, вывести имя городской типографии в список лидеров не только в области, но и в стране. Да, отчасти это и так. Но есть другой немаловажный аспект - психологический. Чтобы работа выполнялась на отлично, нужно хорошее окружение, отзывчивые коллеги. Согласитесь, что даже сегодня как бы ни нравилась профессия, в ней не хочется работать, если коллектив судачит про вас или строит козни. А такого в типографии Каменска-Уральского было!

Изучая воспоминания ветеранов-полиграфистов или читая газетные материалы тех лет, осознаешь, что работа хоть и была работой, но она казалась сродни второму дому. Сюда хотелось возвращаться - не только чтобы встать у наборной кассы или за печатную машину, а чтобы просто пообщаться с коллегами, поделиться своими переживаниями и радостями. «Мы здесь словно бы стали одной семьей», «Родные стены типографии снятся даже ночью», «Работа никогда не была в тягость», «Типография нас припечатала» - такими словами полиграфисты нередко говорили о своей работе.

В какой-то мере это, по большей части «семейное», а не «рабочее» чувство поспособствовало тому, что в каменскую печатню стали приходить новые люди. И интересно: некоторых из них объединяли не только профессиональные, но и действительно родственные связи. Например, ветеран Каменск-Уральской типографии Валентина Николаевна Норова вспоминает:

«Я пришла на работу в городскую типографию в 1971 году. Пришла не потому, что знала производство или по велению сердца. Нет. Чтобы попросту устроиться на работу. Да и в типографии в то время работали мои тетки и сестра: Анна Васильевна Шаламова, Таисия Васильевна Вельтер, Надежда Федоровна Корелина, Мария Васильевна Штырмер и Любовь Николаевна Лямина».

Такие связи отчасти помогли Валентине Николаевне освоить несколько печатных профессий. Сначала ее приняли учеником печатника, объяснив азы этого непростого, но интересного дела. Затем последовала работа на ручном наборе и линотипе. Дальше - больше. Как говорит сама Норова, она прошла все операции, в итоге став мастером печатного цеха.

К слову, так же, по «семейным обстоятельствам» ранее в типографию пришла и Надежда Михеевна Гусева:

«Пришла в типографию в 1964 году после десятого класса. Здесь у меня работала тетя – Елизавета Устиновна Пономарева, она была печатником. Мастер печатного цеха Аркадий Васильевич Окунев показал цех и говорит: «У меня тут все подолгу задерживаются» … Мне всегда нравилось в типографии, это мое место, мне тут хорошо».

***

Как бы странно это ни казалось, но при наступившей уже тогда автоматизации печатного производства все еще использовали ручной набор. А потому наборщиков ценили очень и очень сильно. Конечно, постепенно ручной набор отходил на дальний план, туда, где не требовалось набирать большое количество букв. Например, при производстве технических журналов, регистрационных листов, справок, гарантийных талонов или инструкций. А такой работы в 1970-х было в избытке. Так как Каменск-Уральская типография была единственной государственной типографией в нашем городе, всю «официальную» продукцию для заводов и предприятий, школ, училищ и техникумов, медицинских и культурных учреждений, городской и районной администрации производили здесь. Работы было действительно много. Как правильно подметили журналисты «Каменского рабочего» в одной из публикаций:

«Есть в строй части города небольшой, тихий переулок Речной. Но место, где находится типография, вряд ли можно назвать тихим. Сюда то и дело идут люди. Едут машины с бумагой, а отъезжают груженые готовыми заказами».

Елена Николаевна Панова хоть и пришла работать в типографию в следующем десятилетии, в 1982 году, но помнит, какой была эта меленькая типография в Речном переулке:

«Это было старое двухэтажное здание с низкими потолками и деревянными скрипучими лестницами. Оборудование стояло почти впритык друг к другу. Внизу, на первом этаже, располагались печатные станки, и расстояние между ними едва-едва достигало полутора метров. Если машины ломались, чинить их из-за небольшого промежутка было довольно проблематично. Наборный цех находился на втором этаже, но и там было тесно – помимо столов для ручного набора там стояло четыре больших агрегатов-линотипов».

Тем не менее предприятие продолжало пополняться новым оборудованием. Не зря же директор типографии Агейченков говорил о техническом обновлении предприятия. Его слова чуть позже, в 1975 году, подтвердила председатель месткома профсоюза типографии Е. Ильина:

«За четыре года пятилетки объем продукции у нас вырос более чем на 20%. Появилось новое, в том числе автоматическое оборудование: плоскопечатная машина с самонакладом, полуавтоматическая резательная машина, пробельно-линеечный автомат. Ежедневно [на изготовление продукции] уходит около 3,5 тысяч килограммов бумаги»

 


Полуавтоматические резательные машины в 1970-х годах были одноножевыми. В системе станка использовался пружинный механизм, который прижимал уже практически готовую продукцию к верстаку для резки, и механический привод ножа. До этого в типографиях СССР использовались либо ручные гильотины, либо машины с ручным прижиманием или резкой. От своих предшественников полуавтоматические резательные машины отличалась тем, что привод их ножа был сделан в виде восьмизвеньевого шарнирного механизма, который работал с двумя остановками во время цикла резки бумажной стопки. Так прижим бумаги к резательному столу был более сильным, а разгрузка пружин и механизмов осуществлялась быстрее. Основным производителем бумагорезательных машин марок БР, а затем и БРП, был Роменский завод

 

 

 

полиграфических машин в Украине.

