Глава 8. Государство и личность



 

Понятие человека, гражданина личности

Человеческое общество (социум) состоит из конкретных людей, находящихся в системе многообразных связей – общественных отношений. В эти отношения люди вступают в процессе производства и распределения материальных благ, а также участвуя в политической, культурной и иных сферах социально бытия. Вне этих связей и отношений конкретный индивидуум предстает как человек, то есть живое существо. При характеристике понятия «человек» исходят из того, что он представляет собой неотъемлемую часть природы, проявляющуюся в его биологических, физических, физиологических и психических процессах («социальное животное»).Однако в характеристике социальной сути человека принципиально важным является его понимание как гражданина, то есть лица, которое имеет правовую принадлежность к тому или иному государству, подпадает под действие его законов, иных нормативно-правовых актов и сообразует свое поведение с правовыми установлениями этого государства. Гражданство характеризует взаимные права и обязанности человека и государства.    В лице своих органов и должностных лиц государство ответственно перед гражданами, обязуется действовать во благо их и общества, всемерно защищать права граждан как на своей территории, так и вне ее. В Российской Федерации действует ФЗ от 24 мая 1999 года «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом». В свою очередь, гражданин обязуется неукоснительно исполнять нормативные установления государства, не нарушать прав и законных интересов иных субъектов права, не причинять вред окружающей природной среде, защищать общество, государство от нападений извне. Приобретение гражданства чаще всего связывается с фактом рождения человека либо со специальным решением компетентных государственных органов. В большинстве стран ребенок автоматически признается гражданином государства, гражданами которого являются его родители.                                                                                                                                                Однако по достижении совершеннолетия человек по своему желанию может выйти из гражданства, стать лицом без гражданства либо претендовать на гражданство другого государства. В ряде стран человек может быть лишен гражданства за совершение преступлений и иных действий, наносящих ущерб государству или его безопасности.

Таким образом, гражданин – это человек, взятый в его соотношении с государством, политической властью в обществе и законом, основанном на государственно-правовом признании конкретного индивида носителем субъективных прав и юридических обязанностей.

Институт гражданства возник сравнительно недавно, в процессе буржуазных революций, под влиянием теории о естественных и не подлежащих отчуждению правах человека, его равных гражданских и политических правах в обществе. Начиная с Декларации независимости Соединенных Штатов Америки (1776 г.) буржуазное государство признает человека свободным и равноправным членом гражданского общества, активным участником осуществления суверенной власти и политической жизни страны. В феодальном государстве, основанном на разделении населения по сословиям и неравенстве их прав, существовал институт подданства, символизировавший полную зависимость человека от власти и произвола монарха, обязанность индивида находиться «под данью» и исполнять любые веления своего господина. В России подданство было отменено в ноябре 1917 г. специальным декретом ВЦИК и СНК РСФСР, в соответствии с которым устанавливалось одно общее для всего населения наименование – «гражданин Российской Республики».

Государственно-правовыми связями индивидуума не исчерпывается все многообразие его статуса в области политики, культуры, экономики. Для этого используется специальное понятие «личность».Каждый человек, вступая в жизнь, застает мир вещей, предметов, произведенных предшествующими поколениями людей, различные политические, социальные институты и учреждения, а также исторически сложившиеся социальные нормы, религиозные догматы, правила мышления и грамматики, эстетические вкусы и др.Чтобы стать полноправным членом общества, принимать непосредственное участие в делах, индивидуум должен в той или иной мере усвоить имеющиеся знания о природе и обществе, овладеть речью и правилами грамматики, изучить действующие социальные нормы, приобрести профессию и приобщиться к достижениям культуры. Одним словом человек должен пройти процесс социализации. Овладев необходимыми знаниями и профессиональными навыками, человек активно включается в систему социальных связей в качестве члена определенной группы, класса, трудового коллектива, общественной или политической организации, собственника имущества, производителя материальных или духовных благ, словом, так или иначе участвует в конкретной сфере социального бытия. Совокупность свойств, которые характеризуют человека как социальное существо, участника общественных отношений, охватывается понятием личности. Сущность «особой личности» - писал К.Маркс, - составляет не ее борода, не ее кровь, не ее абстрактная физическая природа, а ее социальное качество»[27]. Личностью не рождаются, а становятся, и не всякий может выступать в этом качестве.

