Массовая культура и творческое «потребление» — новый подход



Существует и другое направление в понимании смысла молодежного потребления. Отправной точкой анализа в нем служит критический взгляд по отношению к идее молодежного потребительства как нового опиума. По-другому подходят эти ученые и к самому объекту исследования. Если рань­ше употреблялся термин «массовая культура», то теперь стали говорить о «популярной культуре».

Массовая культура понимается как процесс внешнего формирования («сверху») спроса на культурные товары с последующим манипулировани­ем вкусами и потребностями людей. В понятии «популярная культура» ак­цент переносится на сам процесс потребления. С помощью этого термина ученые стремятся уйти от упрощенного взгляда на этот процесс.

Это новая школа мышления не отрицает полностью идеи Франкфуртской школы:

1. Социальный и идеологический контроль общества над рабочим классом действительно переносится с рабочего времени также и на сферу досуга.

2. Буржуазия действительно пытается контролировать и досуг, и свобод­ное время рабочего класса. Она постоянно превращает народные праздни­ки в официальные и национальные праздники, как бы легализуя необходи­мые паузы, но делает это до определенных пределов — так, чтобы рабочие смогли после этого снова встать «за станок».

Объектами этих новых исследований стали самые различные культурные феномены: мода, реклама, мыльные оперы, сериалы, игровые шоу по теле­видению, спортивные соревнования и др. Эти исследования анализирова­ли механизмы передачи через культуру всевозможных стереотипов и пред­рассудков. Так, например, в одной очень известной английской мыльной опере до сих пор нет ни одного «черного» героя, хотя ее действие происхо­дит в большом промышленном городе, где достаточно велик процент не­белого населения. Или, например, эти исследования демонстрируют то, что современная реклама продолжает подтверждать подчиненный статус жен­щины в современном обществе. Самый яркий и частый пример тому — по­стоянное использование женских тел, украшающих товары для продажи, скажем, машины. Эта объективация женского тела поощряет мужчин смот­реть на женщин только как на сексуальные объекты.

В отличие от франкфуртцев новые социологи вовсе не считают зрителей только лишь пассивными участниками этой культуры. Наоборот, они счи­тают, что люди активно потребляют эти ценности и часто переделывают их значение. Исследование в Австралии, проведенное Джоном Фиском, было посвящено изучению реакции женщин на известный игровой спектакль «Игра новых супругов». Смысл этой передачи — выяснить, какая пара боль­ше всего похожа на супружескую жизнь телезрителей, для чего участникам

1063

отдельно задаются специальные вопросы об этом. Фиск считает, что, хотя смысл игры и ясен — он явно патриархальный, — однако, большинство женщин используют эту игру совсем иначе, чем этого «требуют» правила. Ученый объяснил это тем, что женщины употребляли игру в качестве быто­вого протеста против господствующей патриархальной системы. Самым интересным в их реакции было то, что женщинам нравились не те жены, которые соглашались, и, таким образом, помогали паре выиграть, а наобо­рот, те женщины, которые объясняли всем, что, существует различие меж­ду тем, что хочется услышать, и тем, что есть на самом деле.

Культура «Тэдди боев» — это первая послевоенная молодежная субкуль­тура, которая стала новым видом социальной проблемы для общества. Это были милые, «очаровательные» девианты. Они первыми начали предлагать мальчишкам из рабочей среды желанный имидж преуспевающего молодо­го человека. Исследователи этой новой подростковой потребительской куль­туры (поскольку она требовала поддержания, прежде всего не поведенче­ского стиля, а определенного стиля в одежде, следовательно, нуждалась в новой индустрии) обратили внимание на то, что эта подростковая культура отражает не просто возросшее изобилие (как полагал Абраме), но также и распад довоенного типа сообщества рабочего класса. В этой культуре нашли отражение перспективы социальных изменений в поствоенной Великобри­тании, а именно: переделывание трущоб-коммуналок в отдельные дома; усиление социокультурных различий между теми «местами», где люди жи­вут, и теми, где они работают; увеличение времени, которое дети проводят в школе, — всего того, что ослабляло власть родителей, столь характерную для традиционных семей.

Практически впервые (в текущем столетии) родители действительно не могли передать своим детям личный культурный опыт, дать им какие-либо полезные советы о том, что значит вести себя по-тинейджерски. Сами ро­дители в данном потребительском контексте никогда тинейджерами не бы­ли. Именно поэтому рыночное исследование Марка Абрамса измеряет дей­ствительно новую, массовую тинейджерскую культуру, систему ее вкусов и потребления: специфику ее доходов и трат, которые явно превосходили опыт соседства, выходили за рамки связей в общине и семейно-патриархальных традиций.

На самом деле тинейджерская культура была все-таки формой американ­ской культуры. Даже Тэдди бои комбинировали свой эдвардский имидж со стилем Голливуда: городские галстуки — макинтош, бакенбарды западного картежника и длинный плащ. Они, подобно всем английским подросткам из рабочего класса, слушали американский рок-н-ролл. Даже само понятие «подросток» оставалось для большинства английских взрослых чуждой аме­риканской идеей, которая подразумевала включение американских мифов, идолов и фантазий об американской жизни в непривычную для них британ­скую атмосферу.

Тинейджер — это «подросток потребляющий или подросток, взятый в его досугово-потребительском измерении».

Сокращено по: Омельченко Е.Л. Молодежные культуры и субкультуры. М., 2000

СЛОВАРЬ ТРУДНЫХ ТЕРМИНОВ

Агиография — литература в жанре житий, одной из основных форм церковной словесности.

Адстрат — черты, появившиеся в языке в результате влияния на него со сторо­ны другого языка в условиях их длительного существования.

Акторы — субъекты социального действия.

Андеграунд — обозначение контркультуры, или неформальной культуры в СССР. Сообщества андеграунда, или сообщество-изгой формируются из тех, кто выпал из общества, кто противостоит ему или не принимает его.

Анимизм — вера в существование духов, и души.

Аномия — состояние общественного сознания, которое характеризуется разло­жением системы ценностей, обусловленным кризисом общества, противо­речием между провозглашенными целями и невозможностью их реализо­вать.

Антагонизм — непримиримое противоречие.

Антиклерикализм — движение против гражданских привилегий церкви и влия­ния клериков (священнослужителей) на общество.

Апартеид — крайняя форма расовой дискриминации, подразумевающая лише­ние определенных групп населения в зависимости от их расовой принадлеж­ности политических, социально-экономических и гражданских прав, вплоть до территориальной изоляции.

Апостасия — предубеждение против церкви и христианства.

Артефакт — предмет, изготовленный, сделанный человеком.

Аскетизм — ограничение или подавление чувственных желаний, добровольное перенесение физической боли, одиночества и т.п. присущие практике фи­лософских школ (например, киников) и особенно различных религий (мо­нашество и т.п.).

Ассимиляция — этническое поглощение, почти полное растворение одного народа (иногда нескольких народов) в другом.

Беспредел — отсутствие норм жизнедеятельности, насилие.

Блэкстер — фанат тяжелого металла, сатанинское направление.

Боди-арт — вид художественного творчества, где главным объектом является

тело самого художника (или статиста), а содержание раскрывается позой,

жестами, покрывающими тело знаками. Бюджет времени — распределение всего фонда времени суток (недели, месяца,

года и т.д.) на различные виды деятельности, осуществляемые той или иной

совокупностью людей.

Верования — эмоциональная приверженность определенным ценностям или идеям, в основе которой лежит субъективная убежденность в достоверности фактов.

1065

Вестерн — жанр американского кино, получивший распространение также за пределами США.

Вестернизация — процесс заимствования ценностей западной культуры на­родами, исторически не принадлежавшими к орбите западной цивили­зации.

Геноцид— действия, направленные на уничтожение какой-либо национальной,

этнической группы людей. Глобализация — исторический процесс сближения наций и народов, между

которыми постепенно стираются традиционные границы и человечество

превращаются в единую политическую систему. Глоссарий — перечень толкований слов, имеющихся на полях и между строк

рукописей.

