Место сознания в общественном бытии. Онтологический статус общественного сознания.



Диалектико-логический способ определения сознания заключается в выведении его характеристик из единой субстанции. В зависимости от мировоззренческой установки субстанция может пониматься либо как невещественное образование, что приводит к различным диалектико-идеалистическим исследовательским программам сознания, либо как материальное образование, что представлено диалектико-материалистической концепцией сознания Маркса и его последователей.

Достоинство диалектико-логического способа заключается в том, что в нем снимается психофизиологическая проблема. В рамках диалектико-материалистической исследовательской программы получает решение вопрос о принципиальном различие психики высокоорганизованных животных и сознания человека.

Особенности онтологического описания. В каждый момент времени происходит уникальное событие, рождаемое всей совокупностью общественной жизнедеятельности, и порождающее саму практическую человеческую жизнь. Единство, равнозначность, взаимовлияние и одновременность осуществления бытия сознания и человеческой жизни и есть его существование как феномена.

Существует два принципиально противоположных методологических принципа исследования сознания: классическая и неклассическая рациональность.

У классического: а) определение осознаваемых условий познающего мышления; б) абсолютная способность сознания – контролировать собственное содержание; мысль о предмете и сам предмет полностью совпадают(принцип тождественности бытия и сознания); г) модельность сознания(принцип опредмечивания сознания)

Неклассическая. Отказ от абсолютности возможностей саморефлексии, что и привело к пониманию сознания не только как объекта гносеологии, но и онтологии.

Дальнейшее движение по пути постижения сознания как феномена заключается в сопоставлении понятий феномен и явление. Феномен следует понять как самообнаружение и самопологание сознания в потоке жизни. Но время сознания не является выражением движения как последовательной смены этапов. Время сознания приобретает смысл всегда осуществляющегося множества разнообразных состояний, форм и способов реализации.

Итогом онтологического описания сознания как феномена выступит: понимание сознания из него самого, открытость опыта сознания и принципиальная его неограниченность и незавершенность, неустранимость сознания из любых проявлений человеческой жизни.

сознание индивидуально по своему субъекту, своему носителю, своему творцу, сфере своего существования и, что сознание общественно по своей природе, своему источнику, своему смыслу и цели.

Общественное сознание это функция, свойство высокоорганизованной материи – человеческого общества - отражать, познавать объективный мир, в том числе и само общество, и создавать идеальные предпосылки для целенаправленного изменения природы и общества, как способа самодвижения, саморазвития материи.

В этом определении много общего с определением сознания человека, как индивида, что вполне закономерно. Ибо человеческое общество это способ существования высокоорганизованной материи, обладающей сознанием, представляющий собой всеобъемлющую диалектическую систему отношений всей совокупности составляющих его людей.

Общество это совокупность целокупность (по В.И.Ленину) всех входящих в него индивидов, находящихся в сложнейшей, всеобъемлющей системе социальных отношений.

Об общественном сознании можно говорить, в первую очередь, как о совокупном индивидуальном сознании всех взаимодействующих, находящихся в отношениях членов общества.

Общественное сознание потому и обладает новым качеством (громадным), что оно является суммой индивидуальных сознаний всей совокупности взаимодействующих индивидов этого общества. И чем большее количество членов общества будет активно задействовано в этом суммировании, чем, главное, больше будет количество связей, взаимодействий, отношений всех индивидов между собой перед этим суммированием, тем более содержательным, более качественным будет общественное сознание.

Религиозное сознание (зависимость человека от сверхъестественных сил)

Наука, искусство и философия

Онтологич. Сознание. Сознание рассматривается как особый род(феномен) бытия. Сознание-то, что есть. Условия существования сознания — 1)наличие головного мозга. 2) наличие культуры, общества и различных форм общения.

Св-ва сознания= 1) сознание-сознание своего Я(появляется субъективное время и пространство).самосознание. 2)сознание идеально.оно принадлежит субъекту, идеальный образ субъективен по способу своего бытия, но объективен по своему содержанию. Он не вещественен. 3) активность сознания(сознание не только отражает мир, но и творит его). 4)Сознание избирательно. 5)сознание свободно. 6)сознание интенационально и горизонтально. Интенция — обращенность, направленность на. а)бытийную форму предмета б)вбирает в себя наше отношение в предмету в)синтез актов сознания.

Мир не дан нам как целое, сознание достраивает его до цельного образа. Сознание даёт образ будущего. Цель — проясняет нашу жизнь, образы. Возможности сознания — построение иных миров, передвижение в пространстве и времени, может достраивать мир переигрывать ситуации, связано с языком, выражается им.


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 481; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!