Глава X. ИРАН ПОД АРАБСКИМ ВЛАДЫЧЕСТВОМ



 

Ни одна религия, которой предстояло стать мировой, ни христианство, ни буддизм, ни другие не добивались признания с такой скоростью, как ислам. Ни один язык не получил международного признания так быстро, как арабский. Ни одна цивилизация не сформировалась за такое короткое время, как исламская. Немногим более чем через сто лет после хиджры (622 г.), года переселения пророка Мухаммада в Медину, года, от которого отсчитывается мусульманская эра, арабы, вышедшие из своих пустынь, были уже в сердце Западной Европы – в Пуатье, где их в 732 г. остановил Карл Мартелл, и в сердце Центральной Азии – на реке Талас, где в 751 г. разгромили китайцев. Немногим более чем через двести лет после той же исходной даты мусульманскую цивилизацию можно было считать полностью сформировавшейся, и она сверкала полным блеском. Конечно, к тому времени не все покорённые народы уже обратились в ислам, и понадобится ещё многое, чтобы они это сделали, и всегда будут оставаться отдельные группы, упорно придерживающиеся веры предков. Конечно, язык завоевателей усвоили не повсюду, например, его не переняли в Берберии, и он только на время будет признан в Иране, который в конечном счёте откажется от него. Конечно, их культура ещё будет развиваться и менять направление. Но главное уже произошло. Этот поразительный успех в какой‑то степени может быть объяснён пороками или ошибками тех, кто мог бы ему помешать, в первую очередь византийцев и Сасанидов. Те и другие, как мы видели, истощили себя в нескончаемых сражениях. Те и другие установили деспотическую власть, душили подданных налогами, почти не предоставляли им свободы вероисповедания, и армии, во многом состоявшие из наёмников, служили им плохо... Однако прежде всего этот успех – заслуга самих арабов, издавна привычных биться меж собой и отныне объединившихся, вдохновляемых уверенностью, что война, которую им предстоит вести, не только фантастически обогатит их, но будет ещё и священной, станет лучшим делом, какое они могли бы совершить, а если они погибнут, отворит им врата рая. Этот успех связан с тем, что арабы повсюду выступали как освободители, как «защитники» прежде всего христиан и иудеев, потом маздеистов, а может быть, и с тем, что религиозное, политическое и социальное они воспринимали как нерасторжимое целое, создавая монолитную цивилизацию. Наконец, он связан с восхищением, какое вызывал столь великолепный инструмент, как арабский язык, побудивший великого Бируни, вообще‑то приверженного иранским традициям и часто сурового к завоевателям, сказать: «Я бы предпочёл, чтобы меня порицали на арабском языке, чем хвалили на персидском».

Это гигантское строение было не лишено парадоксов. Зарождавшаяся цивилизация была мощной и оригинальной, непохожей на все известные и по‑настоящему арабской, но в тоже время она во многом складывалась из заимствованных элементов и созидалась людьми, которые не были арабами. Если поначалу свой вклад вносили прежде всего сиро‑византийцы, то очень скоро их сменили иранцы. Иран даст арабам науку – свою и науку Греции, Месопотамии, Индии; классическую философию; свою административную организацию; свой церемониал, свою утонченность, часто свой образ мыслей. Он станет создателем их литературы, как прозаической, так и поэтической. Он будет вмешиваться во всё, что могло бы казаться сферой, закрытой для посторонних, например, в религиозные дела, собирая и публикуя предания, связанные с Пророком, навязывая культ святых, безудержно предаваясь мистике, влияя на некоторые представления шиизма. Разумеется, это далеко не всё.

Происходило два одновременных и внешне противоположных процесса: иранизации арабов или, если угодно, ислама противостояла арабизация Ирана, заговорившего по‑арабски и усвоившего религию арабов, столь далёкую от его тысячелетнего маздеизма. Нужно ещё напомнить, что после долгого упадка возродился иранский язык, чтобы произвести на свет такие шедевры, на какие он не был способен в древности или какие до нас не дошли, и что этот феномен уникален: повсюду, где господствовали арабы, даже на землях самых древних и самых блистательных цивилизаций (опять‑таки за исключением Берберии), национальные языки утратились – Сирия, Египет, Тунис, Ирак стали не просто арабоязычными, но «арабскими» странами. Иран, исламизировавшийся несомненно быстрей и полней, чем любая другая страна, остался или, скорей, снова стал ираноязычным. Иран всегда был и поныне остаётся Ираном.

 

АРАБСКОЕ ЗАВОЕВАНИЕ

 

Когда восстания, вспыхнувшие после смерти Пророка в 632 г., были подавлены, Абу Бакр, его преемник в качестве главы мусульманской общины (уммы) – халифа, послал арабские племена за пределы Аравии. Сначала они добились успеха на юго‑западе Ирака, населённом арабами, которые переселились туда в III в. и основали под сасанидским сюзеренитетом государство Лахмидов, – в 633 г. его столица Хира изъявила покорность. Потом они столкнулись с иранскими войсками. Омар, второй халиф, сначала потерпев поражение, быстро выправил ситуацию (битва при ал‑Бувайбе, 635) и разгромил в 636 г. двадцатитысячную сасанидскую армию при Кадисии, на рукаве Евфрата, близ Наджафа, что позволило ему в 637 г. вступить в Ктесифон. Падение столицы Ирана, соперницы Константинополя, всего через шестнадцать лет после рождения ислама казалось победителям чудом и опьяняло их. Кстати, оно передало в их руки Месопотамию и позволило занять Ахваз. Далее арабы двинулись на Хамадан и ещё раз победили персов при Нехавенде в 642 г., одержав то, что они назовут «Победой побед», Фатх ал‑Футух . Царь царей Йездигерд бежал. Он отступил за горы Загрос, в Исфахан, в Истахр близ Персеполя, потом в Хорасан, где в 651‑652 г. был убит одним сатрапом: казалось, вновь происходит авантюра Александра! Пероз, наследник Йездигерда, в 674 г. укрылся в Китае. Арабам осталось только оккупировать страну. Они делали это медленно, завоёвывая крепость за крепостью.

В 651 г. они вступили в Герат, в 652 г. – в Бактры. Они появились на берегах Окса. Они достигли Инда. Остановятся ли они? Но сопротивление тех, на кого они нападали, усиливалось. Боевой дух наступавших снижался. Ведь арабы боролись и на других направлениях – против Византии, в Египте, в Магрибе, а вскоре, с 711 г., и в Испании. К тому же они уже не были едины и не замедлили передраться. Старое племенное соперничество возродилось в то же время, когда и извечная вражда между северянами и йеменитами. И на всё это наложился ещё один конфликт, ещё худший, который был порождён, возможно, тем же самым озлоблением, но приобрёл политический, идеологический, религиозный характер и расколол мусульман, разведя их по непримиримым лагерям.

Четыре первых халифа были избраны. Абу Бакра (632‑634) сменили Омар (634‑644), убитый персом‑рабом, потом Осман (644‑656), убитый на сей раз соплеменником, и, наконец, Али (656‑661), кузен и зять Пророка, отец всех его внуков. По мнению многих, Али был трижды обойдён при наследовании, которое по всей справедливости полагалось ему. И вот теперь, когда он наконец был избран, Муавия, наместник Дамаска и представитель могущественного семейства Омейядов, не признал его, провозгласил халифом себя и дал ему сражение. Бой произошёл в 657 г. на равнине при Сиффине. Али был уже недалёк от победы, когда участники боя с некоторым запозданием сообразили, что такая братоубийственная борьба возмутительна и что надо сложить оружие и обсудить конфликт. Приступили к переговорам. Муавия одержал верх. Некоторые этого не признали. Они отделились. Это были первые схизматики в истории ислама. Их назвали хариджитами – «теми, кто ушёл». Они станут врагами всем, включая Али, слугами которого они себя называли и который был вынужден сражаться с ними, в 658 г. победил их и был убит в 661 г. по их наущению. Тогда, на заре ислама, убивали много. Убийство трёх из четырёх первых халифов даёт об этом недостаточно представления – были и другие убийства.

