Янус определяет сознание Будды 37 страница



Это римская шутка. Слов, переводимых иногда на русский как бескорыстие, в латинском языке три: innocentia, abstinentia и integritas, но и латинская приговорка: даю, чтобы ты дал (do ut des) красноречива.

«Галлы были превосходными конниками, страстно любили лошадей и разводили их большими табунами. Военные лошади их славились. Галл-раб-пастух был драгоценным приобретением для римского скотовода, а сами условия италийского скотоводства позволяли свободолюбивому и гордому кельту не ощущать всей тяжести рабского ярма. Тут на помощь хозяину приходило то самое обстоятельство, которое, с другой стороны, доставляло ему столько беспокойства: это отдаленность пастуха от усадьбы и отсутствие хозяйского контроля. Пастух забывал о своем рабском положении, о котором ему почти ничто и не напоминало».[1385]

Маргиана до сих пор славится своими лошадьми. Ахалтекинская лошадь, или ахалтекинец (туркм. Ahal-teke aty) — верховая порода лошадей, выведенная на территории современной Туркмении (Ахал-Теке) предположительно около 5000 лет назад. Это древнейшая из культурных пород, оказавшая влияние на многие породы — арабскую, чистокровную верховую (или английскую скаковую, англ. Thoroughbred) и др.[1386]

Жили пленные кельты своим укладом и отдельно от римлян. Это устраивало и их и центурионов: межплеменные стычки были никому не нужны. Кельты раньше римлян поняли, что рабами у парфян и кочевников считаются мужчины, передвигающиеся пешком. Вряд ли они сразу поделились этим знанием с лагерниками. Кельты пользовались большей волей, быстрее осваивались в плену, а значит, имели дополнительный приработок: на поставках в лагерь греческих товаров: вина, утвари, орудий труда и быта, побрякушек для одаривания особо выдающихся лагерных джульетт.

На рынках Италии греческое стало давно привычным. Греция была покорена и стала провинцией Рима в 146 г. до н. э.[1387] Спрос на знакомое невозвращенцами породил увеличение предложения, что отмечено археологами.[1388]

После договора Октавиана с Фраатом в 26 г. до н. э. кельты, как и римляне, стали вольными. Часть из них могла вернуть в Рим тоска по Родине, Отечеству. Тогда понятно, почему про эту часть, которую упоминает кельт Помпей Трог в эпитомах Юстина, не стал упоминать Август. Ведь ограбленные и покоренные римлянами кельты вернулись (все ли? — Д. Н.), а тысячи своих, римлян, не захотели. Удар по самолюбию и планам Августа сильнейший.

Вместе с рассказами о пережитом галлы принесут в Германию слово marg, дошедшее до нас еще и в германском корне mark.

В бессмертии галлов убеждали друиды.[1389] Друиды были особым сословием галлов, о котором мы знаем мало. Цезарь писал о них: «Во всей Галлии существуют вообще только два класса людей, которые пользуются известным значением и почетом… Вышеупомянутые два класса — это друиды и всадники».[1390]

Друиды были внесословным сословием учителей, вроде нынешних индийских гуру или иных духовных вождей любого народа. Никто у кельтов не мог стать друидом, если он не был обучен друидом. Ученичество друида, названное Цезарем военным словом disciplina, начиналось очень рано, часто в возрасте, когда молодые находились еще под родительской опекой.[1391] Срок обучения был очень большим: некоторые оставались учениками в течение двадцати лет.[1392] Таким образом, ни один галл не становился друидом, не достигнув полной зрелости и не обладая достаточными знаниями предмета.[1393]

В Риме совет старейшин сначала был захвачен несколькими богатыми родами, а затем место старика там стало иметь цену: имущественный ценз.

Цезарь знал о друидах не понаслышке. Его галльский подельник Дивитиак был друидом. Именно Цезарь послал в помощь Крассу тысячу отборных галльских всадников.

Дивитиак был деловым, вождем эдуев, политиком, дипломатом и прорицателем, известным всей Галлии. Именно он пригласил Цезаря для решения внутригалльского спора за власть.[1394] Он был друид с высоким положением в обществе, меж тем верховный друид избирался только самими друидами, а не назначался государственными властями.

