Государство и гражданское общество



Природа государства как политической организации ярко проявляется в его сопоставлении с гражданским обществом.

Гражданское общество – это свободное демократическое правовое общество, ориентированное на конкретного человека, создающее атмосферу уважения к правовым традициям и законам, общегуманистическим идеалам, обеспечивающее свободу творческой и предпринимательской деятельности, создающее возможность достижения благополучия и реализации прав человека и гражданина, органично вырабатывающее механизмы ограничения и контроля за деятельностью государства. Понятие «гражданское общество» - одно из основных в теоретическом наследии классиков государственно-правовой мысли. К нему постоянно обращались философы Дж. Локк, И. Кант и Г.Гегель, великие просветители, К. Маркс и другие.

Важную роль в формировании представлений о гражданском обществе сыграл Гегель, определив его как сферу действия частного интереса. Сюда же он включал семью, сословные отношения, религию, право, мораль, образование, законы и вытекающие из них взаимные юридические связи субъектов. Особую роль Гегель отводил противостоящим друг другу индивидам. «В гражданском обществе каждый для себя - цель, все другие для него ничто. Но без соотношения с другими он не может достигнуть всего объема своих целей»[24]. Государство, представляющее собой сферу всеобщих интересов, Гегель считал более высокой ступенью развития, нежели гражданское общество. Государство, объединяя индивидов, организации, сословия, поднимается над обществом, разрешает его противоречия, примиряет противоположные интересы.

Материалистическую характеристику гражданскому обществу давали К.Маркс и Ф.Энгельс. Они писали:«Гражданское общество обнимает все материальное общение индивидов в рамках определенной ступени развития производительных сил. Оно обнимает всю торгово-промышленную жизнь данной ступени и постольку выходит за пределы государства и наций, хотя, с другой стороны, оно опять-таки должно выступать вовне в виде национальности и строиться в виде государства»[25].

Важное значение для развития теории гражданского общества имеют их идеи о том, что вместе с основательностью исторического действия будет расти и объем массы, делом которой оно является, о диалектической взаимозависимости экономических, политических и правовых явлений, о путях преодоления политического отчуждения в гражданском обществе.

Таким образом, говоря о гражданском обществе важно подчеркнуть, что оно включает в себя все богатство общественных отношений за пределами политической системы: экономические, социальные, идеологические, нравственные, религиозные, культурные, семейные и др. Именно гражданское общество составляет реальную основу государства. В этой связи в познавательном отношении ценным является положение о том, что государство и гражданское общество предстают как единство формы и содержания, в котором форма представлена политическим государством, а содержание гражданским обществом.

Очевидно, что представления о наилучшем устройстве общества, возникнув в древности, так и остались важнейшими идеями развития человечества, выражением его поисков общественной справедливости. Эти представления возникли не случайно, а в силу необходимости противопоставления сообществ людей и в целом всего социума диктату государства, сдерживанию его всепроникающего влиянии, в том числе в частную жизнь. Конечно, в условиях централизованных, авторитарных и тоталитарных государств, не говоря уже о государствах-деспотиях, невозможно вести речь о гражданском обществе.

«Гражданское общество» это не только идея, категория науки, но и, прежде всего, результат борьбы и эволюции человечества за свои права. В тех или иных странах такая борьба и эволюция имеет различное воплощение. Не во всех странах реализовались идеи гражданского общества. Во многих странах современное состояние общества вряд ли можно считать гражданским. Поэтому возникает вполне закономерно вопрос: каковы же основные характеристики гражданского общества? Они таковы:

1) наличие правомерно приобретенной частной собственности;

2) экономическая свобода, плюрализм форм собственности и собственников, предпринимательская инициатива и рыночные механизмы;

3) высокий уровень нравственности и гражданской культуры, отражающий возможность каждого члена общества принимать ответственность на себя в различные периоды общественного развития;

4) развитая демократия, основанная на уважении отдельной личности;

5) признание, защита естественных прав и свобод личности, равенство всех и каждого перед законом и правосудием, реализация принципа формального равенства;

6) свобода совести и вероисповедания;

7) многопартийность, политический, идеологический плюрализм, свобода мнений, слова, печати, запрет цензуры;

8) доступность организации политических партий, участия в общественных движениях, формирования общественных объединений по потребностям и интересам граждан;

9) наличие социального мира, солидарных отношений между различными социально-профессиональными группами;

10) невозможность вмешательства государства в частную жизнь индивидов;

11) наличие горизонтальных взаимосвязей между различными структурами гражданского общества, их развитая самоорганизация;

12) наличие легитимного, гласного, открытого механизма разрешения возникающих вопросов между государством и обществом, эффективных и отвечающих потребностям граждан органов местного самоуправления.

Гражданское общество – это единение свободных граждан—собственников, индивидов, обладающих достойным вознаграждением за свой труд, формирующих отношения во внегосударственной сфере (экономической, культурной, личной, нравственной, религиозной, духовной, семейной, корпоративной),где реализуются их интересы и где они способны принимать    ответственность за решение вопросов развития общества.

