КУЛЬТУРНЫЙ ФУНКЦИОНАЛИЗМ Б . МАЛИНОВСКОГО
Одним из первых функциональную концепцию культуры разработал английский социолог польского происхождения Бронислав Малиновский (1884—1942). Он понимал культуру как единое целое, все части которого тесно связаны (интегрированы) друг с другом и выполняют по отношению к нему какую-либо позитивную функцию. Б. Малиновский считал, что в культуре нет ничего лишнего, как и у человека нет лишних потребностей. В ней все функционально связано друг с другом. А то, что кажется лишним, свидетельствует о нашем непонимании местной культуры. Тогда оказывается, что всякое культурное событие или явление благотворно, что оно наделено функцией. Надо только обнаружить ее. Подобная логика нацеливала ученых искать все побочные и неочевидные связи культурных явлений, которые запрятаны в толще реальности.
В основе теории Б. Малиновского, изложенной в книге «Научная теория культуры» (1944)', лежит система человеческих потребностей. Над первичными потребностями в добывании пищи, крова, обороны и воспроизводства надстраиваются вторичные, но уже не природные, а культурные. Культура выступает инструментом удовлетворения первичных потребностей людей и одновременно как совокупность артефактов, организованных традицией. Одной из таких потребностей выступает секс.
Многие этнографы, в частности Морган, были убеждены в том, что в первобытном обществе процветал промискуитет — беспорядочные половые отношения. Человечество долго боролось с ним и наконец полностью запретило его. Сегодня он выглядит явным анахронизмом, т.е. культурным пережитком. Но Малиновский считал иначе: внебрачные связи вполне функциональны, именно поэтому они дожили до наших дней и именно поэтому цивилизованное общество не особенно-то с ними боролось. Внебрачные связи функциональны по многим причинам: они снимают демографическое напряжение там, где женщины численно превосходят мужчин, а кроме того, способствуют разрядке сексуальных напряжений и удовлетворяют романтические склонности. Ведь совершенно очевидно, что для современного человека любовь остается ценностью сама по себе и не совпадает с ценностями семейной жизни. Ясно, что современная форма промискуитета только укрепляет брак.
|
|
Malinowski В. A Scientific Theory of Culture, and Other Essays. N.Y., 1960.
295
Ничего лишнего ни в одной культуре нет. Если обычай устойчиво воспроизводится (а иначе он не был бы обычаем), то он зачем-то нужен. Мы считаем его вредным или бессмысленным только потому, что еще не обнаружили его функциональной связи с первичными потребностями. Пережиток — это культурное явление, потерявшее свою функцию.
Однако функция и причина явления — вещи разные. Причина возникновения конкретного явления не объясняет его функций в современной культуре. Город возник как военное укрепление, а сегодня это центр промышленности, науки и культуры. Театр родился из религиозного культа, а превратился в очаг светского искусства. Поскольку исторический метод, т.е. анализ происхождения вещей и явлений, не помогает тому, кто занят функциональным рассмотрением нынешнего состояния культуры, то его возможности, по мысли Малиновского, весьма ограничены.
|
|
Разумеется, не все, что возникает в культуре, следует считать функциональным. Это качество еще надо заслужить. Все культурные инновации проходят проверку временем, борются и конкурируют друг с другом. У каждой социальной группы свои инновации, т.е. реакции на изменяющуюся среду. Если бы все они сохранялись, человеческая культура представляла собой хаотическое образование. Но выживают сильнейшие, т.е. наиболее эффективные, дешевые, удобные, качественные элементы. И лишь постепенно они институционализируются — легально и организационно закрепляются в культуре. Множеству социальных и национальных групп в обществе соответствует множественность культурных ответов на одну и ту же потребность.
|
|
Научный спор между последователями и сторонниками Малиновского не угасает до сих пор. Малиновский полагал, что в человеческой культуре любое явление, черта, элемент полезны и функциональны. Его противники утверждают, что не все в культуре полезно и функционально. Какую полезную функцию осуществляли, например, концентрационные лагеря фашистов, грандиозные стройки социализма в СССР? Их следует считать дисфункциональными, т.е. вредными формами институтов. Почему они появляются? Человеческие потребности, из которых исходил при построении культуры Малиновский, не обязательно все позитивные и полезные.
