Каменский завод с рабочими поселениями (С. М. Прокудин-Горский, 1909 год)



ПРЕДИСЛОВИЕ

«Что написано пером, то не вырубишь топором», «Слово народы поднимает», «Красное дерево редко, а красное слово метко». Эти и еще десятки пословиц да поговорок дошли до нас из глубины веков. Предки отмечали каждую примету, каждое явление, а оттого неудивительно, что значительный пласт народной мудрости посвящен такому великому явлению, как слово! Даже Евангелие от Иоанна начинается со строк: «В начале было слово…». Слово действительно способно вершить судьбы, удивлять, радовать, огорчать. А говоря вообще - информировать

Но древние также утверждали: каким бы красивым и мудрым ни было слово, о нем рано или поздно забывают. «Вечернее слово стирается словом дневным». И для того, чтобы оно осталось в памяти на века, человечество создало письменность.

Время шло, рождались и гибли устои, но тем, что заложили предки, мы пользуемся до сих пор. Письменность преодолела долгий путь от клинописи и кипу, от черт и резов до современных литер и нынешнего языка. И, судя по всему, она не намерена оставаться на достигнутом.

Первые документы писали от руки, и занимались этим только грамотные люди. Но одно дело создать единичный документ или письмо, а другое - написать от руки книгу. Средневековые монахи десятилетиями не выходили из скрипториев, копируя священные тексты. И только в XV веке Иоганн Гутенберг заложил основы будущего книгопечатания. Его новаторство подхватили и наши соотечественники – Иван Федоров и Петр Тимофеев. И за столь долгий срок типографское дело только ширилось и улучшалось.

О том, что время летит вперед, свидетельствует и история Каменск-Уральской типографии. В августе 2019 года ей исполнилось сто лет. Много это или мало, сказать трудно. Для истории – миг, но для людей это целая жизнь. Как и любому предприятию, пережившему несколько эпох, за сто лет каменской типографии всего хватило с лихвой: неоднократные переезды, работа днями и ночами, нехватка кадров и материалов, полные портфели заказов и приход на работу ценнейших полиграфистов. Как это было, мы попытались отразить в нашей книге.

Глава 1. НУЖНАЯ-НЕНУЖНАЯ ПРАВДА

Трудно поверить, но в 2019 году главной типографии Каменска-Уральского исполняется сто лет! В цехах кипит работа, шумит новенькое оборудование, а запахи типографской краски, клея и машинного масла придают всему процессу какой-то необычный творческий антураж.

Что было сделано за эти сто лет? На сей вопрос нельзя ответить четко. Миллиарды экземпляров газет и бланочной продукции, открыток, билетов, журналов и книг. Отсюда вышли сотни высококачественных специалистов, в этих стенах работало больше десятка наименований станков. Всего не перечислишь. И трудно представить, что прародительницей всей этой мощи стала обычная тигельная машинка с неполным набором шрифтов. Да и попала она в Каменск случайно…

Предпосылки для рождения в Каменске типографии появились не век назад, в 1919 году, и даже не после революции, а еще раньше. Перенесемся в Россию начала ХХ века. Несмотря на экономическую стабильность и разнообразные, в том числе социальные, реформы, в стране витали революционные настроения. «Маленькая победоносная война» с Японией едва не стала для России трагедией, а другая, империалистическая, поставила точку в истории царской России.

Мысли о необходимости революции зарождались, как мы помним, в столице империи, Петербурге. Но, по понятным причинам, доходили до провинции эти мысли с опозданием. Но все же они доходили! Через устные пересказы, письма, телеграммы. А еще - через печать. Революционеры специально наладили сеть подпольных типографий по всей стране. А те, в свою очередь, тиражировали агитационные листовки и газеты, которые находили своего читателя. Не обошло это явление и Екатеринбургскую губернию, в составе которой находился небольшой промышленно-купеческий поселок – Каменский Завод.

 

 


Каменский завод с рабочими поселениями (С. М. Прокудин-Горский, 1909 год)

Несмотря на свою малочисленность, Каменский Завод был поселком контрастов. Его центром являлся мощный чугунолитейный завод с плотиной и изрядно загаженным Каменским прудом. На правом берегу высились здания заводоуправления, Свято-Троицкой церкви, дом управителя. Перед ними раскинулась широкая Торговая площадь. На Большой Московской улице, считавшейся главной каменской дорогой, купцы открывали магазины и мастерские, рядом возводили жилые дома в характерном для того времени стиле эклектики. Здания контрастировали с разбитыми и грязными дорогами, которые слабо освещались ночью, а в непогоду превращались в гигантскую лужу. За красивым фасадом центральных домов беспорядочно стояли избушки заводских рабочих. В среде простых людей Каменск был разделен на несколько частей: Вороняцкую гору, Гнилой Угол, Наземку, Калуху и Барабу. Каждая из них жила своими понятиями, имела неписаную, но четкую границу. Как были различны жители, такими же разными были и идеи, витавшие в их среде. Можно сказать наверняка, что значительная часть каменцев хоть и испытывала трудности, но к революции готова не была.

Незадолго до этого жители Каменского Завода познали силу печатного революционного слова. Правда, попало оно в поселок случайно (а может, и нет) – через почту почетного гражданина Василия Григорьевича Олесова.