Все, кто отказался поддержать назначенного халифа и его династию, образовали политическую партию – шиат , партию Али, шиат Али, которую мы назовём шиитской; она всегда будет утверждать, что руководство мусульманской общиной, уммой , должно принадлежать только потомкам Мухаммада, его внукам Хасану и Хусейну, а потом тем, кто родится от них. Только их она будет признавать вождями. Она назовёт их предводителями – имамами . Шиат Али , шиизм, из политической партии очень скоро превратился в религиозную доктрину.

 

ОМЕЙЯДЫ

 

Итак, Муавия, став единственным халифом, основал в Дамаске наследственную династию Омейядов. Шииты некоторое время выжидали, потом перешли к действиям. Хасан умер. Оставался Хусейн. В 680 г. под Кербелой Хусейн был убит в бою с войсками халифа Язида. Надо должным образом оценить, что представляла собой эта трагедия, до какой степени она могла потрясти сердца. Как можно было представить себе, чтобы преемник Мухаммада, даже случайно, против воли, погубил внука Мухаммада? Шииты до сих пор ежегодно поминают это событие в День великого траура, называемый ашура . Больше ничто и никогда не сможет примирить обе соперничающие фракции: тех, кто принимает историю такой, какая она есть, кто придерживается традиции, – суннитов и тех, кто её отвергает, – шиитов.

Омейядская власть очень скоро стала выглядеть полной противоположностью власти выборных халифов, и режим вполне обоснованно обвиняли в том, что он становится монархией. Наследный суверен начал отгораживаться от подданных стенами дворца и окружать себя настоящим придворным церемониалом. Халифы, поначалу использовавшие греческий язык и прежний административный персонал и полвека ничего не менявшие, наконец, пожелали арабизировать свою администрацию. Абд ал‑Валид (692‑705) и Валид II (705‑715) решили, что книги записей и официальная переписка отныне должны вестись по‑арабски. Чтобы получить официальную должность или просто‑напросто сохранить её, стало необходимо выучить этот язык. Чиновники с этим смирились, и правящие классы не замедлили арабизироваться.

Омар оставил земли прежним владельцам, и только те земли, которые по какой‑либо причине оказались покинуты, были перераспределены между солдатами и теми, кто ему служил. Но всех немусульман обложили тяжёлыми налогами. В качестве «людей Книги», то есть тех, кто может похвастаться полученным божественным откровением, они, конечно, пользовались статусом зиммиев, «покровительствуемых», но платили за это согласием занимать приниженное положение и были обязаны выплачивать подушную подать (джизью) и поземельный налог (харадж). Они могли выйти из этого положения, только обратившись в ислам и став мауля, «клиентами» мусульман, то есть арабов, что в принципе, но не всегда на практике давало им полное равенство с последними. Для этого они должны были войти в состав бедуинского племени, ведь у арабов сохранялась родоплеменная система, даже в городах. Поскольку одно компенсировало другое, исламизация шла в быстром темпе. Но исламизировалось население или нет, в любом случае оно слишком часто было беззащитным против произвола и деспотизма наместников, тем более алчных, что они боялись – надолго им свои посты не сохранить. В частности, от этой ситуации очень страдал иранский мир, поскольку те, кто представлял там центральную власть, слишком часто оказывались негодяями. Иран был разделён на четыре больших провинции, причём Фарс и Хузистан с одной стороны, Мидия – с другой подчинялись двум большим городам‑лагерям, основанным арабами в Ираке, – Басре и Куфе. Только территории на побережье Каспийского моря, заслоняемые горной цепью Эльбурс, во многом избежали оккупации, сохранили частичную самостоятельность, и немало гонимых находило там убежище. Там возникнут очаги шиизма.

 

АББАСИДСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

 

Омейяды сумели восстановить против себя почти всех – не только хариджитов и шиитов, но и всю близкую или дальнюю родню Пророка, особенно потомков Аббаса, его дяди по отцу, а также всех арабов, по‑прежнему склонных к простой и без излишеств жизни предков, всех, кто был недоволен созданием монархии, эллинизацией общества, всех новообращённых, которые, став «клиентами», должны были бы пользоваться равными правами со всеми мусульманами, а на самом деле воспринимались как слуги, как низшие, и, конечно, всех побеждённых, не смирившихся с поражением. Общим недовольством умело пользовались потомки Аббаса – Аббасиды. Они повсюду заявляли, что спасение невозможно без родственников Мухаммада, каковыми они считали себя, тогда как шииты полагали, что речь должна идти о потомках Мухаммада и мученически убитом Хусейне. Аббасиды посылали эмиссаров во все концы империи и прежде всего в Хорасан – провинцию, достаточно удалённую от столицы, чтобы не слишком испытывать её влияние, и населённую всевозможными противниками властей: йеменитами, шиитами, маздеистами, манихеями, христианами и просто националистами. В 738 г. один христианин из Хиры по имени Хидаш был обвинён как аббасидский агент, арестован и казнён.

С другой стороны, арабские войска в Трансоксании [Мавераннахре] не могли добиться успехов, к каким привыкли. Несомненно, они очень рано начали набеги за Окс, стали осаждать укрепления или города. Во время осады Самарканда под стенами этого города пал кузен Пророка – Кусам ибн Аббас, мавзолей которого всё ещё почитается; рядом с этим мавзолеем возведён чудесный некрополь Живого Царя (Шахи‑Зинда). Независимо от того, брали крепости приступом или же их население соглашалось платить дань, через недолгое время эти города опять вели себя как независимые, отбивали новые нападения, призывали на помощь тюрков, молили о вмешательстве китайцев. Назначение в 705 г. Кутайбы ибн Муслима на пост верховного наместника Хорасана, казалось, гарантировало арабам победу. Вся Согдиана была оккупирована, Сырдарья форсирована, в 714 г. взяты Ташкент и, возможно, Кашгар (в отношении последнего вопрос спорный). Кутайба был человеком незаурядным, но при этом грубым, жестоким, кровожадным, он совершал или допускал всевозможные бесчинства, память о которых на века сохранилась в народных или учёных рассказах. Великий Бируни сообщает, что арабский наместник велел перебить всех хорезмийцев, знакомых с национальной письменностью и их историческими текстами, чтобы истребить память об их культуре. Разумеется, Кутайбу ненавидели. В 715 г. он был убит. Его кончина погрузила Среднюю Азию в некое подобие хаоса. Фергана и бассейн Сырдарьи освободились от арабской власти; почти повсюду начали убивать арабов или изгонять их, когда те не поддавались на угрозы и не хотели уходить сами. Вероятно, все эти беспорядки и имеют в виду мусульманские источники, говоря о великом поражении 715‑720 гг., которое невозможно истолковать иначе.

В последующие десятилетия ситуация в Восточном Иране ухудшилась ещё больше. Тюрки, тугю, устроили набег на Согдиану в 730 или 731 г., а потом ещё раз в 733 г. Начался голод. Йемениты, особо многочисленные в Маргиане, вступали в вооружённые конфликты с северными арабами. И в 734 г. согдиец Харис ибн Сурейдж поднял восстание. Наср, наместник Хорасана и Трансоксании не нашёл иного решения, кроме как предложить должность этому мятежнику, который, похоже, как минимум имел крепкую хватку. Харис надменно отказался: тем, что хотели преподнести ему в дар, он желал быть обязанным только себе. Он пошёл на Мерв, вынудил Насра бежать, погнался за ним в направлении Нишапура, но по дороге умер. Наср вернулся в свою столицу. Однако порядок отнюдь не восстановился.

А тем временем, 9 июня 747 г., появился Абу Муслим под чёрными знамёнами рода Аббаса и стал лагерем под Мервом. Его встретили восторженно. Хотя он был ещё совсем молод, он уже пользовался доброй славой. О нём шла молва. Он имел дар направлять всякое недовольство в нужном направлении. Он смотрел на вещи широко и никому не закрывал доступ в свою клиентелу. Он заявлял, что принадлежность к той или иной религии имеет мало значения, потому что «важно лишь одно – благородство человека». И поэтому он получил поддержку со стороны шиитов, хариджитов, маздеистов, маздакитов – как ни странно, оказывается, они были ещё очень активны, – христиан и иудеев, причём последние были состоятельными, влиятельными и явно сыграли в революции важную роль, судя по памяти, какую оставил по себе один из них, Махияр, всецело преданный ему.