Сословие друидов помещалось, так сказать, вне галльских племен и как бы даже возвышалось над ними.[1395] В этом они не отличались от римских авгуров.

Друиды были весьма разносторонне развитыми людьми. Они сочиняли стихи, расследовали преступления, лечили, посредничали между людьми и богами, и самое главное — именно они воспитывали кельтское юношество.

Друиды знали языки. С Цицероном Дивитиак говорил по латыни. Знал и греческий, раз был знаком с учением Пифагора. Цицерон говорит своему брату Квинту:

«Этим значением дивинации не пренебрегают даже в варварских странах. Так, в Галлии этим занимаются друиды, с одним из них я сам познакомился, с эдуем Дивитиаком, который был у тебя в гостях и позже очень тебя хвалил. Он претендовал на знание естественных наук — греки это называют физиологией — и, частью основываясь на авгуриях, частью на толковании примет (coniectura), предсказывал будущее. В Персии же совершают авгурии и предвещают будущее маги, которые собираются в храме, чтобы там все обсудить и обменяться мнениями (вы ведь тоже иногда это делаете, обычно, по нонам. И никто не может стать царем Персии, если он ранее не изучил учение и науку магов».[1396]

Слово Авган-Афган-Ауғын, в котором видим латинское aug- (авгур, Август) в тюрских значит Ушедший, Переселившийся. Считается, что это так называемое внешнее название народа, в отличие от самоназвания пуштуны.[1397] В русском языке есть подобное: немцы, немые, то есть не умеющие говорить по-нашему (сами немцы называют себя Deutsch, германцы). Авганцами назывались все иностранные жители, число которых в Тохаристане и вокруг прибывало. «Под названием Avagānā, это племя впервые упоминается индийским астрономом Varāha Mihira в начале VI-го века нашей эры в его труде Brihat-samhita. Сочинитель XVII-го века Хушаль-хана Хаттака, писавший по-пуштунски: «Арабы знают это, и знают римляне: афганцы — это пуштуны, пуштуны — это афганцы!» Пуштуны же называются от своего языка: Пушту́, пашто́, پښتو — язык пуштунов, один из восточно-иранских языков; наряду с дари, является государственным языком Афганистана. Самоназвание пуштунов — ед. ч. paʂtun/paxtun, мн. ч. paʂtanə/paxtanə; в Пакистане их называют также патаны».[1398] В русском языке мы видим это слово также: пастух. Из латинского pastor.

Собрания друидов проходили в лесах и рощах. О значении и происхождении слова друид есть два мнения. Первое основано на предположении Плиния Старшего об исходном греческом δρῦς — дуб.[1399] Второе на том, что вторая часть слова возможно связана с вычисленным лингвистами-индоевропеистами корнем *vid, который присутствует в английском wisdom и латинском videre (а также русском ведать, видеть) и т. д. Турнейзен показал, что эта основа в сочетании с усилительной частицей dru могла дать слово dru vids, в гэльском языке превратившееся в dravi, что и означает друид, точно так же, как другая усилительная частица, su, после прибавления vids дала в гэльском savi — мудрец.[1400]

Иногда переводят просто: друиды — древоведы.[1401]

Друиды среди пленных кельтов были. Кельтскую трубу мы видим на изображении жреца с ритона из Нишы. В Парфиене на городище Старая Ниша обнаружена [еще и] форма для маски мима. Ритоны из Нишы — спорные по происхождению (М. Е. Масон и Г. А. Пугаченкова, Г. А. Кошеленко считают их парфянскими, Р. Гиршман, Т. В. Сергеева, П. Бернар — бактрийскими или гандхарскими).[1402]

