Особенности русской философии и ее вклад в развитие философской мысли.
Общее понятие и характерные черты русской философии.
Русская философия – феномен мировой философской мысли. Ее феноменальность заключается в том, что русская философия развивалась исключительно автономно, самостоятельно, независимо от европейской и мировой философии, не находилась под влиянием многочисленных философских направлений Запада – эмпиризма, рационализма, идеализма и др. В то же время русскую философию отличают глубина, всесторонность, достаточно специфический круг исследуемых проблем, порой непонятных для Запада.
Характерными чертами русской философии являются:
1.сильная подверженность религиозному влиянию, особенно православию и язычеству;
2.специфическая форма выражения философских мыслей – художественное творчество, литературная критика, публицистика, искусство, «эзопов язык» (что объясняется политической несвободной и жестокой цензурой);
3.целостность, стремление почти всех философов занимается не отдельной проблематикой, а всем комплексом актуальных проблем;
4.большая роль проблем морали и нравственности;
5.конкретность;
6.широкое распространение в массах, понятность простому народу.
Основы предмета русской философии составляли:
1.проблема человека;
2.космизм (восприятие космоса как единого целостного организма);
3.проблемы морали и нравственности;
4.проблемы выбора исторического пути развития России – между Востоком и Западом (сугубо специфическая проблема русской философии);
|
|
5.проблема власти;
6.проблема государства;
7.проблема социальной справедливости (данной проблемой «пропитан» значительный пласт русской философии);
8.проблема будущего.
Вклад русской философии в сокровищницу мировой философской мысли.
Сила, ценность русской философии в том, что она строила свои идеи о человеке и обществе на основе литературной критики, анализа художественной культуры, литературы, живописи, музыки, т. е. эмпирической базой русской философии была русская художественная культура. В этом ее главное достоинство. Западная философия ориентировалась главным образом на естественные науки, а русская философия – на русскую литературу, на анализ ситуаций, образов, которые давала русская художественная культура. Достоевский и Толстой – два титана русской культуры – были философствующими писателями, и их литературные творения давали пищу для размышления многим философам.
Вклад русской религиозной метафизики в мировую философию значителен, но не менее важен ее вклад в мировую христианскую теологию. Русская философия конца ХIХ – начала ХХ века была ответом на вызов времени.
|
|
Русские религиозные мыслители ХIХ - ХХ вв., сумели дать свое понимание основных истин христианства: истины Боговоплощения, Искупления, - но уже в свете новой картины мира. Им для этого надо было уточнить и конкретизировать концепцию Творения, убрать излишнюю антропоморфность в представлениях о творении мира, внести динамику в раскрытие понятия Сущего.
Более того, именно в России, и только в России мы получили православно-христианскую метафизику культуры и истории. В византийской мысли этого не было. Но именно русские религиозные мыслители внесли свой вклад в такие сюжеты как Церковь и история, Церковь и культура.
Модели исторического процесса. Единство и многообразие истории.
История человечества - это история множества народов и государств, стран и регионов, культур и цивилизаций, история различных эпох и их смены, история борьбы различных классов и государств, войн и революций, короче - наполненная массой уникальных событий жизнь человеческая.
Причины и факторымногообразия истории. Многообразие истории существует во времени и пространстве. Во времени - это различные этапы исторического развития, формации и эпохи. В пространстве - это наличное реальное многообразие социальной жизни, основной источник которого - неравномерность исторического развития.
|
|
1. Представления античных философов о направленности исторического процесса:
Большинство античных мыслителей, в том числе Протагор и Демокрит, придерживались точки зрения, что общество развивается в основном по восходящей, от дикости к «золотому веку» ( прогрессивное направление). Другие мыслители (Тесиод, Сенека) утверждали, что развитие общества имеет регрессивную направленность — от «золотого « века к «железному», для которого характерна полная деградация общества, падение нравственности и т. д. Третьи философы (среди них Платон, Аристотель, Полибий) считали, что общество движется по восходящей, но по замкнутому кругу, с постоянным возвращением вспять, к исходному этапу.
2.Философы Средневековья. История является направленным процессом, считали, что его направленность задана Богом. Охватил проблемы направленности, соотношения единства и многообразия в историческом процессе итальянский философ Джамбаттиста Вико (1668—1744). В своем трактате «Основания новой науки об общей природе наций» - светская концепция всемирной истории как исторического круговорота, единого для всех народов. Все проходят стадии — от первобытного варварства («век богов») через феодализм («век героев») к эпохе демократической республики или конституционной монархии («век цивилизации»). Каждый цикл завершается общим кризисом. По завершении цикла развитие возобновляется и проходит те же стадии, но на более высоком уровне. Идеи Вико лежат в основе теорий цикличности в развитии культур и цивилизаций.
|
|
3.В современной философии истории 2 подхода направленности исторического процесса:
1.Формационный подход основывается на монистическом, универсалистском понимании истории. Всемирную история -единый, линейно-поступательный естественно-исторический процесс последовательной смены общественно-экономических формаций. Учение об общественно-экономических формациях разработано Карлом Марксом в трудах «Капитал», «К критике политической экономии. Суть:
1) общественно-экономическая формация — это качественно-определенная, целостная социальная система, важнейшим элементом которой являются материальные (экономические), духовные (идеологические) и другие связи и отношения, которые устанавливаются между людьми в процессе их жизнедеятельности. Определяющая роль – материальным, производственным отношениям.
2) общественно-экономическая формация отражает то общее, что присуще общественной жизни в различных странах на определенном этапе их развития.
3) общественно-экономическая формация представляет собой этап в развитии общества. Она - исторический тип общества, цельная социальная система, основанная на определенном способе производства. 5 формаций - первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая.
2) Цивилизационный, X I X — X X вв. Утверждение идеи о существовании множества культур и цивилизаций, их локальности. Николай Данилевский (1822—1885) выдвинул концепцию обособленно существующих культурно-исторических типов, проявляющихся через 4 формы деятельности, или «основы» (самопроявления) цивилизаций — религиозную, культурную, политическую, социально-экономическую. Борьба с внешней средой и друг с другом,и проходят стадии зарождения, возмужания, дряхления и гибели (вымирания, или деградации до уровня аморфного этнографического сырья для других культурно-исторических типов). Смысл всемирной истории Данилевский видел в выявлении особенностей самопроявления культурно-исторических типов народов, которые развиваются по своим особым законам. Данилевский определил некоторые законы развития культурно-исторических типов:
1) народы, говорящие на одном или близких языках, составляют один культурно-исторический тип;
2) для возникновения и развития культурно-исторического типа необходима определенная политическая
независимость;
3) успехи цивилизации зависят от различных элементов культурно-исторического типа; 4) процесс формирования цивилизации длителен; а период их расцвета краток;
5) цивилизации развиваются замкнуто и изолированно, однако это не значит, что они не влияют друг на друга.
Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 4757; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!