Основные принципы философии Возрождения: пантеизм, антропоцентризм, гуманизм. Формирование нового эстетического идеала.
Смешивается трансцендентное (небесное) и имманентное (земное)
Принципы:
1) антропоцентризм (человек = Бог)
2) гуманизм (человек – высшая ценность)
3) титанизм (чело-век бросает вызов Богу)
4) пантеизм (Бог = мир, он во всем)
a) Появляется политическая мысль - Макиавелли «Государь»: политика автономна, список указаний для управленца, власть по наследству проще, идеальный государь грозный и быстрый
b) Появляются идеи утопии – идеи идеальных людей и общества (Мор «Утопия», Кампанелла «Город Солнца»)
c) Неоднородная и неоднозначная эпоха, переход от Средневековой философии к философии Нового времени.
Возрождение - философ.исоциолог.учения в эпоху становления раннего буржуазного общ-ва (в основном в Италии) 14-17вв. Официальной философией в эту эпоху оставалась схоластика, но успехи в географии, в медицине, научная анатомия, возникновения символов в математике сломило господство церкви Прежде всего возр. проявилась в этике. Возобновление этических учений стоицизма (Петрарка) и эпикуризма (Валла), направленных против христианской морали. Валла - этика Эпикура, стремление всего живого к избеганию страданий. Душа есть единое и неделимое, е способности есть ощущения, и это единственный источник познания. Наслаждение - высшее благо. На личном благе строятся отношения людей в обществе.
Для В характерен взгляд на природу как на разумное, одушевленное целое, подчиняющееся законам. Основа этого - пантеизм.
1) Натуралистический - одухотворение природы, наделение ее божественными свойствами, растворение бога в природе. Человек есть часть природы, его любовь к познанию бесконечного и сила разума возвышают его над миром.
2) Мистический - растворение природы в боге.
|
|
Наибольшую роль в философии эпохи возрождения сыграли натурфилософские концепции. Наиболее важными результатами этого естественно- научного направления в философии были:
1) методы экспериментально - математического исследования природы; по Галилею, все явления можно свести к количественному отношению. К истине приводят два метода: резолютивный (аналитический, разложить явление на элементы) и композитивный (синтетический, осмысление явления в целостности).
2) детерминистское истолкование действительности; найдены фундаментальные законы механики, что говорит о том, что существует естественная необходимость.
3) формулировка научных, свободных от элементов антропоморфизма (наделение субъектов, с кот.человек соприкасается в своей жизни, человеческими качествами) законов природы (Галилей в механике.
Новое время: социально-историческая ситуация, ее влияние на переориентацию философских поисков. Основные ориентации философии.
|
|
Философия эпохи Нового Времени (17 – 1-ая пол. 19 вв.)
Происходят кардинальные изменения, новое мировосприятие. Необходимость новой философии, которая обоснует новые жизненные стратегии.
Принципы:
1) гносеологизм (ориентация на проблемы познания мира)
2) критика схоластики (старое знание больше не помогает)
3) методологизм (поиск истинного метода познания)
4) антропологизм (человек - мысля-щий, познающий субъект).
Противоборствуют:
a) Эмпиризм (Бэкон)
* направление, при котором источником и основой истины является чувственный опыт
* стремление к знанию, отказ от сверхчувственного познания, разум нужно преобразовывать (засо-рен)
b) Рационализм (Декарт)
* направление, при котором основой и источником истины является разум
* чувства обманчивы, доверять можно только разуму, стремление к знанию (с помощью разума - хо-зяин природы), поиск истины с сомнения (возникает в уме) – мыслю, следовательно, существую, мир – результат мышления мыслящего субъекта
Возрождения – с искусством и гуманитарным знанием, то теперь она опирается главным образом на науку.
Культ науки. Наука – центр всего. Наука в новое и новейшее время стала религией. Наука в умах людей становится центральным средством осмысления действительности. Это значит, что человеческая мысль выродилась, упростилась. В философии появилась установка: как познавать (методологизм), как вообще возможно познавать (гносеологизм). Философия хочет быть наукой, так как наука обладает главным статусом. Это принесло как пользу, так и ущерб. Есть области бытия, которые закрыты для науки, если проникает, то искажает. Наука превращается из способа, в котором мысль реализует себя как творчество, в средство господства над людьми. Познание возможно потому, что в человеке есть некое основание, есть причина, обеспечивающая получение истинного знания. Такое основание – субъективно. Каждый человек обладает субъективным (выражено в разуме). Наличие разума (всеобщее основание для познавательной деятельности) обеспечивает появление науки, истинного знания, исследование субъекта. Философия становится метафизикой познания (поиск оснований для познания).лавная идея философов – понять, что обеспечивает человеку получение истины. Агностицизм – направление, которому принадлежат представители субъективного идеализма.(истина закрыта, знать только то, что дают органы чувств).Наука – особая форма деятельности по производству знаний, которые должны быть применимы на практике.НаукаН.в. прогматическиориентированна. Цель – полезная – изменение природы придание ей иной формы. Человек – венец природы. Философия стала превращаться в технологии, перестала заниматься вопросами, что есть истина, бытие, человек, как возможно быть человеком.
|
|
|
|
В центре внимания новой философии – теория познания, отработка методов истинного знания для всех наук. Философия призвана обнаружить законы мышления, действующие во всех областях знания.
