Ю . В . Рождественский Духовная мораль и грех
Грех — это запрещение, толкуемое как ошибка в поведении (духовном — в помыслах, предметном — в поступках). В разных религиях отношение к греху разное: грех можно исправить добрыми поступками (в исламе), грех невозвратим и исправляется только его осмыслением — покаянием (в христианстве). Это связано с философским пониманием времени, так как если время нельзя вернуть, то поступок обязательно скажется своими результатами. Если время обратимо, то добрый поступок может исправить грех. Грехи могут быть разными, но религии выделяют в качестве особо тяжких грехов следующие: а) убийство (как родных, так и чужих); б) воровство (как у своих, так и у чужих); в) прелюбодеяние (т.е. нарушение правил создания и ведения семьи, так как они освящены данной религией); г) ложь; д) клятвопреступление; е) зависть и желание чужого имущества; ж) нерассудительность под влиянием страстей и глупость как следствие
нерассудительности (например грех гордыни); з) отсутствие признания равенства всех людей, особенно перед лицом смерти как конечного итога жизни.
Эти грехи имеют то свойство, что могут разрушить мир между людьми, которые из-за этого утратят безопасность. Грех понимается и как поступок, и как желание совершить греховный поступок, стихийно возникшее («непроизвольное») и осознанное («произвольное»). Источник : Рождественский Ю . В . Введение в куль-туроведение. М., 1996. С. 90-91
|
|
459
С помощью индульгенций раскаявшиеся грешники освобождались от кары за свои грехи. Ведь даже после исповеди и отпущения грехов часть этих грехов оставалась неотпущенной и нужно было еще при жизни или же после смерти искупать их в чистилище. Только после этого открывалась дорога в рай.
Эта практика привела к дискредитации самого акта отпущения грехов. Право на отпущение грехов имел только папа, и в свое время этот религиозный акт был исключением. Впоследствии же институт отпущения грехов получил широкое распространение. Собранные деньги шли не только в карман духовенству, но и на строительство новых соборов и ремонт старых.
Практиковались три вида денежного побора:
♦ за отпущение нынешних грехов;
♦ за отпущение будущих грехов;
♦ за отпущение грехов умерших.
На отдельные виды индульгенций цены заранее не устанавливались и зависели от доходов покупателя — они колебались от '/2 золотого рейнского гульдена до 25 гульденов. С малоимущих денег не брали, советуя им больше молиться и поститься. Именно торговля индульгенциями, скомпрометировавшая католицизм,послужила поводом для начала Реформации и появления протестантизма.
Покаяние как обязательная для всех верующих процедура очищения от грехов породила особый жанр духовной литературы — Покаянные книги.
|
|
ЭКУМЕНИЗМ И ФУНДАМЕНТАЛИЗМ
Попытки восстановить былое единство веры как мощного культурного катализатора приводят к возникновению экуменизма, а стремление очистить первоначальные принципы вероучения от позднейших наслоений либо от-
Врезка
А . И . Клибанов Покаянные книги
Источником Покаянных книг XIV—XVII вв. служат так называемые поновления и епитимейники. В поновлениях (их нет в католичестве) перечислялись грехи, записанные в епитимейниках. Поновления давались исповедуемому до исповеди и знакомили его заранее со списком грехов, в которых ему предстояло признаться. Благодаря этому верующий получал возможность заблаговременно сосредоточиться на своих поступках, мыслях, чувствах, явиться на исповедь подготовленным. Таким образом, они выполняли роль самоисповеди.
Покаянные книги служат богатым источником сведений о быте, нравах и культуре различных слоев населения. Из всех известных письменных источников, служащих характеристике духовной культуры народа XIV—XVII вв., они — самый массовый. До 150 из них опубликовано. В Покаянных книгах обозначены грехи, в которых верующему
|
|
надлежало каяться своему исповеднику. Содержание их было довольно устойчивым, но варьировалось в зависимости от категорий верующих. Это источник не только массовый, но и всеобщий,
ибо исповедь была обязательной для всех. Исповедь считалась тайной, следовательно, претендовала на то, чтобы исповедуемые раскрывали сокровенные мотивы своих поступков, поведения, деятельности, мыслей.
Источник : Клибанов А . И . Духовная культура средневековой Руси. М., 1994. С. 35-36
БС
клонений порождает другой культурный феномен — фундаментализм. Оба они представляют идейную и общественную реакцию на ереси и расколы. Экуменизм появился только в XX в. как попытка воссоединения христиан различных вероисповеданий, как ответ на вызов, брошенный христианству как тоталитаризмом, так и секуляристским релятивизмом.
ЭКУМЕНИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ (от ойкумена) — движение христианских (первоначально протестантских) церквей за объединение всех христианских церквей. Руководящий орган — Всемирный совет церквей (с 1948).
Для современной молодежи, очень быстро забывающей или отходящей от традиций отцов, стали совершенно неактуальными взаимные счеты конфессий. Она не знает, а иногда и не стремится узнать доктринальные и вероисповедные тонкости, приведшие христианство к расколу. По выражению С.С. Аверинцева, экуменическое движение обусловлено ситуацией христианства как веры, заново предлагающей себя нехристианскому миру. Современный человек, в акте личного выбора становящийся христианином, все реже наследует навыки конфессиональной культуры своих предков. Внешним побудителем к объединению стало культурное и политическое давление со стороны нехристианских стран, прежде всего исламских, население и политический экстремизм которых стремительно растут.
|
|
Инициатива в экуменическом движении принадлежала протестантским деноминациям (Эдинбургская конференция, 1910). С тех пор протестантские церкви играют в нем главную роль. С православной стороны конференция была поддержана в 1920 г. посланием Константинопольского патриарха, обращенным ко всем Церквам и призвавшим их к общению и сотрудничеству. В 1948 г. был создан Всемирный совет церквей (ВСЦ), объединивший важнейшие протестантские деноминации и ряд православных поместных церквей. С 1961 г. участие в его работе принимает Московская патриархия, а также наблюдатели от Ватикана. В 1965 г. папой Павлом VI и патриархом Афинагором было объявлено об отмене взаимных анафем между католическим Римом и православным Константинополем.
Фундаментализм — термин, возникший как самоназвание групп американских протестантов, выступивших против либерального протестантского рационализма и отвергавших любую критику Библии (как течение сложились в южных штатах США в 1910-х гг.). Сегодня трактуется расширительно для обозначения любого (чаще всего относимого к исламским странам) социального и культурного движения, сторонники которого выступают за неизменность обрядов и основных принципов вероучения, против попытки их модернизации, изменения или отклонения от них, за восстановление первоначальной чистоты, «возвращение к истокам». По существу, это консервативное идейное течение. Фундаментализм близок к различного типа ортодоксии. Он возникает в условиях кризиса какого-либо движения и, как правило, противостоит, втом числе насильственными средствами, процессу перемен, обновлению. До исламских фундаменталистов были известны движение католических «интегристов», отвергших 2-й Ватиканский собор, в православной Греции — «старокалендаристов», в России — старообрядцев, не принявших церковных реформ XVII в. и ставших оппозиционными или враждебными официальной Православной церкви.
461
Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 219; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!