Абу Муслим, которого превознесла легенда, был фигурой странной, и до конца понять эту личность трудно. Он родился в Исфахане в 718 или 719 г., его родители были хорасанцами родом из Махана, незначительного городка близ Мерва, городка, который тем самым был прославлен настолько, что на происхождение оттуда порой будут претендовать великие сельджукские и османские монархи. Видимо, его семья была маздеистской, причём её маздеизм был смешан с манихейством и исламом, либо недавно обращённой.

Семь месяцев Абу Муслим оставался в лагере и, казалось, бездействовал. Но к нему валили толпы, из него делали кумира. Внезапно в январе 748 г., как говорят, со ста тысячами человек, он пошёл на Мерв, вступил в него, вынудил Насра бежать, отправился за ним в погоню, взял приступом Нишапур, проник в самое сердце Ирана, опрокинул армию, которую против него выслали Омейяды, и вторгся в Ирак. Халиф укрылся в Египте и был там убит вместе со всеми членами его рода, за исключением одного, который со временем основал в Испании омейядский Кордовский халифат. Смерть халифа в 750 г. положила конец правлению династии дамасских Омейядов.

 

МЯТЕЖНЫЙ ИРАН

 

К власти пришёл новый царствующий дом – дом Аббасидов. Они, конечно, принадлежали к роду Пророка, потому что были потомками одного из дядьев Мухаммада, но они не были потомками последнего, и шииты испытали разочарование. Кроме того, победа Аббасидов понравилась далеко не всем повстанцам, ждавшим чего‑то другого, чем простой смены режима, а гарантий, какие победители дали Ирану, было недостаточно, чтобы их успокоить. Поэтому, когда Абу Муслим, которого в признательность назначили верховным наместником Хорасана, вернулся в Мерв, он нашёл провинцию совершенно взбудораженной. Вспыхивали восстания, приобретая всё новый масштаб. Одно произошло уже раньше, когда Абу Муслим ещё не мог его сдержать, будучи всего лишь хозяином Мерва. Некий Бих Афарид (Бихафарид) проповедовал реформированный маздеизм и взбунтовал Нишапур. Он добился лишь того, что вызвал гнев ортодоксальных маздеистов, которые выдали его наместнику, и он в конечном итоге был казнён (748‑749). Другое восстание произошло в год падения Омейядов, 750‑й. Один шиит, Шарик ибн Шейх ал‑Махри, поднял население Бухары, и Абу Муслим бросил против него все силы, взял мятежный город штурмом, предал его огню и мечу, а повстанцев, взятых с оружием в руках, повесил на городской стене. Вознегодовали ли на него из‑за этих жестокостей? Ничуть. Его буквально обожали, а победа, которую вскоре одержал над китайцами его полководец Зияд ибн Салих, прибавила ему популярности.

Китайцы долго не решались ввязываться в войну с арабами. Однако их побуждали к этому иранское население и собственные успехи в Центральной Азии, всемогущество, которым они как будто обладали. В 692 г. они отвоевали у тибетцев весь Таримский бассейн. Они сдержали натиск тугю (тюрков) и тем самым обеспечили себе с 655 г. доминирование на Иссык‑Куле, в бассейне реки Или и в верховьях реки Чу. Они без конца получали призывы о помощи со стороны городов Согдианы, Бактрии, со стороны Ташкента. Они часто вмешивались в дела этих городов. После смерти Кутайбы в 715 г. они вернули на трон царя Ферганы, а Тахшада, царь Бухары, хоть и признанный арабами, принял покровительство китайцев. Главнокомандующий их войсками Гао Сяньчжи в прошлом не раз показал свой талант, но был лжив и алчен. Он счёл, что достаточно устранить царя Ташкента, которого китайцы прежде осыпали почестями, чтобы унаследовать его трон. Ему не повезло в том отношении, что сын жертвы позвал на помощь, и что на его призыв откликнулись, и что те, кто откликнулся, были не самыми ничтожными: с севера – тюрки‑карлуки, а с юга – арабы. В июле 751 г. китайская армия, взятая в клещи союзниками, была уничтожена при Атлахе, близ реки Талас. Битва продолжалась пять дней, и «почти все [китайские] воины погибли или пропали». Число потерь обнародовано. Оно было значительным, настолько высоким, что его было трудно принять, и, конечно, спорным. Каким бы оно ни было, Китай потерпел одно из самых страшных поражений в своей истории. Он, в прошлом властвовавший над всей Центральной Азией, был изгнан из неё на тысячу лет. Давние планы династий Хань и Тан рухнули. И надежды на реванш не было: вскоре китайцы потерпели другое поражение в Юньнани, в 754 г. там же третье, а через некоторое время погрязли в гражданской войне, вызванной в 755 г. восстанием согдийского кондотьера Ань Лушаня. Больше не могло быть и речи о вмешательстве в дела Центральной Азии. Китайцы оставили арабов и тюрков один на один.

Зияд ибн Салих, одержавший такую победу над китайцами, счёл себя хозяином страны. Абу Муслим не потерпел этого. Он двинулся против него и победил его. Он был всемогущ. Аббасидским халифам, вступлению которых на престол он так способствовал, он казался слишком могущественным, и они поспешили заманить его в столицу, убить его 13 февраля 755 г. и бросить его тело в Тигр. Ему тогда было тридцать четыре года.

К любви, какую питали в народе к Абу Муслиму, добавился ореол, каким наделили его трагическая смерть, неблагодарность Аббасидов. Из героя, которым он был, он превратился в персонажа легенды – у иранцев и, что любопытно, ещё в большей мере у тюрков. По всему иранскому Востоку вспыхнули так называемые «восстания из мести». Возможно, они произошли бы в любом случае. Месть за Абу Муслима стала предлогом. Его имя было поднято на щит. Что бы порой о них ни говорили, они стали проявлением враждебности именно к исламу – в них отразилось последнее и отчаянное сопротивление древней цивилизации, существование которой оказалось под угрозой. Небезынтересно отметить, что тогда же рождались или взрослели братья тех, кто в это время погибал в борьбе с исламом, – люди, которые сделаются неотъемлемой частью исламского мира, будут преданно ему служить и сделают больше, чем просто поспособствуют обогащению исламских земель.

Едва Абу Муслим погиб, как маг Сунбад из Нишапура, его бывший министр финансов, собрался отомстить за него. Вместо того чтобы попытаться «освободить» Хорасан и сделать его самостоятельным государством, он безрассудно ринулся в Северный Иран, дошёл за семьдесят дней до Хамадана, где бесславно погиб (апрель‑июнь 755). Его сменил Исхак, которого прозвали Тюрком, потому что он одно время укрывался у тюрков. Он провозгласил себя наследником Заратуштры, объединил вокруг себя маздеистов, хариджитов, шиитов, но потерпел столь же плачевное поражение (755‑757). Потом был Устад Сис, тоже маздеист, который собрал триста тысяч человек, захватил к 767 г. большинство городов, казалось, уже мог объединить страну, но был разбит, захвачен в плен и отправлен в Багдад, где его замучили до смерти. Далее – ал‑Муканна, «скрытый под покрывалом», самый опасный из всех (776‑783), человек, глубоко проникнутый иранской культурой. Он говорил, что дух Бога воплощался во всех пророках, а в конечном счёте – в Абу Муслиме и в нём самом. Он заявлял, что грабежи и убийства, если это грабежи и убийства мусульман, допустимы. За два года он достиг головокружительного успеха, а потом, преследуемый, загнанный в угол, укрылся в горах близ Шахрисабза, где, чтобы не сдаваться, предпочёл вместе с соратниками броситься в пылающий костер. Говорят, с его гибелью закончились великие мятежи «сподвижников Абу Муслима». Возможно, но восстания продолжались... Были и другие, намного позже: мятеж внука Насра, бывшего наместника Хорасана, который захватил Самарканд и потерпел поражение в 806 г.; восстание Бабека, который называл себя потомком Абу Муслима и четверть века в Азербайджане держался против халифов ал‑Мамуна и ал‑Мутасима, вступил в союз с византийцами и, наконец, в 838 г. был казнён. В 861‑883 г. на юге Ирака произошло также знаменитое восстание «чёрных рабов», зинджей, неимущих работников на солончаках, которое возглавил перс Али ибн Мухаммад. Они тоже потерпели поражение, как и прочие. Эти поражения могут удивить. Возможно, они были неизбежны, потому что повстанцев ничто не объединяло, потому что каждый из них преследовал свои цели.

