Четыре месяца на последней странице «Каменского рабочего» находилось объявление о вакантных местах



Согласно плану, в перспективных работниках не должно было быть недостатка. Во-первых, за годы войны население Свердловской области возросло едва ли не вдвое. Во-вторых, в стране начался поэтапный перевод колхозов в совхозы, а значит, сельские жители могли получать паспорта и уезжать на новое место жительства.

Результат не заставил себя ждать. В 1945 году в типографию пришла учеником печатника высокой печати Анна Васильевна Шаламова. А приказом директора печатни от 8 января 1946 года на работу в должности метранпажа был принят И. В. Замиралов:

«Считать принятым на работу в качестве метранпажа Замиралова И. В., демобилизовавшегося из рядов Красной Армии. Установить зарплату из расчета 8 разряда. Разрешить отпуск без оплаты для поездки к родителям».

Пришли после армии в каменскую печатню и уже упомянутые Аркадий Васильевич Окунев, ставший мастером печатного цеха, и наладчик Геннадий Васильевич Ильин. Вернулся и Артемий Тушков. Наладчиком, а затем и мастером наборного цеха, стал Сергей Яковлевич Сыровацкий. По воспоминаниям Анастасии Коротовских, «он из Китая приехал, там в типографии тоже служил». К слову, в архивах Министерства обороны РФ удалось узнать интересный факт: в годы Великой Отечественной войны на фронте оказался тезка Сергея Яковлевича из Курска – Сергей Степанович Сыровацкий. А в списках отправляющихся из Курского военно-пересылочного пункта есть не менее интересная запись: напротив имени Сергея Степановича Сыровацкого в графе «гражданская специальность» стоит запись «Типограф». Бывают же совпадения!

Ну и нельзя пройти мимо темы Китая. В 1947 году на Урал по реэмиграции из Харбина приехал Виктор Алексеевич Бабкин. Постоянным городом проживания он выбрал Каменск, где устроился работать в типографию. В 1951 году он находился на должности типографского корректора. Всю сознательную жизнь Бабкин провел на Востоке, а в молодости даже состоял в организации «Союз мушкетеров», аналоге европейских и американских бойскаутских организаций. Впоследствии это сыграло с ним злую шутку - 29 июня 1951 года его арестовали. Следователь предположил, что «Союз мушкетеров» - это шпионская и фашистская организация, члены которой избивали на улицах советскую молодежь. Спустя девять месяцев, 9 февраля 1952 года, состоялся суд. Виктора Алексеевича Бабкина приговорили к 25 годам лагерей.

 

 


ИЗ КНИГИ ПАМЯТИ «КАМЕНСК. 1917-1950-Е ГОДЫ»

БАБКИН ВИКТОР АЛЕКСЕЕВИЧ

Родился в 1911 году в г. Харбине (Маньчжурия, Китай).

В 1947 г. приехал в СССР по реэмиграции, распределен на жительство в уральский регион.

К 1951 г. – корректор типографии в г. Каменске-Уральском (Свердловской области).

Арестован 29.06.51 г.

Осужден ВТ войск МГБ УралВО 09.02.52 по ст. 58-6 к 25 годам ИТЛ.

Отбывал в ИТЛ п. Кенгир (Казахстан), с 20.05.52 г. – в Особом лагере МВД №4 (место не названо).

Умер там же 18.11.54 г.

Мера наказания изменена Свердловской областной комиссией по пересмотру уголовных дел на лиц, осужденных за контрреволюционные преступления, 06.01.55 г. на 10 лет ИТЛ (даже умершему!)

Реабилитирован Верховным Судом СССР 15.01.58 г.