Так, личностью не являются ребенок и душевнобольной человек. Вряд ли можно считать личностью первобытного дикаря, не обладавшего сколько-нибудь развитой системой знаний и не способного преобразовывать окружающий мир сообразно собственным потребностям. Рабовладельческое общество, как известно, отказывало рабу в праве быть личностью. И хотя мы, кажется, далеко ушли от этого общества, тем не менее иногда начинаешь сомневаться в этом. Как-то в наших газетах прошла заметка о том, что в одном из поселков Николаевской области обнаружили девочку, которая жила в собачьей будке на цепи, и не умела даже разговаривать. Врачи даже выражали опасение в том, что она сможет социализироваться, не утрачена ли ею эта способность.

Таким образом, понятия, «человек» и «личность», отражая разные аспекты одного целого – отдельного индивидуума, находятся между собой в тесной взаимосвязи. Как продукт природы, конкретный человек выступает материальной, биологической основой личности. Права же личности - это те права, которые обеспечивают взаимодействие человека с социумом, способствуют его развитию. Личность, будучи продуктом общества, характеризуется единством ее индивидуальных социальных и биологических черт и, в частности, включает в себя:

- признаки, характеризующие социальные связи и отношения человека (экономические, политические, национальные, классовые, юридические, моральные и др.);

- приобретенные личным опытом знания, навыки, привычки, культурный уровень;

- биологически обусловленные черты: инстинкты, темперамент, чувства, элементарные потребности, состояние здоровья;

- черты индивидуальной психики и мышления, способности познавать мир, создавать произведения литературы, науки и искусства.

Конкретная личность всегда индивидуальна. Психологические черты, социальный опыт, род деятельности, темперамент, а также интенсивность проявления этих черт в каждом человеке сочетаются самым различным образом и составляют неповторимость личности, отличие от всех других членов общества. В природе не бывают одинаковых, похожих друг на друга личностей. В то же время неповторимая индивидуальность личности включает в себя и некоторые общие признаки, присущие человеку как представителю определенной социальной группы людей, класса, национальности, рода занятий и т.п.Совокупность таких общих черт личности образует ее социальный тип. Можно говорить о личности рабочего, инженера, ученого, политика, пенсионера, преступника.

Каждая конкретно-историческая формация в силу особенностей ее производственных, политических и иных отношений порождает строго определенную совокупность социальных типов личности и их устойчивые отношения друг с другом. Феодальное общество, например, характеризовалось такими социальными типами личности, как феодал, помещик, воин, церковник, крестьянин, ремесленник, ученый и др.Капиталистическое общество основывается на иных производственных отношениях и создает новые типы социальных личностей: капиталист, представитель средней и мелкой буржуазии, рабочий, инженер, фермер.

Сочетание индивидуальных и общих черт личности обусловливается воздействием на нее двух сил и тенденций. В силу общественного разделения труда и по некоторым другим причинам человек может существовать и развиваться только в обществе, общаясь с другими его членами в процессе производства и распределения материальных благ, создания духовных ценностей. Вспомним Маугли, Тарзана. Способность к социализации может быть даже утрачена. Становясь одним из многих членов конкретной социальной группы, личность приобретает свои характерные черты, по отношению к членам другой социальной группы.

В то же время личность стремится выделиться из массы себе подобных, наиболее полно раскрыть свою индивидуальность, добиться успехов на каком-либо поприще и получить общественное признание трудовых, политических, научных заслуг, снискать известность на ниве литературы, искусств и в иной социальной сфере. Хотя во многом это зависит от конкретно-исторической обстановки. Вспомним Эрнеста Хемингуэя, Мерилин Монро, Юрия Гагарина и других.