 

АББАСИДЫ

 

Поскольку Сирия в целом сохраняла верность Омейядам, поскольку победой новые суверены во многом были обязаны иранцам, Аббасиды не пожелали оставлять своей столицей Дамаск. Сначала они поселились в Куфе, потом в Анбаре на севере Ирака, и, наконец, ал‑Мансур (754‑775), второй халиф, решил основать новый город недалеко от Ктесифона, недалеко от Вавилона, на берегах Тигра в том месте, где эта река ближе всего подходит к Евфрату, и основал Багдад. Это был не просто город, занимавший хорошее стратегическое положение. Это был настоящий символ – символ непреходящего характера или возрождения Персидской империи, и чтобы сделать это наглядней, халифы сразу же поставили во главе своей администрации персидский род – Бармакидов и окружили себя многочисленным иранским персоналом. Разве не прав был ал‑Джахиз, называя империю Омейядов «арабской», а империю Аббасидов – «персидской» (аджеми) или «хорасанской»?

Багдад халифа ал‑Мансура, город, который не сохранился, был построен за четыре года (758‑762) по архаическому круглому плану, какой был знаком ещё парфянскому Ирану. Кольцом, имеющим диаметр 2300 м, его окружала двойная стена с четырьмя воротами, увенчанными купольными башнями. В центре города располагалась мечеть, квадратная в плане, к которой примыкал дворец с монументальным портиком, называемым Золотыми воротами, с айваном и купольным залом, созданный, возможно, по образцу тоже исчезнувшего дворца (Дар ал‑Имара), который Абу Муслим построил в Мерве, и основную часть дворца составляло главное здание с куполом высотой 25 м и четырьмя большими айванами , выходящими на четыре квадратных двора.

Ас‑Саффах, первый халиф (750‑754), наследником ал‑Мансура назначил своего кузена Ису ибн Мусу, сделав его наместником Хорасана. Однако позже выбор пал на ал‑Махди (775‑785). Иса отказался от своих прав, потерял пост наместника и, если принять версию К. А. К. Крессвелла, поселился в большом орошаемом поместье приблизительно в 80 км к востоку от Куфы – в замке Ухайдир, единственном «пустынном» аббасидском дворце, отчасти похожем на дворцы Омейядов в Сирии. Это здание размерами 173 на 169 м, обнесённое мощной стеной с цилиндрическими контрфорсами, обрамляющими две больших глухих ниши, здание, где выход из залов ведёт в айван , – один из прекрасных и редких памятников аббасидской архитектуры.

Империя достигла вершины славы при Харуне ар‑Рашиде, который родился в Рее в 766 г., взошёл на трон в 786 г. и умер в Тусе в 809 г. во время одной кампании на востоке. Его слава, возможно, отчасти преувеличенная, скорее объяснима тем, что он стал героем феерии «Тысяча и одна ночь», его отношениями с Карлом Великим и процветанием царства в то время, чем его собственными заслугами. Он оставил двух сыновей, начавших меж собой войну, – ал‑Мамуна и ал‑Амина. Ал‑Мамун был наместником Хорасана и назначил преемником ар‑Ризу, седьмого имама шиитов, несомненно ради того, чтобы покончить со скандальным расколом мусульман. При поддержке иранцев, то есть при помощи сильной армии, которой располагал Тахир в городе Рей, он после десяти лет трудной борьбы одержал верх над братом. Ал‑Амин был убит, как, несомненно, и имам ар‑Риза в 818 г., хотя уверяли, что последний скончался от того, что объелся виноградом. Ар‑Риза был похоронен рядом с Харун ар‑Рашидом, а позже его мавзолей стал «местом мученической гибели», великим святилищем – Мешхедом. Через два года его сестра Фатима, ехавшая навестить могилу, слегла от болезни в Сафе, велела перевезти себя в Кум – город, основанный около 750 г., один из редких шиитских центров Ирана, – и там умерла. Её почитают почти так же, как ар‑Ризу. Убийство ар‑Ризы вслед за убийствами Али и Хусейна предвещало новые убийства, и для шиитских имамов стало зловещим правилом принимать «мученическую» смерть: девятого имама убила в 835 г. жена, дочь ал‑Мамуна, десятый погиб в 868 г. в Самарре, одиннадцатый был убит в 874 г. по указанию халифа.

Ал‑Мамун вступил в Багдад в 819 г. Поскольку он был многим обязан Тахиру, то сделал его в 820 г. наместником Хорасана, а когда тот через год умер, назначил на этот же пост его сына. К власти пришла первая иранская династия, формально находившаяся в вассальной зависимости, фактически же пользовавшаяся широкой автономией. Она послужит примером для многих других. Её приход предвещал пробуждение Ирана.

Ал‑Мамун поддержал мутазилизм – сложную доктрину, учившую, что Коран – вовсе не вечное слово Бога, а творение рук человеческих. Багдаду доктрина не понравилась. Ещё хуже Багдад отнёсся к присутствию тюркских наёмников, всё более многочисленных. Ал‑Мутасим (833‑842), брат и преемник ал‑Мамуна, понял, какую выгоду может извлечь, располагая гвардией, которая будет зависеть только от него, и купил четыре тысячи мамлюков, «белых рабов». Вскоре их стало семьдесят тысяч. Еретическое учение и огромное чужеземное войско – для багдадцев это было чересчур. Халифу пришлось покинуть столицу. В 836 г. он основал новую, Самарру, которая оставалась таковой до 892 г., когда халифы вернулись в Багдад. Погребённые под песками, в Самарре сохранились главные из известных нам памятников аббасидского искусства, скажем так – мусульманского иранского искусства IX в.: высокий спиральный минарет Мальвия, подражание месопотамским зиккуратам; руины роскошных дворцов, стены которых были выложены штуком, покрытым великолепной «наклонной резьбой» с крупным рисунком; почти полностью уничтоженные войнами XX в. стенные фрески, отзвук которых можно усмотреть в изображениях на потолке Палатинской капеллы (середина XII в.) в Палермо; мавзолей Куббат ас‑Сулайбия халифа ал‑Мунтасира, умершего в 862 г., возведённый то ли по воле его матери‑христианки, то ли по желанию высших тюркских военачальников, привыкших к траурным юртам. Его архитектор, не мудрствуя лукаво, воспользовался планом иерусалимского Купола Скалы 691 г., и он стал первым мавзолеем мусульманского мира, а следовательно, предшественником всех прекрасных мавзолеев, какие построят позже.