Двоеверие — сочетание христианских и языческих верований.

Демократизация культуры — распространение культурных ценностей на все более широкие слои населения, расширение доступа к ним рядовых граж­дан, привлечение к принятию решений, касающихся культурной жизни, всех социальных групп и национальных меньшинств.

Депортация — изгнание, ссылка.

Дестинация — туристское (рекреационное) направление.

Децентрализация культуры — перенесение очагов культуры из центра на пери­ферию, борьба с культурной монополией столицы, ведомства, организации или нации.

Диалект — языковая система, которая служит средством общения небольшой территориально замкнутой группы людей.

Диаспора — часть этноса, живущая вне места его происхождения, в различных странах мира.

Дискурс — различные виды речевой практики, например обычный повседнев­ный разговор, интервью, лекция, деловые переговоры и др.

Диссидент — лицо, несогласное с господствующей идеологией и политикой властей; инакомыслящий.

Диффузия — взаимное проникновение культурных черт и комплексов из одного общества в другое при их соприкосновении.

Доминирующая культура — совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества.

Досуг— часть свободного времени (оно является частью внерабочего времени), которым человек располагает по своему усмотрению.

Евангелизация — провозглашение Евангелия, пропагандистская работа с насе­лением в западноевропейском христианстве.

Знания — суждения, достоверность которых проверена наукой или опытом.

Идентификация — уподобление другому (воспринимаемому) человеку. Идентичность — набор тех или иных культурных черт, позволяющих отличать одного человека от другого.

G

Инпат — сотрудник иностранной фирмы, работающий в ее зарубежном фили­але и являющийся резидентом страны местонахождения этого филиала.

Инфраструктура социальная — совокупность сооружений, зданий, систем и служб, необходимых для функционирования социальной сферы (школы, больницы, театры, стадионы и др.).

Исихазм — мистическо-аскетическое течение в восточном монашестве, сфор­мировавшееся в IV—IX вв. в Византии.

Канон (от греч. капоп — норма, правило) — 1) церковный канон — правила в области догматики, культа, организации церкви, возведенные христианской церковью в закон; 2) библейский канон — совокупность книг Библии, при­знаваемых церковью «боговдохновенными», применяемых в богослужении в качестве «Священного писания».

Капище, кумирня — языческое культовое сооружение.

Келья (от лат. cella — комната) — отдельная жилая комната в монастыре.

Киновия — общежительный монастырь.

Кич — дешевка, безвкусная массовая продукция, рассчитанная на внешний эффект.

Конвенции — условные правила поведения людей.

Конвертаны — новообращенны, люди, принявшие религию уже в зрелом воз­расте.

Контркультура — система ценностей, противоположных господствующей в дан­ном обществе культуре.

Конфессия — церковь, вероисповедь.

Коренная национальность (коренной этнос) — определение этнической группы, исторически сложившейся на определенной территории.

Кросскультурное исследование — любой вид исследования человеческого пове­дения, который сравнивает специфическое поведение в двух или более куль­турах.

Культ — действия (телодвижения, чтение или пение определенных текстов и т.п.), имеющие целью дать видимое выражение религиозному поклоне­нию или привлечь к их совершителям божественной «силы» (религиозные таинства).

Культура — совокупность традиций, обычаев, социальных норм, правил, регу­лирующих поведение тех, кто живет сейчас, и передаваемых тем, кто будет жить завтра.

Культурная аккумуляция — процесс пополнения культуры новым элементами последующими поколениями.

Культурная диффузия — взаимное проникновение различных черт и комплек­сов из одного общества в другое.

Культурная трансмиссия — процесс передачи культуры от поколения к поколе­нию через научение.

Культурное наследие — часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями и активно используемая последующими поколе­ниями.

Б 7

Культурные универсалии — культурные нормы, ценности, правила, традиции, которые присущи всем культурам независимо от географического положе­ния, исторического времени и общественного устройства.

Культурный герой — мифический первопредок, который добывает или впервые создает для людей различные предметы культуры (огонь, культурные рас­тения, орудия труда), учит их охотничьим приемам, ремеслам, искусствам, вводит определенную социальную организацию, брачные правила, магиче­ские предписания, ритуалы и праздники.

Культурный капитал — знания и квалификация.

Культурный лаг — неравномерность развития отдельных частей культуры.

Культурный провал — несоответствие между различными слоями одного и того же общества, которые испытывают различные темпы перемен. Термин ввел У. Огборн.

Культурный релятивизм — идея о том, что нормы относительны своей культу­ры, в каждой культуре они свои и потому понять их содержание можно толь­ко при сопоставлении норм с содержанием данной культуры.

Культурный слой — исторически сложившаяся система напластований, обра­зовавшаяся в результате деятельности человека.

Культурный шок — реакция индивида, оказавшегося в чужом обществе и испы­тывающего бесчисленные трудности в общении, потреблении, ощущающего себя беспомощным и дезориентированным.

Латентные функции — непредумышленный (скрытый) результат деятельности

социального института или лиц, представляющих его. Лиминальный — стоящий на пороге двух культур. Лингвоцентричность — тесная связь языка и национальной культуры, ситуация,

в которой судьба языка определяет судьбу национальной культуры. Люстрации — обряды религиозные, целью которых является освобождение от

порчи, скверны, нечистоты, снятие табу и т.п.

Малограмотные — функционально неграмотные.

Маргинал — человек, покинувший одну культуру, страну, сословие, класс, груп­пу, и не приобщившийся к ценностям и образу жизни другой.

Маргинальность — промежуточность положения индивида или группы, зани­мающих крайнее пограничное положение в слое, группе, классе, обществе.

Массовая культура — разновидность культуры, для нее характерно массовое производство культурной продукции («индустрия культуры»), рассчитанной на массовое потребление.

Мейнстрим — основное (господствующее) направление в культуре.

Менталитет — характерный склад мышления, восприятия и оценки событий, присущий группе (народу, классу, слою), реже — индивиду. «Нам американ­цев не понять, у них иной менталитет».

Миф — сказание как символическое выражение некоторых событий, имевших место у определенных народов в определенное время, на заре их истории; вымышленная реальность.

Мифологема — представляет собой эмоционально окрашенное, чувственное представление о социальной действительности, замещающее и вытесня-

1068

ющее реальное знание о ней; результат функционирования иррационально­го слоя массового сознания.

Мифология — всеобъемлющая система правил (начиная с обычаев, установлен­ных первопредками) включения человека в коллектив, коллектива — в сверхъестественный мир, а его — в космос.

Многоязычие — функционирование трех и более языков на ограниченной мно­гонациональной территории, а также знание и попеременное употребление в соответствии с потребностями общения нескольких языков.

Модернизация — обновление, изменение чего-либо в соответствии с современ­ными требованиями; процессы модернизации происходили в XX в. во мно­гих странах.

Модернизм — общее обозначение течений и направлений в искусстве XX в., отказавшихся от реалистических традиций и характеризовавшихся поиска­ми новых художественных форм и выразительных средств.

Монашество (от греч. monachos — отшельник) — форма религиозной жизни, для которой характерно осуществление аскетических идеалов.

Монотеизм — религиозное учение о едином Боге; единобожие.

Народная культура — культура, которая создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки.

Народность — историческая общность людей, возникшая при распаде родо-племенных отношений, на ранней стадии феодализма, основанного на на­туральном хозяйстве, когда не было прочных экономических связей, не воз­никло единства экономики.

Новояз — новый упрощенный придуманный язык; в советское время — офи­циальный или полуофициальный стиль письменной или устной речи, язы­ковой субстрат.

Норма — в социологии совокупность всех правил, которые формально или неформально приняты в группе или обществе.

Нравы — особо оберегаемые, высокочтимые обществом массовые образцы дей­ствий.

