ФУНДАМЕНТАЛИЗМ КАК КУЛЬТУРНАЯ УНИВЕРСАЛИЯ



Фундаметализм как устремление очистить первоначальные принципы веры, вернуться к истокам, можно рассматривать вообще как одну из куль­турных универсалий. Возвращение к первоистоку, к тому, как это было «при отцах», — основной мотив мифологии.

Возвращение к первоистокам послужило стимулом для зарождения ислама. Миссия Мухаммада заключалась не в создании новой религии, а в восстанов­лении исконной и истинной веры в единого Бога. Ислам видит себя стоящим в известном родстве с библейской традицией: исповедуя веру в единого, сущего и живого Бога, он возводит свои истоки к «религии Авраама», которая, по убеж­дению мусульман, была забыта и искажена иудеями и христианами.

Движением назад к истинной вере отмечено возникновение протестан­тизма, который, как и другие течения, основанные на принципах фундамен­тализма, стремился воскресить «забытое и искаженное» вероучение перво-христиан.

Фундаментализм многолик. Его можно считать стражником старины, а можно посмотреть на него как на революционера и поборника нового. В этом случае его придется квалифицировать как разновидность реформа­торского движения.

РЕФОРМАЦИЯ (от лат. reformatio — преобразование) — обществен­ное движение в Западной и Центральной Европе в XVI в., направлен­ное против католической церкви. Начало Реформации положило вы­ступление в 1517 г. в Германии М. Лютера. Идеологи Реформации вы­двинули тезисы, которыми фактически отрицалась необходимость католической церкви с ее иерархией и духовенства вообще, отверга­лось католическое Священное Предание, отрицались права церкви на земельные богатства и др. Под идейным знаменем Реформации проходили Крестьянские войны 1524-1526 гг. в Германии, Нидерландах и Английская революция. Реформация положила начало протестан­тизму (в узком смысле реформация — проведение религиозных пре­образований в его духе).

В лоне суннитского ислама в середине XVIII в. возникает религиозно-по­литическое движение ваххабитов (по имени основателя — Мухаммада ибн Абд ал-Ваххаба), отвергавших «новшества», которые появились в исламе в процессе его исторического развития и контактов с другими религиозными системами (культ святых, веру в чудеса, дервишество и т.д.). Ваххабизм ока­зал определенное влияние на мусульманских реформаторов 2-й половины XIX — начала XX в. (ал-Афгани, Мухаммад Абдо, Рашид Рида), которые понимали реформацию как очищение ислама от исторических искажений и наслоений через возврат к этосу ранней мусульманской общины. В XX в. — во многом как реакция на социально-политическое и культурное влияние Запада — в мусульманских странах возникают идеологии, базирующиеся на исламских ценностях (панисламизм, фундаментализм).

Реформация породила протестантизм. Этот термин подразумевает идей­ный протест против сложившегося церковного канона, господствующей

462

идеологии или существующего социального устройства. В узком значении к протестантизму относят только одну конфессию христианства — сам про­тестантизм. В широком смысле к протестантскому движению нужно отно­сить русских старообрядцев и духовных христиан.

Протестантизм (от лат. protestans, род. п. protestantis — публично доказы­вающий) откололся от католицизма в ходе Реформации XVI в. Для него ха­рактерны отсутствие принципиального противопоставления духовенства мирянам, отказ от сложной церковной иерархии, упрощенный культ, отсут­ствие монашества, целибата; в протестантизме нет культа Богородицы, свя­тых, ангелов, икон, число таинств сведено к двум (крещению и причаще­нию). Протестантизм не знает святых и не имеет монастырей.

Протестантизм, по мнению С.С. Аверинцева, создал культуру — мирскую и церковную, — которая отличается от католической и православной: осо­бый интерес к Библии (включая Ветхий Завет), библейские чтения в семей­ном кругу; перенос акцента с церковных таинств на проповедь, а с личного послушания духовным «предстоятелям» и практики регулярной церковной исповеди — на индивидуальную ответственность перед Богом; новая дело­вая этика, оценивающая бережливость, порядок в делах и уверенность в себе как род аскезы, а успех как знак Божьего благоволения; бытовая респекта­бельность, равно удаленная от монашеской суровости и аристократическо­го великолепия. Такая культура воспитывала людей волевых, инициативных, внутренне уединенных — человеческий тип, сыгравший важную роль в ста­новлении раннего капитализма и вообще цивилизации Нового времени.

Протестантизм активно прокладывал дорогу капитализму, а католицизм и православие все еще отражали эпоху феодализма (разумеется, социальная приписанность типа религии к типу общества всегда является условной и может использоваться лишь как научная метафора).

Недаром протестантский Север Европы (к которому позднее присоеди­нятся США) по темпам индустриального развития обогнал южные регио­ны Европы — центры католицизма, не говоря уже о православной России, значительный вклад в капитализацию и индустриализацию которой внесли, как известно, старообрядцы, выработавшие свой аналог протестантской этики. Для новых течений протестантизма в XX в. характерна проповедь «религии без бога» (т.е. только как нравственного учения).

РОЛЬ РЕЛИГИИ

Решаемые религией проблемы являются фундаментальными, или конеч­ными. Они встают перед любым обществом на любой ступени его развития, независимо от общественного строя, уровня развития науки и техники, куль­турного своеобразия народа. По мнению С. Кьеркегора, с точки зрения ра­зума, вера есть парадоксальный феномен, «согласно которому единичный индивид в качестве единичного стоит в абсолютном отношении к абсолю­ту». Другими словами, вера есть состояние личностной связи отдельного человека с Богом, которое возвышает человека над обычными человечески­ми моралью и правом, поскольку оно устанавливается только после отрече­ния этого человека от всего земного, очищения им своей души. Именно это обстоятельство имел в виду Иисус, поучая людей: «Если кто приходит ко Мне

463

и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником; и кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть Моим учеником».