Процесс становления личности может протекать весьма интенсивно или, наоборот, медленно, в зависимости от желания и способности индивидуума приобрести и развить в себе свойства, присущие определенному социальному типу личности. Нельзя сбрасывать со счетов и значение социальных условий для реализации замысла индивидуума овладеть необходимой суммой знаний: материальное состояние индивидуума или его семьи, наличие соответствующих учебных заведений, возможность поступать в них и др. И здесь для общества чрезвычайно важно обеспечить равные стартовые возможности.

К сожалению, в настоящее время общество (и не только в России) не в состоянии создать необходимые условия для того, чтобы каждый индивидуум мог формировать себя как личность сообразно своим способностям, интересам и потребностям и применять свои знания на практике. Хотя бесспорен и тот факт, что современное цивилизованное общество создает более благоприятные предпосылки для формирования личности, нежели предшествующие исторические периоды. Решающую роль здесь играет степень свободы личности, которую предоставляет ей и закрепляет государство в виде правового положения граждан.

Правовое положение личности как совокупности установленных государством прав, обязанностей и свобод не является чем-то постоянным, неизменным, вечным. Не только каждая историческая эпоха характеризуется известным своеобразием в юридическом закреплении свободы личности, но и, как правило, каждое отдельное государство пытается по-своему решить данную проблему. При этом по мере смены одной исторической эпохи другой наблюдается существенный прогресс как во взглядах на права личности, так и в совокупности реальных прав и свобод, представляемых конкретным типам личности.

В эпоху рабовладения, основанного на беспощадной эксплуатации рабов, личностью признавался только свободный человек как член соответствующего государства. Правовой статус личности включал в себя широкую гамму экономических, политических, социальных и других прав. Граждане Афинского государства, например, могли участвовать в работе Народного собрания – высшего органа власти, в осуществлении правосудия, заниматься хозяйственной деятельностью, участвовать в военных походах, защищать с оружием в руках свою страну. Принципиально иным был статус раба. Рабовладельческое общество и государство приравнивали его к положению «говорящего орудия».А древнегреческий философ и идеолог рабовладельческого государства Платон видел в рабах даже «особую породу зверей».Рабы целиком и полностью зависели от своего хозяина и не обладали никакими правами.

При феодализме , основу которого составляли феодальная собственность на землю и крепостных крестьян, натуральное хозяйство и ремесленный способ производства, правовой статус личности, ее права и обязанности целиком и полностью определялись сословием, к которому принадлежала личность. Лица одного и того же сословия – феодалы, церковники, купцы, ремесленники, свободные крестьяне – имели свой особый статус в сфере имущественных отношений, хозяйственной деятельности и участия в делах государства. Каждое сословие было замкнутым, а принадлежность к нему – наследственной. При этом существовала система самых различных привилегий, предоставленных феодальным государством различным сословиям. В сложной иерархической структуре феодального общества полноправной личностью признавался только феодал, помещик-крепостник. Государство закрепляло и охраняло его исключительные права на землю, эксплуатацию крепостных крестьян, предоставляло феодалу самые широкие полномочия для участия во всех делах общества и наиболее благоприятные возможности для обучения и формирования себя как личности.                                                                                                      Для дворян были открыты двери во все учебные заведения. Существовала также развитая сеть специальных лицеев, пажеских корпусов, иных образовательных учреждений, где могли обучаться только дворянские дети. Наиболее бесправным в феодальном обществе был крепостной крестьянин.   Как образно говорил А.Радищев, «крестьянин в законе мертв».За ним признавалась только фактическая принадлежность обрабатываемой земли, фактическое и юридическое право на орудия своего производства и часть произведенного продукта. Помещик-крепостник был волен продать своего крестьянина, обменять на собаку, какую-нибудь вещь, разлучить с семьей, учинить физическую расправу. Но в отличие от рабовладельца помещик-крепостник не мог распоряжаться жизнью своих холопов. Вспомним творения различных авторов: Л.Н.Толстой – «Новобранцы»; И.С.Тургенев – «Муму»; А.П. Чехов – «Ванька Жуков»;В.Г.Перов - «Тройка».И все же в условиях такой беспощадной эксплуатации и весьма ограниченной свободы крестьянин представлял собой личность, которая при определенных благоприятных условиях достигала значительных и даже выдающихся успехов не только в хозяйственной деятельности, но и в сфере политики, науки и искусства.                                                                                                                            

Так, в России из крестьян вышли сподвижник Петра I Александр Меншиков, художник В.А. Тропинин, величайший актер Щепкин, оперная певица Жемчугова, поэт и художник Тарас Шевченко и многие другие талантливые представители народа.