Образ жизни — вошедший в привычку способ жизнедеятельности, поведения людей.

Обряд — совокупность действий, установленных обычаем или ритуалом.

Общак — своеобразный фонд взаимопомощи среди осужденных.

Общины — объединения нескольких групп людей, связанных взаимными бра­ками, кооперацией труда и общей территорией.

Обычай — традиционно установившийся порядок поведения.

Ойколект — домашний, или семейный язык; форма городской речи.

Окультуривание — приобретение культурных норм через воспитание.

Ортодоксальный — наиболее последовательный сторонник учения, мировоззрения.

Пантеизм — религиозно-философское учение, объединяющее творение и Твор­ца в единое целое.

Папарацци — журналисты, зарабатывающие на скандальных материалах, поро­чащих или грязных снимках известных людей. Им надо сделать как можно

1069

быстрее и сразу убегать: охранники могут отобрать пленку и сломать аппа­ратуру.

Плюрализм — признание множественности, многообразия каких-либо явлений и суждений о них.

Политеизм — религия и религиозное учение, признающее существование мно­гих богов.

Поп-культура — сленговое название массовой, популярной культуры.

Постиндустриальное общество — общество, где основной производительной силой выступают наука и новые интеллектуальные технологии.

Приход — низшая церковно-административная единица, церковь с причтом и содержащая их церковная община (прихожане).

Прозелитизм — переманивание верующих из одной конфессии в другую, ис­пользуя нечистоплотные методы.

Профаническое — земное, несвященное и не сакральное.

Рекреация — восстановление сил, расслабление, отдых.

Ремесла — производство изделий для обмена и продажи.

Реплейсмент — процесс замещения экспатов инпатами.

Референтная группа — группа, с которой индивид себя соотносит, которая слу­жит для него эталоном, но к которой он не принадлежит.

Реципиент (адресат) — человек, принимающий информацию.

Речевая ситуация представляет собой условия, обстановку, в которой происхо­дит речевое общение между участниками, включая самих участников, суще­ственно влияющих на речевое событие.

Речевое событие — конкретный факт речевой активности, направленной на создание и понимание текста в целях общения.

Ривайвелизм — религиозное движение за «восстановление истинной апостоль­ской церкви».

Ритуал — вид обряда, форма сложного символического поведения, упорядочен­ная система действий, выражающая определенные социальные и культур­ные ценности.

Родной язык — это материнский язык или первый выученный в детстве язык.

Сакральное — священное, святое, то, что подвергнулось сакрализации.

Секта — религиозная группа, община, отколовшаяся от господствующей цер­кви. В переносном смысле — группа лиц, замкнувшихся в своих узких ин­тересах.

Селективность культуры — избирательность по отношению к заимствованиям.

Символ — идеальный знак, который замещает материальный предмет.

Система — самоназвание хипповской и постхипповской субкультуры как со­циального образования — конгломерата группировок.

Сленг —тоже, что жаргон, в англоязычных странах; вариант разговорной речи, не совпадающий с нормой литературного языка.

СМИ — средства массовой информации: радио, телевидение, газеты, журналы.

Советский новояз — официальный политический язык советской эпохи.

Социальные практики — совокупность принятых в культуре (традиционных) способов деятельности, навыков обращения с различными предметами.

1070

Стереотипы — жестко фиксированные идеи, часто недоброжелательные, о том,

кем являются члены данной группы. Стилистика — манера оформления речи, характеризуемая принципами отбора

и комбинации используемых языковых средств. Стиль жизни — индивидуальный характер, своеобразие образа жизни.

Табу — абсолютный запрет, накладываемый на какое-либо действие, слово, предмет.

Титульный этнос — определение этнической группы, давшей название нацио­нально-государственному образованию.

Тотемизм — комплекс верований и обрядов первобытного общества, связанных с представлением о родстве между группами людей и животными.

Традиционное действие — действие неосмысленное, основанное на привычке и обычае.

Традиция — все то, что унаследовано от предшественников.

Тусовка — круг общения; стиль общения; место общения и определенная суб­культурная среда молодежи.

Урка — опытный вор.

Фидеизм — религиозное мировоззрение, основанное на вере в личного Бога,

противоположное магизму. Филетизм — отождествление церковной общности с нацией или этносом.

Ценности — социально одобряемые и разделяемые большинством людей пред­ставления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтиче­ская любовь, дружба и т.п.

Ценностные ориентации — индивидуальное отношение или выбор конкретных ценностей в качестве нормы поведения.

Церковь — организация последователей той или иной религии на основе общ­ности вероучения и культа.

Человеческий капитал — совокупность качества, свойств и навыков человека, позволяющих ему выступать в качестве работника, создающего некий про­дукт и получающего за это заработную плату.

Эвфемизация — замена слова с негативной семантикой позитивным или ней­тральным по смыслу.

Экспат (экспатриат) — сотрудник иностранной фирмы, работающий в ее зару­бежном филиале и не являющийся резидентом страны местонахождения этого филиала. Расширительно применяется ко всем иностранцам — сотруд­никам российских компаний.

Экспектации — ожидания, предвосхищения.

Эндемики — обитатели исключительно данной местности.

Эортология — наука об истории и теории праздника.

Эскапизм — от английского escape — избегать, ставшего психологическим тер­мином для обозначения ухода от реальности.

1071

Эсхатология — религиозное учение о конечных судьбах мира и человечества.

Этатизм — призывы к возрождению «православного государства», восстанов­лению «православной монархии».

Этикет — формализованный и детализированный кодекс вежливого поведения.

Этический имманентизм — вера в возможность морали вне всякой связи с Богом.

Этническое смешивание — стихийное смешивание через межнациональные браки.

Этноцентризм — уверенность в правоте собственной культуры, склонность либо тенденция отвергать стандарты другой культуры как неправильные, низкие, неэстетичные.

Этос — термин античной философии, обозначавший привычки, нравы, харак­теры, темпераменты, обычаи.

Явные функции — официально заявленные, всеми осознаваемые и очевидные цели и задачи данного института.

ЛИТЕРАТУРА

1. Адамьянц Т.З., Дридзе Т.М. Массовая коммуникация в формировании современного социокультурного пространства («круглый стол») // Со-цис. 2000. № 7.

2. Азбука христианства: Слов.-справ. М., 1997.

3. Артановский С.Н. Некоторые проблемы теории культуры. Л., 1977.

4. Арутюнов С.А. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие. М., 1989.

5. Бажан Т.А. Оппозиционная религиозность в России. Красноярск, 2000.

6. Байбурин А.К. О жизни вещей в народной культуре // Живая старина. 1996. № 3. С. 14-19.

7. Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. Структурно-семиоти­ческий анализ восточнославянских обрядов. СПб., 1993.

8. Баканурский А.Г. Православная церковь и скоморошество. М., 1896.

9. Балагушкин Е.Г. Критика современных нетрадиционных религий. М., 1984.

10. Бауман 3. От паломника к туристу//Социологический журнал. 1995. № 4.

11. Бауман 3. Спор о постмодернизме // Социологический журнал. 1994. № 4.

12. Беликов В.И., Крысин Л.П. Социолингвистика. М., 2001.

13. Белл Р. Социолингвистика. Цели, методы и проблемы. М., 1980.

14. Белла Р. Основные этапы эволюции религии в истории общества // Ре­лигия и общество: Хрестоматия по социологии религии. М., 1996. С. 665-677.

15. Белла Р.Н. Социология религии //Американская социология: Перспек­тивы. Проблемы. Методы. М., 1972.

16. Бергер П. Еретический императив// Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии. М., 1996. С. 339—364.

17. Бергер П. Общество в человеке//Социологический журнал. 1995. №2.

18. Бернштам Т.А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины XIX—на­чала XX века. Л., 1988.

19. Бессонов М.Н. Православие в наши дни. М., 1990.

20. Блакар Р. Язык как инструмент социальной власти // Язык и моделиро­вание социального взаимодействия. М., 1987.

