ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ Защитная функция



Первой универсальной функцией надо считать защитную. Она состоит втом, что при помощи искусственно созданных орудий и приспособлений — орудий труда, лекарств, военного оружия, транспортных средств, источни­ков энергии — человек неимоверно увеличил свои возможности приспособ­ления к окружающему миру, подчинения себе сил природы. Ему уже не страшны голод, наводнения, эпидемии. Совершенствование материальной культуры и ее стержня — научно-технической базы — создает новый тип цивилизации.

Правда, на каждую функцию обязательно находится противофункция, или дисфункция. На смену одним неблагоприятным факторам, устранен­ным техническим прогрессом, приходят другие неблагоприятные факторы, порожденные тем же прогрессом. Голод и чума побеждены, но истощается почва, вырубаются леса, отравляется вода, ухудшается экология, появляются новые болезни. И не только естественного происхождения, например, СПИД, но и искусственного, скажем, лучевая болезнь. Таким образом, ма­териальная культура, технический прогресс, с одной стороны, снижают уг­розу жизни и здоровью людей, а с другой — повышают ее. Функция сопро­вождается дисфункцией.

285

Креативная функция

Вторая фундаментальная функция культуры — преобразование и освое­ние мира. Ее еще называют креативной функцией (от лат. creatio — созда­ние). Исследуя и каталагизируя виды растений и животных, систематизи­руя типы элементарных частиц, экспериментируя над физическими явле­ниями, осваивая космическое пространство, человек расширяет среду обитания. Проявляется его любознательность, а не желание защититься. Овладение силами внешней природы идет рука об руку с овладением внут­ренними силами психики. На Востоке выработаны сложные системы пси­хотехники, медитации, боевых едино­борств и концентрации воли, нетради­ционные методы медицины, техники владения своим телом и сознанием. Человечество как бы раскололось на два мира: Запад преуспел в овладении внешней природой и материальным комфортом, Восток — в овладении внут­ренней природой и духовным комфор­том. Они взаимодополняемы. Нехватку материального комфорта на Востоке компенсируют совершенством духов­ного, отсутствие одного компенсирует­ся присутствием другого. На Западе все наоборот. Правда, сегодня Восток по техническому прогрессу догнал Запад, а Запад преуспел в овладении восточ­ной культурой духовного созерцания.

Коммуникативная функция

Третья функция культуры — коммуникативная. Она включает передачу информации в любом виде: устном и письменном сообщении, общении людей, групп, народов, использовании технических средств связи и т.п. Без общения с себе подобными невозможны ни общество, ни культура. Инфор­мационная изоляция от культуры наносит непоправимый ущерб человече­скому существу, особенно на ранней стадии социализации. Примером слу­жат так называемые феральные люди. Человечество изобрело множество видов и способов коммуникации. Это устный и письменный язык, искус­ственные языки типа азбуки Морзе, языка компьютерного программирова­ния, а также технические виды связи: радио, телеграф, телевидение. Искус­ственные помощники человека существенно превосходят естественных.

Например, телепатия — передача мыслей и образов на расстоянии, если и существует, то у очень немногих, а разговорный язык за сотни тысяч лет усовершенствовался по своему содержанию, но по техническим способам произнесения звуков остался практически тем же, хотя содержательный прогресс человеческой речи очевиден: усложнились грамматика и семан­тика языка, приемы ораторского мастерства, языки многих народов про­грессировали в сторону большего благозвучия, выразительности, разнооб­разия. Прогресс коммуникации заключается в возрастании мощности и дальнодействия средств связи, увеличении информационных потоков,

286

скорости передачи сообщений. Изменилась их общественная роль. Сегод­ня радио, телевидение и пресса, называемые «четвертой властью», высту­пают чуть ли не самым мощным каналом воздействия на умы и сердца людей. Более мощным, чем семья, правительство, группы сверстников. И это произошло в последние 50—100 лет. Раньше ничего подобного не на­блюдалось.