Начало упадка Аббасидов обычно относят к царствованию ал‑Мутаваккила (847‑861), и тем не менее оно было блестящим, отмеченным насыщенной интеллектуальной и художественной жизнью. Правда, тогда дал о себе знать некоторый фанатизм, проявившийся не столько в разрыве с мутазилизмом, в суровых указах о сегрегации христиан и иудеев, сколько в гонениях на шиитов – в 851 г. был даже разрушен мавзолей Хусейна в Кербеле. Но причиной непоправимого ослабления халифской власти было то обстоятельство, что всё более важное место стали занимать тюркские мамлюки, которые вскоре начали позволять себе многое. Когда они убили своего повелителя, чтобы посадить на трон одного из его сыновей, страна впала в анархию. Ал‑Мутамид, один из сыновей покойного, в 892 г. вернулся в Багдад. В 945 г. город не замедлило захватить иранское шиитское семейство Буидов. Оно сохранило халифат, но халиф уже не имел власти. Якобы для её восстановления сельджуки век спустя провозгласят себя его «клиентами» и в свою очередь вступят в Багдад.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ИМПЕРИИ

 

Воцарение Аббасидов лишь укрепило то, что зародилось при Омейядах, – строго монархическую систему с двором, где образ жизни определяли строгий этикет, роскошь царствующей фамилии, демонстративная пышность, поиски удовольствия, обилие слуг и наложниц. Число обитательниц гарема непрерывно росло. Утверждают, что у Харуна ар‑Рашида (786‑809) было двести жён, а у ал‑Мутаваккила (847‑861) – двенадцать тысяч. Но то, что некогда было подражанием Византии, стало подражанием Ирану. Возникло движение, оформившее иранскую реакцию на арабскую культуру – шуубия, названное Клодом Каэном «движением благородных». Оно достигло высшей точки при Харуне ар‑Рашиде. Утончённые, иранизированные арабы, отвернувшиеся от собственной бедуинской культуры, противопоставили себя другим арабам, часто тоже принадлежавшим к социальной элите, что сохраняла приверженность традициям. Великий писатель ал‑Джахиз (ум. 868) выступал как сторонник последних, а также за то, «чтобы сохранить связи Персии с традиционными структурами арабского общества и арабского менталитета» (Андре Микель). Его позиция имела лишь ограниченный успех. Иранцы хранили память о своём прошлом и гордились им: «Мы происходим от народа, который превосходил все остальные», – заявил поэт Исмаил ибн Ясар омейядскому халифу Хишаму (724‑743); опрометчивость поэта стала для него роковой. Итак, новая династия хотела представить себя наследницей Сасанидов, в которых видела безупречный образец монархов, и стала систематически копировать их придворные обычаи, демонстрируя, что она не менее роскошна. Она была ослепительна. Следовало ожидать панегириков, восторженных описаний хозяев дворца и его гостей. Каких только выражений не использовал, например, великий арабский поэт Абу Нувас для описания драгоценной посуды в сасанидском стиле, которую он видел на царских столах! На должности высших служащих, равно как и на самые скромные, предпочитали назначать персов. Мы уже сказали: как только Аббасиды пришли к власти, они обратились к роду Бармакидов. Он происходил из Бактр, где до обращения в ислам, состоявшегося между 730 и 750 г., его представители занимали высокие должности в буддийской церкви и в городе. Он поддержал аббасидскую революцию и получил первые посты при дворе ал‑Махди около 775 г., потом выходец из него стал визирем. Несколько пятилетий этот род пользовался значительной властью, пока однажды в 803 г. все его представители не были внезапно перебиты по причинам, о которых спорят, – возможно, всё дело было в сексуальной ревности Харуна ар‑Рашида. Вместе с Бармакидами пришли все те «канцеляристы» и писцы, куттаб , почти исключительно иранцы, нередко маздеисты, манихеи или христиане, которые немало способствовали подъёму науки, поощряя её, а также ускоряли иранизацию двора и арабских правителей.

Арабы заимствовали в Иране не только этикет, стиль управления, роскошь, но также образ мыслей, предрассудки, социальные и экономические традиции. Они отмечали большие иранские праздники, такие, как Новруз (Нируз) – день начала года, приходившийся на весну, день зимнего солнцестояния (Михрипан), и в конечном счёте допустили существование маздеистов. Хотя положение последних нередко было трудным, они получили право исповедовать свою религию, сохранили своих священнослужителей, и со времён царствования ал‑Мамуна (818‑833) один высший сановник представлял их при дворе. Конечно, их численность постоянно снижалась, и при Саффаридах (869‑902) отмечено, что они составляли меньшинство по отношению к мусульманам. Однако в IX‑X вв. они были ещё достаточно многочисленны, чтобы при надобности восставать в защиту своих прав, как в 979 г. в Ширазе. Их интеллектуальная активность была настолько высока, что тогда могли говорить о «пахлавийском возрождении». Именно тогда появились негатические версии ясн, появились яшты, «Бундахишн», а Манушчихр, глава зороастрийцев Фарса и Кермана, в IX в. издал свою знаменитую книгу «Датистан‑и‑Диник».

Арабы, люди пустыни, создали великую городскую цивилизацию. Багдад стал величайшим городом мира. Своим богатством и огромными размерами он, конечно, был обязан захвату большой добычи, но также развитию сельского хозяйства, ремесла и торговли. Арабы основали два больших порта – Басру в Ираке и Сираф на юге Ирана, ставший плацдармом китайского флота, – и сами сделались мореплавателями. Из своих дальних путешествий они привезли первые описания Индии и Китая. Морем перевозились те же товары, что и в древности: шелка, пряности и всё больше китайского фарфора, высоко ценившегося.

Три четверти века мусульмане не строили религиозных памятников, довольствуясь молитвой под открытым небом либо использованием тех же мест отправления культа, какие использовали христиане или маздеисты. Только в 691 г. они возвели в Иерусалиме Куббат ас‑Сахр, Купол Скалы, а в 705 г. начали строительство своей первой мечети, мечети Омейядов в Дамаске, которая в подражание христианским или языческим базиликам получила три параллельных нефа и только была развёрнута на 90°, чтобы соответствовать требованиям культа; тем самым был создан образцовый план, перенятый прежде всего в Иране, где мы находим его в единственной сохранившейся мечети того периода, Дамганской (750‑786). Зато Аббасиды приступили к интенсивному строительству. Таким образом, если архитектура ислама и зародилась под сиро‑византийским влиянием, она не имела сильных традиций, оставалась податливой и претерпела глубокую трансформацию в результате вклада иранцев.

 

ШИИЗМ

 

Хотя сегодня Иран – главный оплот шиизма, который является государственной религией, и хотя шиизм распространился там очень рано, не надо упускать из виду, что это арабское творение, что в Иран он был принесён арабами и, следовательно, не является проявлением мятежного духа иранцев. Но именно потому, что он, как и хариджизм, был силой, враждебной к власти, к нему примкнули и ему служили так много иранцев. Впрочем, они находили в нём черты, неведомые суннизму, но соответствовавшие их менталитету, и доктрина утаивания (такийя ), которое он допускал и даже поощрял ради того, чтобы спасать своих сторонников от преследования, позволяла им тайно хранить древние традиции, маздеистские или другие. После смерти одиннадцатого имама в 873‑874 гг. уход двенадцатого ещё в детском возрасте оставил общину без главы, и шиитов настиг тяжёлый духовный кризис. Тогда они разработали теорию сокрытия имама, ставшую одновременно выражением непризнания реальности и грандиозным символом веры: Бог не мог покинуть Свою общину. Ребёнок не умер. Он скрылся. Он по‑прежнему незримо руководит своими сторонниками. Однажды он вернётся в качестве махди , спасителя, чтобы восстановить справедливость. Трудно сказать, повлияли ли на эту веру в скрытого имама, который должен появиться вновь в конце времён, маздеистские верования в Спасителя, или же она была принята с таким энтузиазмом именно потому, что соответствовала им. Зато не подлежит сомнению, что иранцы пытались иранизировать шиизм, в некотором роде присвоить его. Именно на землях, оставшихся иранскими, или в Месопотамии, которая была иранской прежде, находятся его главные святилища – Кербела и Наджаф в Ираке, Кум и Мешхед в Иране. Среди первых двенадцати великих вероучителей немало иранцев. Благочестивая легенда, в отношении которой неизвестно, имеет ли она отношение к реальности, которая не предрешила шиитского характера Ирана, но позволила привить шиизм к иранской традиции, утверждает, что внук Пророка женился на дочери Йездигерда III: это якобы предложил ему Али, чтобы её не продали тому, кто даст наибольшую цену.

