Собор как сюжетный и композиционный центр романа В.Гюго «Собор парижской богоматери». Образы главных героев. Концепция истории в романе.
Творчество Гюго – неистовый французский романтизм. Он охотно поднимал социальные темы, стилистика подчёркнуто-контрастная, чувствуется острое неприятие действительности. Роман «Собор…» открыто противопоставлен действительности.
Действие романа происходит во время правления Людовика XI (XIV-XV). Людовик стремился к результату, пользе, он практичен. Клод Фроло – начитанный, учёный. Имел дело только с рукописными книгами. Держа в руках печатную ощущает конец мира. Это характерно для романтизма. Действие происходит в Париже. Появляются главы, даётся описание Парижа XIV-XV веков. Гюго противопоставляет его современному Парижу. Те здания рукотворны, а Париж-современный – воплощение пошлости, отсутствие творческой мысли и труда. Это город, который теряет своё лицо. Центр романа – грандиозное сооружение, собор на о-ве Сите – Собор Парижской Богоматери. В предисловии к роману говорится о том, что автор зайдя в Нотр Дам разглядел на стене слово «Рок». Это дало толчок к разворачиванию сюжета.
Образ собора многозначен. Это сверхлицо. Это не только место действия, но памятник материальной и духовной культуры. Вместе с восхищением человеческим гением, создавшим величественный памятник истории человечества, каким Гюго представляется Собор, автор выражает гнев и скорбь из-за того, что столь прекрасное сооружение не сохраняется и не оберегается людьми. Он пишет: “Собор Парижской Богоматери еще и теперь являет собой благородное и величественное здание. Но каким бы прекрасным собор, дряхлея, ни оставался, нельзя не скорбеть и не возмущаться при виде бесчисленных разрушений и повреждений, которые и годы и люди нанесли почтенному памятнику старины... На челе этого патриарха наших соборов рядом с морщиной неизменно видишь шрам...
|
|
В центре романа, кажется, история любви и характерный треугольник, но он не важен для Гюго. Важна эволюция в умах главных героев. Клод Фроло – дьякон, почитающий себя истинным христианином, но позволяет себе то, что церковь осуждает – алхимию. Он человек рационального склада. Он скорее ответственный, чем увлекающийся. Опекун младшего брата после смерти родителей. Жан – студент, разгульный, беспутный. Фролло берёт на воспитание маленького урода, чтобы искупить грехи брата. Народ хочет утопить младенца. Квазимодо не знает иной жизни, кроме жизни в соборе. Он хорошо знает собор, все закоулки, всю жизнь служащих.
Квазимодо – фигура характерная для романтизма. Его портрет и соотношение внешности и внутреннего облика построено в контрастной манере. Его внешность откровенно отталкивающая. Но он ловок и силён. У него нет своей жизни, он раб.
|
|
Важную роль играет народ. Народные массы стихийны, ими движут эмоции, они неуправляемы. Изображены в разных эпизодах. Сначала – мистерия, праздник дураков. Конкурс на лучшую гримасу. Квазимодо избирают королём. На соборной площади помост для мистерии. Цыгане разворачивают на площади своё представление. Там же танцует Эсмеральда с козочкой (Джали). Народ пытается защитить Эсмеральду.
Другая сторона – жизнь парижского отребья. Там находят приют цыгане, туда приходит Гренгуар (поэт, женат на Эсмеральде). Эсмеральда спасает его, женившись на нём по цыганскому обычаю.
Тематика и художественные особенности лирики А. Ламартина и А. Виньи.
Альфонс де Ламартин (1790-1869). Его сборник «Поэтические размышления» (обратите внимание на характерные обозначения жанра у французских романтиков этого периода: у Ламартина стихотворения называются «лирико-философские размышления»; у Виньи - «воспарения», у Марианны Деборд-Вальмар - «плачи») стал первым манифестом французского романтизма в лирике.
Главное в стихах Ламартина - сосредоточенность на внутреннем мире поэтической души. Для его лирики характерна мечтательная созерцательность. Основные темы – размышления о блаженной, но быстротечной любви, предчувствие смерти, меланхолическое очарование природой.
|
|
Первые стихотворения Ламартина основаны на личных переживаниях, связанных с безвременной смертью любимой женщины. Поэт стремится увидеть в смерти переход в иной, лучший, мир.
Стихотворение «Озеро» (перевод А.Фета) основано на драматическом эпизоде личной жизни поэта. Встреча в 1816 году с юной женщиной, больной туберкулезом, недолгое счастье, ее смерть. Основа стихотворения – эпизод личной жизни – не замыкает поэта только на художественном воспроизведении состояния души. «Озеро» - не только любовная, но и философская элегия. Потеря любимой, мысли о своей, близкой и неминуемой, смерти выражают философское кредо автора.
Ламартин последовательно обращается к озеру, к скалам, к звездам, к ветру, к воздуху и утверждает, что настоящая любовь может соперничать с неодолимо бегущим, все поглощающим временем.
Стихотворение «Одиночество» ярко воссоздает внутренний мир поэта, тоскующего из-за потери возлюбленной. В этом стихотворении воссоздается внутренний мир личности, охваченный тоской, ощущением своей потерянности, воспоминаниями об утраченной любимой женщине.
|
|
Стихотворения Ламартина отличаются музыкальностью. Музыкальность помогает раскрытию художественного образа. Поэтому он называл свои стихи сонатами, прелюдиями.
Альфред де Виньи, аристократ по происхождению, в родной семье, проникнутой аристократическими предрассудками, очень рано воспринял ненависть к революции. Мотив полной отчужденности и гордого одиночества становится главным в его поэзии, проникнутой настроениями скорби, пессимизма, отчаяния; в ней всюду проводится мысль о том, что страдания - это вечный удел человека, что от них избавиться нельзя.
Незаурядный поэтический талант помог Виньи создать ряд ярких и сильных образов, хотя они и пронизаны духом глубокой безысходности. Его герои переживают трагедию одиночек, обреченных на страдание, ибо страдание - неизбежный удел "избранных натур".
Одним из последних произведений Виньи была поэма "Смерть волка", снова развивающая излюбленный мотив его поэзии. Он прославляет в ней волка, гордо умирающего в засаде без единого стона или жалобы. "Когда приходит смерть,- говорит поэт,- нам трудно перенять величие зверей - умение молчать..."
Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 1838; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!