ОТ АВТОРА: Особым лагерем МВД № 4 официально именовался Степлаг, или, как написал автор мартиролога, «ИТР в поселке Кенгир». В послевоенной истории Степлаг «прославился» массовым восстанием заключенных, которое подавляли очень жестоко – при помощи танков. В восстании принимали участие одновременно мужские и женские секторы зоны. Известный факт: в Степлаге находились 80 человек, относивших себя к свидетелям Иеговы. Они отказались учувствовать в восстании, а потому заключенные-бунтовщики сделали из них живой щит. Кенгирское восстание было подавленно 22 июня 1954 года. То, что Виктор Алексеевич Бабкин умер спустя три месяца после окончания бунта, хоть и косвенно, позволяет полагать, что бывший корректор каменской типографии участвовал в небезызвестном восстании. А потому, в отличие от автора «Книги Памяти», неудивительно, что даже мертвому заключенному при пересмотре дела дали 10 лет лагерей.

 


Типография поэтапно переходила в мирное русло. Сначала изменился график работы: с трех смен по восемь часов работники перешли на семичасовой рабочий день с часовым перерывом на обед. Полиграфистов стали больше загружать бланочными работами. Тираж же главной городской газеты «Каменский рабочий» оставался неизменным: как в войну, так и в послевоенное время он выходил объемом в 6 тысяч экземпляров. Газета печаталась на четырех полосах в один цвет.

Вообще газета еще долгое время оставалась черно-белой. До 1960-х годов единственным цветным номером был «Каменский рабочий» за 1 мая 1945 года. Хотя назвать его цветным можно с натяжкой: помимо стандартного черного колера полиграфисты использовали красную краску, чтобы подчеркнуть на титульном листе лозунги «Да здравствует 1-е мая» и «Под знаменем Ленина, под водительством Сталина – вперед за окончательный разгром гитлеровской Германии, за дальнейшее укрепление военно-экономической мощи нашей Родины!».

Газету, как и прежде, набирали двумя способами: как при помощи машинного набора, так и вручную. Это хорошо видно даже ненаметанным взглядом, когда перелистываешь старые подшивки. Но для обычного читателя это было неважно, ведь роль газеты сводилась к одному – поддержать жителей города в их нелегком труде, освещать обстановку в стране и за рубежом, помогать добиться успехов в соцсоревнованиях и других направлениях.

Всего к началу 1950-х в Каменске работало четыре типографии. Но только одна была государственной – типография Свердловского областного управления издательств и полиграфии города Каменска-Уральского. Остальные три принадлежали заводам. В 1953-м ситуация поменялась: в июне этого года печатни при Синарском трубном и Уральском алюминиевом заводах были закрыты. А потому производство бланочной продукции для заводов и печать многотиражек «Синарский трубник» и «За уральский алюминий» были переданы в городскую типографию.

Первое время типография могла обеспечивать предприятия с определенными трудностями. Причина банальна – нехватка рабочих помещений. Проблема эта появилась сразу после окончания войны, когда много сил и средств было отдано восстановлению инфраструктуры. А потому исполком каменского совета депутатов вольно или невольно игнорировал областные решения предоставить типографиям новые печатные цеха. Хотя справедливости ради надо заметить, что власти тогдашнего Каменска знали о проблемах полиграфистов. И пытались решать эти вопросы, хоть и безуспешно: разговоры даже не о новом здании типографии, а о ремонте старого были актуальны всю первую половину 1950-х. Заместитель председателя исполкома каменского городского совета депутатов трудящихся Щелканов в 1953 году даже обращался к начальнику областного управления культуры Ивану Михайловичу Лопатину:

«Городская типография расположена в бывшем купеческом доме. Площадь, занимаемая цехами 300 кв. метров и складские помещения 114 кв. метров. Цех цинкографии находится в другом помещении, причем в сыром и с недостаточной цифровой площадью. Стереотипный цех отсутствует, в результате чего получается преждевременный износ шрифта. Помещение типографии и склада требуют капитального ремонта. Стоимость ремонта согласно имеющейся сметы, выражается в сумме 106,0 тыс. рублей».