21. Богораз В.Г. Распространение культуры на земле. Основы этнографии. М.;Л., 1928.

22. Богослужение как праздник и игра // Апокриф. 1992. № 2. С. 111-116.

23. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляции // Философия эпохи постмодер­на. М., 1995.

24. Бок Ф. К. Структура общества и структура языка // Новое в лингвисти­ке. Вып. 7. М., 1975.

25. Борзенко В.И. Религия в посткоммунистической России // Экономи­ческие и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. 1993. №8.

26. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм. М., 1986. Т. I.

27. Булгаков С.Н. Народное хозяйство и религиозная личность. Соч.: В 2 т. М., 1993.

28. Булгаков С.Н. Церковь и государство // Вопр. религии, 1906. Вып. I.

1073

29. Бутенко И.А. Прикладная социология: наука и искусство. М., 1999.

30. Бутенко И.А. Читатели и чтение на исходе XX века. М., 1997.

31. Вайнрайх У. Языковые контакты: Состояние и проблемы исследования. Благовещенск, 2000.

32. Варнава (Беляев), еп. Основы искусства святости. М., 2002.

33. Васильев В.Г., Мазеин В.О., Мартыненко Н.И. Отношение студенче­ской молодежи к религии // Социс. 2000. № 1.

34. Ваторопин А.С. Религиозный модернизм и постмодернизм // Социс. 2001. № 11.

35. Вах И. Социология религии // Социология религии: классический под­ход. М., 1994.

36. Вебер М. Социальные причины падения античной культуры // Научное слово.1909. № 7.

37. Вебер А. Избр.: Кризис европейской культуры. СПб., 1999.

38. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избр. произв. М., 1990. С. 44-72.

39. Вебер М. Социология религии (типы религиозных сообществ)//Вебер М. Образ общества. М., 1994. С. 78-308.

40. Вебер М. Теория ступеней и направлений религиозного неприятия мира // Избр. произв. М., 1990. С. 307-344.

41. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М., 1996.

42. Вейс Г. Внешний быт народов с древнейших до нынешних времен. М., 1874. Т. 1-2.

43. Витаньи И. Общество, культура, социология. М., 1984.

44. Воронцова Л.М., Филатов СБ., Фурман Д.Е. Религия в современном массовом сознании//Социс. 1995. № 11. С. 81-91.

45. Гамперц Д. Типы языковых обществ//Новое в лингвистике. Вып. 7. М., 1975.

46. Гараджа В.И. Социология религии. М., 1996.

47. Геттнер А. Как культура распространялась по земному шару. М., 1925.

48. Гинзбург С. Кинематография дореволюционной России. М., 1963.

49. Глок Ч. Социология религии // Религия и общество: Хрестоматия. М., 1996.

50. Гордиенко Н.С. Основы религиоведения. СПб., 1997.

51. Горичева Т. Христианство и современный мир. СПб., 1996.

52. Городское просторечие: Проблемы изучения. М., 1984.

53. Государственно-церковные отношения в России: (опыт прошлого и со­временное состояние). М., 1996.

54. Гудков Л., Дубин Б., Страда В. Литература и общество: Введение в со­циологию литературы. М., 1998.

55. Гудков Л.Д. «Культура повседневности» в новейших социологических теориях. М., 1988.

56. Гудков Л.Д. и др. Книга, чтение, библиотека: Зарубежные исследования по социологии литературы: Аннотированный библиографический ука­затель за 1940-1980 гг. М., 1982.

57. Гудков Л.Д., Дубин Б.В. Литература как социальный институт: Статьи по социологии литературы. М., 1994.

58. Гудков Л.Д., ЛевинсонА.Г Вещь глазами социолога//Декоративное ис­кусство СССР. 1987. № 7. С. 14-18.

1074

59. Гуревич А.Я. Средневековый мир: Культура безмолвствующего боль­шинства. М., 1990.

60. Гуревич П.С. Философия культуры. М.,1995.

61. Давыдов Ю.И., Роднянская И.Б. Социология контркультуры. М.,1980.

62. Данеш Ф., Чмейркова С. Экология языка малого народа // Язык, куль­тура, этнос. М., 1994.

63. Динамика культурных и социальных связей. М., 1992.

64. Динамика культуры: Теоретико-методологические аспекты. М., 1989.

65. Добиаш-Рождественская О.А. Средневековый быт. Л., 1936.

66. Добренькое В.И., Радугин А.А. Методологические вопросы исследова­ния религии. М., 1989.

67. Дубин Б. Религиозная вера в России 90-х годов// Мониторингобществен-ного мнения. Экономические и социальные перемены. 1999. № 1 (39). С. 31-39.

68. Дюркгейм Э. Коллективный ритуал // Религия и общество: Хрестома­тия по социологии религии. М., 1996. С. 438—441.

69. Дюркгейм Э. Священные объекты // Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии. М., 1996. С. 469-470.

70. Дюркгейм Э. Социология религии и теория познания // Религия и об­щество: Хрестоматия по социологии религии. М., 1996. С. 111 — 145.

71. Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни // Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии. М., 1996.

72. Емельянов Ю.Н. Основы культурной антропологии. СПб., 1994.

73. Енджеевский М. Тусовка. ML, 1990.

74. Ерышев А.А., Лукашевич Н.П. Социология религии: Учеб. пособие. Киев, 1999.

75. Жабский М.И. Вестернизация кинематографа: опыт и уроки истории // Социс. 1996. № 2. С. 25-35.

76. Зеньковский С. Русское старообрядчество: Духовные движения XVII века. М., 1995.

77. Зернов Н. Русское религиозное возрождение XX века. Париж, 1991.

78. Зиммель Г. К вопросу о гносеологических истоках религии // Зиммель Г. Избр. Т. 1: Философия культуры. М., 1996. С. 606-618.

79. Зиммель Г. К социологии религии // Зиммель Г. Избр. Т. 1: Философия культуры. М., 1996. С. 618-635.

80. Зиммель Г. Личность Бога // Зиммель Г. Избр. Т. 1: Философия культу­ры. М., 1996. С. 636-651.

81. Зиммель Г. Религия. Социально-психологический этюд // Зиммель Г. Избр. Т. 1: Философия культуры. М., 1996. С. 545-606.

82. Зиммель Г. Социология религии // Зиммель Г. Избр. Т. 1: Философия культуры. М., 1995.

83. Зиммель Г. Философия культуры: В 2 т. М., 1996.

84. Зырянов П. Н. Русские монастыри и монашество в XIX и начале XXвека. М., 2002.

85. Иванов В.В. Системный взгляд на природу «дедовщины» //Социс. 1995. № 1.

86. Иконникова Н.К. Механизмы межкультурного восприятия // Социс. 1995. № 11. С. 26-34.

87. Ионин Л.Г. Культура и социальная структура // Социологические чте­ния. Вып.1. М., 1996. С. 49-95.

1075

88. Ионин Л.Г. Основания социокультурного анализа. М., 1995.

89. Ионин Л.Г. Российские метаморфозы: Культурная трансформация и со­циальные изменения. Торонто, 1999.

90. Ионин Л.Г. Социология культуры: Путь в новое тысячелетие: Учеб. по­собие для студентов вузов. М., 2000.

91. Ионов И.Н. Российская цивилизация и истоки ее кризиса IX — начала XX века. М., 1994.

92. Исакова Н.В. Культура и человек в этническом пространстве. Новоси­бирск, 2001.

93. Исторические и литературные памятники «высокой» и «низовой» куль­туры в России XVI—XX вв. Новосибирск, 2001.

94. История религий в России: Учебник/ Под. общ. ред. Н.А. Трофимчука. М., 2002.

95. Итс Р.Ф. Введение в этнографию. Л., 1991.

96. Йингер Дж. Социологический взгляд на религию// Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии. М., 1996.

97. Йингер Дж. Социология религии как наука: Функциональный подход // Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии. М., 1996.

