Янус определяет сознание Будды 38 страница



Позднее именно с Цейлона основатель чань-буддизма Бодхидхарма[1443] пришел в Китай. Именно он, "научив монахов превращать обыкновенный посох в меч", стал создателем новой школы ведения боя.[1444]

То дерево,[1445] под которым Гаутама достиг просветления в Бодх-Гая,[1446] не сохранилось, однако из его семени было выращено дерево в Анурадхапуре на Шри-Ланке. В XIX веке основной ствол дерева Махабодхи (под которым Будда обрел просветление и под которым его изображают, — Д. Н.[1447])[1448] в Анурадхапуре был вырублен английским фанатиком, однако остался малый ствол, который сейчас почитается и придерживается золотыми подпорками.[1449]

Латинское слово gallus означает не только галл-кельт, но и петух. Принято считать, что римляне дали такое название кельтам потому, что они все были рыжеволосыми и огненно-рыжие хохолки их напоминали петушинные гребешки. В основе мифологического образа Петуха во многих традициях — его связь с солнцем:

«Петух связан с божествами утренней зари и солнца, небесного огня — хотя в целом функции богов, которым посвящается Петух (Аполлон, Митра, Ахурамазда, Аматэрасу, а также Гермес или Меркурий, Асклепий, Марс и др.), существенно шире. Петух не только возвещает о начале дня (во многих традициях он выступает как глашатай солнца, света, ср. франц. название Петуха chante-clair, букв. поющий рассвет), но и является проводником солнца как в его годовом, так и суточном циклах. В Китае Петух сопровождает солнце на его пути через десятый дом китайского зодиака (Козерог) и через пятый — седьмой часы пополудни. У древних евреев Петух — символ третьей стражи ночи — от полночи до рассвета. Петух так же бдителен и всевидящ, как и солнце. Отсюда широкое использование Петуха в гаданиях, предсказаниях погоды в Древнем Риме. Изображение Петуха-стража помещали на крышах домов, шестах, шпилях, флюгерах, а также на ларцах, сундуках, реликвариях. В Китае красный Петух изображается на стенах дома как талисман против огня».[1450]

«Во французскую политическую геральдику (галльский Петух) мотив переходит из мифологических представлений родо-племенного общества».[1451]

«Павлин впервые описан как вахана (ездовое животное) бога войны Сканды в пуранах — в Матсьяпуране, в Вишнудхармоттарапуране и др. Бог Сканда носит синкретический характер. С одной стороны это сын Шивы и Парвати, обязанный своим рождением необходимости возглавить войско богов в борьбе против асуров. С другой стороны, это Карттикея, вскормленный Шестью Плеядами (санскр. Криттика). У дравидов Сканда носит имя Murukaṉ и известен как Юный — Kuḷakan». Богиня Великая Пава широко представлена в иконографии Центральной Азии.[1452]

В индийском Гоа петух украшает крышу многих домов, как и раньше на Руси.[1453]

Греки обогатили буддийский лексикон словом архат,[1454] происхождение которого удовлетворительно объяснять лишь из греческого языка.

«Архат (кит. алохань, кит. бичжи фо (санскр. пратьекабудда) и кит. пуса (санскр. бодхисаттва) является образцовой личностью Хинаяны. Это слово означает «достойный» (тибетская этимология этого слова как «уничтожитель врагов», то есть аффектов — клеш, является ошибочной и может считаться народной этимологией). Архат — это святой монах (бхикшу; пали: бхиккху), достигший собственными усилиями цели Благородного Восьмеричного Пути — нирваны — и навсегда покинувший мир. На пути к нирване монах проходит ряд ступеней: 1) ступень «вступившего в поток» (сротапанна), то есть вставший на путь бесповоротно; «вступивший в поток» уже не может деградировать и сойти с пути; 2) ступень «единожды возвращающегося» (сакридагамин), то есть человека, сознание которого еще в одном рождении должно вернуться на уровень мира желаний (камадхату) и 3) ступень «более не возвращающегося» (анагамин), то есть святого, чье сознание отныне будет всегда пребывать в состоянии медитативного сосредоточения на уровне миров форм (рупадхату) и не-форм (арупадхату). Практика анагамина завершается обретением плода архатства и вступления в нирвану «без остатка» (анупадхишеша нирвана)».[1455]

