Девичья субкультура и половое воспитание



Рассказы порнографического содержания относятся к неофици­альной культуре, к той ее части, которую можно назвать закрытой, эзотерической. Ее элементами являются также девичий «страшный» устный рассказ (быль), любовно-трагедийный рукописный рассказ, любов­но-авантюрный устный рассказ, девичий (женский) анекдот, девичий аль­бом-песенник. Рукописный порнографический или развратный рассказ представляет собой вид самиздатовской литературы. Такие тексты различа­ются по жанру, уровню художественного мастерства и, как правило, вклю­чают подробное описание естественного или извращенного сексуального действия. Целый ряд произведений приписывается (а, возможно, и принад­лежит) перу реальных авторов. В качестве эротических текстов циркулиру­ют также произведения Г. Мопассана, В. Набокова. Характерная особен­ность подобной литературы — установка на отождествление читательницы с главной героиней, на разжигание чувственности, эмоциональное пережи­вание прочитанного. Это и отличает данные тексты от самых подробных, но «отстраненных», обезличенных научных книг и популярных брошюр.

В 1987 г. автор опросил 95 студенток I—IV курсов Шадринского педаго­гического института (факультеты русского языка и литературы, педагогики начального обучения, дошкольного воспитания). Наряду с другими в анке­тах были следующие вопросы: «Приходилось ли Вам когда-либо читать ру­кописные тексты непристойного, порнографического характера?», «Можете ли Вы сказать, что у Вас сформировалось половое влечение?». На первый вопрос утвердительно ответили 76 (80%) девушек, отрицательно — 19 (20%). Напрашивается вывод: чтение самиздатовской порнолитературы является существенным элементом девичьей субкультуры.

Налицо устойчивая связь между чтением эротических текстов и форми­рованием полового влечения (факт определялся на основе самооценки). Прорисовывается следующая тенденция: чем позже девушка познакомилась с упомянутыми произведениями, тем позже формируется у нее половое вле­чение и тем менее охотно она отвечает на щекотливые вопросы.

Для подтверждения приведем результаты опроса в одной из групп (27 че­ловек). Восемь девушек впервые познакомились с произведениями чув­ственного характера в возрасте 12—14 лет; половое влечение возникло у них примерно в 16 лет. В этой подгруппе лишь одна не ответила на соответству­ющий вопрос. Девять человек взяли в руки подобные тексты в возрасте 14,5-

1058

16 лет, половое влечение сформировалось не ранее 17 и пятеро отказались отвечать. К десяти девушкам литература развратного характера попала, когда им было от 16 до 20; средний возраст формирования влечения — 19 лет; неот-ветивших — семеро.

Мы попытались выяснить, какое влияние на становление сексуальности оказывает, с одной стороны, чтение издающейся у нас литературы по про­блемам полового воспитания, а с другой — физиологическое развитие ин­дивида. В последнем случае показателем служили ответы на вопрос: «Мо­жете ли Вы указать возраст, явившийся для Вас рубежом перехода от девоч­ки к девушке?» Опрашивалось 25 человек. Вопросы зачитывались вслух. Респонденты должны были написать в бланке только код выбранного отве­та. Кроме того, оговаривалось еще одно условие — не обозначать пункт от­каза от ответа.

Данные подтверждают первоначальную гипотезу: чем старше возраст знакомства с порнотекстами, тем позже у девушек формируется половое влечение и тем больше доля тех, кто признает себя фригидной. Среди рес­пондентов, прочитавших подобные произведения в возрасте до 16 лет, по­ловое влечение возникло у 80,3%. Прямо противоположная картина в груп­пе тех, кому такие поделки попались в руки после 16 лет. Здесь фригидных девушек 80%. Что касается полового созревания, то трудно обнаружить ка­кую-то взаимосвязь между этим фактором и временем чтения порнографи­ческой литературы, а также периодом формирования полового влечения.

Научную и популярную литературу, посвященную сексуальным вопро­сам, читали практически все опрошенные. Судя по всему, она оказывает определенное воздействие на формирование полового влечения. Вместе с тем некоторые факты заставляют думать, что такое влияние носит вторич­ный характер. Во-первых, абсолютное большинство девушек, не знакомых с порнографическими текстами, не ассоциируют свои установки с половым влечением. Их чтение не имело никакого эффекта для тех, кто не был зна­ком с порнографическими текстами. Во-вторых, «официальная» литерату­ра по половому воспитанию находит своего адресата спустя в среднем пол­тора года после того, как в руки девушек попали самиздатовские тексты, т.е. когда сложились многие сексуальные установки.

Автор сознает, что малое число опрошенных (95 человек) и неотработан­ность методики требуют осторожного отношения к полученным результа­там. И все же, опираясь на полученные данные, рискну высказать некото­рые суждения о проблеме полового воспитания.

Сциентистский, чисто просветительский подход к вопросам пола мало­эффективен. Огрубление и схематизация сексуальных отношений, прису­щие абсолютному большинству специальных популярных изданий, отпуги­вают молодых читательниц. Чтобы найти отклик в девичьей душе, нужны не столько логически-рациональные описания, а тем более менторские на­ставления, сколько доверительные повествования. Отсутствие таких «офи­циальных» текстов побуждает девушек обращаться к рукописной (реже — ху­дожественной) литературе чувственно-эротического характера, где отноше­ния полов показаны в неприемлемой с нравственной и эстетической точек зрения форме.

По моему мнению, единственной эффективной мерой борьбы против таких поделок может быть широкое издание основанной на данных науки,

1059

в том числе и общественной, безупречной в нравственном плане литерату­ры, где бы в художественной форме изображались отношения полов. В та­ких текстах в качестве партнеров должны действовать не случайные любов­ники, как это чаще всего имеет место в порнографических сюжетах, а мо­лодые супруги, приобретающие совместно опыт сексуальной жизни. Подобная литература могла бы выдаваться и даже обсуждаться по мере не­обходимости на уроках этики и психологии семейной жизни.

Сокращено по: Борисов СБ. Эротические тексты как источник сексуаль­ного самообразования // Социс. 1989. № 1. С. 81-84


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 166; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!