Религия внесла огромный вклад в создание устойчивых нравственных критериев, определяющих человеческую культуру. Принятие или отрица­ние, одобрение или осуждение занимают центральное место в религиоз­ной жизни, ибо это лежит в основании человеческой жизни и общества в целом.

Папа Иоанн Павел II был выдающимся моральным авторитетом последней трети XX в .

Но она шагнула дальше и описала природу времени: движение от прошло­го через настоящее к будущему перестало быть проклятием, но стала знаме­нием судьбы. В одних религиях время рассматривается как циклическое, хотя человеческая жизнь протекает по линейному сценарию. В других ре­лигиях время движется линейно от сотворения мира к его концу, хотя жизнь людей циклически организована вокруг ежегодно повторяющихся событий-воспоминаний. Во многих религиях возможно посещение и прошлого, и будущего: прошлого — с целью его продления в настоящем, чтобы непра­ведные деяния могли быть исправлены и прощены (широко распростране­ны ретроспективные ритуалы, воссоздающие события прошлого), а будуще­го—с целью частично его узнать. Религии разработали множество спосо­бов истолкования будущего, описали, чему будут подобны последние времена и как их достичь20.

Религия помогает человеку преодолеть жизненный кризис, объясняя смысл его жизни. Церковь — это институт, который предлагает определен-

20 BowkerJ.lV. The Meaning of Death. Cambridge, 1991.

464

ные ответы на самые затруднительные вопросы о смысле человеческого су­ществования, жизни и смерти, выполняя функцию вторичной семейной группы. Религия учит, что добро, а не богатство — истинный критерий вечной жизни.

Социологи, в частности С. Липсет, заметили, что практически во всех обществах угнетаемые и неудачники ищут утешения в религии. Религия переворачивает привычные ценности: кто был первым в мире материального богатства — становится последним в мире духовном, и наоборот. Низкий со­циальный статус превращается в высокий духовный статус, ибо Христос

запретил богатым входить в царство Божье.

Оказывается, что у бедных и бога­тых разные церкви и секты. Низшие  классы, страдающие от экономическо­го неравенства, тянутся не к официаль­ной религии, а к многочисленным сектам. Они взывают к угнетенным и дают им надежду на то, что на небе они сполна получат компенсацию своим стра­даниям. В отличие от них традиционные религии апеллируют скорее к бла­гополучным и добившимся успеха гражданам.

Добропорядочные граждане страдают не от экономических кризисов, а от других несчастий, например от одиночества. В обычной церкви они на­ходят единение, эмоциональную поддержку и необходимый круг общения.

Религия — особый агент и институт социализации. Религия вступает в особенно доверительный контакт с духовным миром человека. Она связы­вает индивида с такими вечными и общечеловеческими ценностями, ко­торые не зависят от отдельной группы, семьи, нации, страны. Привержен­ность религиозным ценностям может быть очень сильной и тогда возни­кают кровавые религиозные войны, как например, в Северной Ирландии. Она может быть очень слабой, и тогда говорят об упадке религии и наступ­лении атеизма.

Религия — это не только система идей и ценностей, но и определенная практика и ритуал. Поэтому у нее есть формальная организация. В любой религиозной организации существует категория лиц, профессионально по­святивших себя религии, — это священники, ведьмы, шаманы, имамы, рав­вины, монахи и др. Они формируют должностную и формальную иерархию, учреждают устав и правила поведения, осуществляя ежедневный контроль за их исполнением. Они наделяются соответствующими их статусу властны­ми полномочиями применять санкции, награждая или наказывая ослушав­шихся. Они представляют свою формальную корпорацию на публичных мероприятиях, лоббируя, защищая и отстаивая ее интересы, позиционируя их на международных встречах или в общественных диспутах.

Административная иерархия Римской католической церкви, использо­вавшая принципы функционализма уже во втором столетии, и сейчас счи­тается наиболее совершенной формальной организацией западного мира. Ее вклад высоко оценивается в таких областях менеджмента, как управление персоналом, система власти и авторитета, специализация функций.

Характер религии определяет характер образа жизни. У крестьян не было специфического для них общего языкового или этнического самосознания: интересы земледельца не заходили дальше деревенской околицы. Зато ре-

465

лигиозное самосознание у него было: русский крестьянин был русским, потому что был православным. Грузин или армянин, принявший католи­цизм, оказывался уже не грузином и не армянином, а франком. Пока не су­ществовало восточноевропейского православия, не возникло и русского самосознания: были тиверцы, дулебы, поляне, древляне, кривичи, ильмен­ские словоне. Русское самосознание возникло как православное самосозна­ние. В условиях средневековья религиозная солидарность совершенно за­слонила языковую солидарность21.

Религия как духовный институт помогает решить человеку вечные пробле­мы добра и зла, существования загробного мира, конечности и бесконечно­сти человеческого бытия, связи посю- и потустороннего мира, смысла жиз­ни и ответить на другие вопросы, на которые неспособна ответить наука.

