РЕЛИГИОЗНЫЕ И ЦЕРКОВНЫЕ ИНСТИТУТЫ
Необходимо различать два понятия: церковные институты и религиозные институты. Это не одно и то же.
Церковь появилась только с возникновением христианства, т.е. 2000 лет назад. Религия, учитывая и ее ранние формы, возникла 30—40 тыс. лет назад. Таким образом, религиозные институты намного старше церковных.
ЦЕРКОВЬ [ от греч. kyriake (oikia), букв. — божий дом] — 1) специфическое для христианства понятие мистического сообщества верующих («верных»), в котором осуществляется единение человека с Богом через совместное участие в «таинстве» (прежде всего евхаристии). Универсальный («вселенский*»), «кафолический» («соборный») характер церкви как мистического «тела Христова» и «полноты Святого Духа» делает невозможным ее отождествление ни с какой этнической, политической и др. общностью (племенем, нацией, государством); 2) христианский храм; 3) в расширенном словоупотреблении — организация последователей той или иной религии на основе общности вероучения и культа.
Подавляющее большинство церковных и религиозных институтов относится не к фундаментальным, а к частным, неосновным институтам, поскольку фундаментальным институтом человеческого общества, наряду с семьей, производством, государством и образованием, служит сама религия. Религия — понятие более широкое, чем церковь.
Частные институты — это социальные практики. Например, исповедь есть не учреждение или совокупность учреждений, а многовековая практика, имеющая свои технологию исполнения, правила и нормы поведения, круг исполнителей и аудиторию (совокупность исповедуемых), систему ста-
|
|
451
тусов и ролей. Точно так же нужно понимать и все другие религиозные и церковные институты.
Среди религиозных институтов можно назвать, в частности, институт богослужения, институт вероучительства, институт шаманства, оккультно-мистические институты, мистерии как религиозный институт архаичной эпохи, институт ритуального посвящения, институт крещения. Важным религиозным институтом является секта — отклонение от официального религиозного направления.
Богослужение представляет совокупность особых обрядов — таинств, поклонение святым, иконам и скульптурам, соблюдение постов, призванное поддерживать постоянство и активность религиозных чувств верующих. Во время богослужения происходит чтение священных книг, хоровое песнопение, проповеди, коллективные молитвы, совершение обрядов, коленопреклонение, отбивание поклонов. Богослужение, подобно драматическому театральному действию, происходит только на заранее подготовленной площадке в специальном культовом здании — храме или соборе. Архитектура храмов, создаваемая многие тысячелетия, имеет свою эстетику и символику. Красота культовой архитектуры придает особую величественность богослужению. Внешняя эстетика храма гармонирует с его внутренним убранством и усиливается коллективными молитвами, песнопениями, органной музыкой, церемониальными действиями священнослужителей.
|
|
Молитва — важная составная часть богослужения, являющаяся словесным обращением человека к Богу с просьбой о чем-либо. Молитвой именуют обращение верующего к божеству. Этнографы утверждают, что молитва, как религиозный обряд, сложилась на основе языческих заговоров и заклинаний, как элемент вербальной магии (магии слова). Вначале она входила в
Врезка
М . Гаспаров
Молитвы , жертвы , гадания
Молитва — это разговор с богом. Грек становился лицом к тому богу, которому молился, протягивал к нему руки и вслух произносил сперва обращение к богу, потом похвалу ему, потом свою просьбу, потом обещание благодарности за исполнение этой просьбы. Если он молился в храме, то протягивал руки к статуе бога; если небесным богам — то к нему; если речным или морским — опускал их в воду; если подземным — ударял ими по земле или топал ногою. Современный верующий на молитве стоит спокойно (иногда на коленях), сложив руки перед грудью, и молится про себя, уверенный, что его бог услышит и такую молитву. Но грек разговаривал с богом, как с человеком, и на колени не вставал никогда. Жертва — это угощение богу. Если бог помогает человеку во всех делах, то от всякой удачи нужно с ним делиться. Когда собирали урожай, то первые колосья и первые плоды приносили богу. Когда пили, то перед каждым пиром несколько раз плескали вином наземь. Когда ели, то откладывали для
|
|
бога специально выпеченное печенье или медовую лепешку. А когда ели мясное — в бедном греческом быту это было нечастым праздником,— то делиться с богом было обязательно. Тогда и устраивались те жертвы быков, овец, коз и свиней, о которых чаще всего упоминается в книгах,
Перед храмами, а часто и отдельно, на площади или перекрестке, стояли алтари. Алтарь — это божий стол: прямоугольная глыба, земляная или, чаще, каменная, иногда маленькая, иногда очень большая. На нем разводился священный огонь. (Ъловню G огня опускали в сосуд с водой — в этой воде присутствующие омывали руки, чтобы очиститься перед жертвоприношением. К алтарю
|
|
452
обряд жертвоприношения, но затем отделилась от него и стала самостоятельным действием. Под молитвой подразумевается не только обращение верующего к божеству, но и канонизированный текст обращения.