Практически человечество еще не успело как следует привыкнуть к новой ситуации. Возникают всевозможные накладки и дисфункции. «Четвертая власть» научилась весьма скрытно и эффективно манипулировать обществен­ным мнением, приобрела бесконтрольную власть над людьми. Средства свя­зи сделали индивида беспомощным в случае технических неисправностей: поломка телевизора, телефона, радио на какое-то время изолирует его от нор­мальной жизни. Дисфункция технических средств коммуникации проявля­ется еще и в том, что они подменяют естественные. Сегодня люди реже встре­чаются и переписываются, предпочитая перезваниваться. Содержание дале­ко не всех телепрограмм оказывает благотворное действие на людей. Информационная перегрузка, особенно детей, угрожает психическому здо­ровью людей.

Сигникативная функция

С коммуникативной тесно связана сигникативная функция культуры (от англ. sign — знак), буквально — функция приписывания значений и ценно­стей. То, что не вовлечено в культурный оборот человечества, как бы не имеет значения и ценности. Звездное небо над головой первобытного чело­века не имело никакого значения до тех пор, пока он не вовлек его в свой круг мифологических представлений, не составил небесных карт, помога­ющих в мореплавании, не построил астрономических теорий и не послал в космос спутники. С тех пор небо стало частью культуры. Каждое созвездие получило легендарную историю, наименование в научном каталоге, физи­ко-химические характеристики.

Так происходило с любыми естественными явлениями, которые друг за другом на протяжении сотен тысяч лет вовлекались в культурный оборот и получали наименование. Лес оставался скопищем деревьев, пока не стал укрытием, источником питания, обиталищем духов, охраняемым государ­ством лесопарком, городским сквером. С этих позиций дерево в лесу и де­рево под вашими окнами — разные деревья. Первое — часть зеленого насаж­дения, второе — элемент ландшафта. У них разные функции. Первое дает планете кислород, а животным — пищу. Второе затеняет от солнца, украшает прилегающую территорию, служит иным декоративным целям.

Итак, расширяя сферу культурного освоения мира, человек одновремен­но расширяет область обозначаемых предметов. В итоге объем культуры и объем предметов, приобретших ценность и значение, всегда совпадают. Это равновеликие явления. Но дело этим не ограничивается. Охватив сеткой значений определенную область природы, человек постоянно переимено­вывает, переобозначает, переоценивает что-то внутри этой области. Одни и те же предметы у разных народов и в разные исторические эпохи получа­ют разные значения и ценность. В результате мы можем встретить таких старожилов культурной ойкумены, у которых накопилось несколько десят-

287

ков, если не сотен, значений. В совокупности они составляют то, что мож­но назвать культурной или исторической биографией вещей.

Благодаря сигникативной функции культура предстает как осмысленное представление о мире, неважно в какой конкретной форме выражено это представление — в виде философской системы, поэтического стихотворе­ния, мифа, научной теории.

Маленькими кирпичиками, из которых они, эти конкретные формы, создаются, выступают знаки, символы, метафоры, формулы, цифры, риф­мы, имена, слова (рис. 16). Кирпичики складываются в более крупные объ­единения и получаются сонеты, поэмы, гипотезы, эмпирические факты, математические уравнения, статистические таблицы, легенды, эпосы и т.п. Наконец, здания объединяются в поселки, города, мегаполисы, страны, континенты.

Вот как это выглядит на схеме (рис. 17).

Рис . 16. Исходные кирпичики сигникативной функции

Рис . 17. Из маленьких кирпичиков строятся малые , средние и крупные здания : поэмы , гипотезы , романсы , таблицы

Итак, сущность сигникативной функции состоит в том, что культура предстает перед человеком как целостная система значений. Благодаря это­му люди понимают друг друга, общаются между собой, накапливают и рас-

288

пространяют информацию, углубляют и расширяют знания, обучаются, творят произведения искусства и научные теории.

Единство функций

Оно прослеживается в любом культурном явлении. Действительно, хотя функций много, все они легко обнаруживаются в любом культурном явле­нии, событии, предмете. Например, миф. В чем проявляется защитная функ­ция мифа? На первый взгляд ее вовсе не существует. Если, конечно, под мифом подразумевать простой вымысел неграмотного человека. Но это да­леко не так. Первобытный человек вообще ничего не придумывал. Он не умел этого делать. Сказки, вымыслы, фантазии появились позже — после того как возникли мифы.