Кроме укоренения нравственности в обществе, религия и церковь выпол­няют и другие, не менее важные функции, обеспечивающие выживание са­мого общества. «История многих народов, попавших под чужеземное иго (еврейского, сербского, болгарского, польского, армянского, грузинского и др.), убеждает, что если они сохраняют свою традиционную религию, то им удается избежать полной ассимиляции, несмотря на все перипетии, вновь обрести свою государственность»22. Религия помогает не только выживать самому обществу, но и людям внутри общества, вселяя им веру в будущее. Выражением этому служит уровень доверия населения к церкви как соци­альному институту в сравнении с другими учреждениями. Православная церковь не только пользуется большим доверием у населения, но ее рейтинг стабилен, причем он намного выше рейтингов всех остальных социальных институтов нашего общества (в том числе президента, правительства, думы, суда и т.д.). В опросе ВЦИОМ 1996 г., когда был задан вопрос о том, возвра­щается ли Россия к своим духовным истокам, оказалось, что более полови­ны (54,6%) ответивших утвердительно связывают это возвращение именно с Русской православной церковью, с тем, что она заняла подобающее ей место, и оживилась церковная жизнь23.

Одной из латентных функций церкви является создание благоприятной социальной атмосферы, которая помогает людям обрести друг друга и най­ти духовную опору. Некоторые церкви функционируют исключительно как социальные клубы, такова в частности синагога.

Одной из явных функций любой церкви выступает духовное исцеление и помощь физически больным, немощным, нуждающимся. При церквях создаются специальные госпитали и приюты. В средневековье у церкви были и другие функции. Она являлась культурным центром и школой, обладала огромной политической силой, выполняла множество благотворительных программ, осуществляла административную и духовную опеку над короля­ми, дисциплинировала их и упреждала от бездумных политических шагов. Благодаря церкви возникали не только больницы и богадельни, универси­теты, школы, детские сады и ясли, но и представления о человеческом дос-

21 Дьяков И. Все мы — люди // Знание — сила. 1989. № 4. С. 31-37.

22 Мчедлов МП. Взаимосвязь религиозного и национального // Национальное и религиозное / Ред.
колл. М.К. Горшков, М.П. Мчедлов, Г.Е. Трапезников. М., 1996. С. 14.

23 Экономические и социальные перемены // Мониторинг общественного мнения. 1993. № 4; 1994.
№ 1,5; 1995. №4; 1996. №3,5.

466

тоинстве и даже само понятие демократии. Ни один другой институт обще­ства не оказывает более благотворного влияния, чем церковь.

Сегодня религиозные чувства становятся мощным источником добро­вольной и бескорыстной помощи людям. В той или иной форме каждая ре­лигия проповедует служение людям и благотворительную деятельность. Церкви и другие религиозные учреждения наиболее активно поддержива­ют добровольное служение на благо местного населения. К примеру, поло­вина американцев тратят 2-3 ч в неделю на подобную работу24. В большин­стве случаев добровольцы связаны с церковью. Подавляющее большинство

(90%) прихожан делают пожертвова­ния на благотворительные цели, толь­ко 70% менее религиозных американ­цев делают то же самое; 78% прихожан, принадлежащих к церкви, жертвуют вещи благотворительным организаци­ям, среди не принадлежащих к религи­озным объединениям эта доля состав­ляет примерно 66%.

Религия рано начинает вдохновлять людей на участие в добровольном слу­жении обществу и благотворительные пожертвования. Из 76% подростков и юношей, заявивших о своей принад­лежности к религиозным институтам, 62% занимались добровольной обще­ственной деятельностью и 56% делали благотворительные пожертвования. Тот, кто не считает себя принадлежащим к какой-либо религии, гораздо реже участвует в общественной деятельности (44%) или занимается благотвори­тельностью (25%). 40% американцев считают, что религиозные группы луч­ше всего помогают обездоленным. Работу государственных служб высоко оценили только 28% опрошенных25.

Религия сыграла заметную роль в развитии науки: с одной стороны, спо­собствуя научным открытиям, с другой — тормозя и препятствуя им. Целые отрасли современной науки выросли из религиозных исканий средневеко­вых ученых. Так, из подсчета, сколько ангелов поместятся на острие иглы, возникло интегральное и дифференциальное исчисление, теория «размы­тых множеств». Многое из того, что наукой было сдано в архив как суеве­рие, в конце XX в. осмысливается как прозрение донаучной мысли.

Вся европейская культура в значительной степени опирается на христиан­ство. Несмотря на разнообразие языков и типов сознания, Европа являет со­бой единую цивилизацию именно благодаря христианству. Из практики рели­гиозного культа вышли архитектура, музыка, живопись. В моральной сфере христианство принесло с собой взгляд на личность как на существо, наделен­ное свободой, разумом, чувством ответственности и способностью к любви. Победа христианства над более богатой и развитой языческой культурой антич­ности объясняется его способностью дать ответ на вопросы смысла жизни и смерти, взаимоотношений людей и исторического бытия человека.

4 Религия растит благотворителей // Washington ProFile 24 декабря 2001 года — #15(123). 25 Там же.

467

НОВЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ДВИЖЕНИЯ

По данным социологов, в мире сейчас насчитывается около 10 тыс. ре­лигиозных движений. Новые религии появляются практически каждый день. Большинство из них умирает, не оставив никакого следа. Другие дол­гое время остаются невостребованными, а потом вдруг приобретают широ­кую популярность. Третьим суждена короткая, но яркая жизнь.

Понять причины роста и спада популярности религиозных течений на основании их учения невозможно. Эта тема вплотную касается взаимоотно­шений общества и религии и в гораздо меньшей степени она затрагивает сферу отношений между церковью и государством. Объясняется это очень просто: оба агента религиозных отношений — церковь и государство — крайне негативно относятся к появлению новых религиозных движений (НРД). Зато простые люди и общество в целом крайне живо реагируют на этот феномен, потому как из их среды появляются и новые пророки, и но­вые жертвы их фанатичной деятельности.