 

НАУЧНЫЙ ПОДЪЁМ

 

По заказу Сасанидов была проделана огромная работа по переводу как греческих, так и индийских текстов. Произведения Гиппократа, Платона, Аристотеля, Евклида, Галена, Диоскорида и многих других были в свою очередь переведены на арабский, в основном учёными Гундишапурской школы. Так за несколько десятилетий произошла одна из самых умелых и самых удивительных передач суммы знаний в истории. Благодаря этой литературе и усвоению «технической лексики [...], разработанной иранцами» (Massignon. Valeur culturelle. 1963. P. 544), арабский язык, уже к тому времени очень богатый, сделался важнейшим научным языком в мире, а «Иран – одним из главных центров исламской цивилизации, сыгравшим центральную роль в её создании» (Наср).

Гундайсабур, город близ Ахваза, стал культурным центром в 489 г., когда здесь поселились несториане после закрытия Эдесской школы, и научная жизнь в нём стала ещё интенсивней, когда Юстиниан в 529 г. закрыл в свою очередь Афинскую школу и здесь нашли прибежище неоплатоники. Видимо, благодаря близости Хиры, столицы арабского царства Лахмидов, местное население уже познакомилось с арабским языком, довольно близким к сирийскому, на котором тогда говорили очень многие. Арабский изучали с энтузиазмом. Знать его хотели все, в первую очередь те, кто обратился в ислам и стремился усвоить Коран. Первые грамматики арабского языка писали не арабы, а иранцы, начиная с Сибавайха (ум. около 800). При Аббасидах в Гундайсабуре собралась группа учёных разного происхождения – персидского, греческого, индийского, – позже образовавших ядро научного сообщества, сложившегося в Багдаде из приглашённых туда учёных, когда ал‑Мамун основал там около 830 г. Байт ал‑хикма, Дом Мудрости. Христиане, многочисленные там, приобрели авторитет и престиж; в частности, при патриархе Тимофее I (780‑823) несторианская церковь получила наибольшее распространение. Несториан принимали при дворе; мы, в частности, располагаем свидетельствами о богословских беседах между патриархом и халифом ал‑Махди. Несторианская община поставляла самых видных переводчиков, таких, как Хунайн ибн Исхак (ум. 873) и два члена его семьи – сын и племянник. Она прославилась своими учёными. К ней принадлежали великие наставники: сам ал‑Фараби был учеником несторианина, Юханны бен Хайлана.

Бумага, секрет которой был похищен у китайцев во время Таласской битвы в 751 г., производство которой сначала было монополией Самарканда, а потом, в 794‑795 г., его технологию Бармакид Джафар привёз в Багдад, пришлась как нельзя более кстати, став чудесным средством для распространения знаний. С её помощью было бесконечно проще размножать и хранить рукописи, чем с помощью папируса или пергамента.

В Гундайсабуре, а потом в Багдаде не довольствовались переводами, собиранием сводов знаний. Там дискутировали с древними, проверяли их сведения, приобретали новые. В 800 г. отмечено первое астрономическое наблюдение за солнцем, которое произвёл Ахмад ан‑Нахаванди. Медицина, традиционно знакомая сирийцам, оставалась одним из главных занятий учёных. В ней прославились, в частности, семейство Бахтишу, один из членов которого, Джибраил, был медиком Харуна ар‑Рашида, а также христианин Ибн Масавайх (вторая половина VIII в.), написавший первые медицинские трактаты на арабском языке. Но своё место занимали и все остальные науки. В Байт ал‑хикма по приглашению монарха и его министров, великих меценатов, приезжали работать люди разного происхождения, как ранее в Гундайсабур, и все изъяснялись по‑арабски. Иранцев было намного больше других, и в основном это были выходцы из Хорасана и Согдианы. Многие приезжали из Рея, из Нишапура, из Мерва. Из плеяды, которую они образовали в IX в., надо упомянуть по меньшей мере ферганских астрономов Абу Машара (Альбумасара, ок. 775‑866), главную книгу которого будут изучать в Германии ещё в XVI в., и ал‑Фаргани (ум. после 861), нашего Альфрагануса, которого перевёл на латынь Герард Кремонский и упоминал Данте; великого математика ал‑Хорезми (ум. ок. 847), чьё искажённое имя стало нашим словом «алгоритм», которому мы обязаны термином «алгебра», взятым из заглавия одной из его книг, и который одним из первых, если не первым, позаимствовал индийские цифры, которые мы называем арабскими. Несколько позже, на рубеже девятисотого года, по‑арабски писали также несомненно величайший астроном ал‑Баттани (до 858‑929), наш Альбатегний; историк Табари (839‑923), труд которого впоследствии был переведён на персидский; первый мусульманский философ, сын иранизированного тюркского вождя – ал‑Фараби (870‑950), аристотелик, комментатор Платона, учитель Авиценны; ар‑Рази из Рея (865‑ок. 925), которого Запад называл Разесом, – несомненно величайший мусульманский врач, многочисленные работы которого способствовали основанию позднейшей научной медицины, особенно потому, что он провёл немало клинических обследований... Единственным заметным арабом в этом букете иранцев был тот, кого мы называем ал‑Кинди, – отец перипатетической философии, умерший около 873 г., который жил в Ираке, но можно задаться вопросом, в какой мере его недопустимо считать порождением иранской или сирийской науки, – ведь трудно представить, что ещё могло его вдохновлять и где ещё он мог черпать свои знания.

В конце VIII или в начале IX в. в мусульманском мире появился и обширный свод герметико‑алхимических знаний, приписываемый Джабиру ибн Хайяну – человеку, о котором мало что известно, кроме того, что он родился в Тусе около 721 г., в 800 г. жил в Куфе и умер в немилости в 815 г. и что он определённо не был автором тех трёх тысяч трудов, какие ему приписывают. Его присвоило западное средневековье, и там он под именем Гебера занял ещё более важное место, чем у мусульман; на Западе, несомненно, слишком поспешили забыть то, чем обязана ему химия (к примеру, открытием серной и азотной кислот), ради того, чем ему не обязана алхимия, и он послужил витриной для целой школы, оказавшей глубокое влияние на великую алхимическую традицию средневекового христианского мира.

В IX в. были составлены большие сборники хадисов – преданий, связанных с образом Пророка, которые сохранили его сподвижники и которые передавались из уст в уста. Каждому изречению и каждому событию, собранным в них, предшествовала цепь передатчиков: «Такой‑то узнал от такого‑то, который знал это от такого‑то... что...». Польза от них была очевидна: в самом деле, хоть Коран и рассматривает всевозможные сюжеты, он не говорит обо всём, не отвечает на все вопросы, какие ставит жизнь сложно устроенного общества и безмерной империи. Поскольку хадисы в той же мере, как и Коран, составляют самую основу мусульманской религии, представляется особо интересным подчеркнуть, что эту гигантскую собирательскую работу (в ходе которой ал‑Бухари, говорят, рассмотрел шестьсот тысяч преданий) совершили по преимуществу восточные иранцы: Тирмизи из Термеза на Оксе, ал‑Бухари (810‑870), в конечном счёте выбравший 7397 преданий, Муслим из Нишапура (ок. 817‑875), причём полностью достойными доверия признаны только два последних.