Миф для наших предков заменял науку, историю, религию, искусство, политику, а иногда и экономику. Не понимая, куда деваются души умерших, почему происходят засуха, гроза, наводнения, древний человек создавал совершенно правдоподобное — с его точки зрения — объяснение случивше­муся. Придуманные боги служили заменителем первопричины всего суще­го. Создание мифа успокаивало наших пращуров, делало мир более осмыс­ленным, упорядоченным, понятным. Если духи сердятся, значит надо задоб­рить их жертвоприношением, молитвой или иным ритуальным действием. Это было просто и понятно обитателям пещер.

Одновременно миф выполнял коммуникативную функцию, ибо на 70— 90% жизнь первобытного человека вертелась вокруг мифологии: готовясь к охоте, люди отправляли охотничьи ритуалы и задабривали бога охоты; го­товясь к пахоте, севу, родам, переезду на новое место, свадебной церемонии, возведению ирригационного канала и проделывая многое другое, первобыт­ные люди обязательно касались мифов. А уж о роли мифа в социализации и обучении молодежи, в скрашивании досуга и говорить не приходится.

Сигникативная функция подразумевает множество знаков, дат, имен, выражений, жестикуляций, обрядовых танцев, хоровода и коллективных танцев, каждый из которых нес определенный смысл, значение, эмоцио­нальный заряд. Благодаря мифу окружающая среда приобретала осмыслен­ность и упорядоченность. Вся родословная племени фиксировалась только в мифе, передающемся изустно. Вся история племени, правила поведения, моральные наставления регистрировались в мифологической форме. В труд­ных жизненных ситуациях, когда люди не знали, как поступить, обращались за советом к мифу.

Постепенно миф из небольшой объяснительной схемы разрастался в стройную мировоззренческую систему, охватывающую все первобытное общество. В расширительном смысле его можно назвать протокультурой.

Нормативная функция

Не менее важную роль выполняет нормативная функция культуры. Она проявляется в том, что именно культура ответственна за создание норм, стан­дартов, правил и рецептов поведения людей, которые имеют самое разное наи­менование: обычаи и традиции, табу, запреты, директивы, рекомендации, раз­решения, приказы, постановления, распоряжения, законы, конституционные

289

акты, этикет, манеры, нравы. Их можно назвать первокирпичиками норматив­ной функции. Они напоминают первокирпичики сигникативной функции. Из этих кирпичиков образуются здания — более крупные и сложные комплексы. Так, значительное число кирпичиков объединяется в понятие «право». Еще одна группа норм именуется моралью (включая и повседневные правила поведения). Наконец, третья область называется идеологией.

Нормы — это указания на то, как должен вести себя человек в данном обществе, если он стремится соблюдать интересы других индивидов. Пра­вила должного или достойного поведения указывают только общие рамки, но не содержание поступка. Нормы могут разрешать, запрещать, рекомен­довать. Стало быть, они имеют также стимулирующий характер.

Всю совокупность существующих в обществе норм — а их великое число, мы даже не подозреваем о том, насколько много их в современном обществе, — условно можно расположить вдоль одной прямой, на одном конце которой расположатся нормы, сильно связанные с жизненно важными для общества ценностями, а на другом — слабо или вовсе не связанные с ними. В результате мы сконструировали удобный континуум видов культурных норм (рис. 18). Один полюс назовем ценностным, адругой — рациональным (неценностным).

Рис 18 Континуум культурных норм

Удивительно, но все известные нам комплексы норм — мораль, право, идеология — сконцентрировались на правом полюсе. Левый остался голым. Не понятно, зачем он вообще нам понадобился. Однако не будем спешить с решением.

Существует множество правил, норм, запретов, которые никак не назо­вешь ни моральными, ни правовыми, ни идеологическими. Например, дви­гаясь навстречу пешеходному потоку, держись правой стороны. Или: нахо­дясь на льду, передвигай ноги медленно.