В христианстве различают несколько типов молитв, в зависимости от того, какие стремления молящегося они выражают: восхваляющие, благодарственные, простительные и др. Молитвы бывают коллективные и индивидуальные. Они совершаются во время богослужений в храмах, молитвенных домах, на кладбищах. В коллективной молитве можно не участвовать, а просто присутствовать, наблюдая в храме со стороны. В индивидуальной молитве необходимо глубокое религиозное погружение и сосредоточенность.
Молитв в христианстве много и все они канонизированы, т.е. строго расписан их порядок и сроки. Богослужебный канон в Православии включает в себя годичный, недельный и суточный круги. На каждый из дней недели предназначены особые молитвы и песнопения. В субботу и воскресенье они носят торжественный характер, в среду и пятницу — печальные. Круг суточного богослужения включает девять служб: вечерня, повечерия, полунощ-ница, утренняя, а также на первом, третьем, шестом часах, на литургии (называется центральным богослужением) и на девятом часе.
ЛИТУРГИЯ (греч. — «общественная служба»). В православной церкви — Божественная литургия — главное богослужение суточного круга, совершается в дообеденное время (отсюда другое название — обедня). Порядок службы восходит к IV в. Божественная литургия включает 3 части: проскомидия (греч. — «принесение») — символическая священная подготовка Святых Даров (хлеба, просфор, и красного вина), производится на жертвеннике, как прави-
подводили жертвенное животное, обрызгивали его водой, осыпали жареным ячменем и солью, а потом оглушали ударом дубины и быстро зарезали. Затем начиналось угощение богов. С туши сдирали кожу, вырубали спинную часть, обкладывали жиром и внутренностями и сжигали на алтаре. Жирный дым всходил к небу: небесные боги могли лакомиться жертвою. Для подземных богов жертву зарывали в землю. Несколько кусков мяса уделялось жрецам и храмовым служителям. Остальные съедались на пиру. Люди ели мясо и чувствовали себя сотрапезниками богов. Иногда жертва была особенной — очистительной. Если человек совершил нечаянное убийство, он должен был покинуть родину и искать очищения на чужбине. Его не спрашивали, в чем дело; жрец зажигал огонь на алтаре, закалывал молочного поросенка, обрызгивал его кровью руки пришедшего, а потом омывал их священной водой и вытирал. Это означало, что кровь смыта кровью, и человек может возвращаться к сородичам. А очистительного поросенка не сжигали, чтобы не осквернять огня: его закапывали в глухом месте и возвращались оттуда, не оглядываясь.
Иногда жертва предназначалась для гадания. Такие жертвы приносились перед сражениями. Зарезав животное, смотрели, как горит на алтаре его мясо, особенно хвост; если хвост скручивался, это предвещало трудности, если конец его опускался вниз — неудачу, если поднимался вверх — удачу. Выпотрошив животное, смотрели на его внутренности, особенно на печень: если вид их казался необычным, это значило, что животное нездорово и, стало быть, неугодно богам, — боги не насытились и требуют новой жертвы. Чтобы добиться добрых знамений, приходилось иной раз закалывать не один десяток баранов или овец. При каждом войске гнали на всякий случай небольшое жертвенное стадо.
Были и другие способы гадания. 1адали по полету птиц, по крику птиц, по грому и молнии, по кометам и затмениям, по плеску воды и дыму ладана. В Додонском лесу гадали по шелесту листьев священного Зевсова дуба. В особенном почете были гадания по вещим снам. Источник : Гаспаров М . Занимательная Греция: рассказы о древнегреческой цивилизации
453
ло, при закрытом алтаре; литургия оглашенных (т.е. готовящихся к принятию Крещения) — произнесение ектений, хоровое пение псалмов, чтение Апостола и Евангелия и т.д.; литургия верных — освящение Святых Даров (пресуществление их в Тело и Кровь Иисуса Христа), причащение священнослужителей и верующих, произнесение ектений, хоровое исполнение песнопений (главное — евхаристический канон). Циклы литургических песнопений созданы многими русскими композиторами (в их числе П.И. Чайковский. СВ. Рахманинов). В католицизме и протестантизме Божественной литургии соответствует месса.