В буржуазном обществе впервые в истории человечества была сформулирован и обстоятельно развита мысль о том, что каждый человек независимо от своего социального происхождения и положения в обществе является носителем естественных и равных прав, которые не могут быть у него отобраны государством или отчуждены каким-либо иным способом. Идеи общественного договора и неотчуждаемых прав человека получили широкое распространение среди идеологов и руководителей освободительного движения американского народа против английской монархии и были закреплены в Декларации независимости Соединенных Штатов Америки (1776 г.) – первой декларации прав человека. Декларация провозглашает всеобщее равенство людей и их неотъемлемое право на жизнь, свободу и на стремление к счастью. Если какой-либо государственный строй нарушает эти права, говорится в Декларации, народ имеет право изменить его или упразднить и установить новый строй, основанный на таких принципах и организующий управление в таких формах, которые должны наилучшим образом обеспечить безопасность и благоденствие народа.

В современный период, когда западные государства заняли доминирующее положение в мировой экономике и международных отношениях, принцип уважения прав и свобод человека получил всеобщее признание и был закреплен в целом ряде международно-правовых документов. Это, в частности, Устав ООН, Всеобщая декларация прав человека, международные пакты о правах человека, Заключительный акт Общеевропейского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе и др. В тридцати статьях Всеобщей декларации прав человека провозглашается система основных прав населения земного шара, без соблюдения и реализации которых процесс формирования каждого индивидуума как личности становится затруднительным, а то и вовсе невозможным. В числе этих прав Декларация называет право человека на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, на признание его правосубъектности, равенство перед законом и равную защиту законом, презумпцию невиновности, право человека на владение имуществом, на образование, свободу мысли, слова и религии, свободу убеждений и их свободное выражение. Декларация провозглашает также право человека на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам.

Не умаляя значимости буржуазных воззрений на права и свободы человека, воспринятых международными органами и организациями, большинством стран, следует отметить достаточно иллюзорный, декларативный характер этих прав в современных условиях. Даже развитые капиталистические страны, успехи которых в экономической, социальной и культурных сферах общества являются несомненными и бесспорными, пока что не могут последовательно провести в жизнь принципы равноправия, братства и свободы.

Рабочий класс развитых капиталистических государств в середине и конце прошлого столетия значительно улучшил свое материальное положение по сравнению с Х1Х в. и даже с началом ХХ в. благодаря длительной борьбе за свои права и свободы, а также пролетарской революции в России и других странах. Тем не менее, для вывода о полной социальной гармонии в западных странах и всеобщем равенстве не имеется достаточных оснований, ибо значительная часть населения этих стран лишена возможности реализовывать свои способности и знания. Эти люди в ряде случаев лишены даже элементарных, самых необходимых условий для жизни и работы. Закрепленные в буржуазных законах принципы равенства, братства, свободы на деле оказываются правами по преимуществу экономически и политически господствующих социальных слоев. Именно имущая часть общества, будучи собственником орудий и средств производства, произведенных материальных благ, является действительно свободной. Имеющийся капитал предоставляет личную свободу его владельцу, прежде всего, в хозяйственной, экономической сфере. Капиталист волен распоряжаться собственным имуществом по своему усмотрению, вступать в любые не запрещенные законом сделки. Капитал также создает блестящие возможности для формирования и проявления личности. Деньги позволяют получить прекрасное образование и воспитание, обеспечивают надлежащие условия для проявления личности в любой сфере. Только капиталист может позволить себе целеустремленно систематически заниматься политикой, искусством, литературой, туризмом, не отвлекаясь на случайные заработки с целью материального обеспечения самого себя и своей семьи. Совсем иной правовой статус простого труженика, не обладающего капиталом. Его юридическая свобода означает одну единственную степень свободы – продавать свою рабочую силу. Хотя на рынке рабочей силы встречаются свободные и юридически равноправные личности, рабочий либо соглашается выполнять работу за соответствующую плату, либо он остается безработным и терпит лишения, получая от государства пособие по безработице. В то же время для безработного практически закрыты все блага, которыми располагает современное общество, и соответственно отсутствуют необходимые условия для формирования и проявления себя как личности. Человек оказывается ненужным обществу, а его способности и таланты остаются невостребованными. И в таком положении, как уже говорилось, в буржуазном обществе оказываются не отдельные, жалкие неудачники, а миллионы квалифицированных и способных специалистов, либо вступивших в трудовую жизнь молодых людей.