Архаты (начальные) это греческое имя в Афганистане, Пакистане и Индии тех, кто понял суть учения Будды и начал его распространение в Центральной Азии. Прилагательное образовано от слова: ἀρχή — начало, в досократовской древнегреческой философии — первооснова, первовещество, первоэлемент, из которого состоит мир. Для характеристики учений первых философов этот термин использовал еще Аристотель.[1456]

В санскрите много разных заимствований из греческого языка, которые живы и в современных индоарийских языках:

Н. Н. Казанский: «Aritấ, arítra- = ἐρέτης, гребец, в греческой культуре начиная с микенского времени этим термином обозначались команды гребных судов.

Из предметов военного обихода в качестве отчетливых заимствований могут быть названы:

Kenika палатка = σκηνή.

Khalina- удила, уздечка = χαλινός, уздечка. Слово встречается в Махабхарате, Панчатантре, грамматических трудах.

Kunta- пика, копье = κοντός, шест, копье. При этом надо иметь в виду, что в греческом языке значение шест засвидетельствованно в поэмах Гомера и позже, а копье лишь единожды.

Фонетически очень похоже на заимствование слово kṣura- нож, бритва, — ξυρόν, бритва. Майрхофер считает их просто родственными словами.

Наиболее показательным следует признать давно понятое как заимствованное слово со значением подкоп из греч. σῡριγξ, сиринга (дудка); различные трубки; подземный ход. Именно в этом значении слово заимствовано в скр. suruṅga / suraṅgā, подземный ход, шахта, пролом в стене. Встречается в текстах Махабхараты и отражено в пали suruṅga-, подземный ход и в пракритах suruṁgā-, suraṁgā.

Для современных языков северо-запада и севера в словаре Р. Тернера приведены: кховар sυrυṅ, мина; шина sυruṅ, подземный ход, туннель; кашмири srǒng, śrǒng, подземный ход, шахта; синдхи suriṅgha, мина; панджаби surung, мина, surãg, подземный ход; непали suruṅ, туннель, подкоп».[1457]

Рефлексы этого заимствования представлены во всех восточных и центральных индоарийских языках: ассамский, ория, бенгальский, хинди, маратхи и гуджерати; пушту и дари, мунджанский, персидский:

«Кроме того в восточноиранских языках есть близкое по значению слово: мундж. sȗrv, йидга surv, отверстие, дыра, нора; такие же значения у вах. sərv, афг. suráy, дыра, щель (также перс. sȗrāx, дыра). Предполагается связь с скр. śvábhra, дыра, яма, берлога, Pa. sobbha-, дыра, яма, водоем, а также скр. śȗra, дыра с неясной этимологией».[1458]

Нара и Нараяна (Naranārāyaṇa) — два сына Дхармы, часто выступающие, как Янус, в виде единого образа и почитавшиеся воплощением Вишну. В Махабхарате иногда они оба отождествляются с Кришной, а иногда — с Арджуной и Кришной.[1459]

Русские слова шарить и шар имеют неясное происхождение. М. Р. Фасмер: «Распространение слова шар говорит в пользу раннего заимствования из тюрк.; ср. чув. sărlа, красить, sără, краска».

Именно архаты и кельтские друиды окормляли римских пленных, почти 20 лет строивших дороги из дыр тогдашнего мира: Тохаристана и Регистана.

Окормляли в прямом смысле — подкармливали съестным, хлебом и вином из Маргианы, дарами Будды, святыми дарами, парамитой, ну и именем Будды и его учением о драме-дхарме-деянии. Ведь лишь сытое брюхо к учению глухо. В скованных запретами мужских сообществах еда занимает особое место.