Некоторые институты относятся и к церковному, и к религиозному кругу, например институт вероучительства. Он существует и в буддизме, и в католицизме, и в православии. То же самое можно сказать и об институте богослужения. К числу религиозных институтов архаичной эпохи надо отнести тайные мужское союзы, сыгравшие определяющую роль в социальной организации архаичных культов. Таким образом, наряду со специфическими частными институтами, принадлежащими по преимуществу или исключительно одному кругу, можно всегда найти такие социальные практики, которые присущи обоим кругам. Их можно именовать универсальными.
На примере ашрама можно видеть особенности функционирования архаичных религиозных институтов. Ашрам представляет собой группу лиц — учеников и последователей, объединившихся вокруг харизматического наставника (вдохновенного проповедника одной из бесчисленных вариаций
Врезка
Е.Г. Балагушкин
Религия как социокультурное явление
Основатель ашрама занимает высшую сакральную позицию , часто объявляется аватарой ( воплощением одного или нескольких богов ), а вся деятельность этого архаического института направлена на чудодейственное совершенствование здоровья и спиритуальных способностей ашрами - тов . В отличие от сект и церквей здесь не идет и
речи об установлении на земле царства небесного или же о спасении души . Очевидно , что ашрам явился результатом видоизменения мистических групп , возглавлявшихся в глубокой древности всемогущими магами . Ашрам обладает полиморфной структурой и многообразием функций : это и место совершения регулярной ритуальной обряд-
ности , праздничных богослужений , и религиозная школа , где читаются проповеди и проводятся диспуты ; это и братство верующих , разделяющих между собой общий коммунальный быт . Вместе с тем ашрам — центр врачевания и изучения психофизиотерапевтических методов совершенствования души и тела ( медитации , дыхания , голодания , гимнастики и т . п .), а также и место паломничества жаждущих получить мудрый совет и духовное утешение — несколько схожее в этом отношении с ролью обители монастырских старцев в русском православии . В отличие от церкви ашрам менее институциали - зирован , у него нет жесткой организации , взаимоотношения ашрамитов с гуру не столь формальны как в церковной жизни взаимоотношения мирян с духовенством . В ашраме доминируют межличностные отношения наставника со своими учениками , главную роль играет не формальный статус гуру , а его личная известность , авторитет и влияние , «способности» творить чудеса или завораживать внимание аудитории своим красноречием , виртуозным исполнением театрализованных обрядов , включающих декламацию , пение , музыку и танцы .
Источник : Введение в культурологию : Курс лекций / А . И . Арнольдов , А . Н . Лазарев , Е . Г Балагуш - кин . М ., 1993. С . 104-105
454
индуистского вероучения и культа) и постоянно проживающих вместе с ним или его преемником.
Понятие «церковный институт», или «институт церкви» нуждается в разъяснении. В названии некоторых нетрадиционных сект и культов присутствует слово «церковь»: «Церковь сатаны», «Церковь саентологии», «Церковь объединения» и т.д. Причины его появления специалисты видят в рекламных и престижных устремлениях их основателей, а также в наличии разветвленной организационно-управленческой структуры.
Первые христианские храмы появились еще в I в . н . э .
Церковь — религиозная организация, направляющая жизнь прихожан в соответствии с основными принципами вероучения. Она характеризует не все мировые религии. Правильнее именовать институтом церкви только те организационные структуры и социальные практики, которые относятся к двум традиционным и самым главным христианским религиям — католицизму и православию. К примеру, в исламе нет институционального аналога церкви, как нет и духовенства.
Первоначально в I в. н.э. христианство еще не знало церковной организации. Институт священства заменяли пророки, учителя, апостолы, проповедники, которые выходили из числа рядовых верующих и отличались в общей их массе харизмой. По мере сосредоточения руководства в христианских общинах в руках пресвитеров, диаконов, а затем епископов формируется институт священства. Епископы становятся блюстителями веры, пастырями, надзирающими за прихожанами, а также начинают распоряжаться имуществом христианской общины. По мере роста общин епископы окружали себя должностными лицами, в круг обязанностей которых входила проповедническая деятельность наряду с финансовой, судебной и пр.
455
В большинстве случаев церковь представляет собой формальную организацию с развитой, иерархически организованной бюрократической структурой. В православии таковой системой является: патриарх (глава церкви), митрополит, архиерей, протоирей и пр. Во внутренней структуре таких церквей четко выделяется особая профессиональная организация (прослойка) священнослужителей — клир, и, соответственно, существует жесткое разграничение на церковников и мирян. Такая структура характерна, например, для православия и католицизма, но она отсутствует в ряде протестантских конфессий (их принцип — «идея всеобщего священства»).