Там же было указано, что в маленькой городской типографии нарушаются все допустимые технические нормы и требования по размещению оборудования. Например, фотонаборный цех находился «в другом помещении в расстоянии пяти кварталов от основного производственного здания, часть печатного цеха размещена еще далее – в трех километрах, в арендуемом у Синарского трубного завода помещении барачного типа, которое также вот-вот развалится». Здесь впервые проглядывала интересная мысль:

«Учитывая быстрое развитие города и необходимость обеспечения неотложных потребностей учреждений и населения в печатной продукции, назрела необходимость постройки в городе дома печати. Исполком городского Совета просит Вас предусмотреть на 1954 год разработку технической документации дома печати в городе Каменске-Уральском».

Эти же чаяния были переданы и председателю исполкома Свердловского областного совета депутатов трудящихся Константину Кузьмичу Николаеву. Однако о Доме печати в документах уже не упоминается – каменские власти решили сделать к типографии пристрой:

«В типографии печатаются три газеты: городская ежедневная, две заводских многотиражных. Это затрудняет работу плоскопечатных машин. Для нормальной работы по печатанию газет типография в ближайшее время получит ротационную печатную машину и стереотипное оборудование. Все это уже ожидается к поступлению, но размещать ротацию будет негде. Исполком горсовета считает необходимым к существующему основному зданию типографии сделать пристрой общей площадью 320 кв. метров. Стоимость работ составит ориентировочно 250 тыс. рублей, из которых 150 тыс. рублей выделяет Облполиграфиздат, о строительной организации, которая будет производить работы вопрос решит горсовет. Однако необходима значительная помощь Облисполкома. Исполком городского совета просит:

1. Выделить за счет областного бюджета на пристройку типографии 100 тыс. рублей

2. Утвердить для типографии безлюдный фонд в сумме 100 тыс. рублей (он входит в общую сумму затрат)

3. Дать указания Облисполкому выделить наряды на следующие строительные материалы:

А) Цемента – 80 тонн,

Б) Леса круглого - 40 куб. метров,

В) Леса пиленного – 60 куб. метров,

Г) Кровельного железа – 5 тонн,

Д) Олифы – 800 кг,

Ж) краски разной – 800 кг»

 

 

Стереотип — копия печатной формы высокой печати в виде пластины толщиной от 2 до 25 мм. Как правило, стереотипы изготавливались из гарта, пластмассы или резины. В зависимости от типа печатной машины менялась и форма пластины. У тигельных машин они были плоскими, а у ротационных – круглыми.


Заявление Константину Николаеву было отправлено в апреле 1953 года. Спустя месяц новое типографское оборудование прибыло в Каменск. Однако установить его было негде. Ни в 1953-м, ни в 1954-м, ни в 1955-м годах никаких работ по строительству нового помещения так и не было проведено. Об этом свидетельствует документ – обращение первого секретаря горкома КПСС Андрея Ивановича Мачуженко к заместителю председателя исполкома областного совета депутатов трудящихся Виктору Федоровичу Земляниченко (28 июня 1955 года):

«Каменск-Уральская типография в текущем году значительно расширяется [технически], для чего необходимо сделать пристрой к существующему зданию в 360 кв. метров. Для расширения типографии уже получено оборудование, но установить его негде. Просим обязать Свердоблстройтрест произвести строительные работы по типографии в пределах отпущенных средств 210,0 тыс. рублей. Строительный участок будет обеспечен потребными местными строительными материалами».

Но все же надо отметить: хоть в типографии и не появилось новых площадей, здание в 1954 году все-таки капитально отремонтировали. Об этом свидетельствует публикация в «Каменском рабочем» от 1 августа 1954 года:

«Недавно капитально отремонтировано здание типографии. Она пополняется новым оборудованием. В третьем квартале намечено установить новую ротационную печатную машину. Это позволит улучшить качество печати городской и двух многотиражных газет и других заказов».