«Томас Сговио писал, что неписаный закон лагерных блатных на Колыме гласил: «Воруй все — кроме священной пайки». Он «не раз видел, как заключенных били до смерти за нарушение священного правила». Казимеж Зарод вспоминал: «Если заключенные ловили кого-то на воровстве одежды, табака или чего-то другого, он мог ожидать побоев, но неписаный закон нашего лагеря — и всех лагерей, насколько я понял по рассказам людей, переведенных к нам из других мест, — гласил, что укравший хлеб заслуживает смерти». Дмитрий Панин, близкий друг Солженицына, описывает в мемуарах, как подобный приговор могли привести в исполнение: «Застигнутого на месте преступления вора подымали на высоту вытянутых рук и грохали три-четыре раза спиной об пол. Отбив почки, выкидывали, как падаль, из барака». Как и многие бывшие заключенные, прожившие в лагерях голодные военные годы, Панин подробно описывает личные ритуалы, которыми люди окружали потребление хлебной пайки. Если хлеб выдавали раз в день, утром, то человек должен был принять мучительное решение: съесть все сразу или оставить часть на вторую половину дня. Хранить хлеб небезопасно: можешь потерять, могут украсть. С другой стороны, вроде бы легче прожить день, если у тебя есть кусок в запасе. Панин решительно предостерегает от этого, знакомя нас с единственным в своем роде изложением принципов особой науки о том, «как нужно есть голодный паек»: «Когда дают пайку, неудержимо хочется продлить наслаждение самой едой. Хлеб режут, делят, катают из мякиша шарики. Из веревочек и палочек делают весы и вывешивают разные кусочки… Так пытаются продлить процесс еды до трех и более часов. Нельзя! Это — самоубийство».[1460]

Эпплбаум, рассказывая о существах, ворующих пайку, имеет в виду тех, кого на русском мужицком жаргоне именуют крысами.

Крыса, будучи хищником, всеядна, как и человек: от голода они даже друг друга способны пожрать. В сленге разведчиков и полиции крысой называют сотрудника спецслужб, тайно работающего на противника (однако большее распространение получило слово крот). В уголовном и фронтовом жаргоне крысой называют человека, ворующего у своих (совершающего крысятничество).

Сравнение с крысами открывает во времени колесо, волчок смыслов. Это животное (лат. rattus) — род грызунов семейства мышей, насчитывающий не менее 64 видов. Широко распространены два синантропных вида — серая (рыжая) и чёрная крысы. Из шкурок крыс делают тончайшую замшу.

«Третий по распространению вид крыс в мире — малая крыса (лат. rattus exulans) — самая мелкая из рода крыс гемерофилов (от ἥμερος, прирученный и φίλος, друг). Малая крыса распространилась, предположительно, с территории нынешней Индонезии вместе с культурой Лапита (800 год до н. э.) и достигла Микронезии, Фиджи, Вануату и Гаваи. В Новой Зеландии этот вид крысы появился ок. 1280 года вместе с переселенцами-маори. В настоящее время распространена по всей Юго-Восточной Азии и Океании, где содержится также как домашнее животное, используемое в пищу».[1461]

«Большинство предполагают, что культура Лапита произошла из Юго-Восточной Азии, предположительно от Австронезийцев, пришедших из Тайваня или Южного Китая 5000-6000 лет назад. Похоронная керамика Лапита похожа на керамику Тайваня».[1462]

Перемещение римских легионов, как и любой армии, всегда сопровождалось перемещением полчищ (итал. orda) крыс.

Крысы могут предугадывать действия людей, причем не только когда заранее бегут с обреченного корабля. Среди людей такими способностями обладают оракулы.

«Крысы мыслят не так, как большинство людей. Их мышление укладывается в понятия байесовой логики. То есть пошаговую проверку и исправление исходных предположений на основе получаемого опыта, [1463] присущую и человеческому мышлению, и лежащему в основе конструирования искусственного интеллекта».[1464]

В городах более всего крыс живет на мусорных свалках. Нет данных о том, что из доимперского Рима был налажен вывоз мусора. Крысы жили очень близко от людей.