98. Йингер Дж. Функциональный подход к религии // Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии. М., 1996.

99. Каарийнен К. Старые церкви, новые верующие. Религия в массовом со­знании постсоветской России. М.; СПб., 2000.

100. Канонизация святых. М., 1988.

101. Карсавин Л.П. Церковь, личность и государство. Париж, 1927.

102. Карсавин Л.П. Монашество в Средние века. М., 1992.

103. Карсавин Л.П. Основы средневековой религиозности в XII—XIII веках преимущественно в Италии. Пг., 1915.

104. Карташев Л.В. Церковь как фактор социального оздоровления России // Русское возрождение. 1990. № 51.

105. Карцева Е.Н. «Массовая культура» в США и проблема личности. М., 1974.

 

106. Католицизм: Словарь. М., 1991.

107. Кашкадамов А. Н. 2000 лет от Рождества: О христианстве от А до Я ^ак­ты. События. Имена. М., 2000.

108. Классики мирового религиоведения: Антология. М., 1996. Т. 1.

109. Коган Л. Исследования культуры в парадигме культурной коммуника­ции // Социология в России. М., 1998. С. 324—335.

110. КозловА. Рок: Истоки и развитие. М., 1997.

111. Концептуальные основы социологического анализа культурных изме­нений. М., 1991.

112. Копысов Д.Ю. Современные нетрадиционные религии. Ижевск, 2000.

113. Костомаров В.Г. Языковой вкус эпохи: Из наблюдений над речевой практикой масс-медиа. — 3-е изд., испр. и доп. СПб., 1999.

114. Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление. М., 1979.

115. Кравченко А.И. Культурология. М., 2003.

116. Крысин Л.П. О речевом поведении человека в малых социальных общ­ностях (постановка вопроса) // Язык и личность. М., 1989.

117. Крысин Л.П. Современный русский интеллигент: Штрихи к речевому портрету//Литературный язык и культурная традиция. М., 1994.

В

118.Крысин Л.П. Социолингвистические аспекты изучения современного русского языка. М., 1989.

119.Кулаков А.Е. Религии мира. М., 1996.

120.Культура в советском обществе. Проблемы и перспективы развития. М., 1988.

121.Культура Российского зарубежья. М., 1995.

122.Культура, человек и картина мира. М., 1987.

123.Культура: теории и проблемы. М., 1995.

124.Культурная антропология. СПб., 1996.

125.Культурная политика России. История и современность/Отв.ред. И.А. Бу-тенко, К.Э. Разлогов. М., 1996.

126.Культурно-речевая ситуация в современной России. Екатеринбург, 2000.

127.Культурология. XX век: Антология: Философия и социология культуры. М., 1994.

128.Культурология. XX век: Словарь. СПб, 1997.

129.Культурология. XX век: Энциклопедия: В 2 т. СПб., 1998.

130.Купина Н.А. Тоталитарный язык: Словарь и речевые реакции. Екатерин­бург; Пермь, 1995.

131.Лабов У. Исследование языка в его социальном контексте // Новое в лингвистике. Вып. 7. М., 1975.

132.Лапин Н.И. Социокультурная трансформация России: либерализация уеш«традиционализация // Журн. социологии и социальной антропо­логии. 2000а. № 3.

133.Ле ГоффЖ. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.

134.Л ем С. Модель культуры // Вопр. философии. 1969. № 8. С. 56—57.

135.Лихачев Б.С. История кино в России. Кн. 1. 1896-1913 гг. Л., 1927.

136.Лобазова О. Ф. Религиоведение: Учебник. М., 2003.

137.Лобье П. де. Социология религиозного феномена. М., 2000.

138.Лопаткин Р.А. Современная религиозная ситуация: социологический анализ // От политики государственного атеизма к свободе совести. М., 2000. С. 41-56.

139.Лопаткин Р.А. Социологическое изучение религиозной ситуации и го­сударственно-церковных отношений: Курс лекций. М., 1995.

140.Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дво­рянства (XVHI-нач. XIX века). СПб., 1994.

141.Льюис Д. После эпохи атеизма: Религии и народы России и Сред. Азии / Пер. с англ. С. Сапронова. СПб., 2001.

142.Мазаев А.И. Праздник как социально-художественное явление. М., 1978.

143.Майка Ю. Социальное учение католической церкви. М., 1993.

144.Макдэвид Р.И. мл. Диалектные и социальные различия в городском обществе // Новое в лингвистике. Вып. 7. М., 1975.

145.Макловский Т., Кляйн М., Щиплов А. Жаргон: Энциклопедия москов­ской тусовки. М., 1997.

146.Малерб М. Религии человечества. М.; СПб., 1997.

147.Малиновский Б. Магия, наука и религия. М., 1998.

148.Мальцева Р.И. Словарь молодежного жаргона. КубГУ, 1998.

149.Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука (логико-методо­логический анализ). М., 1983.

1077

150. Маркина 3., Померанц Г. Великие религии мира. М., 1995.

151. Маркуш Д. Общество культуры: Культурный состав современности // Вопр. философии. 1993. № 11.

152. Марченко Н.И. К вопросу о генезисе и сущности неуставных взаимо­отношений//Социс. 1993. № 12.

153. Массовый читатель и книга. М., 1925.

154. Материальная база сферы культуры. М., 1999. Вып. 3.

155. Материальная культура: Свод этнографических понятий и терминов. М., 1989. Вып. 3.

156. Медведко СВ. Проблемы методологии современной социологии рели­гии в России // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2001. №2.

157. Мень А. История религии. М„ 1991-1992. Т. 1-7.

158. Мень А. Культура и духовное восхождение. М., 1992.

159. Методы социолингвистических исследований. М., 1995.

160. Мечковская Н.Б. Социальная лингвистика. М., 1996.

161. Мечковская Н.Б. Язык и религия. М., 1998.

162. Мид М. Культура и мир детства: Труды по социальной антропологии. М., 1988.

163. Миронов А.В., Бабинов Ю.А. Основы религиоведения: Рабочая книга преподавателя и студента. М., 1998.

164. Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. Антоло­гия: Пер. с англ., нем., фр. / Сост. и общ. ред. А.Н. Красникова. М., 1998.

165. Митрохин Л.Н. Религиозная ситуация в современной России // Социс. 1995. № 11.

166. Митрохин Л.Н. Религия и культура (философские очерки). М., 2000.

167. Митьки. Выбранное. СПб., 1999.

168. Мифология Древнего мира. М., 1977.

169. Мифы народов мира: Энциклопедический словарь: В 2 т. М., 1990.

170. Михалюк В.И. Религиозные ориентации населения: социальный срез // Полития. 1997/1998. №4.

171. Модели церковно-государственных отношений стран Западной Евро­пы и США. Киев, 1996.

172. Молодежные движения и субкультуры Санкт-Петербурга (социологи­ческий и антропологический анализ) / Под ред. к.ф.н. В.В. Костюше-ва. СПб., 1999.

173. Моль А. Социодинамика культуры. М., 1973.

174. Монашество и монастыри XI-XX вв. М., 2002.

175. Морфология культуры. Структура и динамика. М., 1994.

176. Мосс М. Общества. Обмен. Личность: Тр. по социальной антропологии. М., 1996.

 

177. Мосс М. Социальные функции священного. СПб., 2000.

178. Музей и новые технологии М., 1999.

179. Мулен Л. Повседневная жизнь средневековых монахов Западной Евро­пы: X-XV вв. М., 2002.

180. Мчедлов М.П. О религиозности российской молодежи // Социс.1998. №6.

181. На путях постмодернизма. М., 1995.

182. Наука о культуре. Итоги и перспективы. М., 1999. Вып. 1.

1078

183. Нельсон Л.Д. Секуляризация и социальная интеграция в сопоставитель­ном аспекте // Социс. 1992. №7 .

184. Никитина Т.Т. Так говорит молодежь: Словарь сленга. СПб., 1998.