 

ТВОРЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Если научные переводы сыграли существенную роль в передаче знаний, если они связали культуры, до тех пор полностью раздельные, если они позволили мусульманским учёным, переводчикам или тем, кто изучал переводы, исходить при работе из полученных данных и значительно продвинуть вперёд науку, то не меньшую роль, может быть, сыграли переводы сказок и басен. Индийские басни Бидпаи, озаглавленные «Калила и Димна» по именам двух шакалов – главных героев, переведённые персом‑маздеистом Ибн ал‑Мукаффой (ум. 759), получили мгновенный и долгий успех. Их сюжеты можно найти даже у Лафонтена. Их чудесно иллюстрировали художники Багдадской школы в XIII в. (рукопись в Национальной библиотеке в Париже, ок. 1200‑1220) и ещё позже (Бодлианская библиотека, Оксфорд, 1354), и можно считать, что их перевод породил арабскую прозу, которой до него не существовало. Точно так же, хотя в доисламской Аравии была блистательная поэзия, создателем поэтического языка арабов‑мусульман стал перс – Башшар (ум. 783), протеже халифа ал‑Махди, человек, никогда не скрывавший маздеистских симпатий и убитый после кончины своего покровителя. Не меньший успех имели сказки. «Тысяча и одна ночь», обширное собрание чудесных коротких рассказов, (получившее известность в Европе в начале XVIII в., благодаря Антуану Галлану, издавшему французский адаптированный перевод), непрерывно обогащалось новыми сюжетами, но старейшие тексты, должно быть, переведены на арабский во второй половине VIII в. Здесь всё окутано плащом ислама, но основа – по преимуществу иранская, как показывают имена главных героев – царя Шахрияра, царевен Шехерезады (Шахразады) и Дуньязады (Динарзады) – и как признано в аннотированном каталоге арабской литературы 987 г., цитируемом ал‑Масуди: «Первыми, кто сочинял сказки, кто посвящал им книги [...], были персы [...]. Этот жанр широко распространился и имел большой успех при сасанидских царях, а арабы переложили эту литературу на свой язык» (Elisséeff, 1949, р. 21). Как заметил, несколько преувеличивая, Бертольд Шпулер, «так называемая арабская литература во многом была создана персами».

 

СУФИЗМ

 

Можно полагать, что суфизм зародился из мощного аскетического движения, которое было порождено негодованием верующих при виде роскоши, праздности, безудержного поиска удовольствий при омейядском и ещё более при аббасидском дворах, стремлений, усвоенных всеми, кто завоевал богатство и власть, мало согласующихся с простотой жизни первых мусульман. Придя в ужас от разложения нравов, эти верующие не нашли иного решения, кроме как полностью порвать с образом жизни, который они считали недостойным, с обществом, которое казалось им прогнившим. Многие по примеру христиан удалялись в пустыню, чтобы жить там отшельниками. Теперь допускают, что, поскольку эти люди носили одежду из шерсти – суф , их называли суфиями, и мы из этого слова сделали термин «суфизм» как перевод арабского слова тасаввуф , которое впервые использовал Абу Хашим из Куфы (ум. 758), но которое вошло в широкое потребление только в середине IX в. Постепенно и очень скоро их первоначальный аскетизм трансформировался в мистицизм. К умерщвлению плоти они добавили медитацию, старания очистить душу, поиск чистой любви к Богу (мухаббат ), который одной из первых провозгласила Рабия, умершая не то в 752, не то в 801, не то в 807 г., а зачатки которого можно найти уже у Хасана ал‑Басри (641‑729), как говорили, сына служанки одной из жён Мухаммада, но в полной мере этот поиск проявил себя только в IX в. Если тогда или позже мусульманская ортодоксия часто осуждала мистику, а тех, кто ей предавался, казнили как неверных, это ещё не значит, что мистика противопоказана или чужда исламу, внутри которого она составила очень мощное течение: ведь все мистики ссылались на Коран и на Мухаммада. Скорей это нарост, привитый на тело ислама, но тем не менее составляющий с ним одно целое. Она противостоит ему только постольку, поскольку проповедует любовь, ставит её выше закона, делает Бога последней реальностью и ищет соединения человека с Ним, что немыслимо для ортодоксии.

Суфизм расцвёл в Куфе (благодаря Абу Хашиму) и в Басре (благодаря прежде всего ал‑Мухасиби, 781‑837), и можно говорить о двух его школах, хотя у него ещё не было ни союзов, ни обителей. Суфизм распространился по всему мусульманскому миру – в Египте, где ему принёс известность великий Зун‑Нун (ум. 860), позже в Магрибе и в Испании, но прежде всего в Иране и особенно в его восточных областях: Хорасане, Бактрии, Согдиане. Все влияния, которые выявляют в нём, возможно, имели место, но трактовать их надо с осторожностью. Если взять какого‑нибудь Зун‑Нуна или Абу Сулеймана ад‑Дарани, то первый был египтянином, рождённым от коптских или нубийских родителей, второй – арабом из Васита, оба были обучены греческой науке и могли принадлежать к платоновской школе. Один из первых иранских мистиков Шакик из Бактр [Шакик ал‑Балхи], умерший в 810 г., признался, чем обязан Индии, когда рассказывал о своём посещении буддийского монаха‑тюрка: «Замечание этого тюрка дало мне толчок, побудивший отречься от мира». Притом почти невозможно отрицать, что намного важней остальных был иранский импульс, судя хотя бы по численности и уровню иранских суфиев.

Мусульманская мистика, которая позже, может быть, произведёт на свет своих величайших святых, таких, как Руми, Араби, выглядит лучезарной уже в первых проявлениях. Из вороха чудес, сверхъестественных явлений, иные сказали бы – сумасбродств возникает очень возвышенное и по‑настоящему прекрасное послание. Баязид Бистами не мог высказаться проще, чем приписав Богу такие слова: «Всякий, кто отрекается от самого себя, приходит ко мне» (Attar, 1976, р. 177). Он не мог выразиться глубже, чем заявив: «Тридцать лет я блуждал в поисках Бога, и когда по истечении этого времени открыл глаза, то увидел, что это Он идёт ко мне» (ibid., р. 163).

Подсчитать суфиев невозможно, но можно допустить, что в период с 700 по 950 г. великих из них было человек тридцать‑тридцать пять, причём почти половина – иранцы, в большинстве из Хорасана, а некоторые из всё ещё иранизированного Ирака. Первыми мистиками из Восточного Ирана были Ибрахим ибн Адхам, князь из Бактр (ум. 777), и его ученик Шакик из Бактр (ум. 810), Хатим ал‑Асам (ум. 832), Абдаллах ибн ал‑Мубарак из Мерва (ум. 797) и «босоногий» Бишр (767‑841), признававшийся, что начал жизнь «шалопаем и разбойником». Должно быть, Бишр, пока находился вне закона, испытывал резко враждебное отношение к организованному обществу, он остался холостяком вопреки требованиям ислама вступать в брак, но не он один восставал против установленного порядка – в этом отношении ему не уступал другой хорасанец, долго живший в Куфе, ал‑Фудейль (ум. 803). В IX в. доминировали две великих фигуры – Мансур ал‑Халладж и Баязид Бистами, но это не значит, что могут быть забыты Абу Закария Яхья ар‑Рази из Рея, живший в Нишапуре и в Бактрах (ум. 871), Хаким Термизи (ум. 893), Абу‑л Хасан ан‑Нури, багдадец родом из деревни в Согдиане (ум. 907). Баязид Бистами (Абу Язид ал‑Бистами), родившийся около 800 г. в маздеистской семье (где отец обратился в ислам), и скончавшийся в 875 г., первым заговорил о фана , уничтожении «я», и стал, если можно так выразиться, чем‑то вроде героя суфизма. Мансур ал‑Халладж, уроженец Фарса, родился в середине века, проповедовал среди язычников Хорасана, жил и умер в Багдаде, где его замучили до смерти в 922 г. за то, что он отстаивал полное отождествление человека с его Богом, произнеся знаменитую фразу: «Ана‑л‑Хакк», «Я есмь Истина», что надо понимать как «Я есмь Бог».

 

Глава XI. ПРОБУЖДЕНИЕ ИРАНА

 

В начале арабского владычества иранский мир, конечно, не находился в упадке, но, с одной стороны, был истощён тщетной борьбой за сохранение независимости, а с другой – поставил свой гений на службу завоевателям. На IX и X вв. пришлось двойное возрождение Ирана: одно политическое, блистательное, но эфемерное, другое – культурное, ещё более блистательное и долговечное. Оба стали возможны как потому, что народ сохранил свой язык в качестве живой памяти о прошлом, так и потому, что мусульманская империя распалась, пав жертвой собственной огромности. Едва придя к власти, Аббасиды потеряли Испанию, где в 756 г. воцарились уцелевшие Омейяды, через недолгое время – Северную Африку, попавшую в руки местных князей: Марокко – Идрисидов в 788 г., Тунис – Аглабидов в 800 г., позже – Египет и Сирию, ставших фактически независимыми с пришествием Тулунидов (868‑905), фактически и юридически – после оккупации, совершённой Фатимидами, шиитами из Туниса, которые в 969 г. создали третий халифат, соперничающий с халифатом Аббасидов. У последних остались только Ирак и Иран, доходивший до Инда и Сырдарьи. В географическом плане аббасидская империя стала иранской, а в культурном Иран был её центральной частью.