Крысы додумались до правил.[1465]

На картинах эпохи Возрождения черная и белая крысы, представляющие День и Ночь, грызут Время.[1466]

«В индийском храме Карти Мата живут около 20 тысяч обычных крыс. История началась в конце XIV века, когда на территории нынешнего штата Раджастан в районе Джодпур родилась Картни Мата — седьмая дочь в семье касты Чаран. При рождении девочку назвали Ридху Бай. Позднее она станет индуистской святой и крупным политическим деятелем своего времени. Девушка два года прожила в деревне мужа, а затем всей семьей отправилась в странствования по стране со стадом коров. Во время этих блужданий будущая святая совершила немало чудес. Однажды она попросила бога смерти оживить ее утонувшего сына. Бог Яма отказал ей, и тогда Карти Мата провозгласила, что мужчины ее рода никогда не попадут в подземное царство, а будут реинкарнировать в крыс, которых в здешних местах было видимо-невидимо. На месте этих событий появился храм, который иностранцы часто называют Храм крыс. Святая Карти Мара дожила до 151 года, а потом таинственным образом исчезла в марте 1538 года. Последователи и почитатели Карти Маты считают ее воплощением (автарой) воинственной богини Дурги, поэтому окружили заботой тысячи крыс, живущих при храме. Кроме того, каждый из них думает: а вдруг я тоже стану крысой в следующей жизни? Хотелось бы, чтобы и обо мне хорошо заботились. Среди обычных серых крыс в храме живёт около десятка белых крыс. К ним относятся с особым уважением, стараясь угостить самой вкусной едой. В храм запрещён вход в обуви. Изделия из кожи (сумки, ремни и т. п.) также придётся оставить снаружи».[1467]

Крыса для христиан — хтоническое существо, отождествляемое с Сатаной, ведьмами и другими зловещими силами тьмы, но также и знак святой Фионы, которая умерла среди крыс.[1468]

«Фина, Santa Fina (1238 — 1253) — местная святая г. Сан Джиминьяно в Тоскане; до обожествления ее звали Серафина ди Кьярди. Девочка была парализована и умерла в возрасте 15 лет. Согласно легенде, перед смертью ей явился Григорий Великий. Бедная Серафина лежала на голых досках, вокруг было множество крыс, но она проявляла редкое мужество и терпение. Когда девочка умерла, на ее постели выросли белые цветы, которые также чудесным образом расцвели на вершинах башен города, а колокола зазвонили сами собой».[1469]

Имя Фина-Фиона (лат. fio, рожаю) неслучайно. За Фионой скрывается Семела (фригийск. Semele — Земля) — в древнегреческой мифологии — дочь фиванского царя Кадма и его супруги Гармонии. К красавице Семеле под покровом ночи спускался с Олимпа сам Зевс. Супруга Зевса, богиня Гера, охваченная ревностью, внушила Семеле мысль попросить Зевса предстать перед ней во всем блеске своего величия. Что оттого произошло, освещает Овидий в Метаморфозах:

Речь завела, и лишь только дошли, пробеседовав долго,

И до Юпитера, вздох издала и молвит: «Желала б,

Чтоб он Юпитером был, да всего опасаюсь; иные,

Имя присвоив богов, проникали в стыдливые спальни.

Мало Юпитером быть. Пускай он докажет любовью,

Что он Юпитер и впрямь. Проси: чтобы, в полном величье

Как он Юноной бывал в небесах обнимаем, таким же

Пусть обнимает тебя, предпослав и величия знаки».

Речью Юнона такой дочь Кадма, не знавшую сути,

Учит, — и просит уж та, чтобы дар он любой обещал ей.

Бог, — «Выбирай! — говорит, — ни в чем не получишь отказа,

И чтоб уверилась ты, божеств подземного Стикса

Я призываю, — а он и богам божество и острастка».

Рада своей же беде, от милого горя не чая,

Дерзостно так говорит Семела: «Каким обнимает

В небе Юнона тебя, приступая к союзу Венеры,

Мне ты отдайся таким!» Хотел он уста говорящей

Сжать, но успело уже торопливое вылететь слово.

Он застонал, но вернуть нельзя уже было желанья,

Ни заклинаний его; потому-то печальнейшим с неба

Высшего бог низошел, за ликом своим увлекая,

Скопища туч грозовых, к ним добавил он молнии, ливни,

С ветром в смешенье, и гром, и Перун, неизбежно разящий.