Заметка, кстати, была посвящена другому, праздничному, событию – победе каменских полиграфистов в социалистическом соревновании среди полиграфистов Свердловской области:

«Исполком областного совета депутатов трудящихся и Облпрофсовет рассмотрели итоги социалистического соревнования полиграфических предприятий за второй квартал. Первая премия и переходящее красное знамя присуждены коллективу Каменск-Уральской городской типографии. Типография выполнила квартальный план на 129%, снизила себестоимость продукции на 16,6%, повысила производительность труда на 25,6%».

В связи с праздником директор типографии Иван Николаевич Яблоков приказал премировать лучших работников коллектива. В частности, наборщицу Александру Бережных, линотипистку Горисеву, печатника Геннадия Ильина, переплетчицу Александру Надеину и резчицу Устинову.

В том же материале от 1 августа журналисты поспешили сообщить, что в 1955 году в типографии будет установлена ротационная машина. Как уже понятно, этого не случилось. А потому каменская типография попала в черный список типографий, за которые отвечало управление культуры области. Помимо нашего города в перечне оказались печатни Егоршинского, Буткинского и Верхне-Тавдинского районов. А потому 9 сентября 1955 года управление культуры по Свердловской области приказало:

«Заведующим горрайонотделами культуры организовать контроль за осуществлением мероприятий по внедрению новой техники, повышению производительности труда, улучшению качества печатной продукции, выполнением плана строительства и капремонта помещений, типографий и редакций».

Новое оборудование появилось в типографии лишь в 1958 году. Устанавливать его помогали специалисты из Нижнего Тагила, что неудивительно: в те годы Каменск и Тагил соревновались между собой. В приказе директора типографии Ивана Яблокова от 6 октября значилось:

«Главного инженера нижнетагильской типографии Медведева Лукояна Емельяновича за пуск ротационной машины в эксплуатацию в сжатые сроки и доброкачественную ее регулировку поощряю денежной премией в сумме 500 рублей».

Порядка трех месяцев ушло у каменских полиграфистов, чтобы освоить новую технику. И уже в новом 1959 году количество экземпляров «Каменского рабочего» возросло. Если раньше тираж газеты составлял 6 000 экземпляров, то теперь он стал 6 500. Ежегодно 5 мая, в День советской печати, «Каменский рабочий» начал рассказывать о нелегком труде полиграфистов, ведь мало кто из горожан представлял, как проходит весь этот процесс. На основе этих заметок у каменцев складывалась такая картина:

- собственно печать — это последняя, завершающая, стадия. Все, что делалось до, называлось допечатным процессом. Удивительно, но с 1880 по 1950-е годы этот процесс оставался практически неизменным;

- наборщики ручного набора и линотиписты набирали текст. Металлические строки собирались в столбцы, а те в свою очередь помещались в печатные формы страниц вместе с фотоклише, присылаемыми из Москвы или Свердловска.

- После вычитки макета форма отсылалась в шрифтолитейный цех для изготовления гальваностереотипа. Там каждая страница покрывалась электролитическим способом тонкой медной или никелевой оболочкой. Эти оболочки на подложке из свинцового сплава прикреплялись к изогнутым подставкам, которые надевались затем на барабаны (формные цилиндры) ротационных печатных машин.

 

В конце 1940-х – начале 1950-х в городскую типографию пришли и те работники, о которых до сих пор вспоминают с теплотой. Это и наборщица ручного набора Таисия Васильевна Вельтер, учетчик-калькулятор Валентина Адольфовна Мочидловская, и печатница Нина Степановна Буторина, и бухгалтер-кассир Елизавета Федоровна Голубцова и нормировщица Маргарита Васильевна Волкова. И, конечно же, Вера Мефодьевна Матвеева, которая шесть раз становилась победителем соцсоревнований и получала высшие места на областных конкурсах полиграфистов. Фамилия Матвеевой нередко оказывалась на страницах «Каменского рабочего», а в одном из номеров (№ 87 за 5 мая 1970 года) даже вышел художественный очерк о том, как Вера Мефодьевна пришла на работу в типографию, с какими трудностями ей пришлось столкнуться, и как она решала эти проблемы. Предлагаем ознакомиться.