185. Новые религиозные культы, движения и организации в России. М., 1998.

186. Одинцов М.И. Государство и церковь в России. XX век. М., 1994.

187. Оксфордская иллюстрированная энциклопедия: Пер. с англ. / Ред. Р. Хоггарт. М., 2000. — Т. 7: Народы и культуры.

188. Омельченко Е. Молодежные культуры и субкультуры. М., 2000.

189. Ориентиры культурной политики. М., 1997.

190. Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М., 1994.

191. Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация искусства. М., 1991.

192. Основы культурологии: Морфология культуры. СПб., 1997.

193. Основы религиоведения. М., 1998.

194. Панорама культурной жизни Российской Федерации. М., 1999. Вып. 2-3.

195. Панченко А.А. Инквизиторы как антропологи, антропологи как инкви­зиторы // Живая старина. 2001. № 1.

196. Панченко А.А. Религиозные практики и религиозный фольклор // Рус­ская религиозность: Проблемы изучения. СПб., 2000. С. 14-25.

197. Панченко А.А. Религиозные практики и антропология религиозности // Антропология религиозности. СПб., 1998. С. 5—14. (Альманах «Канун». Вып. 4).

198. Панченко A.M. Юродивые на Руси. Л., 1990.

199. Парсонс Т. Современный взгляд на дюркгеймскую теорию религии // Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии. М., 1996. С. 170-190.

200. Пейкова З.И. О православной идентичности российских старшеклас­сников в конце XX века // Радонеж. 2001. № 1-2 (109). С. 3-6.

201. Пиксанов Н.К. Областные культурные гнезда. М., 1928.

202. Питирим Сорокин и социокультурные тенденции нашего времени. М.; СПб., 1999.

203. Поликарпов B.C. История нравов в России. Ростов н/Д, 1995.

204. Поликарпов B.C. История религии: Лекции и хрестоматия. М., 1997.

205. Полосин B.C. Русская православная церковь и государство. М., 1993.

206. Попов Р.Н. Новые слова и словосочетания в языке современной прес­сы // Русский язык в школе. 1996. № 1. С. 70-73.

207. Поспеловский Д.В. Русская Православная Церковь в XX веке. М., 1995.

208. Постмодернизм и культура. М., 1991.

209. Православие: Словарь. М., 1989.

210. Проблемы социологии литературы за рубежом. М., 1983.

211. Протестантизм: Словарь. М., 1990.

212. Религии в истории и культуре / Под ред. М.Г. Писманика. М., 1998.

213. Религии мира. М., 1996.

214. Религии мира: Краткий путеводитель. 2-е изд., перераб.: Пер. с англ. / Под ред. Д. Халверзона. СПб., 2002.

215. Религии народов современной России // Социс. 2000. № 4.

216. Религии народов современной России: Словарь/Л.А. Андреева и др. М., 2002. А-Я.

1079

217. Религиоведение: Учеб. пособие и учеб. словарь-минимум по религио­ведению / Под ред. проф. И.Н. Яблокова. М., 1998.

218. Религиоведческий словарь: Религиозные верования: Свод этнографи­ческих понятий и терминов. М., 1993. Вып. 5.

219. Религиозные верования: Свод этнографических понятий и терминов М., 1993. Вып. 5.

220. Религиозные объединения. Свобода совести и вероисповедания. М., 2001.

221. Религиозные традиции мира. М., 1996. Т. 1, 2.

222. Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии / Под общ. ред. В.И. Гараджи. 2-е изд. М., 1994. 1996. Ч. 1-И.

223. Религия и общество: Очерки религиозной жизни современной России / Отв. ред. и сост. СБ. Филатов. М.; СПб., 2002.

224. Религия: История и современность / Под ред. проф. Ш.М. Мунчаева. М., 1998.

225. Рожанский Ф.И. Сленг хиппи. СПб., 1992.

226. Рождественская СБ. Этнографическое изучение культуры российско­го города: Метод, пособие. М., 1994.

227. Розанов В.В. Религия и культура. М., 1990.

228. Рок: музыка? субкультура? стиль жизни? (обсуждение за «круглым сто­лом» редакции) // Социс. 1987. № 6.

229. Россия и Запад: Диалог культур. М., 1994.

230. Руднев В.П. Словарь культуры XX века. М., 1997.

231. Русская Православная Церковь: Храм, богослужение, таинства, право­славные праздники, наука и вера. М., 2002.

232. Русская разговорная речь как явление городской культуры. Екатерин­бург, 1996.

233. Русская цивилизация и соборность. М., 1994.

234. Русские народные традиции и современность. М., 1995.

235. Русский народ: Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. СПб., 1994.

236. Русский язык по данным массового обследования: Опыт социально-лингвистического изучения. М., 1974.

237. Рэдклифф-Браун А. Религия и общество // Структура и функция в при­митивном обществе. М., 2001.

238. Рэдклифф-Браун А. Табу // Структура и функция в примитивном об­ществе. М., 2001.

239. Рябушинский В. Старообрядчество и русское религиозное чувство. М., 1994.

240. СадульЖ. Всеобщая история кино. М., 1958. Т. 2.

241. Самосознание европейской культуры в XX веке. М., 1995.

242. Сатыгин СИ., Ничипоренко В.Н., Полонская И.Н. Религиоведение: Социология и психология религии. Ростов-н/Д, 1996.

243. Свод этнографических терминов и понятий. Религиозные верования. М., 1993.

244. Свод этнографических терминов и понятий. Этнография и смежные дисциплины. М., 1988.

245. Сергеев А.Г. Правители государств и отцы церкви Европы за 2000 лет. Владимир, 1997.

1080

246. Символика тюрем: Нравы уголовного мира всех стран и народов. Минск, 1996.

247. Синелина Ю.Ю. О критериях определения религиозности населения // Социс. 2001. №7.

248. Синелина Ю.Ю. О религиозности образованной части российского об­щества (начало XVIII в. - 1917 г.) // Социс. 2003. № 10.

249. Скворцов Л.И. Язык, общение и культура (экология и язык) // Русский язык в школе. 1994. № 1.

250. Словарь жаргона преступников (блатная музыка) / Сост. СМ. Потапов. М., 1927.

251. Словарь русских народных говоров. СПб., 1997. Вып. 31.

252. Словарь тюремно-лагерно-блатного жаргона: речевой и графический портрет советской тюрьмы. М., 1992.

253. Словарь-справочник. Новые религиозные культы, движения и органи­зации в России. М., 1998.

254. Смолич И.К. Русское монашество 988—1917. Жизнь и учение старцев. М., 1999.

255. Современные секты в России. СПб., 1994.

256. Согомонов А.Ю. Социология культуры: Теоретический аспект// Социо­логия в России / Под ред. В.А. Ядова. М., 1996. С. 401-422.

257. Соколов Э.В. Культурология: Теория культур. М., 1994.

258. Соколов Э.В. Понятие, сущность и основные функции культуры. Л., 1989.

259. Сорокин П. Социокультурная динамика// Мир через культуру. М., 1995. Вып. 2.

260. Сорокин П.А. Религиозные группы и религиозные перегруппировки // Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии. М., 1996. С. 259-266.

261. Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика/ Пер. с англ. и сост. В.В. Сапова. СПб., 2000.

262. Социальная и культурная дистанции. Опыт многонациональной Рос­сии. М., 1998.

263. Социально-экономическая и соционормативная культура. Свод этно­графических понятий и терминов. М., 1986.

264. Социодинамика культуры. Концептуальные основы социологического анализа культурных изменений. М., 1991. Вып. 1.

265. Социокультурное пространство диалога. М., 1999.

266. Социологическое изучение религиозной ситуации и государственно-церковных отношений // Государственно-церковные отношения в Рос­сии. М., 1996.

267. Социология религии: Классические подходы / Научн. ред. и сост. М.П. Гапочка и Ю.А. Кимелева. М., 1994.

268. Сравнительное изучение цивилизаций. М., 1998.