Цезарь: «Они учат наизусть множество стихов, и поэтому многие остаются в школе друидов по двадцати лет.[1403] Они считают даже грехом записывать эти стихи,[1404] между тем как во многих других случаях пользуются греческим алфавитом (Graecis litteris). Мне кажется, такой порядок заведен у них по двум причинам: друиды не желают, чтобы их учение делалось общедоступным и чтобы их воспитанники, слишком полагаясь на запись, обращали меньше внимания на укрепление памяти;[1405] да и действительно со многими людьми бывает, что они, находя себе опору в записи, с меньшей старательностью учат наизусть и запоминают прочитанное. Больше всего друиды стараются укрепить убеждение в бессмертии души:[1406] душа, по их учению, переходит по смерти одного тела в другое;[1407] они думают, что эта вера устраняет страх смерти и тем возбуждает храбрость. Кроме того они много говорят своим ученикам о светилах и их движении, о величии мира и земли, о природе и о могуществе и власти бессмертных богов».[1408]

У друидов был запрет на мировоззренческие записи, хотя они и владели руническим[1409] и огамическим письмом. Огам или Огмия, по ирландским преданиям, является какой-то разновидностью Геркулеса,[1410] смеющимся богом искусства певцов (бардов), которому приписывается изобретение письма. Однако это слово имеет еще и другое значение. Оно означает камень, который кельты клали в гроб в головах родного (лат. gentilis — родное, народное, языческое) им покойника, почему в переносном смысле это слово значит гроб.[1411]

«Древнейшие памятники тюркской рунической письменности предположительно относятся к VI в. н. э., самые поздние — к XII в. Были созданы на территории Восточнотюркского каганата в Северной Монголии; встречаются также на Енисее,[1412] в Якутии, на Алтае, в Восточном Туркестане, Средней Азии и Восточной Европе».[1413]

«В вопросе происхождения тюркского рунического письма вначале господствовали ошибочные мнения: это письмо пытались сопоставлять с индийским письмом кхарошти, с южноаравийской письменностью и даже с германскими рунами. Только когда был установлен по письмам II в. н. э. древнейший облик согдийского письма, источник тюркского рунического письма был найден в согдийском. Очевидно, около 800 г. древнетюркское письмо было полностью вытеснено уйгурским;[1414] последний его памятник — орхонская надпись 784 г.».[1415]

У образованных невозвращенцев и друидов были ученики согдийцы; а у тех уже— тюрки[1416].

Через буддизм индийская астрономия и календарь проникли к тюркам.[1417] В новом свете сразу представляется и вопрос о происхождении еще некоторых письменностей, например, индийского деванагари. Девана́гари,[1418] разновидность индийского письма нагари, сложилось между VIII и XII веками. Применяется в санскрите, хинди, маратхи, синдхи, бихари, бхили, марвари, конкани, бходжпури, непали, неварском языке, а также иногда в кашмири и романи. Особенностью письма деванагари является верхняя горизонтальная черта, к которой прикреплены свисающие вниз буквы.

Местные греки познакомили знакомых с учением Пифагора друидов и с учением Будды. То, что греки имели о нем представление, сомнений не вызывает.[1419]

Грек Менандр, царствовавший в 130–100 гг. до н. э. в Северо-Западной Индии, даже стал героем известнейшего буддийского произведения. В нем он беседует с учителем Нагасеной и изображен деятельным покровителем буддизма, хотя учение и не принимает. «Это отклонение от бытовавших правил: побежденный в споре всегда принимает учение победителя. Царь Менандр считается наиболее выдающимся из греко-индийских властителей, он продвинул границы греческих владений на Восток вплоть до Сакеты. Фразу из Махабхашьи Патанджали: «Грек осадил Сакету» принято cвязывать именно с Менандром. Один индийский автор особенно подчеркивает его греческое происхождение».[1420]

Плутарх[1421] свидетельствует, что после кончины завоевателя-иноземца семь городов в Индии оспаривали между собой честь похоронить его на своей земле.[1422] С. Ф. Ольденбург заметил, что похороны Менандра весьма напоминают спор об останках Будды и вообще буддийское погребение.[1423]

Менандр утверждает, что он достиг бы святости Будды, стал бы архатом, но такой поступок невозможен для царя, как частному лицу царю не выжить — слишком много у него врагов, — и ему остается поглядывать на Нагасену, уподобляясь «льву в золотой клетке»: почетно, да несвободно.