Возникновение новых религиозных движений позитивно для общества и негативно для мировых религий. Для церкви, признанной государством в ка­честве своего оплота, это дисфункция, для общества и рядовых людей, жажду­щих адекватного ответа на новый религиозный опыт и новые религиозные вызовы, с которым они столкнулись в постиндустриальную эпоху, это — функ­ция, т.е. позитивное средство решения жизненно важных задач. Возможно, если смотреть на дело с исторической точки зрения, НРД кладут конец духовной монополии на истину, присвоенную мировыми религиями, и отражают мно­гообразие потребностей людей. Каждая новая религиозная организация, секта или культ, вырывает из общественной ткани новую группу людей, обла­дающих потребностями и интересами, которые не способны удовлетворить признанные и давно существующие конфессии. Подобно лучу света, они отыс­кивают в темноте заблудшие души (а, может быть, ловко заманивают в свои сети), которые не могли согреть традиционные религии. Занимаясь анализом новых религиозных движений, американский социолог Родни Старк26 показал, что в тех странах, где устанавливается монополия какой-то одной конфессии, общий уровень участия в религиозной жизни снижается, и, наоборот, в ситуа­ции религиозного плюрализма он возрастает. Ярким примером могут служить США, где церковь отделена от государства, благодаря чему в условиях «свобод­ного рынка» процветает множество религиозных движений.

Активность НРД, или нетрадиционных религий, получивших широкое распространение в последней трети XX в. в западном мире (а с конца 1980-х гг. и в России), проявляется в эпохи кризиса и общественных потрясений, в переломные периоды истории, когда наблюдается усиление массового не­доверия к официальной идеологии и господствующей религии.

Новые религиозные движения некоторые специалисты27 считают одним из самых значимых явлений религиозной истории XX в. Применительно к протестантским, католическим и православным культурам Европы, Север­ной и Латинской Америки появление НРД означает наступление нового —

26 Stark R. The Rise of Christianity: A Sociologist Reconsiders History. Princeton, 1996; Stark R., Bainbridge
W.
A Theory of Religion. Bern; N.Y., 1987; Stark R. Exploring the Religious Life. Baltimore, 2004.

27 Панченко А. Новые религиозные движения и работа фольклориста (www.eu.spb.ru).

468

«пост-христианского» — этапа конфессиональной эволюции. Неудивитель­но, что вопрос о социальных функциях НРД и последствиях их деятельно­сти вызывает оживленную полемику. В нем пересекаются интересы социо­логов, этнологов, историков, религоведов и фольклористов. Новые церкви, секты и культы, утверждает А. Панченко, формируют специфические типы социальных организаций, структур и систем управления, создают ориги­нальные теологические доктрины и этические учения, конструируют нетра­диционные ритуалы, располагают собственным фондом религиозной пись­менности и устных нарративов.

Среди новых религиозных движений организация матери Терезы — одна из самых уважаемых

Социологи рассматривают новый религиозный феномен, в том числе с позиций теории секуляризации П. Бергера, которая утверждает, что либера­лизация и плюрализация западных демократий в XX в. привела к формиро­ванию нового рынка религиозных идей и ценностей, где различные конфес­сии и деноминации вынуждены соревноваться, предлагая секуляризованно­му и рациональному обществу разнообразные формы удовлетворения религиозных потребностей. Опираясь на нее, некоторые авторы полагают, что появление НРД знаменуют угасание традиционных форм религиозной жиз­ни в условиях «конфессионального рынка». Другие настаивают, что их воз­никновение связано с «сопротивлением секуляризации». Известный британ­ский религиовед Кристофер Даусон в эссе «Религия и жизнь цивилизаций» писал: «Великие религии вовсе не являются продуктом жизнедеятельности мировых цивилизаций. Совсем наоборот, культура — это продукт функцио­нирования религии. Общество, потерявшее религию, рано или поздно поте­ряет и культуру»28.

8 Dawson С. Religion and the life of Civilisation // The QuarterK. Rev. CCXLIV, reprinted in Dynamics of World History, 1925. P. 128.

469

Если социум больше не в силах пленять и увлекать своих членов нрав­ственным или духовным идеалом, он обречен на гибель или порождение из своих недр новых культурных практик, которые помогут людям обрести высший смысл жизни. Если Христос один, а форм его богооткровения в европейской культуре множество, в том числе православие, католицизм и протестантизм, не считая непризнанных ересей и сект, то почему бы ни предположить, что с течением времени у высшей истины не появятся но­вые эйдосы, по-своему отражающие его учение. И это только в одной ми­ровой религии, а у каждой из них множество мелких эйдосов (сект, культов, течений), которые своеобразно отображают высшие истины. Поскольку простым людям очень непросто разобраться в богословских спорах, то они легко могут поддаться, в том числе обману, позарившись на какие-то внеш­ние атрибуты и привлекательность НРД.

Конкретное функционирование эйдоса, по К. Даусону29, осуществляет­ся следующим образом. Его первоначальным носителем является, как пра­вило, пророк, одиночка, страстотерпец. Vision, сначала лишь смутно осоз­наваемый в культуре, является ему в виде мистического образа. Затем про­рок транслирует эйдос своим апостолам-ученикам. Общество, живущее ожиданиями, быстро ассимилирует новое учение, религию или идеологию, а вместе с ним и идеальное представление30. По такому сценарию тысячи лет назад возникали мировые религии. Этот механизм религиозных новообра­зований действует по сей день. Подобно вулкану, он выбрасывает на поверх­ность все новые и новые продукты своей жизнедеятельности.

Таким образом, перед нами два механизма возникновения НРД — секу-ляризационный (П. Бергер) и традиционный (К. Даусон). Первая точка зре­ния утверждает, что виной всему наступление рыночного общества, демо­кратии и либерализации, приучившие людей к многообразию потребностей и свободному волеизъявлению, а вторая полагает, что новые религиозные культы и секты формируются точно так же, как тысячи лет назад возникали мировые религии, и это заложено либо в природе самого общества, либо в природе людей.