На производстве нас окружает огромное число правил техники безопас­ности, и новички сдают специальный экзамен. Проверку знаний правил движения должны выдержать и те, кто желает получить водительское удос­товерение. Немало норм, правил и рекомендаций есть в экономической сфере. Одни указывают на то, как надо вести себя при заключении догово­ра, а другие — как вести себя на следующим за этим банкете.

Политические правила игры прекрасно знают дипломаты и политики. Они осведомлены о том, какую часть правды следует доверять средствам массовой информации, в каких случаях и государственному деятелю како­го уровня следует посылать поздравления, заверенные первым лицом или советником министерства.

Правила повседневного общения руководят нашим общением с соседя­ми, родными, знакомыми, сослуживцами. С детства нас учат тому, что здо­роваться на улице надо только со знакомыми. Однако детишки часто здо­роваются со всеми подряд. Так они воспринимают — на свой манер — пра­вила хорошего тона.

29С

Как видим, не идеологических, правовых и моральных правил на свете гораздо больше. Они-то и заполняют середину континуума и его правую половину. Ну а что мы поместим на втором полюсе? К максимально рацио­нальным надо, видимо, отнести те правила, которые в наивысшей степени нейтральны по отношению к любой оценке или ценности. Скажем, прави­ло «обходи идущего навстречу справа» обладает именно таким свойством. Трудно назвать его моральным, юридическим или идеологическим. Оно прагматическое, утилитарно-практическое, но не универсальное. В Англии движение автомобилей и пешеходов происходит в ином порядке. Не суще­ствовало этого правила и в традиционном, например, племенном или сель­ском обществе, где никакой уличной толпы просто нет.

Культуры и страны мира можно — опять же условно — поделить на куль­туры интенсивного насыщения нормами и культуры неинтенсивного насы­щения. Из европейских стран больше всего норм, правил, стандартов, за­конов, по единодушному мнению специалистов, существует в современной Германии. Она — абсолютный рекордсмен. На второе место обычно ставят Англию. Другие страны располагаются вслед за ними в убывающем поряд­ке. В конце находятся страны Восточной Европы, в том числе Россия.

Высока насыщенность нормами, обычаями и традициями восточных куль­тур. Условно выражаясь, количество традиций и обычаев на квадратный ки­лометр территории наиболее высоко в Китае, Индии, Японии. Здесь почти всякое явление жизни, тем более культурное явление, как-то обозначено, нормировано, оценено. Именно здесь обнаружены наиболее тонкие и разра­ботанные правила этикета. Дыхание, питание, движение, охрана здоровья, уход за телом, эстетические переживания, созерцание и общение с природой, правописание и стихосложение, отношения младших к старшим, мужчины к женщине, детей к родителям здесь подчинены строгим правилам традиции.

Как видим, по интенсивности норм и правил жизни страны Запада и Востока почти не различаются. Различен лишь характер норм. На Западе преобладают рациональные нормы, на Востоке — ценностные. Говоря о наличие норм в культурной жизни страны, мы включаем сюда и степень соблюдения этих норм. Насыщенность культуры нормами предполагает не просто провозглашение их, но также уважение и подчинение им. Попыта­емся выразить нашу мысль схематически (рис. 19).

Рис . 19. Различие стран по степени насыщенности культуры нормами

291

Нормативную функцию можно измерять не только степенью насыщенно­сти культуры обычаями и традициями. Специалисты вводят в употребление термин «нормативная избыточность» для того, чтобы указать на другой ас­пект культурных норм — меру их жесткости. Считается, что чрезмерная рег­ламентация поведения характерна для обществ с бедной культурой. Можно ли к ним относить Россию? Жесткая нормативность помогает поддерживать социальный и идеологический порядок, но мешает творчеству и затрудня­ет внедрение инноваций. Несомненно, эти признаки были присущи Совет­ской России. Но у культурологов речь идет о небольших обществах, скорее всего о примитивных племенах. И это верно. Французский социолог Э. Дюрк-гейм описал такие культуры под именем механической солидарности. Она присуща всем первобытным культурам, где нет развитой личности и инди­видуальных свобод, где коллектив осуществляет безраздельный контроль над всеми сторонами общественной жизни, где регламентации подвергаются малейшие поступки и проступки. Э. Дюркгейм говорил о репрессивном праве. Но ведь и в СССР господствовал коллективизм. Права человека не соблюдались, а репрессии были практически узаконены. Не сделать ли от­сюда вывод о том, что и СССР, несмотря на огромные размеры и развитую промышленность, в каком-то смысле оставался еще на древней стадии ме­ханической солидарности?