Гражданское общество и правовое государство не изолированы, не противопоставлены друг другу, не враждебны и не антагонистичны. Они взаимодополняемы и взаимообусловлены. Каждая из данных систем относительно самостоятельна, выполняет только ей присущие функции и соответственно обладает собственными важными целями. Государство есть форма организации общества и от того насколько развиты, упорядочены, сбалансированы общественные отношения во многом зависит и содержание государственной деятельности, ее характер, направленность. По существу в идеальном варианте гражданское общество и правовое государство имеют своей основной целью обеспечение самодостаточности личности, создание общих условий ее материального и духовного благополучия, уважения других членов гражданского единения, эффективной защиты их прав и свобод.

Гражданское общество не учреждается, не вводится законодательно, не декларируется. Государство не может его ввести «сверху», командным способом. Гражданское общество должно вырасти из общества, достигшего определенных социально-экономических, нравственных, духовных предпосылок, достигнуть высокого уровня самоорганизации индивидов при решении неотложных, ежедневных, перспективных задач общественного развития. Предпосылками становления гражданского общества можно считать следующие:

а) экономические: наличие многоукладной экономики, частной собственности, состязательности различных форм собственности на основе действующего законодательства, которое в свою очередь основано на принципах естественного права; развитой товарно-денежный оборот, предполагающий свободную конкуренцию, функционирование антимонопольных механизмов;

б) социальные: наличие среднего класса и одинаковой перед за-

коном защиты интересов всех социальных слоев и групп, отдельной личности перед законом; осуществление идеи общественного согласия;

в) политические: децентрализация власти, предполагающая юридическое и фактическое разделение ветвей власти с целью реализации и защиты личной и политической свободы; наличие органов самоуправления, не подлежащих государственному управлению и не входящих в систему органов государственной власти; множественность политических мнений;

г) правовые: признание и защита естественных прав и свобод личности, самого права как высшей ценности, юридическое равенство граждан;

д) социокультурные: высокий уровень образования и науки, духовного развития индивидов.

Именно гражданское общество в идеальном варианте делегирует государству определенные полномочия, которые в свою очередь отражают, суммируют, трансформируют волеизъявление отдельных граждан. В Конституциях многих государств записано, что народ является источником власти, что означает по существу наличие гражданского сознания, воли, способности к самоорганизации и выстраиванию системы отношений между структурами гражданского общества. Каковы же эти структуры? К этим структурам относят:

1) классы, социальные слои и социально-профессиональные группы (пенсионеры, студенты и т. д.);

2) партии, движения, для реализации определенных конкретных или стратегических целей и задач, исходящих из интересов лиц, их создающих; общественные объединения (добровольные, самоуправляемые, некоммерческие формирования, создающиеся в интересах и по инициативе граждан),

3) институализированные общественные организации (например, Общественная палата РФ); союзы (предпринимателей), профсоюзы (в соответствии с характером профессиональной деятельности), ассоциации (выпускников учебных заведений)

4) школа, различные структуры, осуществляющие воспитательные потребности общества;

5) церковь, различные конфессии;

6) семья;

7) средства массовой информации, отражающие различные точки зрения, циркулирующие в общественных и профессиональных средах по актуальным вопросам развития личности, общества, государства;

8) научные, творческие, учебные коллективы.

Совершенно очевидно, что перечень названных структур не являются исчерпывающими. Они могут дополняться, так как жизнь не стоит на месте, преобразуется общественная среда, могут появляться новые ранее не известные проявления общественной самодеятельности граждан. В тоже время не исключено, что нынешние структуры гражданского общества в силу каких-либо причин могут «огосударствляться», все более приближаясь к выполнению собственно государственных функций. Но вместе с тем, крайне важно чтобы структуры, институты гражданского общества развивались, воспроизводили в своей деятельности аккумулированные потребности и интересы граждан, не относящиеся к области прямых забот государства. Отметим при этом, что структуры гражданского общества обеспечиваются системой негосударственных социокультурных, духовных, нравственных отношений.

Итак, государство и гражданское общество представляют собой неразрывные взаимообусловленные явления. Оба явления объединяют наличие высокого уровня развития гражданской и правовой культуры, самодостаточности личности, реальность обеспечения ее прав и свобод, наличие системы гарантий: социально-политических, экономических, идеологических и собственно юридических. Сущность государства как одного из элементов политической организации общества особенно наглядно проявляется в его сопоставлении с гражданским обществом. Понятие «гражданское общество» - одно из основных в теоретическом наследии классиков государственно-правовой мысли. В отечественной литературе оно долгое время было забыто, когда основное внимание сосредоточивалось на понятии «производственные отношения».

Между тем, как было показано, классики государственно-правовой мысли уделяли гражданскому обществу исключительно большое внимание. Гражданское общество включает в себя все богатство общественных отношений за пределами государства, как центрального элемента политической системы: экономические, социальные, идеологические, нравственные, религиозные, культурные, семейные.

Государство и гражданское общество предстают, как органическое единство формы и содержания. В этом соотношении в качестве содержания выступает гражданское общество, а государство - в качестве его формы. В соответствии с философией «содержание формировано, форма – содержательна». Гражданское общество в этой связи является реальной основой государства. В свою очередь государство может оказывать обратное серьезное воздействие на жизнедеятельность гражданского общества.

Суть государства, его назначение, типология и многие другие аспекты наглядно раскрываются в его взаимоотношениях с гражданским обществом. Особое взаимоотношение между ними складывается, когда государство достигает такого уровня зрелости, что становиться способным вместить возросшую общественную активность гражданского общества. В этом случае можно говорить о преобразовании его в правовую государственность.

 


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 369; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!