269. Старообрядчество в России (XVII-XX вв.). М., 1999.

270. Старообрядчество. История, культура, современность. М., 1998.

271. Старые церкви, новые верующие: Религия в массовом сознании пост­советской России/Под ред. К. Каариайнена, Д.Е. Фурмана, СПб., 2000.

272. Струве Н. Православие и культура. М., 1992.

273. Структура культуры и человек в современном обществе. М., 1987.

274. Субкультурные объединения молодежи. М.,1987.

1081

275. Тенденции социокультурной динамики. СПб., 1999.

276. Тойнби А.Дж. Цивилизация перед судом истории. М., 1995.

277. Токарев С.А. История зарубежной этнографии. М., 1978.

278. Токарев С.А. Ранние формы религии. М., 1990.

279. Толковый словарь уголовных жаргонов. М., 1991.

280. Топорков А.Л. Мифы и мифология XX века: традиция и современное вос­приятие // Человек и общество: поиски, проблемы и решения. М., 1999.

281. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. М., 1995.

282. Традиции в истории культуры. М., 1978.

283. Трельч Э. Социальные учения христианских церквей и групп // Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии. М., 1996. С. 226-238.

284. Тришин А.Ф. Мировые религии и религиозные памятники. М.; Брянск, 1997.

285. Тэйлор Э. Первобытная культура. М., 1939.

286. Тэрнер В. Символ и ритуал. М., 1983.

287. Уайт Л. Государство-Церковь//Антология исследований культуры. СПб., 1997. Т. 1.С. 285-314.

288. Фаминцын А.С. Скоморохи на Руси. СПб., 1995.

289. Фаст Дж. Язык тела. М., 1995.

290. Федотов Г.П. Святые Древней Руси. М., 1990.

291. Флиер А.Я. Культурология для культурологов. М., 2002.

292. Франк С. Л. Духовные основы общества. М., 1992.

293. Фридланд Р. Когда в истории появляется бог. Институциональная по­литика религиозного национализма // Социс. 2000. № 3.

294. Фролов В.А. Станет ли религия духовным пастырем российского сол­дата? // Социс. 1993. № 12. С. 83-88.

295. Фромм Э. Типы религии и религиозного опыта // Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии. М., 1996. С. 364—375.

296. Фрэзер Дж.Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии: Пер. с англ. М., 1998.

297. Фукс Эд. Иллюстрированная история нравов. М., 1993.

298. Функциональная стратификация языка. М., 1985.

299. Хантингтон С. Третья волна: Демократизация в конце XX века: Пер. с англ. М., 2003.

300. Характер и личность: Многообразие и интеграция культурных ценно­стей. Тверь, 1999.

301. Хейзинга Й. Homo ludens (Человек играющий). М., 2001.

302. Хейзинга Й. Осень Средневековья. Исследование форм жизненного ук­лада и форм мышления в XIV и XV веках во Франции и Нидерландах. М., 1988.

303. Хлопьев А.Т Роль религии и церкви в общественно-политической жиз­ни России сквозь призму социологии // Религия, национальное согла­сие и возрождение России. М., 1993.

304. Хоркхаймер М., Адорно Т. Культур индустрия // Диалектика Просве­щения. М., 1997. С. 149-209.

305. Христианство: Словарь. М., 1994.

306. Христианство: Энциклопедический словарь: В 3 т . М., 1995.

307. Христос и культура. Избр. тр. Ричарда Нибура и Райнхольда Нибура. М., 1996.

1082

308. Художественная жизнь современного общества: В 4 т. Субкульгуры и этносы в художественной жизни. СПб., 1996. Т. 1.

309. Цыпин В. История Русской Православной Церкви. 1917—1990. М., 1994.

310. Чесноков В.Ф. Воцерковленность. Феномен и способы его изучения. М., 2000.

311. Чистов К.В. Народные традиции и фольклор. Л., 1986.

312. Шамшурин В.И., Хомякова А.С. Концепция культуры и современность// Вестн. славянских культур. 2000. № 4.

313. Шамшурин В.И. О русской культуре и русской идее // Вестн. славянских культур. 2000.№ 1.

314. Шарифуллин Б.Я. Ойколект («домашний язык») и речевая субкультура города // Филологический ежегодник / Омский госуниверситет. Омск, 2001.

315. Швейцер А.Д. Вопросы социологии языка в современной американской лингвистике. Л., 1971.

316. Ширтов И.Е. Динамика культуры. Минск, 1980.

317. Шинкаренко Ю.В. БАЗАРГО. Жаргон уральских подростков: Справоч­ное изд. М., 1998.

318. Широкалова Г.С. Сравнительные характеристики верующих и неверу­ющих нижегородцев // Социс. 2001. № 7.

319. Ширшов И.Е. Динамика культуры. Минск, 1980.

320. Шостак Г. Популярная музыка в зеркале социологии // Музыка. 1993. №3. С. 30-31.

321. Шпильрейн И.Н. и др. Язык красноармейца. М.; Л., 1928.

322. Шумяцкий Б. Кинематография миллионов. Опыт анализа. М., 1935.

323. Щепанская Т.Б. Антропология молодежного активизма// Молодежные движения и субкультуры Санкт-Петербурга. СПб., 1999.

324. Щепанская Т.Б. Символика молодежной субкультуры: Опыт этногра­фического исследования системы: 1986—1989 гг. СПб., 1993.

325. Щербакова О.И. Об основных функциях языка уголовной среды //Язык и социум. Минск, 1998. Ч. 1.

326. Щипков А. Во что верит Россия. Религиозные процессы в постпере­строечной России. СПб., 1998.

327. Элбакян Е.С., Медведко СВ. Влияние религиозных ценностей на эко­номические предпочтения россиян // Социс. 2001. № 8.

328. Элиаде М. Очерки сравнительного религиоведения. М., 1999.

329. Элиаде М. Тайные общества. Обряды инициации и посвящения. М.; СПб., 1999.

330. Элиаде М. Трактат по истории религий: В 2 т. СПб., 1999.

331. ЭлиадеМ., КулианоИ. Словарь религий, обрядов и верований. М., 1997.

332. Элиас Н. О процессе цивилизации. М.; СПб., 2001. Т. 1-2.

333. Элиас Н. Общество индивидов. М., 2001.

334. Элиас Н. Придворное общество. М., 2001.

335. Эллис Д. Русская Православная Церковь. Согласие и инакомыслие. Лондон, 1990.

336. Энциклопедия обрядов и обычаев. СПб., 1997.

337. Эпштейн М. Новое сектантство: Типы религиозно-философских умо­зрений в России (1970-1980 годы). М., 1994.

338. Этнографическое изучение знаковых средств культуры. М., 1989.

1083

339. Этнокультурный облик России: Исторические традиции взаимодей­ствия народов. М., 1995.

340. Этнологическая наука за рубежом: проблемы, поиски, решения М.,1991.

341. Юдин А.В. Русская народная духовная культура. М., 1999.

342. Юдин А.В. Русская традиционная народная духовность. М., 1994.

343. Яблоков И.Н. Социология религии. М., 1979.

344. Язык и общество. Л., 1968.

345. Язык как средство трансляции культуры. М., 2000.

346. Язык, культура, этнос. М., 1994.