Сколько возможно, свою он уменьшить пытается силу:

Вооружился огнем не тем, которым Тифея

Сбросил сторукого: в том уж слишком лютости много!

Легче молния есть, которой десница Циклопов

Меньше огня придала, свирепости меньше и гнева;

Боги «оружьем вторым» ее называют; лишь с ней он

Входит в Агенора дом; но тело земное небесных

Бурь снести не могло и сгорело от брачного дара,

А недоношенный плод, из лона матери вырван,

Был в отцовскую вшит — коль это достойно доверья —

Ляжку, и должный там срок, как во чреве у матери, пробыл.

Ино тайно с пелен воспитывать стала младенца, —

Тетка, Семелы сестра: потом нисейские нимфы

Приняли и молоком, в пещерах укрыв, воспоили.[1470]

Григорий I Великий (Gregorius PP. I), явившийся Серафине, именуется в православной традиции Григорием Двоесловом.[1471] Он был римским папой с 3 сентября 590 по 12 марта 604 гг.

Через несколько столетий после смерти папы Григория Ватиканский аноним в своем сочинении О невероятном собрал дошедшее до него о происшествии с Фионой:[1472]

«Харак говорит, что Семела, дочь Кадма, как передают, забеременела до брака.[1473] Во время ее родов ударила молния, Семела исчезла, а младенец остался. Сама она, как полагали, вытянула божественную долю (так говорят о пораженных молнией), и ее назвали Фионой,[1474] ребенка же Кадм счел божественным, поскольку тот был спасен из огня; он нарекает его дедовским именем египетского Диониса.[1475] Александр из Афродисиады в Физических проблемах говорит:[1476] «Не напрасно придумывают, что вакханка следует за Дионисом, так как из вина рождается пляска, сатиры — так как испытывают легкость в душе, лидийцы — так как некоторые из них чувствуют от вина высвобождение, пантера — так как у опьяненных рождаются пестрые, вымышленные образы. Ведь у каждого, одержимого вином, родится разнообразный и пестрый образ мыслей, а шкура животного — вся в пятнах. И только одна вакханка способна убивать в состоянии безумия, многие же совершили убийство в состоянии опьянения. Дионис является обнаженным, потому что у пьющих из-за вина обнаруживается их образ мыслей; к близости же с Афродитой и Ариадной он стремился потому, что напившихся охватывает наибольшая страсть к женщинам. Лысым его называют потому, что обильная выпивка в наибольшей степени лишает разума, а также вредит телу и оскверняет его; оттого и называют Диониса осквернителем… А что Дионис был поражен огненной молнией и заключен в бедро (Зевса), говорят потому, что вино часто, согреваясь на солнце, достигает крепости от смешения, будучи скрыто в бочках. И есть у него четыре сестры, потому что вино имеет четыре образа, сменяющие друг друга[1477]».[1478]

Христиане на Западе вели многовековую войну с крысами. А люди в местах, где утверждалось христианство, умирали от чумы.

«Чума (лат. pestis — зараза) — источниками и резервуарами возбудителя инфекции являются больные грызуны — сурки, суслики и песчанки, мышевидные грызуны, крысы (серая и черная), реже домовые мыши, а также зайцеобразные, кошки и верблюды. Переносчики возбудителя инфекции — блохи различных видов. При укусе заражённого животного (крысы) бактерия чумы оседает в зобу блохи и начинает интенсивно размножаться, полностью закупоривая его. Кровь не может попасть в желудок, поэтому такую блоху перманентно мучает чувство голода. Она переходит с хозяина на хозяина в надежде получить свою порцию крови и успевает заразить достаточно большое количество грызунов и людей, прежде чем погибнет (такие блохи живут не более десяти дней). Возбудителем является чумная палочка (yersinia pestis), открытая в 1894 г. Инкубационный период длится от нескольких часов до 3–6 дней. Наиболее распространённые формы чумы — бубонная и лёгочная. Смертность при бубонной форме чумы достигала 95%, при лёгочной — 98–99%. В настоящее время при правильном лечении смертность составляет 5–10%.


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 158; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!