Согласно исследованиям Б. Малиновского, множество противоположных элементов культуры тормозило процесс национальной интеграции в различных обществах. Изучая общества Южной Африки, Малиновский выявил конфликт между двумя культурами, сформированными в различных условиях. Социальная жизнь туземцев до колонизации составляла единое целое. На основе племенной организации общества одновременно сформировались система родственных связей, экономический и политический уклад и даже приемы ведения войны. Культура колониальных держав, главным образом Великобритании, возникла в других условиях. Но когда европейские ценности были навязаны туземцам, произошло не объединение двух культур, а их неестественное, чреватое напряженностью смешение. По мнению Малиновского, эта смесь оказалась неустойчивой. Он правильно предсказал, что предстоит длительная борьба между этими двумя культурами, которая не прекратится и после того, как колонии обретут независимость. Она будет поддерживаться стремлением африканцев преодолеть напряженность в своей культуре.
|
|
296
Потребности разнообразны. Значит, среди них есть заведомо вредные. Но даже когда человек руководствуется только позитивными или рациональными потребностями, его реальные поступки и то, как удовлетворяются потребности, не всегда рациональны. Нередко индивид действует вопреки своим интересам. Наконец, надо учитывать наличие в устройстве общества иррациональных ниш. Например, экономическое неравенство. Функционально оно или нет? И да, и нет.
С одной стороны, сосредоточение в руках богатых людей огромных денег позволяет инвестировать капиталы в развитие социальной сферы. Неравенство стимулирует конкуренцию, следовательно, растет качество товаров и в
выигрыше оказываются широкие слои населения. С другой стороны, чрезмерное неравенство вызывает напряженность, порождает классовую борьбу. Неравенство создает неработающее меньшинство — так называемый праздный класс. Функционален ли он? И да, и нет. Праздность создает досуг, досуг создает возможности для занятия философией, искусством, научными исследованиями, изобретательством, которые стимулируют развитие культуры. Но праздность также порождает паразитизм и желание разжиться на чужой счет. Пауперизм — это, между прочим, праздность при глубочайшей бедности, а не просто отсутствие работы. Человек не трудиться потому, что привык жить, не работая, хотя средств существования у него нет и он побирается. На другом полюсе праздность означает богатство, роскошь и нередко сочетается с ничегонеделанием.
Понятие культурной функции многогранно. К примеру, шаман в традиционном обществе, согласно Малиновскому, руководит сельхозработами, судит ссорящихся, лечит больных, предсказывает погоду и т.п. Таковы его функции. Они доказывают его нужность обществу. Просвещенные европейцы, переселившиеся в Австралию, сочли шаманов пережитком и решили заменить их врачами, т.е. людьми с медицинскими дипломами, чуждыми суеверий и предрассудков. Предполагалось, что они к тому же выполнят просветительскую функцию. Однако подобная замена нанесла вред, она не была функциональной. Во-первых, европейский врач выполняет меньше функций, чем австралийский шаман. Во-вторых, аборигены верят, что болезнь вызывается нечистой силой. Для лечения надо вступить с ней в контакт и победить ее, чем и занимается шаман. Если просвещенный врач не может делать того же самого, то лечиться к нему никто не пойдет. Замена оказалась во всех отношениях неэквивалентной. Для врача места и роли в традиционном обществе нет. Кто должен сообщить об этом европейской администрации, осуществляющей руководство местным населением? Конечно, этнограф. Правда, есть примеры, опровергающие этот подход. В частности, А. Швейцер, обученный современным медицинским знаниям, сумел тем не менее завоевать доверие аборигенов в глухих дебрях Африки.
297
Не согласные с мнением Малиновского специалисты считают, что функциональный принцип культуры тормозит прогресс. Если в культуре нет ничего лишнего, то из нее нельзя вынуть ни один элемент, не нарушив целостности, т.е. не разрушив культуры. Если мы меняем одно, то надо менять все остальное. Но не всегда удается подобное совершить. Если мы заменяем отдельные элементы, оставляя нетронутым целое, то вскоре старые элементы заглушат новые и никакого прогресса не произойдет. Всякий раз, когда российское общество намеревалось переходить к капитализму, а происходило подобное в 1864, 1921 и 1991 гг., то целостность традиционной культуры не нарушалась, в нее вклинивались отдельные элементы нового. В результате настоящего капитализма страна так и не получила. Обратный переход к социализму, происходивший в 1917 и 1929 гг., сопровождался коренной ломкой старой культуры, уничтожением миллионов носителей прежней культуры и попыткой сформировать новый тип культуры. Иными словами, построить социалистическую культуру как бы с чистого листа, отбросив все старое. Оказалось, что и такой путь неэффективен, ибо те культурные пережитки, с которыми боролись большевики — стяжательство, мелкобуржуазные и мещанские предрассудки и т.п., — не только сохранились в людях, но получили более сильное развитие.
КУЛЬТУРНЫЕ ПЕРЕЖИТКИ
С пережитками разного рода нам приходится сталкиваться гораздо чаще, чем мы думаем или чем нам хотелось бы. К примеру, сегодня, когда мы двигаемся к рыночному обществу, то говорим и пишем о коллективистских и уравнительных пережитках в массовом сознании. В прессе тех, кто выступает за коммунистов, называют борцами за прошлое. В их сознании якобы сохранились культурные пережитки сталинской и брежневской поры, например, убеждение в том, что во всем виновато правительство и личное благополучие зависит не от самого человека, его усилий и трудолюбия, а исключительно от того, какой политический строй в обществе. Пережиток — это остаток прошлого, чего-нибудь уже устаревшего.
