Women in the Russian Revolutionary Movement, 1881-1917. 2 страница



 

Количество женщин - политических заключенных настолько возросло, что правительство было вынуждено построить на Вы­ боргской стороне новую ^женскую тюрьму, Была проведена ре­ форма уголовного права. Отныне заключенных женщин не могли заковывать в кандалы - новшество, которое подтолкнуло началь­ ника царского управления тюрьмами объяснять в Думе: «Прак­ тика показывает, что женщины, с точки зрения политической преступности, способности и наклонности к побегу, едва ли от­ личаются от мужчин». К 1908 г. партия эсеров не прекратила свою деятельность, но многих женщин-бойцов уже не было - одни умерли, другие изнывали в тюрьме или в далеком

 

Steinberg I. Maria Spiridonova. P. 89; Idem. In the Workshop of the Revolution.London, 1955. P. 214-216; Санкт-Петербургские высшие женские (бестужев­ ские) курсы (1878-1918 гг.). С. 63-64.

2 Steinberg I. Maria Spiridonova P. xi-44; Владимиров В. Мария Спиридонова. М., 1905.


 

373


сибирском поселении. В одном из таких каторжных поселений в Мальцеве Спиридонова и ее товарищи создали «коммуну», в ко­ торую входили около 70 сосланных женщин, в основном эсерок и анархисток. Они вместе жили, планировали побеги и читали друг другу вслух, но не Спенсера, Дарвина, Маркса или Лаврова, а Библию, индийскую философию, Паскаля, Ницше, Достоевско­ го, Соловьева, Мережковского и даже Маха и Авенариуса. Члены коммуны вели себя в соответствии с культом нравственной чис­ тоты, настолько возвышенным, что некоторые усмотрели в нем нездоровый дух чрезмерного самокопания. В 1918 г. две женщи­ ны, которые много лет провели в этом поселении, пережили дра­ матические моменты своей жизни. Эсерку и убийцу генерала Са­ харова Анастасию Биценко не впечатлил культ Мальцевской коммуны; впоследствии она примкнула к большевикам и сильно удивила немецких чиновников, появившись в Брест-Литовске среди мирной делегации как представительница работниц. Дру­ гой женщиной была Фейга Ройдман - анархистка, арестованная за изготовление в киевской лаборатории бомб. Ее склонность к политическому убийству на короткий промежуток времени (ав­ густ 1918 г.) поставит ее в центр внимания всего мира, под име­ нем Фанни Каплан, стрелявшей и ранившей Ленина, которую потом предадут забвению1.

 

Женщины были представлены и в первых социал-демокра­ тических кружках, которые в 1890-х гг. конкурировали с на­ родниками. В них будущие большевики, меньшевики и «эконо­ мисты» работали сообща в свободной и дружеской атмосфере.

 

дружках процветали революционные романы; а когда нача­ лись расколы, то жены, как правило, следовали за мужьями. Типичной парой, вышедшей из этой среды, были Крупская и Ленин. Сестры Невзоровы (врач-стоматолог, учительница и аптекарша) сочетали радикализм с профессиональными зна­ ниями, начав свою политическую карьеру с преподавания не­ образованным рабочим с марксистских позиций того, что сами знали по антропологии, истории и экономике. От организации крошечных кружков в вечерних смоленских классах они пере­ шли к агитационной работе на фабриках; затем последовали арест, ссылка и эмиграция. Вокруг них группировались более взрослые и осторожные деятельницы, как например Давыдова

 

 

Женщины города Ленина. Л.р1963. С. 33. О Мальцевской коммуне см.: Steinberg I. Maria Spiridonova. P. 95-99. После перевода в Мальцев Каплан находилась вместе с этими женщинами в тюрьме Акату (Женское дело. 1913. Дек. 15. С. 21-22).


 

374


Калмыкова, выступившие в качестве первых покровитель­ ниц легального марксизма1.

 

Создание в начале века газеты «Искра» и общероссийской со­ циал-демократической партии привело к появлению нового типа женщины-революционерки, известного как «искровка», - хоро-цю’одётая молодая дама, которая проделывала путь из Польши или Финляндии в Россию, перевозя в своих пышных юбках неле­ гальные газеты. Самой известной представительницей этого типа была Елена Стасова (1873-1966) - образец «профессиональной» радикалки. Ее дядя был знаменитым музыкальным критиком, а тетя - основательницей русского феминизма. Семейная кварти­ ра на Фурштадской улице (недалеко от старого здания американ­ ского посольства) была центром культуры, благотворительности


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 183; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!