Проблемы:
- полная секуляризация науки. Синтез науки и религии невозможен.
- выдвижение науки в ранг важнейшего занятия человечества. Именно она способна обогатить человечество, избавить его от бед и страданий, поднять общ-во на новый этап развития.
- развитие наук и конечное подчинение человеком природы возможен тогда, когда будет сформирован главный метод мышления, метод «чистого» разума. Теория познания становится центром ф-ии Нового времени.
Основные проблемы немецкой классической философии: целостность и структурированность бытия, принципы тождества бытия и мышления, развития; сущность человека; направленность истории.
Немецкая классическая философия (70-ее 18 в. – 1-ая пол. 19 в.)
5 представителей: Кант - и, Фихте - и, Шеллинг - и, Гегель - и, Фейербах - м (по последовательности)
1) Вершина философской мысли
2) Системный характер (создание фундаментальных всеобъемлемающих систем)
3) Рациональное устройство мира и человека (мир устроен разумно, человек разумен, поэтому познает)
4) Понятие субъекта (человек – мыслящий и познающий субъект, процессом познания он конструирует мир)
5) Антропологизм (обращение к понятию человека)
6) Разработка философии истории (рац. объяснение истории)
7) Разработка диалектики (учения о развитии)
Кант:
• Докритический (проблемы естествознания) и критический (обращение к человеку для критического анализа его познавательных способностей) периоды в творчестве
• Кантовые очки – границы позн.способностей:
1) чувственное созерцание (через ощущения) - пространство и время упорядочивают чувственные ощущения
2) рассудок – мыслит через категории, которые делают мир осмысленным
3) разум – впадает в противоречия при выходе за пределы чувственного восприятия (идеи – априорные формы разума)
• Категорический императив – поступай так, чтобы максима твоего поступка стала основанием всеобщего закона (мораль дб всеобщей, вытекает из чувства долга)
Гегель (абс.идеализм):
Разработалдиалектикукакучениеоразвитие, котороеявляетсярезультатомборьбыпротивоположностей
Стадииабс.идеи (первоначало): 1) логики (абс.идея – системалогическихпонятийикатегорий) 2) природы (отчуждениеидеиотсамойсебядлясамопознания) 3) духа (3 подстадии: субъективныйдух – появляетсяиндив.сознание, объективныйдух – распадается на семью, гражданскоеобщество, гос-во, абс.дух – возникаетискусство, религия, философия)
Фейербах:
• Антропологический материализм, который объясняет религию (появляется при предельномотчужде-нии, рационализм – рационализированная религия)
• Христианство – не истинная религия
• Религиозное чувство вечно
• Человек – объект поклонения – истинная религия
• Человеку нужен другой Я (заинтересованность Я в Ты)
• Сенсуализм – чувства – это подлинный источник знания (природа сама все дала)
Можно выделить следующие общие черты немецкой классической философии:
1) рационализм, унаследованный от философов эпохи Просвещения. Для всех немецких философов-идеалистов XIX в. характерным было убеждение, согласно которому достаточно глубоко познать и переосмыслить действительность, чтобы ее оправдать; философским переосмыслением может быть оправдана и религия;
2) критика всеми представителями немецкой классики материализма XVIII в. за его механицизм;
3) разработка диалектического метода мышления (Кузанский, Лейбниц, Гете);
4) критика созерцательного характера предшествующего материализма и разработка принципа деятельности, активности. Подчеркивание творческой активности теоретического мышления;
5) стремление преодолеть антиисторизм предшествующей философии, разработка философии истории и поиск объективных оснований для периодизации истории;
6) критика традиционной рассудочной метафизики, стремление превратить философию в науку, построить универсальную, законченную наукоподобную
7) непосредственная преемственность в развитии философских идей. В немецкой классической философии происходил переход от материалистических идей докритического Канта к субъективному и трансцендентальному идеализму критического Канта, через субъективный идеализм Фихте к субъективному идеализму Шеллинга и объективному идеализму Гегеля и, наконец, к материализму Фейербаха.
Классическая немецкая философия | |
Иммануил Кант | Разум диктует вещам, какими им быть |
Иоганн Фихте | Разум – абсолютно свободная, ничем не ограниченная порождающая сила |
Фридрих Шеллинг | Разум и природа сливаются в абсолюте |
Георг Гегель | Природа, человек и история – формы саморазвивающегося Абсолютного духа |
Людвиг Фейербах | Разум – свойство человека |
Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 751; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!