Философия как метафизика. Метафизичность как неотъемлемая черта абстрактного мышления.



Метафизика - в 1 в. до н.э.,часть философского наследия Аристотеля, то, что следует после физики. Сам Аристотель называл этот, раздел своего философского учения первой философией, исследующей якобы высшие, недоступные для органов чувств, лишь умозрительно постигаемые и неизменные начала всего существующего, обязательные для всех наук. Термин метафизика стал обозначать учения об особой сверхчувственной реальности, лежащей в основе физической, чувственно-данной реальности. Она постигается не опытом, а посредством умозрения. В средние века метафизический способ познания нашел свое воплощение в схоластике .

Приблизительно к 16 в. наряду с термином метафизика применялся в равном значении термин онтология. У Декарта, Спинозы и др. философов 17 в. метафизика выступала еще в тесной связи с естественнонаучным и гуманитарным знанием. Эта связь была утрачена в 18 в.

В Новое время возникло метафизика - антидиалектического способа мышления, как результата односторонности в познании, когда рассматривают вещи и явления как неизменные и независимые друг от друга, отрицают внутренние противоречия как источник развития в природе и обществе. Исторически это было обусловлено тем, что научно-философское познание, которое в древности и в эпоху Возрождения рассматривало природу в целом, в движении, теперь расчленяло ее на ряд изолирующих областей, рассматриваемых вне связи друг с другом.

Позднее, начиная с Гегеля, термин метафизика приобретает и другое значение, в смысле метода, противоположного диалектическому. В отличии от диалектики, метафизика отрицает истинность того, в чем обнаруживается противоречивость. Метафизическое мышление в общей форме заключается в отрыве друг от друга и абсолютизации тех или иных сторон, противоположных моментов действительности или ее познания. В метафизике источником движения является внешняя сила, действующая на объект. Внешние воздействия ведут к полному разрушению (уничтожению) объекта, либо к таким его изменениям, которые не затрагивают его существа.

Философия в форме метафизики — попытка осмыслить бытие и высказаться о нём в терминах абстрактно-теоретического мышления. Именно такую форму приобретает философия в античной культуре. Способ, каким она существует в качестве интеллектуального постижения Космоса (обозначение мироздания), выразился в разработке и использовании категориально-понятийного аппарата, с помощью которого систематизировалась и объяснялась множественность явлений мира, данных человеку в его восприятии и созерцании.

Метафизичность как неотъемлемая черта мышления.

«Логика вопросов и ответов» имела одним из следствий обнаружение специфической характеристики мышления, а именно, - необходимость исходной точки, от которой начинается процесс рассуждения. Таким образом, метафизика приостанавливает бесконечность «логики вопросов и ответов» двояким способом:

во-первых, утвердительным ответом – признанием предельной реальности, о которой можно мыслить и, исследуя которую, можно строить онтологию, то есть учение об этой реальности; во- вторых, само мышление должно опираться на какое-либо основание, чтобы иметь возможность строить последовательную цепь понятий, описывающих, раскрывающих, характеризующих зримую умом реальность, т.е. бытие.

 Тем самым, метафизичность мышления выступает условием его теоретической (понятийно-логической) деятельности.

Другим следствием было выявление связи между онтологией и гносеологией. Однако если в античности акцент делался на онтологии, то в философии Нового времени внимание оказалось сосредоточенным на гносеологии.

Исторические формы взаимодействия общества и природы. Учение о ноосфере.

Ноосфера - это оболочка, построенная на планете Земля по идеям разума, в которую входят люди, объекты природы, обработанные людьми, и объекты, созданные по идеям разума и трудом человека. Ноосфера начала создаваться после появления на Земле человека и в настоящее время она построена, но еще нуждается в совершенствовании. По В.И.Вернадскому эпоха ноосферы будет царством разума, организующего на принципах демократии развитие науки, техники, научно обоснованной системы природопользования и экономики, обеспечивающих счастливую жизнь людей.

В ноосферном учении Человек предстаёт укоренённым в Природу. Обобщая с позиции натуралиста человеческую историю, Вернадский делает вывод о том, что человечество в ходе своего развития превращается в новую мощную геологическую силу, своей мыслью и трудом преобразующую лик планеты. Соответственно, оно в целях своего сохранения должно будет взять на себя ответственность за развитие биосферы, превращающейся в ноосферу, а это потребует от него определённой социальной организации и новой, экологической и одновременно гуманистической этики.

понятие «ноосфера» предстаёт в двух аспектах:

1. ноосфера в стадии становления, развивающаяся стихийно с момента появления человека;

2. ноосфера развитая, сознательно формируемая совместными усилиями людей в интересах всестороннего развития всего человечества и каждого отдельного человека.

Этапы взаимодействия общества и природы:
Первый начинается с появления человека разумного, когда человек воздействует на природу только самим фактом своего существования. Это период «присваи­вающей экономики», хотя человек уже производит крайне примитивные орудия труда. Природа практически определяла все особенности жизни человеческого общества, и различие «стартовых» условий предопределило многообразие историчес­кого процесса.
Второй этап во взаимодействии общества и природы начинается с возникновения земледелия и скотоводства и продолжается до возникновения буржуазных отношений. Экономика становится производящей. Человек активно вмешивается в природу, планирует результаты своей деятельности.
Третий этап взаимодействия общества и природы начинается с промышленной революции в Англии в 17 веке. Помимо традиционного типа обществ, возникает техногенный тип. Техногенное общество базируется на принципе активного отношения человека к миру.Внешний мир, природа рассматривается лишь как арена деятельности человека, не имеющие самостоятельной ценности. Покорение природы понимается как прогресс. «Улучшение», «ускорение», «углубление», «расширение» воздействия на окружающую среду приводит к постоянному нарушению равновесия между природой и обществом.
Новый, четвертый этап взаимоотношений природы и общества начинается в 20 веке и знаменует попытку преодолеть противопоставления человека и общества природе, создать новую, невиданную доселе гармонию между ними. Необходимость изменения принципов взаимоотношений общества и природы была осознана уже давно. В.Вернадский создал учение о ноосфере, рассматривая ее как область интегрирования законов общества и природы. Ноосфера – такое планетарное сознание, когда человек становится основным фактором природной эволюции. Одновременно возрастает и ответственность человека за ход эволюции.

 


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 652; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!