Противоположным состоянием общества является аномия — отсутствие каких-либо норм и законов (от лат. anomia — отсутствие норм). И эту проблему в свое время глубоко изучил Э. Дюркгейм, который, собственно говоря, и ввел в научный оборот сам термин. Оба крайних положения — нормативная не­достаточность и нормативная избыточность, жесткость и слабость норм — одинаково плохо сказываются на современном обществе. А почему? Изобра­зим ситуацию схематически (рис. 20).

Рис . 20. Три области нормативной функции культуры

Регламентация поведения — и мягкая, и жесткая, — которая вытекает из нормативной функции неизбежно накладывает ограничения на свободу дей­ствий человека. Нормы, а их в окружающей жизни бесчисленное множество, по каждому пустяку говорят нам: это можно, а это нельзя. Пытаясь вписаться в круг обязанностей, мы непременно что-то подавляем в себе. А всякое по­давление связано с неудовольствием, напряжением, конфликтностью. 3. Фрейд разработал специальную теорию, согласно которой культура — это непременно что-то репрессивное, насильственное.

292

Возможно, что великий психоаналитик впадал в крайность, сводя куль­туру к подавлению и вытеснению. Но совершенно очевидно, что соблюде­ние культурных норм, часто вопреки своим желаниям и капризам, дается психике нелегко. Любое напряжение требует компенсации, а таковым мо­жет служить только расслабление — отдых, ничегонеделание, переключение на другое занятие, досуг.

И здесь на помощь человеку приходит культура. Досуг в современном обществе немыслим вне общения с музыкой, театром, живописью, кино, всевозможными развлечениями. Утонченные японцы любят созерцать при­роду, особенно когда цветет сакура.

Релаксационная функция

Следующая функция культуры — релаксационная. Релаксация (от лат. relaxatio — ослабление) — искусство физического и психического расслабле­ния, разрядки. Естественные средства разрядки — смех, плач, приступы гне­ва, физическое насилие, крик, объяснение в любви, исповедь. Все они отно­сятся к разряду индивидуальных. Они недостаточны для того, чтобы снять коллективное напряжение. Для подобных целей служат стилизованные фор­мы снятия напряжения — увеселения, праздники, фестивали, ритуалы.

Смысл праздника заключается вовсе не в том, что в этот день не надо ра­ботать. Это не праздник, а нерабочее время. Праздник — особо торжествен­ные моменты, когда накопившееся напряжение снимается в возвышенно эстетической и эмоционально восторженной форме. Это моменты наиболь­шей радости. Причем радости дозволенной, регламентируемой, поскольку праздничные дни заранее объявляются и к празднику готовится все общество.

По мнению выдающегося отечественного культуролога М. Бахтина, в праздничные дни все переворачивается вверх ногами. Анализ «смеховой культуры» эпохи Возрождения убедил его, что в праздничные дни позволя­ется делать то, что под страхом смерти запрещается в обычные, а именно подвергаются осмеянию божества и патриотические чувства. Идеологиче­ские идеи и политические кумиры. Это время дозволенной критики.