Церковь — это тип религиозной организации со сложной и строго централизованной системой отношений между священнослужителями и верующими. Но верующих нельзя уподоблять служащим на предприятии, которые состоят в данной организации, заключают контракт, выполняют пред-
Врезка
Г. Гоббс
Богаво и кесарево
Слово церковь (ecclesia) обозначает в книгах священного писания разное. Иногда (хотя не часто) оно употребляется в смысле дома божьего , т.е. храма, в котором христиане собирались для совершения публичного богослужения, как (1 Кор. 14, 34) «жены ваши и в церквах да молчат», но здесь это метафорически применено к происходившим там собраниям и с тех пор стало применяться к самим зданиям в целях различения между христианскими и языческими храмами. Храм Иерусалима был домом божьим и домом молитвы, и таким же образом всякое здание, посвященное служению Христу, называется домом Христа , поэтому греческие отцы церкви называли такое здание »домом господним» , и отсюда перешли в наш язык названия кирха и церковь . Церковь, если слово берется не в смысле дома, означает то же самое, что ecclesia означало в греческих государствах, а именно, собрание граждан, созванное с целью выслушать речь должностного лица, и что в римском государстве называлось concio, как тот, кто выступал с речью, назывался ecclesiastes и concionator. И если такое собрание созывалось законной властью, оно являлось ecclesia legitime — законной церковью (Деян. 19,39); если же такое собрание представляло собой шумное и мятежное сборище возбужденных людей, тогда оно являлось «беспорядочной церковью». Иногда под этим словом подразумеваются люди, имеющие право быть членами таких собраний, хотя фактически не собранные, т.е. подразумевается совокупность всех христиан, как бы они ни были рассеяны, как там, где сказано (Деян. 8,3), что «Саул терзал церковь», и в этом смысле Христос назван главой церкви. Иногда же под словом церковь подразумевается лишь определенная часть христиан, как, например, в словах (Колосс. 4,15): «Приветствуйте домашнюю церковь его»;
иногда также подразумеваются лишь избранные, например в следующих словах (Ефес, 5,27): «Славная церковь, не имеющая пятна или порока, святая и непорочная», где подразумевается торжествующая церковь или грядущая церковь . Иногда под этим словом подразумевается собрание исповедующих христианство независимо от того, искренне ли они исповедуют его или лицемерно, как это следует понимать там, где говорится (Матф. 18,17): «Скажи церкви, а если и церкви не послушает, то да будет он тебе как язычник или мытарь». Только в этом последнем смысле можно говорить о церкви как о едином лице, т.е. что она имеет
способность желать, произносить, приказывать, заставлять повиноваться себе, составлять законы или совершать какое бы то ни было другое действие.
В соответствии с этим смыслом я определяю церковь как общество людей , исповедующих христианскую религию и объединенных в лице одного суверена , по приказанию которого они обязаны собраться и без разрешения которого они не должны собираться . И так как во всех государствах всякое собрание, не имеющее разрешения гражданского суверена, является незаконным, то точно так и церковь, собравшаяся в каком-либо государстве, запретившем ее собрание, является незаконным собранием. Гоббс Т . Избр. произведения: В 2 т. М., 1965. Т. 2: Левиафан. Гл. XXXIX. С. 459-462, 463,464
456
писанные обязанности, получают зарплату. Верующие приходят в церковь добровольно, никакого контролируемого членства здесь нет.
Римская католическая церковь — самый древний и мощный церковный институт на земле, подчиняющий своему влиянию верующих в Италии, Испании, Португалии, Франции, Бельгии, Австрии, Польше, Венгрии, Чехословакии, Прибалтике, в западных областях Белоруссии, Украины, в латиноамериканских государствах. В 1990 г. насчитывалось до 900 млн ее приверженцев.
Организация католической церкви отличается строгой централизацией, иерархическим характером; центр — папство, глава — римский папа, резиденция которого — Ватикан.
Русская православная церковь в нынешнем виде сложилась к 1448 г. Она разделена на несколько автокефальных церквей. Богословские основы определились в Византии в IX—XI вв. В Рос сийской Федерации православные составляют большую часть верующих. Существует также Русская зарубежная церковь.
Управление всей конфессиональной системой внутри каждой из этих церквей осуществляется особым институциональным органом — папством в католичестве и патриархией в православии.
Кроме того, в рамках той и другой функционируют частные институты, или социальные практики. Это прежде всего богослужебный институт, институт литургии и проповеди, институт паствы и клира, институт крещения и некоторые другие, а также учебные заведения, религиозные братства, монастыри, религиозные ордена.
