Движение, пространство, время, информация как атрибуты реальности.
Пространство - универсальное свойство материи, характеризующее ее протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие различных материальных систем.
Время - универсальное свойство материи, характеризующее длительность существования, последовательность смены состояний в развитии всех материальных систем.
Пространство и время неразрывно связаны между собой, что и проявляется в движении материи и ее развитии.
Движение - универсальное свойство материального бытия, характеризующее процесс изменения и взаимодействия материальных систем.
Развитие характеризует качественно необратимое и направленное изменение системы. В свою очередь, направленность бывает трех видов: прогрессивной, регрессивной и адаптационной («плоскостной», одноуровневой).
Вплоть до XIX века движение рассматривалось в основном механистически, как простое пространственное перемещение тел. Однако философия показала, что даже механическое движение содержит в себе ряд проблем. Древнегреческий философ и математик (Зенон Элейский сформулировал так называемые апории («апория» в переводе с греческого - «затруднение», «безвыходное положение»), раскрывающие внутренне противоречивую природу движения. В одной из своих апорий под названием «Летящая стрела» Зенон рассуждает следующим образом: для того, чтобы преодолеть некоторое расстояние, стрела должна сначала пролететь его половину, затем половину половины, затем четверть половины и т.д. до бесконечности. В каждый конкретный момент времени стрела занимает определенное пространственное положение, равное ей по величине, т.е. она покоится. Следовательно, по мнению Зенона, летящая стрела покоится, и движения не существует. Согласно легенде, один из учеников Зенона, желая его опровергнуть, стал молча прохаживаться перед учителем, полагая, что тем самым он доказывает наличие движения. Однако Зенон остался при своем мнении, заметив, что логического доказательства движения нет, а полагаться на визуальное восприятие движения нельзя, ибо чувства всегда обманчивы.
|
|
Понимание движения как исключительно механического перемещения тел в пространстве было преодолено в философской системе Гегеля, который впервые интерпретировал движение как атрибутивную характеристику бытия. Справедливо указывая на роль Гегеля в преодолении упрощенного механицизма в интерпретации движения, необходимо отметить и те научные открытия, которые этому способствовали. В первую очередь, это закон сохранения и преобразования энергии, создание эволюционной теории Ч. Дарвина и теория клеточного строения организма.
|
|
В современной философии выделяют следующие формы движения:
- механическое,
- физическое,
- химическое,
- биологическое,
- социальное.
В рамках и философии, и науки сложились две основные модели, описывающие характер взаимоотношений между пространством, временем и движением.
Субстанциальная модель трактует пространство и время как самостоятельные сущности, внешние условия существования и движения тел. В рамках субстанциальной модели, приверженцами которой были Платон, Декарт, Ньютон, сложилось представление об абсолютном пространстве и времени. Абсолютное пространство есть бесконечная протяженность, вмещающая в себя всю материю и не зависящая от процессов, происходящих в ней. Абсолютное время есть текущая безотносительно к каким-либо изменениям равномерная длительность, в которой все возникает и все исчезает. В качестве одной из возможных гипотез данная модель существует в современной физике, в частности в геометродинамике, которая утверждает, что в мире нет ничего, кроме пустого искривленного пространства.
Реляционная модель, гипотетически осмысленная Г. Лейбницем и Г. Гегелем, а математически обоснованная А. Эйнштейном, обосновывает неразрывную связь пространства и времени как единой формы движущейся материи, устанавливает единство пространственно-временной и причинно-следственной структуры мира.
|
|
Перцептуальный анализ (перцепция - от лат. perceptio - представление, восприятие) фиксирует отражение объективной пространственно-временной структуры реальности в формах чувственно-образного восприятия. Становление концепции перцептивного пространства и времени было положено И. Кантом, рассматривавшим пространство и время как всеобщие и необходимые условия чувственного созерцания. Именно Кант обосновал положение, согласно которому способность человека структурировать и упорядочивать внешние ощущения проистекает из структуры пространственно-временных отношений, внутренне присущих самой познавательности активности человека.
Перцептивное восприятие пространственно-временных отношений реализуется на двух уровнях: на уровне индивидуально- личностного восприятия и на уровне художественного образа.
Перцептивный анализ пространственно-временных отношений на уровне индивидуально-личностного восприятия.
Современная психология установила, что конкретно-чувственный образ пространства и времени различен не только у разных людей, но может различаться и у одного и того же человека в зависимости от его эмоционально-психического состояния. Последнее явно заметно в таких речевых конструкциях, как «время бежит», «время остановилось», «я ощущал данное место как зловещее, чуждое мне» и т.п. Естественно, приведенные фразы фиксируют не объективную изменчивость пространственно-временных параметров мира, а лишь их субъективно-личностную оценку индивидом. Однако данная оценка не является сугубо произвольной и, в свою очередь, зависит от таких параметров как:
|
|
- психологический тип человека (время для холерика и флегматика течет, в некоторой степени, по-разному),
- наличие благоприятного или агрессивного окружения (фона),
- количества информации, перерабатываемой мозгом в данный момент времени. Психологи установили четкую зависимость: восприятие времени как «остановившегося», «медленного» характерно для ситуаций низкой интеллектуальной или эмоциональной активности человека.
Восприятие пространственно-временных отношений на уровне художественного образа. Предмет искусства, в отличие от предметов реально-вещественного мира, представляет собой единство трех уровней, а, следовательно, и трех пластов пространственно-временных отношений. Предмет искусства существует:
а) в реальном физическом пространстве-времени,
б) в авторском пространстве-времени его создателя,
в) в пространстве времени его интерпретатора, т.е. зрителя.
В реальном пространстве-времени предмет искусства существует как обычный физический предмет, подверженный всем законам материального мира - старению, порче холста, выцветанию красок и т.д. Но предмет становится носителем художественного образа, только выйдя за пределы реального пространства-времени и создав особый тип духовной реальности. В отличие от физического объекта, эстетический объект существует в знаково-символической реальности, поэтому в сфере искусства значимым является не только аспект содержания, но и способ выражения, художественной подачи данного содержания. Соотношение этих двух аспектов в истории искусства может быть различным, от акцентирования содержательного аспекта и стремления к подобию в рамках реализма, до провозглашения прав художника на полное и абсолютное изобретательство в неклассическом искусстве. Но в любом случае художественный образ потому и является образом, что осуществляет личностную, субъективную интерпретацию реальности, в том числе и пространственно-временных отношений. Необходимым условием перцептивного пространства-времени как элемента художественного образа является наличие в нем элементом фантазии, творческого воображения, авторского самобытного мировидения, при помощи которых Мастер и достигает проникновения в сущность изображаемого объекта. Наоборот, стремление к полной имитации как, например, в театре восковых фигур оставляет данное явление за пределами искусства.
Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 479; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!