Сразу вспоминается байка о разговоре Александра Македонского с Диогеном.[1424]

Затем Менандр прещедро награждает учителя. Беседы эти проходят в городе Сагала[1425] — город на северо-востоке провинции Пенджаб в Пакистане у подножия снеженных вершин Кашмира рядом с рекой Чинаб. Столица округа Сиялкот. Находится в 125 км на северо-запад от столицы провинции — Лахора, в нескольких километрах от границы с Индией). Город упомянут Страбоном.[1426]

Кашмир снискал славу родины индийских скоморохов-мимов.[1427]

Время составления книги о беседах Менандра и Нагасены, по мнению писавшего о римском влиянии в буддистском искусстве Ольденбурга, совпадает со временем пребывания в тех же краях римских невозвращенцев. Однако надо учитывать, что удревление является обычным приемом античной литературы.

В книге находим любопытное описание столицы Менандра:

«Так гласит предание. Есть в стране греков (Йонака) город Сагала, окруженный разными другими городами, расположенный в прекрасной местности, украшенной реками и горами, наполненный садами и парками, рощами, озерами и прудами, очаровательными реками, горами, лесами. Город был разбит искусными зодчими, враги и недоброжелатели его были побеждены, и потому не было в нем насилий, крепки и разнообразны его сторожевые башни и укрепления его стен, великолепны его ворота, окружен глубоким рвом и белыми стенами царский замок; прекрасно расположены улицы, площади, перекрестки, рынки. Отлично выставлены разнообразные отборные товары, которыми полны его лавки. Он украшен сотнями различных домов милостыни. Сотнями тысяч отборных домов он подобен вершинам Гималая. Город полон слонов, коней, повозок, пешеходов. По улицам его ходят толпы прекрасных женщин и мужчин, он полон разных людей — кшатриев, брахманов, вайшьев и шудр. Здесь стоит гул от приветствий разным шраманам и брахманам, стекаются сюда различные мудрецы и доблестные люди. Полон город лавок для продажи тканей из Бенареса, из Котумбары и различного платья. Он благоухает от благовоний лавок, где выставлены различные благовония и цветы. Город полон драгоценных камней, каких только пожелаешь. Толпы купцов посещают лавки, расположенные во все страны света. Всюду деньги, золото, серебро, медь, город блестит ими, как сокровищница; в кладовых и складах много добра и зерна: и съедобное, и напитки всяческого рода, и сладости. Город подобен uttarakuru (богатой стране) и славою он точно alakananda — град богов».[1428]

Котумбара неизвестна.

«Варана́си[1429] — букв. между двух рек; Бена́рес (англ. Benares) или Банарас[1430] или Каши[1431] — главный город одноимённой области в северо-восточной Индии (штат Уттар-Прадеш) — город, имеющий для индусов такое же значение, как Ватикан для католиков, средоточие брахманской учености. Считается святым городом для буддистов и джайнистов, наиболее святым местом в мире в индуизме (как центр Земли в индуистской космологии). Один из старейших городов мира и, возможно, старейший в Индии».[1432]

«Слова йона в языке пали, явана в санскрите, малаялам, каннада, телугу, и тамильском, яванан в бенгальском языке, поначалу использовались в древней Индии для обозначения грекоговорящих (передача названия ионийцы). В Харивамсе (Родословие Хари (т. е. Вишну)) индо-греки явана совместно с группами сака, камбоджа, пахлава и парава относятся к кшатриям (касте воинов). Мадджхима-никая (Собрание средних [наставлений] — буддийский текст, вторая из пяти никай в Сутта-питаке) говорит, что явана камбоджа — неиндийские касты воинов, в то время как среди индийского населения существуют только две категории людей — арья (мастера) и даса (рабы), которые могут переходить из одной категории в другую».[1433]

«Такое название греков пришло в Индию от египтян (j-w-n(-n)-’) или евреев (Yāwān, также в современном иврите). Ассирийцы использовали слово Iawanu, персы Yauna или Yavanu».[1434]

Название греков yona(ka), произошедшее от названия греков-ионийцев из Малой Азии, впервые зафиксировано в надписях Ашоки. Санскритская форма этого слова yavana- впервые отмечена у Панини.[1435]

Название перейдет в Индии на римлян. Римлянам должно было льстить, что их называют Яны, Янусы, Yona.