Однако более вероятен третий путь, предполагающий, что так называе­мые «новые религии», появившиеся в XIX или XX в., в большинстве своем синтезировали опыт прежних веков и учли тенденции современного обще­ства. Отсюда их эклектичность и одновременно какая-то злая агрессивность. Это и понятно, поскольку ничего нового о вечных истинах придумать нельзя, можно лишь придать им новую форму и облечь в привлекательную упаковку, а конкуренция на духовном рынке резко обострилась, потому и бороться за потребителей приходится жестче и наглее.

Конечно, без покупателей творцы новых религий не останутся. Рынок — чрезвычайно подвижная система. Быть может, самая подвижная из всех су­ществующих социальных устройств. Каждую минуту или час на рынок вы­брасывают новые партии товара, каждое мгновение меняется состав поку­пателей: одни уходят, удовлетворенные своими приобретением, другие —

29 Dawson С. Progress and Religion. N.Y., 1960.

30 Подробнее см.: Васильев Е.А. Христианская антропология К. Даусона // Философская и педаго­
гическая антропология. Нижневартовск, 1998. С. 45-46; Он же. Кристофер Даусон об истоках ев­
ропейской культуры // Философские перипетии: Сб науч. тр. Харьков, 1999. С. 111-115.

470

раздраженные тем, что не нашли подходящего для себя товара. Они пере­ходят с одного рынка на другой, из второго магазина в десятый, прицени­ваясь, осматривая, примеряя вещь на себя. Наконец они нашли то, что им в самую пору. Они не хотят, чтобы сапоги им немного жали или рукава пид­жака были несколько длинны. Они ищут то, что в самый раз, чтобы не при­спосабливаться к вещи, а сразу носить. А поскольку рост, вес, цвет, вкусы, интересы и прихоти у людей самые разные, нередко весьма экзотические, то угодить им для продавцов и производителей становится неимоверно слож­ной задачей. Но они знают: интересы и потребности людей чрезвычайно

разнообразны, а потому место на рын­ке они себе всегда найдут. Пусть с не­большой партией товара, но место под солнцем хватит и им. Они протиснут­ся между гигантами, найдя для себя крохотную щелку — экстравагантные потребности небольшой группы потре­бителей. Главное — точно угадать их запросы.

Именно по таким законам формируются новые религии в массовом обще­стве. Они подчиняются законам рыночного общества. Учитывают особенно­сти демократии, плюралистичность мнений, культурное многообразие совре­менной цивилизации. В своем анализе религии Р. Старк использует эконо­мическую модель рационального выбора. Суть его идеи в том, что люди выбирают религию, как зубную пасту, на основании анализа соотношения цена — качество. В современном мире религиозные идеи конкурируют на идеологическом рынке как товары, которые потребители выбирают по свое­му вкусу. Чтобы быть успешным, любому коммерческому предприятию не­обходимо продавать товар, пользующийся спросом, противопоставлять себя фирмам-конкурентам, нанимать новых работников, давать им задания, обес­печивать им социальную поддержку и не слишком раздражать своей деятель­ностью общество. Отвечая на вопрос о том, почему одни религиозные движе­ния оказываются более конкурентоспособными, чем другие, Р. Старк выде­ляет шесть главных факторов успеха. Среди них есть как внутренние, связанные с характером самого движения, так и внешние, характеризующие социально-политическую обстановку, в которой развивается новое религи­озное движение. Но все эти факторы объединяет то, что они в равной степе­ни характеризуют и успешную религию, и успешный бизнес31.

Вместе с тем механизм формирования новых сект и культов до чрезвы­чайности похож на возникновение традиционных религий. Ничего нового их адепты не придумали: пророк, мистический образ, апостолы-ученики, возбужденная толпа последователей, этическое учение, обряды и ритуалы, сбор пожертвований, иерархия приверженцев и т.д. Все это давным-давно известно из истории религии. Нетрадиционные религии нередко были на­чальной фазой становления новой вероучительской традиции, наиболее известные примеры этого рода — ранний буддизм и первоначальное хрис­тианство. Но если это так, то стоит ли удивляться, что, когда-то возникнув, универсальные механизмы порождения религий продолжают действовать до сих пор. По мнению Родни Старка, успех мормонов в США и многих дру-

ФенькоА. Бальзам в ассортименте надушу населения // Коммерсантъ-Власть. 2002.10.28.

471

гих странах обусловлен тем, что они постоянно подчеркивают свою нераз­рывную связь с христианской традицией. Да и само христианство на раннем этапе своего развития вело себя точно так же, опираясь на ортодоксальный иудаизм. Подобной стратегии придерживаются многие фирмы, продвигая на рынок свои товары.

Механизм возникновения НРД во многом схож с причинами появления контркультур. Теми и другими на первом этапе движет протест против суще­ствующей системы ценностей и миропорядка. Так произошло с известным течением хиппи, которые бросили вызов буржуазным идеалам и придумали новый, альтернативный образ жизни. В XVI в. протестантизм позициониро­вал себя как альтернативная католицизму мировоззренческая парадигма. Он служил идеологическим оружием в выступлениях народных масс за свое со­циальное освобождение. Точно так же шиизм в Иране, махдизма в Судане, исмаилизм в фатимидском Египте в момент рождения заявляли о своей не­примиримости с традиционным верованием. Новые религиозные движения выступают в роли радикальных противников существующей религиозной традиции и официальных церквей. Но и хиппи в начальной фазе заявляли о радикальной переоценке ценностей и конфронтации с существующим соци­альным порядком. С культом дьявола, возникшим еще в средневековом хри­стианском обществе XI—XII вв. в качестве оппозиции официальной религи­озной идеологии, связано движение сатанистов. Адепты широко распростра­ненного движения дьяволомании поклоняются персонифицированному Злу как верховному сакральному началу. К альтернативным религиям относят «движение Иисуса», секту «Дети Бога», «движение Харе Кришна».