Другим общественным пережитком является так называемый трайбализм — сохранение примитивных родоплеменных отношений в структуре — политической и экономической — современного общества.
ТРАЙБАЛИЗМ (англ. ttibaiism.cn лат. tnbus — племя) — культурно-бытовая, культовая и общественно-политическая племенная обособленность, которая встречается в тех странах, где сосуществуют племенной строй и европейские политические институты - армия чиновничество, одна или несколько партий, парламент и др.
Практика трайбализма заключается в покровительстве единоплеменникам в государственном аппарате, предоставлении привилегий выходцам из одной этнической группы при подборе и расстановке кадров в органах власти и, соответственно, дискриминации представителей иных этнических групп. Часто африканские лидеры формируют свои правительства из соображений безопасности из своих соплеменников. Так, бывший президент Республики Берег Слоновой Кости (ныне Кот-д'Ивуар) назначал на высо-
298
кие правительственные посты представителей племени бауле, выходцем из которого он сам был2. В конце 1970-х — начале 1980-х гг. почти все первые руководители республиканских партийных, советских, профсоюзных, комсомольских органов Киргизии были представителями одного племени, уроженцами трех разных областей.
Трайбализм стремится законсервировать отжившие черты первобытно-родового строя — его обычаи, первобытные верования, племенные языки, структуру племенного самоуправления и др. Историко-культурный трайбализм — это сохранение принципов действия институтов прошлого, созданных на основе родового деления, на современном этапе.
Практически все человеческие культуры прошли через стадию каннибализма, но поскольку развивались они разными темпами, некоторые преодолели ее раньше других. Чаще всего каннибализм носил культовый характер, но у некоторых народов, например у полинезийцев, он был просто частью традиционной диеты. Таковы были, к примеру, маори, коренные жители Новой Зеландии, и лишь ксередине Х1Хстолетия этот обычай был полностью искоренен усилиями британских колонизаторов. Должны ли мы считать наше инстинктивное отвращение к людоедству просто нашим культурным предрассудком, а его искоренение в Новой Зеландии — одним из колониальных преступлений Запада?
Примеры таких любопытных обычаев и ценностей можно приводить без конца: институт рабства в Африке, женское обрезание, фактическое нанесение пожизненных увечий девушкам, практикуемое в ряде стран Африки и Ближнего Востока, мусульманские браки, не допускающие свободы выбора участников, и еще много другого.
Культурные пережитки — социальные или культурные явления, некогда выполнявшие какую-то важную функцию, но позже утратившие свое назначение и вытесненные другими, более совершенными или удобными культурными изобретениями. Но если они не вытеснены и сохранились, то получают второе название — живая старина.
И сам термин «пережиток» и метод изучения пережитков введены в XIX в. английским антропологом Э. Тэйлором. Под пережитком он понимал «живое свидетельство или памятник прошлого», «те обряды, обычаи, воззрения и прочее, которые, будучи в силу привычки перенесены из одной стадии культуры, свойственной ей, в другую, более позднюю, остаются живым свидетельством или памятником прошлого»3. «Пережиточность» культурных явлений состоит в том, что они сохраняются по инерции в человеческом обиходе, хотя существуют уже лучшие их заменители.
Этингер Я. Трайбализм подрывает Африку. Роль племенного фактора на Черном континенте
(www.ng.ru).
Тейлор Э. Первобытная культура. М., 1989. С. 6-7.
299
Тейлор собрал огромное количество «пережитков», относящихся к материальной технике, технологии производства, социальным и религиозным отношениям, обрядам и церемониалам, повседневным обычаям, пытаясь их научно систематизировать и дать непротиворечивое объяснение этим загадочным осколкам былых времен. Ведь культурный пережиток — это исторический реликт, переживший свою эпоху. Его время давно прошло, все, кто принадлежал к его поколению, давно умерли, а он, как последний из могикан, не хочет покидать этот свет. Сам по себе он и дня не прожил бы, но ему помогают люди, которые в нем нуждаются. Если пережиток существует, значит это кому-то надо. Они представляют собой социальные и культурные явления, отвечавшие когда-то текущим потребностями человека, но впоследствии замененные другими, более совершенными и удобными, тем не менее дряхлеющие и сморщенные они продолжают длить свое существование.
Они сохраняются несмотря на то, что противоречат и реальности, и логике здравого смысла. Но в чем тогда их сила? Согласно мнению Э. Тейлора, сохраняются потому, что они кому-то выгодны. Они выгодны коллективному разуму, для которого любая традиция, идущая из глубины веков,
Врезка
Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 315; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!