 

 


Пробельно-линеечные автоматы стали хорошими помощником при наборе продукции: с их помощью изготавливали линейный и пробельный материалы.

На жаргоне полиграфистов пробельный материал именуют шпоном. Он представляют собой пластинку толщиной от одного до четырех пунктов (один пункт равен 0,376 миллиметра). По аналогичной методе на пробельно-линеечных автоматах изготовляли и наборные линейки - графические элементы набора, необходимые для печати линий разной насыщенности, формы и рисунка.

Как привило, такие модели для пробелов и линеек изготовляли из смеси свинца и сурьмы. Из этих же материалов зачастую производился и шрифт. А на линотипах вместо гарта нередко использовался свинец. Поэтому профессия наборщика впоследствии стала считаться вредной.

 


Также Ильина добавляла:

«Все это время наш коллектив работал устойчиво, ежемесячно перевыполнял месячные плановые задания по всем технико-экономическим показателям, неоднократно завоевывал призовые места в городском социалистическом соревновании среди предприятий третей группы, соревнованиях полиграфических предприятий области. Эти успехи явились результатом упорного труда коллектива. Между всеми цехами у нас заключены договоры о соцсоревновании, каждый цех и каждый рабочий имеют свои соцобязательства. Недавно разработано условие соревнования между мастерами за звание «Лучший мастер типографии».

В нашем коллективе более 40 ударников коммунистического труда. Медалью «За трудовую доблесть» отмечен многолетний и безупречный труд наборщицы Марии Ивановны Боровских. Более 30 лет работает она в нашем коллективе, неоднократно завоевывала звание «Лучший по профессии», щедро передает свой опыт молодым работницам. Знака «Ударник IX пятилетки» удостоена наборщица Матвеева – лучшая по профессии среди полиграфистов предприятий области. Наборщица Анастасия Григорьевна Коротовских, печатницы Надежда Михеевна Гусева, Зоя Федоровна Бирюкова, Галина Александровна Окулова, наладчики Геннадий Васильевич Ильин и Артемий Михайлович Тушков награждены знаком победителя соцсоревнования».

Указанные председателем месткома профсоюза награды многое рассказывают о человеке. Даже неподготовленному читателю становилось понятно, что, например, Мария Ивановна Боровских была профессионалом своего дела, вкладывала в работу душу и требовала того же от своих подопечных. Отчего такое решение? А оттого, что медаль «За трудовую доблесть» - это очень высокая награда. Если проводить параллели с боевыми, военными наградами, то данная медаль являлась «мирным» аналогом медали «За отвагу». А эта регалия очень ценилась (почитайте хотя бы главу данной книги о подвигах полиграфистов-фронтовиков). И чтобы получить столь высокую награду, нужно было приложить неимоверные усилия. Тем более что награждение данной медалью проводилось только по Указу Верховного Совета СССР. А для провинциального Каменска это многое значит.

 


ИЗ ПОЛОЖЕНИЯ О МЕДАЛИ «ЗА ТРУДОВУЮ ДОБЛЕСТЬ»:

«Медаль «За трудовую доблесть» учреждена для награждения за самоотверженную трудовую деятельность и проявленную при этом доблесть.

Награждение медалью «За трудовую доблесть» производится:

- за самоотверженный творческий труд, перевыполнение норм выработки, плановых заданий и социалистических обязательств, повышение производительности труда и улучшение качества продукции;

- за эффективное использование новой техники и освоение прогрессивной технологии, ценные изобретения и рационализаторские предложения;

- за плодотворную работу по коммунистическому воспитанию и профессиональной подготовке молодежи, за успешную государственную и общественную деятельность».

Если взять во внимание еще и Книгу Почета Каменск-Уральской городской типографии, учрежденной в 1981 году, то у Марии Ивановны Боровских помимо медали «За трудовую доблесть» была награда «За добросовестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и медаль «В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина». А это также говорит об особых трудовых подвигах полиграфистки.

К слову, медалью «В ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина» были награждены и другие каменские полиграфисты: ставшая переплетчицей Анна Васильевна Шаламова, главный инженер Валентина Адольфовна Мочидловская, старший бухгалтер Елизавета Федоровна Голубцова и наладчик Геннадий Васильевич Ильин. В случае с каменскими полиграфистами это была медаль именно за трудовую доблесть, поскольку существовал вариант награды и за доблесть боевую. И если в армии медаль «100 лет Ленину» популярности не снискала, то среди трудовых коллективов данная награда наоборот являлась показателем высокотехничного, самоотверженного и ответственного труда.