На поздних этапах с рядом конктркультурных движений происходит то, что и должно произойти: они утрачивают свою воинственность и примиря­ются с существующим строем. Так, хиппи в начале 1980-х исчезли с куль­турной сцены американского общества, превратившись в респектабельных буржуа. Потрепанные джинсы и всевозможные фенечки они сменили на приличные костюмы и строгие галстуки. Трансформируются в ходе своей эволюции и НРД: из оппозиционного и агрессивного меньшинства они вырастают в господствующие вероисповедания, которые отстаивают суще­ствующий порядок, в становление которого они внесли заметный вклад.

Некоторые НРД призывают не к борьбе, а к уходу из этого мира в иллю­зорный мир — волшебный и мифический мир фантазий, как это делают, например, поклонники американского писателя Г.Ф. Лавкрафта, убежден­ного в сохранении господства хтонических и инфернальных сил в современ­ном мире. По мотивам его произведений американские студенты устраива­ют театрализованные представления мистического характера. Другой при­мер — английский писатель, литературовед и медиевист Джон Рональд Руэл Толкин (1892—1973), считающийся одним из родоначальников жанра «фэн-тэзи» (англ. fantasy — фантазия), — волшебной фантастики. Его произведе­ния, имитирующие древнейшие кельтские предания, повлияли на мировоз­зрение молодого поколения второй половины 1950-х и последующих 1960-х, на развитие молодежного контркультурного движения (наряду с трудами Дж. Керуака, У. Берроуза, Г. Маркузе). В настоящее время в различных стра­нах мира продолжают существовать группы толкинистов, связанные с иг­ровым движением. Культурный эскапизм пропагандируют сторонники нео­спиритических течений, среди которых немало мистически настроенные

472

уфологических сообществ, исповедующих культ космических пришельцев, пи­лотов летающих тарелок, спешащих на помощь страждущим обитателям Земли. Социологические исследования новых религиозных движений показы­вают, что их членами обычно становятся молодые, образованные и хорошо обеспеченные люди. Религиозные группы дают им возможность реализовать одновременно и свою потребность в общении и привязанности, и тягу к правильной жизни. Опросы членов новых религиозных движений свиде­тельствуют о том, что они обычно попадают туда за компанию с кем-то из друзей или родственников. Мало кто приходит к вере сознательно и по тео­логическим соображениям. Это под­тверждает тезис Старка о том, что глав­ным религиозным «товаром» является не вера, а принадлежность к опреде­ ленной социальной группе, причем группе высокостатусной, дающей сво­им членам вполне материальные преимущества32.

В современном религиоведении пока нет разработанной типологии не­традиционных религий, хотя и предложено много классификаций, учиты­вающих особенности их вероучения, обрядности, организационных форм. В этих классификациях, наряду с неохристианством и неоориентализмом, выделяют еще неоязычество, синкретические и универсалистские религии, врачевательные и психотерапевтические культы, эзотерические религиоз­но-философские течения, неомистицизм33. В работах А. Баркер, Э. Бенса, Ч. Глока, М. Йингера, Б. Уильсона, М. Элиаде и др. было показано, что не­традиционные религии, аналогичные современным, появились довольно давно, в некоторых культурных ареалах мира даже несколько столетий тому назад. Наиболее ранние из них известны в Полинезии, у северо-американ-ских индейцев, в Африке и Малайзии, что объясняется столкновением ав­тохтонной культуры, этнического самосознания и традиционного образа жизни с колониальным угнетением, конфронтацией с миссионерским прозелитизмом. В западных странах первая волна нетрадиционных религий родилась во второй половине XIX в., ее наиболее яркими и известными про­явлениями были спиритизм и теософия Блаватской. Впервые массовое по­явление нетрадиционных религий наблюдалось в послевоенной Японии, где число новых сект достигло нескольких сотен. Вторая волна нетрадицион­ных религий, заставившая заговорить о себе во всем мире, охватила США и Западную Европу в конце 1960-х — начале 1970-х гг.

Социологи различают две-три фазы в развитии нетрадиционных религий, начиная с их становления под воздействием богоискательской среды и контр­культуры, проникнутой религиозно-мистическими настроениями (эта фаза подчас малозаметна или даже отсутствует). Наиболее заметна фаза консоли­дации нового религиозного движения и резко негативного отношения к со­циальному окружению и господствующим церковным организациям (этим объясняются их характерные названия: «религиозный протест», «альтерна­тивные религии»). Особенностью заключительной фазы развития новых

ФенькоА. Бальзам в ассортименте на душу населения // Коммерсантъ-Власть. 2002.10.28.

См.: Балагушкин Е.Г. Нетрадиционные религии в современной России: Морфологический анализ.

4.1. М, 1999.

473

религиозных движений является смягчение конфронтации с окружающим миром, умиротворение протеста и ассимиляция в среде «добропорядочных» религиозных объединений, пользующихся общественным признанием и правовым статусом. Ч. Глок показал, что нетрадиционным религиям свой­ственно значительное разнообразие институциональных форм и что далеко не всегда их сектантские институты превращаются в церковные. Б. Уильсон и М. Йингер анализировали типологические особенности различных рели­гиозных сект34.