 

 


ДИАПОЗОН ДОБРОСОВЕСТНОСТИ

Вера отложила книгу о сторону и закрыла глаза. Губы чуть слышно шептали:

— Указательным пальцем левой руки набирается «а»‚ «ы» — средним пальцем левой, а «точка» — безымянным…

Руки непроизвольно забегали по столу.

— Что это с тобой, доченька? - мать взволнованно поглядела на Веру, - Ровно как играешь на чем? Не заболела ли ты?

— Успокойся, мама, - посмеялась в ответ Вера, - просто я учусь работать, хочу с закрытыми глазами все буквы по клавиатуре линотипа отыскивать. Поглядела бы ты, за какой машиной я сидеть буду! Представляешь обыкновенную печатную машину? Так это во много раз больше и умнее. Сама строчки металлические отливает, знай только пальцами нажимай.

За три дня работы в типографии Вере Матвеевой еще не удалось посидеть за линотипом. Поставили на окошко клавиатуру и сказали:

- Учись, да за старым рабочими наблюдай.Веру сначала смутила такая «практика»: чему же на окошке научишься? Опытная линотипистка успокоила:- Не торопись. Сядешь на свое рабочее место, поймешь, что пока твои руки не будут послушными, за машиной делать нечего.Вера смотрела на плавные движения рук линотипистки и по-хорошему позавидовала: «Не сейчас, а хоть когда-нибудь сумею так?» – думалось ей. Она все старалась уловить те едва приметные прикосновения пальцев, заставляющих матрицы послушно ложиться на положенное место.- Год в ученицах походишь, - говорил Вере мастер, – потом самостоятельно работать поставлю… Много на его рабочем веку вот таких молоденьких девчонок после школы приходило в типографию. Да не хватало у них терпения учиться.- А из этой толк будет, — думал он, — напористая, старательная, и пальцы хорошие, длинные, гибкие. Это в нашем деле очень важно. Пусть потренируется.Вместо года Вера за семь месяцев настолько изучила линотип, что ей раньше доверили сложнейшую полиграфическую машину. Вот когда пригодились напористость характера, старание, терпение.- Набрала текст для газеты, - вспоминает сейчас Вера Мефодьевна, - большой, трудный, с выделениями (это когда то и дело нужно менять шрифт), замаялась. Казалось, что каждая моя клеточка болит, руки и глаза устали. А впереди почти целая смена! Вообще-то тяжело приходилось в первые дни самостоятельной работы, потом привыкла.И действительно, ее руки не знают устали. Быстрые, ловкие, они нежно касаются клавишей, как будто ласкают их. Внешне очень спокойная, неторопливая, Вера Мефодьевна работает очень быстро. Девять тысяч знаков в смену — это значительное перевыполнение нормы.

 


Глава 7. РЫВОК ВПЕРЕД

В 1960-е годы в стране стала активно формироваться тенденция: города и предприятия должны выглядеть современно, комфортно и красиво. В жизнь стали претворяться новые идеи. Такой подход прослеживался и в типографском деле - в этой сфере большой размах получило рационализаторство. Ежегодно полиграфистами Свердловской области вносились десятки рацпредложений. К примеру, в 1961 году их было 71, а в 1962-м – 95. Модернизация проходила не без поддержки Управления полиграфической промышленности, издательств и книжной торговли при Свердловском облисполкоме. К слову, в начале 1960-х наименование Управления и его подчиненность неоднократно менялись. Так, в декабре 1963-го оно стало называться Управлением по печати Свердловского промышленного облисполкома, подчиненным Комитету по печати при Совете Министров РСФСР. С сентября 1964 года – Управление издательств, полиграфии и книжной торговли, подчиненное Комитету по делам издательств, полиграфии и книжной торговли при Совете Министров РСФСР. А с декабря 1964 года Управление после объединения промышленного и сельского облисполкомов стало существовать при Свердловском облисполкоме. При этом функции управления остались прежними: руководство типографиями и издательствами, контроль над книжной торговлей во всем регионе.