Первые награждения медалью «В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» начали проводить в 1970 году, в преддверии векового юбилея вождя народов. Согласно положению о награде, данную медаль могли получить только передовые рабочие, колхозники, специалисты народного хозяйства, работники государственных учреждений (к которым относилась и Каменск-Уральская типография) и общественных организаций, деятели науки и культуры, показавшие высокие образцы труда в ходе подготовки к ленинскому юбилею.

 


В 1975 году по окончании девятой пятилетки многие сотрудники Каменск-Уральской типографии были награждены нагрудными знаками «Ударник IX пятилетки». В трудовой книжке каждого из таких работников появилась соответствующая запись. Надо также заметить, что знаки «Ударник пятилетки» входили в перечень ведомственных знаков отличия. И потому они давали право на присвоение человеку звания «Ветеран труда».

В этом же 1975 году линотипистка Анастасия Коротовских стала обладательницей почетной медали «Победитель соцсоревнования». Чтобы получить именно эту награду, женщина проделала довольно долгий трудовой путь: данная медаль была учреждена зимой 1973 года, и в этом же году ей стали награждать ударников производства.

Помимо Анастасии Коротовских победителями соцсоревнования оказались Елизавета Устиновна Пономарева (1976 год) и Вера Мефодьевна Матвеева. Последняя стала, если можно так выразиться, абсолютным рекордсменом Каменск-Уральской типографии: она получала эту награду в 1975-м, 1976-м, 1977-м, 1979-м, 1980-м и 1981-м годах.

Знаком «Победитель социалистического соревнования» (1973 — 1980 годов) награждались:

- лучшие рабочие, колхозники, руководящие и инженерно-технические работники, служащие, мастера, сотрудники научно-исследовательских, проектно-конструкторских и других организаций, добившиеся наиболее высоких трудовых показателей во Всесоюзном социалистическом соревновании за выполнение и перевыполнение государственного плана 19ХХ года;

- работники предприятий и организаций районного, областного, краевого подчинения, совхозов и колхозов.

Награжденному вместе с нагрудным знаком вручалось удостоверение установленного образца. А в трудовой книжке лиц, награжденных знаком «Победитель соцсоревнования», делалась соответствующая запись.

Знаки «Победитель соцсоревнования» 1973 — 1980 годов входили в перечень ведомственных знаков отличия в труде. Следовательно, они также давали право на присвоение человеку звания «Ветеран труда».

 


Вновь обратим внимание на Елизавету Устиновну Пономареву. Согласно Книге Почета Каменск-Уральской городской типографии, она была награждена еще одной высокой правительственной наградой – орденом Трудовой Славы III степени.

 


ИЗ ПОЛОЖЕНИЯ О НАГРАЖДЕНИИ ОРДЕНОМ ТРУДОВОЙ СЛАВЫ:

«Орденом Трудовой Славы награждаются рабочие и мастера промышленности, транспорта, строительства и других отраслей материального производства, колхозники и работники сельского хозяйства, а также работники непроизводственной сферы за самоотверженный и высокопроизводительный долголетний труд на одном предприятии, в учреждении, организации, колхозе или совхозе.

Награждение орденом Трудовой Славы производится:

- за высокие производственные показатели, систематическое перевыполнение норм выработки и планов;

- за достижение высокой производительности труда, изготовление продукции высокого качества, экономию материалов и сокращение трудовых затрат;

- за новаторство в труде, ценные изобретения и рационализаторские предложения, активное участие в освоении и использовании новой техники и прогрессивной технологии;

- за достижение высокой урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности животноводства;

- за большой трудовой вклад в сокращение сроков и улучшение качества строительства производственных мощностей, культурно-бытовых объектов, жилых домов и своевременный ввод их в эксплуатацию;

- за большие успехи в обучении и воспитании молодых рабочих, колхозников;

- за успехи в обучении и воспитании детей и подростков, подготовке их к жизни и труду.

Награждение за перечисленные трудовые заслуги производится при условии долголетней работы на одном предприятии, в учреждении, организации, колхозе или совхозе, в одном учебно-воспитательном учреждении.

 


Как мы видим, все эти высокие награды характеризуют каменских полиграфистов как настоящих мастеров своего дела.

Орден или медаль – это видимая форма признательности мастерства, трудолюбия, самоотдачи. А у каменских тружеников печати таких наград было немало. И наград особо почетных!

Замечали ли это жители Каменска-Уральского? Ответить на этот вопрос трудно. С одной стороны – нет. Ведь полиграфисты являлись «бойцами невидимого фронта». Мало кто из горожан вникал во все нюансы технического процесса или инструкций, они требовали лишь итоговый продукт. С другой стороны, о работе каменской типографии и ее тружениках говорили в главной городской газете «Каменский рабочий». Цели, задачи и успехи полиграфистов были обозначены более чем ясно. Да и само качество и объем выпускаемой продукции позволяли сказать – в типографии работают лучшие в своей профессии. А их трудовые достижения (да даже не достижения, а подвиги) никак не должны были пропасть в анналах истории.


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 197; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!