Секты. Одним из религиозных институтов выступает секта. Она возникает в результате отделения от церкви части верующих и священнослужителей на основе изменения вероучения и культа. Среди отличительных черт института секты специалисты отмечают:
♦ ограниченное число последователей;
♦ контролируемое членство;
♦ изолированность от мирской жизни;
♦ оппозиционность к официальной церкви и властям; « непримиримость к инакомыслящим;
♦ претензия на избранность;
♦ отсутствие деления на священнослужителей и мирян.
Сектанты претендуют на особый сакральный статус — быть «избранными», «детьми бога», «чистыми» (т.е. освободившимися от земной греховности). Институт сектантства призван реализовать царство божье «здесь и теперь». Типичным примером является секта «Свидетели Иеговы». Для ее представителей характерен «отказ от мира» — жесткая изоляция от окружающих, даже от верующих православной церкви, моральная строгость и аскетизм (запрет на «развлечения»), вера в скорое пришествие на землю спасителя и уверенность в неизбежной гибели всех, не принявших сектантского учения, в «последней битве» — армагедон.
В отличие от церкви секта не требует долгого самосовершенствования, совершения морального подвига и через нравственное изменение своей приро-
457
ды постепенного приближения к подлинному идеалу христианина. Секта революционна, она предлагает все сразу, требуя идеологической преданности и воинственности. Создавая иллюзию достижения идеального состояния через 1,5, 10 лет, внушая приближение через такой-то срок конца света, секта воздействует на низменные чувства людей: панический страх, склонность к суевериям, скрытый мистицизм, желание сделать нечто без усилий и побыстрее.
Правда, среди них существует другой тип сект. Их называют рационалистическими. Они уповают не на божественное вмешательство свыше, а на собственные усилия по рациональному ведению хозяйства, пропагандируя религиозно-нравственный образ жизни. Такова секта шейкеров, которая раньше славилась своими мастерскими и превосходно налаженным сельским хозяйством.
В 1999 г. в России существовало более 6 тыс. всевозможных религиозных сект. В России в конце 1990-х гг. насчитывалось 10 тыс. (в Москве — 2 тыс.) организованных сатанистов, которые перед вступлением в секту обязаны были пройти специальные обряды, в которые входило поджигание церквей и человеческие жертвоприношения. Некоторые музыкальные группы, особенно тяжелого рока, являются, по мнению некоторых специалистов, филиалами сатанинских сект, а вербовка новых членов происходит прямо во время концертов и молодежных тусовок — в зале и за кулисами.
РЕЛИГИОЗНАЯ ЭТИКА
Если вера — основа религиозной гносеологии, то грех — одна из главных категорий религиозной этики, в которой грех воспринимается как моральное зло, состоящее в нарушении действием, словом или мыслью воли Бога. Понятие «греха» выделяется из более древнего и внеморального понятия «скверны» (как бы физической заразы или нечистоты, происходящей от нарушения сакральных запретов — табу). Теология выделяет «первородный» грех первых людей, последствия которого наследуются их потомками.
Парной категорией по отношению к греху является покаяние, которое осуществлялось в исповеди. Исповедь (покаяние) является в христианстве таинством — раскрытие верующим своих грехов священнику и получение от него прощения («отпущение грехов») именем Христа. В православии исповедующийся может получить разрешение, прощение, полное отпущение своих грехов не через свою молитву, а только через молитву священника. Молитвой именует обращение верующего к божеству. Но в исповеди молится не верующий, а иерей или поп. В этом и состоит суть очистительного таинства покаяния, которое приравнивается ко «второму крещению».
Грехи и прегрешения накапливаются не в душе или разуме, сознании или подсознании, а на совести. Совесть выступает внутренним критерием добродетели. Она представляет внутреннюю убежденность в том, что является добром и злом, осознание нравственной ответственности за свое поведение.
Отпущение грехов имело разные формы. Это могли быть не только пожертвования в пользу церкви, но также молитвы, посты и участие в паломничествах. Кроме того, каждый прихожанин имел возможность вместо духовного покаяния уплачивать денежный штраф. Именно эта форма привела к широко известной практике индульгенций.
458
Исповедь — один из религиозных ритуалов
Индульгенция (от лат. indulgentia — милость) в католической церкви представляет собой полное или частичное отпущение грехов, а также свидетельство об этом. Начиная с XII в. духовенство превратило индульгенции в прибыльный бизнес. Оно обменивало свидетельства об отпущении грехов на деньги. Торговля индульгенцией стала массовым источником обогащения духовенства.
Врезка
Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 373; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!