Каменск активно включился в новую программу развития благоустройства и модернизации предприятий. Не забывали и о соцсоревнованиях. Наш город состязался с Нижним Тагилом и Первоуральском. А важнейшей частью таких соревнований было не только выявление лучших, но и обмен накопленным опытом. А потому из Каменска в Нижний Тагил отправлялись курсанты-полиграфисты. Хотя и у нас были свои хорошие учителя.

Работа новой ротационной машины, установленной за несколько лет до этого, действительно пошла на пользу типографии. Спрос на газеты рождал предложение. А потому в начале 60-х типография сделала производственный рывок: вместо 6,5 тысяч экземпляров «Каменского рабочего» стала выпускать аж 9 тысяч. И каждый номер находил своего читателя. Это подтверждает заметка, опубликованная в «Каменском рабочем» от 2 февраля 1963 года:

«Каждому рабочему – периодическое издание. Такую задачу поставили активисты швейной фабрики. И с этой задачей они справляются успешно. В четвертом квартале минувшего года коллектив предприятия подписался на 484 экземпляра газет и журналов. И вот на фабрику пришла весть об увеличении тиража «Каменского рабочего». Уполномоченный А.А. Васильева немедленно провела организационную работу…».

В октябре 1962 года в Свердловске прошло совещание полиграфистов и работников редакций, где была организована выставка воскресных и праздничных газет. Работники Каменск-Уральской полиграфии также поучаствовали в ней и взяли на заметку несколько технических и дизайнерских элементов. И это возымело действие: уже в следующем, 1963-м году Каменск-Уральская типография вырвалась в лидеры среди других полиграфических предприятий области. На протяжении девяти месяцев каменская печатня получала почетное Красное знамя исполкома облсовета целых три раза!

Такая награда оказалась хорошим стимулом, а потому на производстве не пожелали останавливаться на достигнутом. Городские полиграфисты решили увеличить количество выпусков газет и другой печатной продукции, что и произошло в 1964 году. Задача была выполнена к одному из знаменательных советских праздников – 1 Мая. Праздничный выпуск «Каменского рабочего» вышел тиражом в 10 238 экземпляров! А к осени того же года количество выпускаемых газет дошло до 11 826 штук!

Значительным минусом для газеты, как, собственно, и для типографии, стало отсутствие цветности – вся продукция по-прежнему выходила черно-белой. Поэтому перед каменскими полиграфистами ставилась и такая задача – увеличить количество цветной продукции. Прежде всего газет. Но перед этим работникам типографии предстояло решить и другую проблему – по художественному или, вернее сказать, иллюстративному наполнению газеты. Здесь работники типографии и редакции работали, что называется, в связке. Художники «Каменского рабочего» создавали для газеты витиеватые рубрикаторы: «Спорт», «Вести из разных стран» или «Навстречу выборам». Но как передать это на газетной полосе? Тут на помощь приходили полиграфисты, работающие в цехе цинкографии.

 


ЦИНКОГРАФИЯ - фотомеханический процесс, предназначенный для изготовления типографских клише и печати с них полутонового изображения (то есть имеющего непрерывное и плавное изменение цвета) методом высокой печати. Название происходит из-за того, что в качестве материала для клише использовался цинк, обладающий хорошей тиражеустойчивостью. Но цинкография непригодна для непосредственного воспроизведения полутонов, поэтому фотографии перед изготовлением клише растрируют точечным или линейным растром по методу автотипии. Полученный растровый негатив печатается на покрытую светочувствительным слоем цинковую пластину. В качестве светочувствительного слоя применялись смеси бихроматов с альбумином.

