В 1936 году типография носила имя председателя Совнаркома Вячеслава Молотова



Веяние новое, но проблемы старые. Газеты по-прежнему набирались вручную. Это заметно невооруженным глазом даже сегодня. Листая каменскую прессу тех лет, можно заметить, что кое-где на полосе буквы стоят не на своих местах, отсутствуют заглавные литеры, а иные шрифты и вовсе перевернуты вверх ногам.

В одном из февральских номеров «Каменского рабочего» за 1936 год заметны недоработки при ручном наборе

Редакция, как и типография, старались бороться с этим – мало ли какие последствия могли возыметь подобные оказии. Чтобы в какой-то мере обезопасить и полиграфистов, и корреспондентов, под выходными данными каждого номера указывались имена тех работников типографии, кто работал над выходом конкретного номера. Поэтому сегодня мы знаем, что в феврале 1936 года должность метранпажа занимал И. Юровских, а печатником был В. Брагин.

 

 


Метранпаж, или верстальщик, – сотрудник типографии который разбивает текст на отдельные страницы, компонует его с иллюстрациями, подготавливает макет издания. В соответствии со своей должностью метранпаж руководил наборщиками, назначал размер шрифта, длину строки, выставлял колонтитулы и прочее. Должность метранпажа считалась одной из наиболее ответственных.

 


Но не одни лишь Брагин и Юровских работали в каменской печатне. В 1931 году сюда пришла Александра Ивановна Надеина. Работа ей досталась ответственная – наборщик ручного набора. Немного позже ей доверили раскомплектовку шрифтов и материалов. Как вспоминала Надеина, в 1930-х всю газету «Каменский рабочий» полиграфисты набирали и печатали вручную. Одной бригаде наборщиков из четырех человек по норме полагалось набрать 16 тысяч знаков. Но бригада нередко перевыполняла план, набирая по 19-20 тысяч. С 1935 года ряды наборщиков ручного набора пополнились – в типографию пришла Александра Михайловна Бережных. Вскоре ей доверили верстку газет, книг, журналов, плакатов, афиш и мелкой бланочной продукции. Как потом вспоминала работница типографии (должность) Зинаида Заостровская, все называли Александру Михайловну ласково – Шурой:

- Профессия пришлась ей по душе. Она умеет правильно организовать свое рабочее место, у нее не получается лишних хождений к кассе, работает скоро – оттого и производительность самая высокая среди наборщиков.

К слову, производственное задание Александра Бережных выполняла на 150-180% при хорошем качестве выпускаемой продукции. Здесь же в типографии на должности заведующего печатным цехом работал и ее супруг, которого звали… Александром.

Александра Михайловна Бережных пришла работать в типографию в 1935 году

А в 1939 году на должность печатника высокой печати приняли и Елизавету Устиновну Пономареву. Впоследствии она отлично покажет себя на этой нелегкой работе. Как доказательство – орден Трудовой Славы. А еще перед войной в типографию устроились Нина Степановна Буторина и Вера Николаевна Дедюхина. Женщины выучили не одно поколение полиграфистов. В 1940 году учеником печатника стал Артемий Михайлович Тушков. Позднее он дорастет и до печатника, но помешает война.

***

Писатель Сергей Довлатов как-то отметил, что в советских газетах правдивы лишь ошибки. Но за такую «правдивость» можно было в прямом смысле поплатиться головой. И однажды роковая ошибка случилась!

Сегодня уже многие знают о случае, произошедшем в Каменске в 1938 году. Вышел свежий номер «Каменского рабочего». На первой полосе - статья о проделанной работе вождя народов. Называлась она «Бурная деятельность товарища Сталина». Подчеркивая в заголовке важность сталинских дел, полиграфисты выделили его 16-м кеглем. Но по злой иронии первая буква «Б» оказалась замененной на «Д». Случайно это произошло или нарочно, теперь уже не узнать. Ошибку моментально заметили сотрудники НКВД. В ту же ночь органами госбезопасности был арестован редактор «Каменского рабочего» Родион Пуриц, работавший на этой должности с 1935 года. Что стало с Родионом Яковлевичем, доподлинно неизвестно. По распространенной версии, он был приговорен тройкой НКВД к смертной казни.

Разбирательство, кто виноват в опечатке, проводилось среди всех сотрудников - как газеты, так и типографии. По воспоминаниям Тамары Бирко, дочери Алексея Овчинникова, не единожды бывала на допросах ее мать, наборщица Руфина Николаевна Овчинникова. Самого же Алексея Павловича не привлекали: он работал на строительстве Синарского трубного завода. Людей, подобных Руфине Николаевне, оказалось немало, а потому органы прощупывали всех, кто так или иначе был причастен к рождению материала. Сначала они опросили сотрудников «Каменского рабочего», которые писали, вычитывали и правили материал, потом – метранпажа, наборщиков типографии и отливщиков матриц, а также секретарей и корректоров, которые перечитывали текст перед сдачей в печать. Разбираясь в деле о «Дурной деятельности тов. Сталина», сотрудники наркомата допрашивали и тех, кто не работал в ту злополучную смену. Но «доказали» вину лишь редактора Пурица. В противном случае поплатился бы и директор каменской типографии Филипп Быков. Но история для него, видимо, не прошла бесследно – Филиппа Ивановича перевели в город Копейск Челябинской области. Там Быкова застала война.

В том же злополучном 1938 году случилось и радостное для типографии событие. В архивных документах редакции «Каменского рабочего» есть запись:

«В 1938 году введена в строй городская типография. Появилась возможность использовать при выпуске газеты машинный набор».


Метод машинного набора текста был гораздо удобнее и быстрее, нежели ручной. Полиграфисты Советского Союза работали на трех типах машин, которые осуществляли подобный набор: строкоотливные, буквоотливные и крупнокегельные буквоотливные. Набор текста при помощи строкоотливных машин получался в виде монолитных металлических строк, имеющих рельефную печатающую поверхность. Станок содержал клавиатуру, магазин для шрифта и отливной аппарат. При нажатии клавиши из магазина выпадала соответствующая букве матрица, из которых составлялась форма, автоматически переносившаяся в отливной аппарат. После отливки и охлаждения матрицы вновь отправлялись в магазин. Буквоотливная машина также содержала клавиатуру и отливной аппарат, однако при нажатии клавиши символы пробивались на бумажной ленте, а отливной аппарат готовил клише, исходя из этого набора. Крупнокегельные машины совмещали функции как автоматического, так и ручного набора. Отливка строк осуществлялась, как и на предыдущих станках, в отливном аппарате.

 


Под «введением в строй» подразумевался переезд каменской типографии в новое здание, ставшее для нее домом на долгие годы – в переулок Речной, 7. Оно стало домом для некоторых полиграфистов и в прямом смысле слова: когда в 1944 году на фронт ушел печатник Василий Ильин, в графе «домашний адрес» у его имени стоял все тот же: Речной переулок, дом 7, и имя жены Татьяны Николаевны.

Глава 5. ДВЕ ЖИЗНИ

22 июня 1941 года был радостным для типографии днем: у наборщицы ручного набора Александры Бережных родился сын. Немного расстраивало, что рядом не было супруга – еще в мае его призвали в Красную армию. Казалось бы, ничего не предвещало беды. Но началась война. Та самая война, которую назовут Великой Отечественной. Она разделила как жизнь страны, так и жизнь типографии. На жизнь до и после. На жизнь фронтовую и жизнь тыловую.

 


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 257; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!