Сходную роль выполняет ритуал. Ему свойственна особая торжествен­ность, ритм, ритмическая и интонационная насыщенность. Средством ре­лаксации выступает игра. Ее сущность заключается в удовлетворении вле­чений символическими средствами. Играя в войнушку или дочки-матери детишки одновременно верят и не верят в реальность происходящего. Они осознают «ненастоящность» игры, но отдают ей все силы, как будто это ре­альное состязание или действо. Символика игры создает особую психоло­гическую установку испытания человеческих возможностей: по-настояще­му убить человека нельзя, а в войнушке можно. Игра не только расслабля­ет, она тренирует мастерство, умение выкручиваться в рисковых ситуациях, усиливает мотивацию к достижению. И фа хороша тем, что вызволяет на свет божий спрятанные внутри бессознательные импульсы, тайные влечения и пристрастия, запрещаемые культурой. Таким образом, и во время игры мож­но обходить нормы. Через игру реализуются скрываемые сексуальные мо­тивы и пристрастия (игры в бутылочку, «я садовником родился» и т.п.), мотивы смерти (войнушка, гладиаторские бои, коррида). В древности мно­гие игры носили характер нешуточных развлечений: в Риме гладиаторские

293

бои, в средневековой Европе публичные казни, в России кулачные бои, медвежья травля. Сегодня все они заведены в компьютерные игры.

Специальные средства релаксации — фильмы ужасов, эротические филь­мы, фильмы катастроф, детективы, боевики, приключенческие романы. И они позволяют символически совершить — вместе с героями — те дей­ствия, которые запрещены культурой или невозможны из-за каких-либо условий. Последнее достижение индустрии развлечений — приключения и путешествия в виртуальных компьютерных мирах. Туризм, дома отдыха, са­натории, пансионаты, детские лагеря отдыха издавна служили еще одним ис­точником расслабления и отдыха. На смену пионерским лагерям в нашей стране пришли лагеря скаутов.

Перечисленные средства релаксации по-разному воздействуют на лич­ность человека. Одни из них оказывают даже негативное или вовсе разру­шающее действие. В частности, под влиянием криминального экрана чис­ло подростковой преступности во всех либо в большинстве стран мира рез­ко пошло в гору. Алкоголизм и наркомания служат массовым средством релаксации, но они осуждаются либо преследуются законом во всех циви­лизованных странах. Хотя пьянство помогает снять психическое напряже­ние, выговорить накипевшее, удовлетворить бессознательные витальные влечения.

Порнография во многих странах запрещена, как запрещена и проститу­ция. Хотя никто не сомневается в том, что они — одно из средств расслаб­ления, и в психологическом плане дают человеку много позитивного. Под особый контроль государства в цивилизованном обществе взяты азартные игры в карты, рулетка, казино. Доступ в них ограничен. В отличие от кази­но, доступ в которое ограничивается извне, в клубы по интересам доступ ограничивается изнутри. Правильнее сказать, что членство в таких клубах специализированное. Например, в клуб «Кому за 30» или клуб толстяков приходят только те, кого это напрямую касается.

На другом полюсе воображаемой шкалы находятся позитивные, одобряе­мые обществом средства релаксации, например, посещение театров, музе­ев, созерцание природы, отдых на природе и т.п. Приобщение к высокому искусству оказывает на личность не разрушающее, а созидающее влияние. Ему есть особое название — катарсис (греч. Katharsis — очищение). Оно вошло в современную культуру с легкой руки великого древнегреческого философа Аристотеля, считавшего, что целью трагедии выступает очище­ние духа при помощи страха и сострадания. Катарсис одновременно озна­чает и возвышение духа, освобождение его от опеки суетного бытия и сосре­доточение на том, что единственно и заслуживает внимания — на вечном.

Попытаемся систематизировать все проявления релаксационной функции культуры тем, что построим условную схему и разместим их на ней (рис. 21).

Рис . 21. Формы пелаксации по общественно значимому критерию

294

Цивилизованное общество настойчиво ищет пути устранения отрица­тельных форм релаксации, каналы их вывода из культуры. В одних случаях для этой цели усиливают запретительные санкции и принимают каратель­ные меры. Например, в ряде стран Юго-Восточной Азии к тем, кто распро­страняет наркотики, применяется смертная казнь либо пожизненное заклю­чение. В других случаях им ищут функциональную замену. В частности, расширяют сеть развлекательных и научно-познавательных учреждений, которые могли бы конкурировать с пьянством и наркоманией как негатив­ными формами релаксации.


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 413; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!