 


Раньше, с 1920-х до начала 1950-х, надобность в изготовлении фотоклише не ощущалась, так как их попросту присылали из Москвы в Свердловск, а уже свердловские полиграфисты множили клише для других городов области. Как правило, это были фотоклише ТАСС. Но к середине 1950-х и уж тем более в 1960-х в Каменске появились свои собственные фотографы. А следовательно, страницы газет должны были наполняться собственными портретными или пейзажными фотографиями. И потому с пуском цеха цинкографии для печатных СМИ Каменска стали подготавливаться и фотографии, и рисунки, и графики, и уже упомянутые рубрикаторы.


КАК ПИСАЛ «КАМЕНСКИЙ РАБОЧИЙ», работа по переносу фотографий на бумагу была сродни магии. Фотограверы переснимали фотоизображения через специальный сетчатый экран — растр, используя широкоформатные камеры. Растр превращал картинку в набор маленьких точек: если фрагмент фотографии был темным, точки были широкими, а если светлым – маленькими. Такая фотография проецировалась на цинковую пластину, отображая на ней расположение точек. Область вокруг каждой точки вытравливалась на определенную глубину, чтобы при печати на них попало нужное количество краски.

 

 

 


Пожалуй, самым известным на тот момент цинкографом Каменск-Уральской типографии, да и города в целом, был Игорь Кескевич. В Каменске он получил известность из-за своего неординарного хобби, которое перекликалось с его основной работой: он создавал экслибрисы для книг. Вот что писали о Кескевиче в главной городской газете:

«Игорь Кескевич – цинкограф типографии, большой любитель и знаток книг. Есть у него другое увлечение – рисование. Его связывает давняя дружба с собирателем книг Д. Н. Черных. Ему-то он и предложил свой первый экслибрис… Весть о таланте Игоря-художника быстро распространилась в клубе книголюбов… Игорь создал уже больше двадцати экслибрисов. Все они интересны и по-своему характеризуют владельцев книги».

Цветные газеты Каменск-Уральская типография стала выпускать лишь в 1966 году. Кстати, тогда выпуск «Каменского рабочего» возрос до 18,2 тысяч экземпляров. Газета выходила каждый день, кроме понедельника и четверга. И ее субботние номера стали цветными. Но такими были только первая и последняя полосы. Колером выделяли кантики обрамления важных материалов, большие заголовки столичных материалов, декоративные рубрикаторы. А если субботний номер выпадал на праздники, то цветными становились и надписи в шапке газеты (например, «С праздником 1-е Мая»). Как правило, цветность полос определяло количество той или иной краски, имевшейся на складах. Но все же полиграфисты старались сделать так, чтобы «свой» колер подходил под «свой» праздник. Потому в газетах, выпускавшиеся в зимние праздники (например, Новый год или 23 Февраля) делали акцент на синий цвет, а в революционные (1 Мая или 7 Ноября) – на красный. В остальных же случаях газета по-прежнему выходила черно-белой. Но бывали и исключения. Например, номер за 5 мая 1967 года получился цветным, хотя вышел в пятницу. Так полиграфисты по-своему отметили профессиональный праздник – День печати.

Вообще, День печати для типографии – это особый не только в профессиональном понимании день. Например, наборщица ручного набора Мария Ивановна Боровских нередко вспоминала, что пришла работать в типографию сразу после дня печати – 6 мая. Было это в военном 1943 году. Но после 1943 года типография Каменска-Уральского обзавелась массой работников-профессионалов. Директор типографии Борис Андреевич Агейченков как-то отметил:

«Коллектив намерен идти в первых рядах передовиков… У нас немало людей, которые добрыми делами сумеют постоять за честь и марку каменскуральских полиграфистов. В их числе линотипистка В. М. Матвеева, наборщики Т. В. Вельтер, М. И. Новоселова, печатники Е. Ф. Балаев Л. И. Никитин, Г. А. Окулова, переплетчик А. В. Шаламова и многие другие правофланговые пятилетки, которые по традиции работают с опережением трудового календаря».