«После Менандра правила еще пара десятков греческих царей. Весь I век до н. э. власть греков еще держалась в восточном Пенджабе. Около 100 г. до н. э. индийские цари смогли вернуть территорию Матхура и часть Восточного Пенджаба к востоку от реки Рави, где стали чеканить собственную монету. Упоминания об Арджунайане и Яудхее на монетах связано с победами над греками в соответствующих районах Матхура. В I веке до н. э. индийские цари стали также чеканить свои монеты, подражая по стилю индо-греческим. Считается, что около 80 г. до н. э. царь индо-скифов Меус, а возможно военачальник на службе индо-греков, управлял несколько лет северо-западной Индией, но потом индо-греки снова смогли вернуть власть: царь Гиппострат (65–55 гг. до н. э.). Потом и он потерпел поражение, и индо-скифский царь Азес I установил новую династию в Западном Пенджабе».[1436]

В Риме времен Гражданских войн свою монету чеканил тот, кто мог себе это позволить:

«К моменту падения Республики римская монетная система была в значительной мере расшатана экономическим и политическим кризисом. Основной единицей денежного счета по-прежнему был сестерций, который сохранил эту роль до III века включительно. Наиболее распространенным номиналом оставался серебряный денарий, весивший 3 2/3 скрупула. Реже встречались его фракции: квинарий, викториат и сестерций (sestertius nummus). Золотая монета выпускалась лишь случайно, например, Цезарь выпустил в 46–44 до н. э. золотые монеты на сумму 20 млн денариев для раздачи армии и гражданам. Из бронзовых номиналов преобладал асс. Антоний чеканил сестерции, трессисы, дупондии, ассы и семисы. В целом, римская республиканская монетная система базировалась на серебряных и бронзовых номиналах».[1437]

Последний царь Стратон II был побежден более сильным противником, и в 10 н. э. появляются монеты нового царя — Раджувулы.[1438] Имя сынули раджи не оставляет сомнений в его происхождении. Этот суффикс ul в именах многих детей лагерников был удобен для узнавания братом брата. Римский Liber дал приплод от индусок.

Суффикс ul можно увидеть и в имени улянхай (урянхай). Впоследствии это имя получило широкое распространение среди народов (племён) алтайской группы языков и даже как бы утратило специальное этническое значение, превратившись в прозвище (кличку) или просто в нарицательное слово для обозначения обнищалого угнетённого народа. А так как именно в таком подчинённом и обеднённом положении оказались в позднейшее время обитатели урянхайского (верхне-енисейского края), то за ними и закрепилось такое наименование. К старинному роду урянхатов, появившемуся со времени Аланьгоа, прародительницы монгольских племён, объединённых Чингис-ханом, принадлежал и слуга Чингис-хана, впоследствии выдающийся полководец Джелме (как и величайший полководец древности Субеэтай-Субудай).[1439]

Латинский уменьшительно-ласкательный суффикс ul увиден в славянских: козёл и косуля, арабском: газель (фр. gaselle) и более раннем персидском gusale — телёнок, тёлка.[1440]

Найдены надписи и посвящения от греческих губернаторов буддийского характера. О неравнодушии местных греков к мыслям учителя Будды есть свидетельство из Махавамсы, Большой хроники — исторической поэме о царях Шри-Ланки на пали:[1441] «греческий монах Махадхармараксита пришёл из города Александрии (Баграм, предположительно, Александрия Кавказская около Кабула) c 30 тысячью монахов на церемонию открытия Великой Ступы в Анурадхапуре в Шри-Ланка. 30 тысяч дисциплинированных и проповедующих милосердие монахов должны были выглядеть внушительно».[1442]

К сожалению, с датировкой этих приметных событий есть неопределенность. Да и название города Кабул до сих пор имеет туманное происхождение.


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 146; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!