Олесов проявил себя как прекрасный краевед, метеоролог, фольклорист, исследователь природы, был членом Уральского общества любителей естествознания. Научный интерес и самообразование стали для него жизненным девизом. Олесов выписывал себе массу всевозможной литературы, а из-за значимого положения в обществе полиция не проверяла его почту! Зная этот факт, революционеры решились на дерзкий шаг - отправили на адрес Олесова небольшой томик – работу Августа Бебеля «Женщина и социализм». Получив эту книгу, Василий Григорьевич не мог понять, откуда и зачем она пришла. Но, тем не менее, оставил работу себе. Книгу заметил ученик счетовода заводской конторы Александр Черноскутов и захотел познакомиться с трудом Бебеля поближе. «Женщина и социализм» пошла по рукам, оказавшись после Черноскутова то у заводского рабочего Тележникова, то у машиниста Артемия Садовникова, то у Павла Бобина и Михаила Цикарева. Позже на адрес Олесова стали приходить и другие революционные работы. Возможно, Василий Григорьевич и понял, что совершил ошибку, не рассказав о Бебеле полиции, но было уже поздно. Революционное зерно, которое подпитывалось идеями других бунтарей вроде Евгения Грознова, начало всходить. А незадолго до начала Первой мировой войны в Каменском Заводе была замечена большевичка и профессиональная подпольная полиграфистка Харитина Петровна Долгова.

ХАРИТИНА ПЕТРОВНА ДОЛГОВА (1878 - 1958 гг.) – известная уральская революционерка, хозяйка оружейного склада екатеринбургской боевой дружины, профессиональный полиграфист, организатор и первый редактор газеты «Каменский рабоче-крестьянский листок».

Харитина Петровна родилась в Каменском Заводе в семье сапожника Петра Клементьева, здесь же закончила школу. После смерти отца в 1893 году 15-летняя Харитина уехала в Екатеринбург в поисках работы. Там она нанялась на работу «у одной чулочницы», а позднее перешла в чулочно-трикотажную мастерскую. В 1903 году Харитина Петровна стала ученицей школы для взрослых, где познакомилась с работниками электростанции и типографии, и через них попала в революционное подполье.

Близким другом Долговой (тогда - Клеменьтевой) стала социал-демократка Мария Авейде, через которую она принимала поручения: относила передачи в тюрьму, организовывала встречи революционеров, хранила нелегальную литературу и оружие. С приездом в 1905 году в Екатеринбург Якова Свердлова Харитина Петровна стала активно участвовать в тайных собраниях, маевках и открытых митингах. Долгова вспоминала:

- Однажды в апреле 1906 года приходит ко мне Оскаровна (Мария Авейде) и говорит: «У нас провалена техника (подпольная типография), а надо отпечатать первомайские прокламации. Шрифт есть, остальные принадлежности сделают рабочие. Надо только найти квартиру и туда временно переехать». Пришлось искать квартиру. Вскоре она была найдена по улице Никольской, дом 20. У хозяина в особнячке под парадным крыльцом оказалось несколько темных чуланчиков. Мы туда натаскали шрифт, примитивный станок и ночью работали. Отпечатали около пяти тысяч первомайских листовок, снабдили ими не только Екатеринбург, но и другие города и заводы.

После нескольких обысков и постановки на учет в жандармерии Долгова по поручению большевиков выехала в Челябинск. Там не без помощи подпольщиков она стала работницей нелегальной типографии. Руководил этим маленьким предприятием Константин Долгов, он же Алексей Торопов, он же Василевский, он же Дядя Ваня, он же Паут. В Челябинске он жил под фамилией Кабанов.

Харитина и Константин Долговы

- В комитете сообщили мне адрес явочной квартиры на окраине поселка, вблизи железнодорожной станции. Разыскала нужную квартиру, вхожу и говорю: «Я хочу видеть Паута». Ко мне вышел высокий мужчина. Он сказал: «Значит, вы будете работать с нами? Для лучшей конспирации вы будете считаться моей женой». Затем «Дядя Ваня» повел меня в квартиру, где была помещена подпольная типография. Так я познакомилась с дядей Ваней Долговым. Он работал в типографии Бремена. Оттуда носил шрифт для подпольной типографии. Здесь печатали прокламации по выборам во 2-ю Государственную думу. Агитировали голосовать за большевиков Челябинской партийной организации.

Через некоторое время Константин и Харитина действительно поженились. Но вскоре Долгова арестовали и этапировали в Маньчжурию. Туда же отправилась и супруга. В 1913 году Харитине Петровне удалось получить разрешение, а в 1914 году – перебраться на малую родину – в Каменский Завод.

В том же 1914 году в Каменском Заводе была объявлена мобилизация. Это могло бы стать хорошим толчком для распространения большевистских идей, однако Долгова не спешила: нужно было разведать обстановку. И это у нее получилось. В книге «Каменск-Уральский – город на Исети» (1967 г.) приводится ее диалог с другом детства Павлом Бобиным:

- Жалко, - сказал он, - что меня не берут. В тылу для фронта придется поработать.

- Неужели ты готов сражаться за веру, царя и отечество? – спросила Харитина Петровна.

- А почему бы нет? Россия в опасности.

По воспоминаниям самой Харитины Петровны, в Каменске она была единственной большевичкой, а все остальные, например, небезызвестные Василий Головин или Яков Прокопьев, подхватили идеи РСДРП уже после Октябрьского переворота. До этого момента большевиков притесняли самыми разными способами. В частности, в своем дневнике Долгова записала:

«…даже газета «Уральская правда» и центральная «Правда» не читались, а убирались в библиотеках подальше… Я пыталась распространить [«Уральскую правду»] среди рабочих завода, но рабочие рвали эти газеты, не читая, и ругали меня».

Становилось понятно, что в Каменске идей революции еще не принимают. Значит, в поселке была нужна своя собственная большевистская типография…


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 289; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!