Вообще о линотипистке Вере Мефодьевне Матвеевой тогда говорили много. Оно и неудивительно: таких твердых характером и целеустремленных работников еще стоило поискать. Но сама Вера Мефодьевна не считала себя, как бы сейчас сказали, суперзвездой. Наоборот, была довольно сдержанной. Главным из человеческих качеств она считала ответственность. И раз от раза вспоминала, как еще 10 лет назад была неопытной ученицей, но, благодаря своей напористости, выросла до машиниста линотипного станка:

- Приходили мы на смену к 6 часам, боялись опоздать. Рабочий день начинался с 7 утра… Транспорта из Брода, где жили тогда многие работницы типографии, не было никакого, ходить надо было через Исеть. То по подвесным переходам, то на лодках. А лед тронется – шли пешком в обход. Ни разу не опоздали. Помню, Анна Васильевна Шаламова как закричит на бегу: «Девки, из рукавов дым валит, смотрите!» И правда, у нас у всех пар валит, так бежали все в «мыле».

За долгие годы имя Веры Матвеевой не раз появлялось на страницах газеты. Вот как, например, описывали ее работу в номере «Каменского рабочего» за 5 мая 1980 года:

«Проходим в наборный цех, один из самых ответственных участков производства. Ровно гудят два линотипа. За клавиатурой одного из них – лучшая производственница В. М. Матвеева. Много лет отдала Вера Мефодьевна производству, ставшему теперь родным. Под ее руками рождаются строки газетных статей, которые потом лягут на полосу и через несколько часов превратятся в пахнущие типографской краской свежие номера газет».

***

Работа каменских полиграфистов не была лишена романтики. Сами работники описывали свою работу так, будто перед ними рождались на свет не изделия из бумаги, а живые люди:

«Представьте, прежде чем продукция попадет к заказчику, она проделывает долгий путь. Ее рождение начинается в наборном цехе, где проворные руки линотипистов и верстальщиков создают металлические страницы. Тщательно подогнанные, проверенные корректором страницы попадают в печатный цех. В типографии много сложных полиграфических машин: линотипы, ротационная двухкрасочная машина производительностью 20 тысяч экземпляров в час, на которой печатают городскую и районную газеты. Брошюры же попадают на плоскопечатную машину. Но не сразу - печатники будут еще долго мудрствовать над металлическими страницами. Сначала печатники сделают картонные, потом отольют металлические цельные страницы и начнут печатать. Отдельные листы попадают в сборный, или, говоря по-типографски, переплетно-брошюровочный цех…».

А вот что писали о работе городской типографии в апреле 1968 года:

«Преобразилась в последние годы типография. Сейчас здесь печатают шесть газет, много книжно-журнальной, бланочной, рекламной и другой продукции. Небезынтересна такая деталь: полиграфисты ежемесячно перерабатывают около 50 тонн бумаги и 300 килограммов печатной краски… Директор Борис Андреевич Агейченков рассказывает, что четырехмесячный план выполнен досрочно, производительность труда к заданию повышена почти на четыре процента, сотни рублей экономии получено от снижения себестоимости продукции».

К слову, в том же 1968 году в типографии появилась линотипистка Галина Александровна Алиферович. Как потом говорили журналисты «Каменского рабочего», Галина Александровна ответственно выполняла свою работу и «большими успехами в труде встречала свой профессиональный праздник». В тот же год на должность главного инженера Каменск-Уральской типографии была назначена Валентина Адольфовна Мочидловская.

Случились в 1960-е в городской типографии и другие кадровые перестановки. Так, в 1962 году Елизавету Федоровну Голубцову перевели с должности бухгалтера-кассира на место главного бухгалтера. А в 1967 году печатник Артемий Михайлович Тушков перешел на должность наладчика печатного оборудования.


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 237; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!