Ряд «новых религий» возник в Японии. Наиболее известна из них тэнри (свыше 2 млн адептов), вышедшая из недр синтоизма в конце 30-х гг. XIX в. Появились синкретические религии и секты и в Корее. Старейшая (осно­вана в 1860 г.) и наиболее влиятельная из них — чхондоге — имеет 2,5 млн адептов. «Новые религии» возникали не только в азиатских странах, но также в Америке и Европе. Так, в середине XX в. в США сложилась так называе­мая Церковь саентологии (в настоящее время имеет свыше 8 млн членов более чем в 100 странах), претендующая на способность дать своим адептам скрытое от большинства людей эзотерическое знание и улучшить их психи­ческое здоровье. Общая численность последователей «новых религий» пре­вышает 112 млн человек35. В современной Африке получили массовое рас­пространение новые религиозные движения христианского толка. Если в начале XX в. в Африке было менее 10 млн христиан, то к 2000 г. их насчи­тывается более 360 млн.

Одной из самых известных и распространенных «новых религий» явля­ется бахаизм (свыше 6 млн последователей), сложившийся в исламской шиитской среде в конце 50-х — начале 60-х гг. XIX в. в Иране и впитавший в себя отдельные элементы христианства и некоторых других религий.

Бахаизм — космополитическое течение, выросшее в лоне шиитского ислама и распространившееся в 205 странах. Выходец из знатного иранско­го феодального рода Баха-Аллах разработал самостоятельную религиозно-политическую доктрину и создал общину на территории Османской Турции. Современные приверженцы бахаизма считают себя последователями новой мировой религии всепланетного масштаба, способной объединить все из­вестные религиозные учения.

Идеология бахаизма, претендующая в настоящее время на роль новой мировой религии, вышла на второе место по географической распространен­ности в мире после христианства, согласно данным мировой религиозной статистики, приводимым в ежегоднике «Britannica Book of the Year» с 1988 г., оставив позади такие традиционные мировые религии, как ислам и буддизм. Последователи бахаизма объединены 169 национальными и более 17 тыс. местными духовными советами, собственными финансовыми фондами, учебными заведениями, радиостанциями, кладбищами, административно-религиозными центрами, издательствами, публикующими литературу на более 800 языках и наречиях. Несмотря на то, что общая численность бахаи-тов в мире не превышает 6 млн человек, таковыми считают себя представи­тели 2 112 наций, народностей и этнических групп.

34 См.: Баяагушкин Е.Г. Нетрадиционные религии в современной России: Морфологический анализ.
4.1. М., 1999.

35 Пучков П.И. О классификации религий ( http://cbook.ru).

474

В странах, где бахаизм признан в качестве независимой мировой рели­гии, его последователи имеют право регистрировать рождение и смерть, брак и развод по своим религиозным законам, пользуются правами и свободами в общественно-политической жизни наряду с приверженцами традицион­ных вероисповеданий. Бахаиты имеют аккредитованное представительство при штаб-квартире ООН на правах неправительственной организации с 1948 г. В 1970 г. бахаитская международная община получила консультатив­ный статус при ЭКОСОС, в 1976 — при ЮНИСЕФ. Официальные предста­вители бахаитов при ООН постоянно находятся в Нью-Йорке, Женеве и Найроби (в связи с экологической программой ООН). У бахаитов есть пред­ставители и наблюдатели в парламентах многих стран мира, в том числе и в Европарламенте. Бахаиты и проводники бахаитской идеологии, участвуя в различных международных организациях и проектах, оказывают известное влияние на глобальный процесс мировой политики. В планах современной шестимиллионной международной общины бахаитов предусмотрено даль­нейшее распространение бахаизма, совершенствование и умножение адми­нистративных и финансовых институтов, строительство храмов во всех стра­нах мира (пока их семь на всех континентах), введение бахаизма в качестве общепланетарной идеологии мирового сообщества с единым мировым пра­вительством во главе.

Бахаизм — религия , возникшая в середине XIX в ., претендует сегодня на роль новой мировой религии

Идейно-литературное наследие основателя бахаизма Баха-Аллаха насчи­тывает около сотни томов, большая часть из которых написана или в соав­торстве, или при помощи лиц из ближайшего окружения. Подавляющая часть наследия хранится в виде рукописей в бахаитском архиве в Хайфе и до сих пор не опубликована. Программное сочинение Баха-Аллаха «Китаб и Акдас» было опубликовано по распоряжению Бахаитского всемирного центра только к 100-летию со дня смерти автора. Произведения Баха-Алла­ха включают в себя достаточно сложные проблемы социально-экономичес-

475

кого порядка, нормы права, морали, обрядности, межконфессиональные связи и параллели, космополитические идеи, содержат множество предпи­саний от правил личной гигиены и этикета до форм правления и принци­пов организации мирового сообщества. Стройно изложенного учения у Баха-Аллаха не было. Он пытался представить свое учение в качестве сверх­религии, которая может прекратить конфессиональную рознь, объединить приверженцев всех вероисповеданий под эгидой бахаизма.

Бахаизм возник в мусульманской среде и многое заимствовал из ритуаль­но-обрядовой практики ислама: омовение перед молитвой, наличие киблы (направление лица молящегося), пост согласно мусульманским правилам, отказ от употребления алкоголя, отсутствие моногамии и пр. В то же время Баха-Аллах внес немало изменений: ограничил пост девятнадцатью днями, сократил количество обязательных молитв, в качестве киблы объявил соб­ственное местонахождение, разрешил иметь не более двух жен (ислам раз­решает до четырех) и т.д. Однако основные изменения сводились к раз­решению взимания неограниченного ростовщического процента, отмене войны за веру — джихада, снятию любых ограничений на контакты с ино­верцами, отказу от патриотизма, всемирному распространению бахаизма во главе с членами «дома справедливости», отрицанию института духовенства, отказу от Корана как последнего откровения и от Мухаммада как «печати пророчеств». Среди предписаний Баха-Аллаха — запрет исповеди перед человеком, публичного покаяния, монашества и аскетизма, целования рук и пр. Христос рассматривается только в качестве пророка при отрицании божественной природы. Предпринимательскую деятельность Баха-Аллах возвел в ранг богослужения и предписал ею заниматься всем своим после­дователям. По своим политическим взглядам Баха-Аллах тяготел к сторон­никам конституционной монархии, призывал бахаитов лояльно относить­ся к правителям стран проживания.