 

АББАСИДСКИЙ ХАЛИФАТ

 

Халиф был арабом и потомком арабов по мужской линии, если не по женской, как бывает во всех династиях, но его уже мало что связывало с предками, поскольку он жил в тюркско‑иранском мире. Уже его изображение «во славе» достаточно ясно показывает, насколько изменилось представление о халифе: в эпоху Омейядов и в начале эпохи Аббасидов он восседал на кресле, тогда как с X в. (монета ал‑Муктадира, 908‑932; церковь на о. Ахтамар, около 915) он сидит как портной, «по‑турецки», или как Будда, держа в правой руке, поднятой на уровень груди, кубок или чашу, в левой, лежащей на колене, – платок или салфетку, и этот образ оказался настолько популярным, что распространился по всему исламскому миру, включая Сицилию и Испанию. Он явно происходит из степного искусства, где многократно отмечен с эпохи тугю, VI–VII вв.

Аббасидское общество теперь полностью сформировалось. На его вершине находился халиф, теоретически всемогущий, который часто оставлял власть своему министру – визирю, а вскоре и военачальникам, главный из которых, как правило, был иранцем, остальные – тюрками. Окружали его уже не арабы, а мавали , новообращённые, в большинстве иранского происхождения. В правительство (диван ) входили ведомства или министерства, которым подчинялись войска, почта, канцелярия, финансы, причём последними ведал амиль , чиновник почти столь же могущественный, как визирь. Армия, первоначально набиравшаяся по преимуществу из тех самых хорасанцев, которые привели Аббасидов к власти, всё больше состояла из наёмников, называемых «белыми рабами», по‑арабски мамлюками , по‑персидски гулямами , в огромном большинстве тюрками, и те, кто командовал ими, тоже тюрки, не только руководили военными операциями и управляли провинциями, но ещё и занимали первые места во дворце, а вскоре уже назначали и низлагали монархов.

Поскольку ресурсы, каких требовали огромные расходы государства, больше не приобретались за счёт завоеваний, то теперь их пополняли налоги, которые распределялись несправедливо, обременяли самых бедных и часто не позволяли удовлетворять всех потребностей, хотя страна переживала период удивительного благосостояния. Сельское хозяйство, в основе которого лежали выращивание риса, пшеницы, ячменя, оливок и фиников, процветало. Не меньше процветало и ремесло – производство металлов, месторождения руд которых имелись в изобилии, производство тканей, шёлковых и хлопчатобумажных, производство кирпича, потому что строили много. Шла интенсивная торговля с Индией и Дальним Востоком, поставлявшими пряности, специи, драгоценную древесину, предметы роскоши, фарфор, с Византией и Европой вплоть до Балтики и Руси, откуда шли меха, кожи, янтарь, с Африкой – источником золота и чёрных рабов. Но богатство всё больше концентрировалось в руках малочисленного привилегированного класса крупных землевладельцев, богатых промышленников, влиятельных купцов. На полях использовалась рабская рабочая сила, в некоторых областях там трудились по преимуществу чернокожие, купленные в Восточной Африке. Мелкое крестьянство, мелкие ремесленники страдали от этого, многие впадали в нищету, и пролетаризация масс росла. Коммерсанты пользовались поддержкой банков, главные конторы которых находились в Багдаде, а филиалы – в большинстве крупных городов. Они имели счета в банках и расплачивались с помощью чеков либо аккредитивов, а также монет разного происхождения, так что важную роль играли и менялы. Поскольку ислам запретил ростовщические займы, банкирами были в основном христиане, а ещё чаще – иудеи.

С тех пор как аббасидский халиф поселился в Самарре, он в некотором роде стал пленником собственной тюркской гвардии, чувствовал, что находится полностью в её власти, и жил в постоянном страхе убийства или дворцового переворота. С убийства ал‑Мутаваккила в 861 г. в присутствии наследного принца начался длинный ряд низложений и цареубийств. Ал‑Мунтасир, которого мучили угрызения совести из‑за соучастия, как минимум пассивного, в убийстве отца, царствовал всего пять месяцев. Его преемник ал‑Мустаин (862‑866) ощутил угрозу и попытался избежать своей судьбы, бежав в Багдад. Там его настигли и убили. Ал‑Мутазз (866‑869) поспешил отречься; его бросили в тюрьму, где он умер жалкой смертью. От ал‑Мухтади (869‑870) потребовали отказаться от власти; когда он не согласился, его закололи кинжалом. Потом наступила передышка. Ал‑Мутамид сумел процарствовать двадцать два года (870‑892), ал‑Мутадид – десять лет (892‑902), ещё шесть лет – ал‑Муктафи (902‑908). После его кончины халифская власть попала в руки тринадцатилетнего ребёнка, ал‑Муктадира, от которого, как полагали, будет легко избавиться. Мальчик был спасён благодаря вмешательству тюрка‑евнуха Муниса и счёл себя обязанным в благодарность ввести для последнего новый титул (и должность, по сути военную), – эмира эмиров, амира ал‑умара . Этот титул превратил обладателя, как впоследствии всех, кто его носил, в настоящего властителя. «Он совершенно не допускает повелителя к делам [...], дозволяет ему все наслаждения, чтобы отвратить от забот управления», – писал в связи с этим великий историк Ибн Халдун. Эти «наслаждения» подорвали нравственное и физическое здоровье ал‑Муктадира; когда в 932 г. казна опустела, его убили. С тех пор ещё почитали халифат, но не халифа. Остатки уважения к фигуре халифа исчезли, и она стала игрушкой в руках военных. Если халиф пытался протестовать, его хватали, бросали в заключение, выкалывали глаза (мусульманский закон запрещал слепым царствовать.) Так случилось с ал‑Кахиром (932‑934) и со многими другими. Господство Буидов в халифате, начавшееся в 945 г., мало что изменило.

Аббасидская империя, территория которой уже значительно сократилась, в конечном счёте распалась. Повсюду вспыхивали восстания. В Фарсе с начала IX в. до воцарения ал‑Мутадида (892‑902) правило мелкое княжеское семейство, и в ту же эпоху Табаристан попал в руки зейдитов. Мы уже упоминали о восстании чёрных рабов, зинджей, бушевавшем с 861 по 883 г. Намного опасней стало восстание карматов – движение, вдохновлённое Хамданом Карматом, земледельцем из Васитской области, которое опиралось на семиричный (исмаилитский) шиизм. Движение приобрело социальную окраску и, возможно, включало реминисценции маздакизма, поскольку его участники, похоже, призывали к обобществлению жён и имущества. С первых лет X в. оно охватило Ирак, Сирию, Йемен, а позже Бахрейн, где нашло надёжную базу. После 924 г. карматы не останавливались ни перед каким насилием, ни перед какими бесчинствами, и дерзость сектантов дошла до того, что в 930 г. они ограбили Каабу в Мекке и похитили оттуда Чёрный камень. После этого святотатства их поддержка сократилась, и позже, в 951 г., они вернули священный предмет по настоянию египетских Фатимидов, с которыми у них были одинаковые религиозные убеждения и которые в определённой мере были их сообщниками. В 905 г. Абу‑л Хайджа из рода Хамданидов, которого назначили наместником Мосула, управлял почти самостоятельно, но осторожно и умеренно. Через несколько десятков лет, в 944 г., один из его сыновей, носивший прозвище Сайф ад‑Даула, «Сабля империи», оказался более дерзким. Он отобрал Халеб у Ихшидидов, правивших в то время Египтом, и основал династию – единственную арабскую династию! Она станет блистательной: её правители сумеют привлечь к себе на службу таких великих людей, как поэт ал‑Мутанабби (905‑965) и философ ал‑Фараби, хотя последний не испытывал недостатка в приглашениях.

 


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 905; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!