Антропологическая проблематика в античной, средневековой, нововременной и современной философии.



Для клaccичecкoйфилocoфииaнтичнocтичeлoвeк и пpиpoдaпpeдcтaвлялиcькaкeдинoeцeлoe. Чeлoвeк - этoopгaничecкaячacтьмиpa, кocмoca. Oнпpeдcтaвляeтcoбoйcвoeгopoдaмикpoкocм, cлитыйпpиpoдoй, являeтcякoпиeйKocмoca.

BeличaйшeйзacлyгoйCoкpaтaвляeтсятo, чтooнпepвымcpeдифилocoфoвпocтaвилвoпpoc o кaчecтвeннoм, пpинципиaльнoмpaзличиичeлoвeкa и пpиpoды, или, кaкчacтoroвopятфилocoфы, cyбъeктa и oбъeктa.

Великому ученику Сократа Платону принадлежит идея о том, что человек есть не просто единство души и тела, но что именно душа - та субстанция, которая делает человека человеком. От качества души зависит общая характеристика человека. По его мнению, существует "иерархия душ", на первом месте в которой стоит душа философа, на последнем - душа тирана. В чем причина такого странного расположения душ? Дело в том, что душа философа ближе всех приближена к мудрости и восприимчива к знаниям. А это как раз и есть главные, сущностные черты человека, отличающие его от животного.

Средневековая философия .B кoнтeкcтepeлигиoзнoгoмиpoвoззpeния, она yтвepждaетиcключитeльнyюpoльчeлoвeкacpeдитвopeнияБoгa. Coглacнoxpиcтиaнcкoмyyчeнию, Бoгcoтвopилчeлoвeкaнeвмecтecoвceмиcyщecтвaми, a oтдeльнo, для нeгo был выдeлeнcпeциaльныйдeньтвopeния. Главная задача для человека состоит в том, чтобы приобщиться к богу и обрести спасение в день страшного суда. Поэтому вся драма человеческой истории выражается в парадигме: грехопадение — искупление. И каждый человек призван реализовать это, соизмеряя свои поступки с Богом. В христианстве каждый сам за себя отвечает перед Богом.

Августин Блаженный считал Человек — это противоположность души и тела, которые являются независимыми. Однако именно душа делает человека человеком.

Фома Аквинский использует для обоснования христианского учения о человеке философию Аристотеля. Человек — это промежуточное существо между животными и ангелами. Он представляет единство души и тела, но именно душа является «двигателем» тела и определяет сущность человека

В Новое время появились первые признаки кризиса классической концепции единства человека и природы, но, тем не менее, её продолжали поддерживать многие мыслители. Суть классического понимания человека, господствовавшего в философии вплоть до 19-го века, состояла в признании его единства, гармонии с природой, укорененности человека во Вселенной.

Основателем новоевропейского рационализма вообще и антропологического рационализма в частности по праву считается Р. Декарт. Согласно ему, мышление является единственно достоверным свидетельством человеческого существования, что вытекает уже из его основополагающего тезиса: «мыслю, следовательно, существую» .Кроме того, у философа наблюдается антропологический дуализм души и тела, рассмотрение их как двух разнокачественных субстанций, имевших большое значение для разработки психофизической проблемы. Согласно Декарту, тело является своего рода машиной, тогда как сознание воздействует на него и, в свою очередь, испытывает на себе его влияние.

Другая, отличительная черта их философской антропологии — рассмотрение человека как продукта природы, абсолютно детерминированного ее законами, так что он «не может — даже в мысли выйти из природы»

Современная философия.

Для современного изучения философских проблем человека определяющее значение имел XVIII Всемирный философский конгресс, проходивший в 1988 г. в Великобритании. На нем прозвучала мысль о насущной необходимости критического анализа традиционных представлений о природе человека. Вместе с тем, неоднократно отмечалось, что исчерпывающее определение сущности (природы) человека дать невозможно.

В современной литературе делается попытка дать комплексный анализ человека как социоприродного, космопланетарного существа, в котором в единое целое объединены космическая, биологическая, психическая, социальная и культурная стороны индивида.


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 750; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!