Более чем семидесятилетняя история советского государства, провозгласившего своей непосредственной целью освободить человека от эксплуатации и обеспечить действительную свободу личности, показала, что на этом пути социального развития создаются известные предпосылки для приобщения населения к достижениям науки и культуры, творческому раскрытию своих способностей и дарований. Первыми декретами советской власти был провозглашен курс на всемерное расширение прав и свобод рабочего класса и всех трудящихся. В России впервые был реально установлен восьмичасовой рабочий день, введено бесплатное образование, признаны равные права за гражданами независимо от их расовой и национальной принадлежности. По мере упрочения социалистического строя расширялся и дополнялся правовой статус личности. Так, Конституция СССР 1936 г., намного опередив буржуазные государства, провозгласила право граждан на труд, на отдых, на материальное обеспечение в старости, а также в случае болезни или потере трудоспособности, равноправие мужчины и женщины во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни. Права, предоставленные трудящимся в Советском Союзе, не только провозглашались, но и частично проводились в жизнь. К началу 30-х годов в стране было покончено с безработицей. Созданная широкая сеть школ, техникумов, институтов и бесплатность обучения позволяли каждому желающему получить соответствующее образование, стать высококвалифицированным специалистом. Повсеместное открытие бесплатных библиотек, а также клубов, домов культуры, кинотеатров способствовало повышению культурного, образовательного уровня населения, вовлекало в сферу искусства на профессиональной или любительской основе широкие слои населения.                                                                                                                     Интенсивно развивалась и наука, на содержание которой государство отпускало значительные средства. Названные и иные мероприятия создали реальные возможности народу, всем трудящимся овладевать достижениями науки, культуры, искусства, получать глубокие профессиональные знания, раскрыть себя как личность. И результаты такой политики не преминули сказаться. В достаточно короткий срок из среды трудящихся вышла плеяда талантливых ученых, инженерных кадров, видных военачальников, театральных деятелей, работников иных отраслей народного хозяйств и культуры.

Последовательному проведению правового положения личности в СССР в жизнь в значительной степени воспрепятствовал установившийся в стране авторитарный режим Сталина. Привлечены к уголовной ответственности и расстреляны либо приговорены к длительным срокам лишения свободы большое количество невиновных советских граждан. Упрощенный порядок судопроизводства, внесудебные расправы, привлечение к уголовной ответственности по мотивам социальной опасности и многие другие нарушения законности, непозволительные в любой цивилизованной стране, советское государство (вопреки требованиям Конституции СССР 1936 г.) закрепило в своих законах и неукоснительно проводило в жизнь.

В средине 50-х годов практика незаконных репрессий и террора была сурово осуждена на государственном уровне и приняты действенные меры по ликвидации ее последствий. Однако человек по-прежнему оставался зависим от государственных органов и должностных лиц. Советское государство, опираясь в основном на собственный аппарат, его понимание правовых проблем и способов их решения, нередко принимало законы, грубо нарушающие права личности, ставящие человека в полную зависимость от произвола государства. Гражданину долгое время отказывалось даже в праве судебного обжалования решений государственных органов и должностных лиц. И только после демонтажа советской командно-административной системы и переходу к правовому государству в 90-е годы ХХ века ситуация с правами человека в нашей стране переменилась, о чем в дальнейшем еще пойдет речь.


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 222; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!