Категория материи в XIX-XX веках.
В естествознании XIX столетия уровень развития науки накладывал определенные ограничения на понимание материи — она определялась с позиции механической атомистики и, как правило, отождествлялась с одним видом материи — веществом. Материя /вещество/ рассматривалась домарксовскими материалистами как состоящая из неделимых, неизменных, простейших частиц- атомов, не имеющих качеств. Материи предписывалась абсолютная дискретность, наличие неизменных, вечных свойств, таких, например, как масса, инерция и т. п.
Новый этап в развитии категории “материя” начинается с применения К.
Марксом и Ф. Энгельсом этой категории к области общественных явлений.
Прежние материалисты рассматривали материю лишь с одной стороны, лишь как источник образования сознания. Теперь же развитие материи надо было рассматривать не односторонне, не пассивно, а как активный двусторонний процесс; надо видеть, что не только материя творит сознание, но и сознание, в свою очередь, действует на материю. Идея становится материальной силой, когда она овладевает массами.
Таков итог третьего этапа в развитии категории “материя”...
Противоречивость становления научного представления и понятия о материи как наиболее общем, всеобщем понятии не только философии, но и всех конкретных наук, обусловлена противоречивостью становления самого человеческого познания мира — восхождения от менее глубокого знания к более глубокому знанию действительности, от познания сущности первого порядка к познанию сущности второго порядка и т. д.
|
|
Практика в структуре человеческой жизнедеятельности; ее трансформационный характер.
Практика – это чувственно-предметная форма жизнедеятельности общественно развитого человека, имеющая своим содержанием освоение природных или социальных сил и выражающая специфику человеческого отношения к миру, способ бытия человека в мире. В широком смысле практика выступает как основа познания и всей жизни человеческого общества. Определенность практики как формы деятельности раскрывается в единстве с противоположной формой деятельности – теорией. Будучи целесообразной деятельностью, практика выступает как целостная система операций и раскрывает свое существо в следующих моментах: цель, сама целесообразная деятельность, предмет, средства, результат практичной деятельности.
Способ включения человека в окружающий его природный и социальный мир, путем активного преобразования объективно существующих предметов и явления внешнего мира и определяется как практика.
С помощью категорий практики выявляются место человека в структуре бытия, его взаимосвязи с не живой и живой природой, социальной действительностью. Его включенность в систему материальной и духовной культуры, раскрывается сущность сознания человека, его духовной и душевной жизни. Категория практики задает исходные ориентиры целостного представления о человеке во всем многообразии, его взаимосвязи с окружающим миром.
|
|
Практика - это материальная, чувственно-предметная целенаправленная деятельность людей, имеющая своим содержанием освоение и преобразование природных и социальных объектов и составляющая всеобщую основу, движущую силу развития человеческого общества и познания.
Практика - это основа формирования и развития познания на всех его ступенях, источник знания, критерий истинности результатов процесса познания и «определитель связи предмета с тем, что нужно человеку». Человек вначале познает мир в той мере, в какой он практически действует и в какой сам подвергается воздействию со стороны внешнего мира. Практика входит в определение предмета в том смысле, что объект с определенной целью выделен субъектом из бесконечного сплетения вещей, либо видоизменен, либо создан заново.
Практика, как специфический человеческий способ бытия в мире, представляет собой деятельность, которая обладает сложной системной организацией. Она включает в себя:
|
|
1) реальное преобразование внешней среды при помощи искусственно созданных орудий и средств (субъектно-объектные отношения);
2) общение людей в процессе и по поводу этого преобразования (субъектно-субъектные отношения);
3) совокупность норм и ценностей (ценностно-целевые структуры), которые существуют в виде образов сознания и обеспечивают целенаправленный характер практической деятельности.
Основными видами практики являются материально-производственная деятельность людей и социально-преобразующая деятельность масс (к ней относится деятельность людей в социальной, политической и духовной сферах общественной жизни). В производстве в качестве средств труда выступает мускульная и нервная сила самого человека, а также орудия, которые он использует при воздействии на объект. В процессе социально-исторической практики также используются различные средства: общественные учреждения, институты, организации.
Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 459; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!