347. A Reader's Guide to the Great Religions / Ch.J. Adams ed. N.Y., 1977.

348. Anthropology and Colonialism in Asia and Oceania/J.Van Bremen, A. Shimizu (eds.). London, 1999.

349. Attwater D. The Penguin Dictionary of Saints. Penguin, 1996.

350. Bamouw V. Culture and Personality. Chicago, 1985.

351. Benedict R. Patterns of Culture. N.Y., 1934.

352. Berkowitz M.I. Social Scientific Studies of Religion: A Bibliography. Pittsburgh, 1967.

353. Boas F. Race, Language and Culture. N.Y., 1940.

354. Boniface P. Tourism Culture//Ann. of Tourism Research. 1998. Vol. 25. № 3. p. 746-749.

355. Bowker J. World Religions. N.Y., 1997.

356. Burke P. Popular Culture in Early Modern Europe. N.Y, 1978.

357. Cole M. Cultural Psychology. Cambridge, 1996.

358. Controversies in the Sociology of Religion//Ann. Rev. of Sociology. 1999.Vol. 25 P. 363-394.

359. Cultural Studies and Communications / J.Curran, D.Morley, VWalkerdine (eds.) London, 1996.

360. Culture Shock. A reader in modern cultural anthropology / Ed. by Ph.K. Bock. N.Y, 1970.

361. Culture and Self / A.Marsella, G. DeVosand F.L.K. Hsu (Eds). N.Y, 1985.

362. Culture for the Millions. Mass Media in Modern Society / N. Jacobs (ed.). Boston, 1959.

363. Dictionary of religions. Harmondsworth / J. Hinnells (ed.). Penguin, 1997.

364. Durkheim E. The Elementary Forms of the Religions Life. Glencoe, 1954.

365. Edgerton R., Langness L.L. Methods and Styles in the Study of Cultures. San Francisco, 1974.

 

366. Encyclopedia of Religion. N.Y, 1987.

367. Encyclopedia of Religion and Society/by W.H. Swatos, Jr. (ed.). Walnut Creek, CA, 1998.

368. Encyclopedia of Religious Freedom / С Cookson (ed.). N.Y, 2003.

369. Farmer D.H. Oxford Dictionary of Saints. Oxford, 2004.

370. Fast I. Body language. London; Sydney, 1978.

371. Geertz С The Interpretation of Cultures. N.Y, 1973.

372. Global Religions: An Introduction. N.Y, 2003.

373. Goffman E. The presentation of self in everyday life. London, 1974.

374. GoodyJ. Religion and Ritual// British J. ofSociology. 1961. Vol. 12. P. 142-164.

375. Gubak T. The International film Industry // Mass Media Policy in Changing Cultures / G. Gerbner (ed.). N.Y, 1979.

1084

376. Hall Th., Sanderson S. World Systems and Civilizations, 1995.

377. Hamilton M. Sociology and the World's Religions. N.Y., 1998.

378. Hannerz U. Transnational Connections: Culture, People, Places. London, 1996.

379. Harris M. Cannibals and Kings: The Origins of Cultures. N.Y., 1977.

380. Harris M. Culture, people, nature. An Introduction to General Anthropology. N.Y., 1993.

381. Hebdige D. Subculture: The Meaning of Style. Routledge; N.Y., 1979.

382. Honigman J.J. Personality in Culture. N.Y., 1967.

383. Inglehart R. Culture Shift in Advanced Industrial Society. Princeton, 1990.

384. Lane C. Christian Religion in the Soviet Union. London, 1978.

385. Lemmen M.M.W. Max Weber's sociology of religion. Hilversum, 1990.

386. Le Vine R. Culture, Behaviour and Personality. Chicago,1982.

387. Luckmann T. Shrinking transcendence, expanding religion // Sociological Analysis, 1990. Vol. 51 P. 127-138.

388. Luckmann T The Invisible Religion. N.Y., 1967.

389. Malinowski B. Magic, Science and Religion. N.Y.,1955.

390. Malinowski B. The Dynamics of Culture Change. New Haven, 1961.

391. Martland T.R. Religion as art: An interpretation. Albany, 1981.

392. Marx K., Engels F. On Religion. M., 1968.

393. Niebuhr H. Christ and Culture. N.Y., 1951.

394. OgburnW. On Cultureand Social Change/Ed.byO.D. Duncan. Chicago, 1964.

395. O'Toole R. In quest of hidden gods in Canadian literature // The sociology of religion: A Canadian focus / ed. by W. E. Hewitt. Toronto, 1993. P. 157—172.

396. Parsons T. Introduction//The sociology of religion by M. Weber, XIX-LXVII. Boston, 1963.

397. Parsons T. Religious Perspectives in Sociology and Social Psychology // LessaW.A., Vogt E.Z. Reader in Comparative Religion. — 3rd ed. N.Y, 1972. P. 88-93.

398. Personalities and Culture / R. Hunt (ed.). N.Y, 1967.

399. Pickering W.S.F. The eternality of the sacred: Durkheim's error? // Archives de sciences sociales des religions. 1990. Vol. 69. P. 91 — 108.

400. Reader in Comparative Religion; - 3rd ed. N.Y, 1972. P. 88-93.

401. Responses to Change: Society, Cultureand Personality/G. De Vos(ed.). N.Y, 1976.

402. RitzerG. The McDonaldization. Newbury Park, 1993.

403. Robertson R. The sociological interpretation of religion. N.Y, 1970.

404. Roheim G. The Origin and Functions of Culture. N.Y, 1943.

405. RoszakTh. The Making of Counterculture. N.Y, 1969.

406. Smart N. The World's religions. Cambridge, 1989.

407. SmithC, Woodberry R.ASociology of Religion//The Blackwell Companion to Sociology / Ed. by J.R. Blau. Mass., 2001.

408. Smith M.J. Culture. UK: Open University Press, 2001.

409. Smith S., Young Ph. D. Cultural Anthropology: Understanding a World in Transition. Allyn & Bacon, 1997.

410. Snyder R.W. The Voice ofthe City//Vaudeville and Popular Culture in N.Y,

1989.

411. SteemanT.M. Max Weber's sociology of religion// Sociological Analysis. 1964.
Vol. 25. P. 50-58.

1085

412. Stien H. Psychoanthropology of American Culture. N.Y., 1985.

413. Tambiah S.J. Culture, thought and social action: An anthropol. perspective Cambridge (Mass.); London, 1985.

414. The Oxford Dictionary of World Religions/ BowkerJ., ed. N.Y., 1997.

415. The Wordsworth Dictionary of Beliefs & Religions. /Ed. by R. Goring. Edinburgh, 1995.

416. Thompson K. Dorkheim, ideology, and the sacred // Social Compass. 1993. Vol.40. P. 451-461.

417. Tomlinson J. Cultural Imperialism. Baltimore, 1991.

418. Touraine A. Critique of Modernity. Oxford, 1995.

419. Trudgill P. Sociolinguistics: An Introduction to Language and Society. Penguin Books, 1995.

420. Turner G. Film as Social Practice. N.Y., 1988.

421. Virtual Culture. Identity and Communication in Cybersociety. / Ed. by St.G. Jones. London, 1997.

422. Wallace A. Culture and Personality. N.Y., 1970.

423. Walle A. Cultural Tourism: A Strategic Focus // J. of Travel Research, 1998. Vol.37. 1999. P. 305-310.

424. Weber M. Sociology of Religion. Boston, 1965.

425. Weber M. The Protestant ethic and the spirit of capitalism (translated by T Parsons). London, 1930.

426. Weber M. The religion of China (translated by H.H. Gerth). N.Y., 1951.

427. Weber M. The sociology of religion (translated by E. Fischoff). Boston, 1963.

428. Weiss P. Religion and art. Milwaukee, WI, 1963.

429. Whiting В., Whiting J. Children of Six Cultures. Cambridge (Mass.), 1975.

430. Wilkinson D. Central Civilization. Comparative Civilizations Rev. 1987. Vol. 17.

431. World Christian Encyclopedia: a comparative survey of churches and religions in the modern world. N.Y., 2001.

432. World Religions and Islam: A Critical Study 2 Vols / ed. and introduced by Hamid Naseem Rafiabadi. New Delhi, 2003.

433. Worsley P. The Three Worlds: Culture and World Development. Chicago, 1984.

434. Wuthnow R.J. Sociology of Religion // The Handbook of Sociology / ed. by N. Smelser. Newbury Park, CA, 1986.

435. Zehavi A.M. Handbook of the World's Religions. N.Y., 1973.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ .................................................................................................. V


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 271; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!