В конечном счете учение бахаизма можно свести к следующим принци­пам: единство человечества; защита и руководство Святого Духа; единая основа всех религий; религия должна быть средством единения; религия должна соответствовать науке и разуму; независимое исследование истины; равенство между мужчинами и женщинами; отказ от всех людских предрас­судков; вселенский мир; всеобщее образование; всемирный язык; решение экономической проблемы; международный суд. Количество основных принципов современного бахаизма остается неопределенным и варьирует­ся от 11 до 18.

Современный бахаизм смягчает требование всемирного языка, подчер­кивает необходимость «духовного» решения экономической проблемы при устранении «крайних полюсов богатства и бедности» в мире, добавляет принцип мирового правительства и расплывчатый тезис об «установлении справедливости», когда приводя, а когда опуская принцип невмешательства в политическую деятельность, которой активно занимались основатели уче­ния. Довольно часто в рекламных проспектах современных бахаитов отсут­ствует и принцип «защиты и руководства Святого Духа», чтобы не вызывать отторжения у неофитов из нехристианской культурной среды.

Сегодня бахаитом может стать человек, достигший 15 лет, признающий положения бахаитского вероучения и участвующий в деятельности местной общины. Для вступления необходимо заполнить заявление-анкету с призна-

476

нием Баха-Аллаха «проявлением воли Божьей» и сообщить ряд необходи­мых данных о себе (год рождения, национальность и т.п.). Первая ступень в организационной структуре бахаизма составляют местные духовные сове­ты, возглавляющие местные общины бахаитов. Вторичной ступенью явля­ются национальные духовные советы, которые контролируют деятельность первичного звена. Национальные духовные советы подчиняются решениям «Вселенского дома справедливости», который является верховным законо­дательным и административным органом, девять членов которого избира­ются каждые пять лет делегатами национальных духовных советов на про­водимых всемирных конгрессах в Хай­фе. Последний конгресс состоялся в 1998 г. Следующим по значимости пос­ле членов «Вселенского дома справед­ ливости» являются «руки дела» — бли­жайшие сподвижники представителей династийной цепочки Баха-Аллах — Абд ал-Баха — Шоуки-эфенди.

Бахаитский календарь является солнечным календарем, состоящим из 19 месяцев, по 19 дней в каждом, и включает в себя 361 основной день и 4 дня (5 — если год високосный), прибавляемых для согласования с солнечным го­дом. Бахаитский год начинается 21 марта в день весеннего равноденствия, летосчисление ведется с момента «откровения» Баба. Помимо Нового года, у бахаитов есть девять «святых» дней, когда рекомендуется воздерживаться от трудовой деятельности. У бахаитов отсутствует поклонение иконам или изображениям основателей, хотя в домах висят портреты или фотографии Абд ал-Баха.

В домах бахаитов допускается наличие коврика с надписью «йа баха ал-абха», повешенного высоко на стене. Молиться разрешено дома, но там, где есть храмы, предписано молиться в них. Бахаитские храмы, называемые «машрик ал-азкар» («место восхода славословий»), есть в США, Германии, Австралии, Уганде, Панаме, Индии и на островах Зап. Самоа. Знак принад­лежности к бахаизму представляет собой написанное особым в арабской графике почерком «сулс» слово «баха», расположенное между двух пятико­нечных звезд. Поскольку Баха-Аллаху нравилось число девять, бахаиты по­читают девятиконечную звезду также в качестве бахаитского символа. В 70 странах мира, где власти признают бахаизм независимой религией, ба­хаиты имеют право заключать и расторгать браки, регистрировать рождение и смерть, отправлять свой культ, соблюдать «святые» дни, пост, содержать кладбища, владеть собственностью, создавать целевые денежные фонды на правах некоммерческих организаций и т.п.

На рубеже XIX—XX вв. бахаизмом увлеклась часть российской интелли­генции после ознакомления с американской и западноевропейской литера­турой о нем. Наиболее яркими выразителями интересов бахаитов в Европейской России стали Л.Н. Толстой и И.А. Гриневская — автор драма­тической поэмы «Баб» (1903) и поэмы-трагедии «Беха-Улла» (1912). Л.Н. Толстой увлекался новым учением в 1898—1909 гг. и считал, что баха­изм «представляет из себя одно из самых высоких и чистых религиозных уче­ний». Отказ от национальных интересов и патриотизма как один из основ­ных догматов бахаизма чрезвычайно привлек Толстого как самый верный путь, направленный на изменение мировоззрения православных христиан

477

и ведущий к созданию «нового человека» грядущей эпохи «новых обществен­ных отношений».

В декабре 1990 г. в Москве состоялась 1-я Всесоюзная конференция ба-хаитов, на которой присутствовали 244 делегата от местных духовных сове­тов и 17 зарубежных гостей. Весной 1991 г. делегаты Национального съезда от бахаитских общин из 42 городов бывшего СССР (от Мурманска до Аш­хабада и от Таллинна до Южно-Сахалинска) избрали Национальный духов­ный совет бахаитов СССР. После распада СССР весной 1992 г. в Санкт-Петербурге был избран Национальный духовный совет бахаитов (бахай) России.

2


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 235; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!