Характеристика йенской школы немецкого романтизма: эстетика, философия, творчество (Шлегель, Новалис. «Фрагменты»).



Эпоха конца 18-начала 19 в. в Европе. Культурно-исторические предпосылки зарождения романтизма, философская основа романтического метода. Общая характеристика романтизма: основные принципы эстетики и художественного метода (конфликт, герой, идейное содержание, особенности стиля), национальные школы.

В литературе XIX века два главных направления — романтизм и реализм. (Европа) Романтическая эпоха начинается в девяностые годы восемнадцатого столетия и охватывает всю первую половину века. Однако основные элементы романтической культуры полностью определились и раскрыли возможности потенциального развития к 1830 году. Романтизм — это искусство, рожденное кратким историческим мигом неопределенности, кризиса, сопровождавшего переход от феодальной системы к системе капиталистической; когда к 1830 году очертания капиталистического общества определились, на смену романтизму приходит искусство реализма. Литература реализма на первых порах была литературой одиночек, да и сам термин "реализм" возник лишь в пятидесятых годах XIX века. В массовом общественном сознании современным искусством продолжал оставаться романтизм, на деле уже исчерпавший свои возможности, поэтому в литературе после 1830 года романтизм и реализм сложно взаимодействуют, в разных национальных литературах порождая бесконечное разнообразие явлений, не поддающихся однозначной классификации. В сущности, романтизм не умирает на протяжении всего девятнадцатого столетия: прямая линия ведет от романтиков начала века через поздний романтизм к символизму, декадансу и неоромантизму конца века.

Возникновение романтизма в искусстве и литературе

Романтизм как литературное направление возник в Европе в конце XVIII века. В 1789 году случилась Великая французская революция, полностью закончившаяся лишь к 1814 году. Она состояла из целого ряда значимых событий, которые в конечном счете привели к целому литературному перевороту, поскольку изменился менталитет человека.

Предпосылки появления романтизма

Во-первых, в основе французского переворота лежали идеи Просвещения, был выдвинут лозунг Свобода, равенство и братство!. Человек стал цениться как личность, а не только как член общества и слуга государства, люди поверили, что они сами могут управлять своей судьбой. Во-вторых, многие люди, бывшие апологетами классицизма, поняли, что реальный ход истории иногда бывает неподвластен разуму - главной ценности классицизма, слишком много там возникало непредвиденных поворотов (наполеоновские войны). Также, в соответствии с новым лозунгом, люди стали понимать, что привычное для них устройство мира на самом деле может быть враждебным для конкретного человека, может мешать его личной свободе.

Особенности и черты романтизма

Новыми критериями в искусстве стали свобода самовыражения, повышенное внимание к индивидуальным, неповторимым чертам человека, естественность, искренность и раскованность, пришедшие на смену подражанию классическим образцам 18 века. Романтики отвергали рационализм и практицизм Просвещения как механистичный, безличностный и искусственный. Вместо этого они во главу угла ставили эмоциональность выражения, вдохновение. Чувствуя себя свободными от приходящей в упадок системы аристократического правления, они стремились высказать свои новые взгляды, открытые ими истины. Изменилось их место в обществе. Они нашли своего читателя среди растущего среднего класса, готового эмоционально поддержать и даже преклоняться перед художником - гением и пророком. Сдержанность и смирение были отвергнуты. Им на смену пришли сильные эмоции, часто доходящие до крайностей.
Таким образом, в литературе возникает потребность в новом, актуальном направлении. Им стал романтизм, главный конфликт которого - конфликт личности и общества.
Трагическое одиночество героя

Романтический герой - сильный, яркий, независимый и непокорный, обычно оказывается одиноким, поскольку окружающее общество не способно его понять и принять. Он - один против всех, он всегда находится в состоянии борьбы. Но этот герой, несмотря на свое несоответствие окружающему миру, не является отрицательным.

Писатели-романтики не ставят своей задачей вывести в произведении какую-то мораль, определить, где хорошо, а где плохо. Он описывают действительность очень субъективно, в центре их внимания - богатый внутренний мир героя, который объясняет его поступки.

Изображение незаурядной, сильной личности, стремящейся к нравственному совершенству

Двоемирие (мучительный разлад между идеалом и действительностью) Двоемирие романтиков исходит из идеи Шеллинга, которая состоит в том, что мироздание разделяется на духовную и физическую сферу, но эти противоположности признаются им как единство. Лишь романтик может увидеть их единение через призму создаваемых им произведений искусства.

Романтик находится в постоянном движении между этими мирами, это «пилигрим вечности» (Байрон), постоянный путник. Он бежит от обыденности и прозы в экзотические миры. Результат его путешествия или побега не всегда важен, на первый план выходит стремление к побегу, поэтому романтик – личность динамичная, находящаяся в постоянном движении.

Герои часто совершают путешествия. Герой-странник, утратил социальные и географические корни, перемещается между областями земли, между сном и явью, ведомый предчувствием и волшебными случайностями-совпадениями.

Место действия – экзотические страны, сказочные королевства, необитаемые острова.

 

Характеристика йенской школы немецкого романтизма: эстетика, философия, творчество (Шлегель, Новалис. «Фрагменты»).

Йенский романтизм — ранний период немецкого романтизма, он охватывает 1795–1805 гг. Несмотря на то, что это самая ранняя форма романтизма, именно йенские романтики детально разработали романтическую теорию и дали миру выдающиеся произведения, в которой она реализована.

Одним из важных положений эстетики  Шлегеля явилась теория романтической иронии. В противовес односторонней серьёзности просветительского мышления ирония вскрывала относительную ценность жизненных явлений. В иронии этого типа «все должно быть шуткой и все должно быть всерьёз». «Она вызывает в нас чувство невозможности и необходимости всей полноты высказывания», — писал Фр. Шлегель.

В своих философских исканиях йенцы обратились прежде всего к философии Канта и пришли к выводу, что познание прежде всего является самопознанием. Личность творит свой мир. Они оставили в стороне кантовскую «вещь в себе» и обратились к идеям Фихте. Абсолютное «я» Фихте йенцы трактовали как «я» отдельной личности, считая её беспредельно свободной. Йенские романтики утверждали первостепенное значение искусства в мироздании в целом, а центром этого мироздания личность художника, силой своего воображения создающего мир.

В кружок, сложившийся в Йенском университетском городке, входили:

* Фридрих Шлегель (1772–1829), основной теоретик йенцев, автор эстетических работ «Критические фрагменты» (1797), «Фрагменты» (1798, с участием Новалиса и др.)
* его старший брат Август Вильгельм Шлегель (1767–1845), писавший стихи и драмы, но более известный как историк литературы, переводчик произведений У. Шекспира, Ф. Петрарки.

*Новалис (1772–1801), крупнейший писатель периода.

* Вильгельм Генрих Вакенродер (1773–1798), автор новелл и очерков.

* Людвиг Иоганн Тик (1773–1853), автор романов, новелл, пьес и произведений других жанров
* философ Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775–1854

*протестантский теолог и философ Фридрих Шлейермахер (1768–1834),

Особняком стоит творчество не связанного с йенским кружком Иоганна Христиана Фридриха Гёльдерлина (1770–1843), которое может быть рассмотрено как переходное звено от «веймарского классицизма» к йенскому романтизму.

Крупнейший представитель раннего немецкого романтизма известен под псевдонимом Новалис. Его настоящее имя — Фридрих фон Харденберг (1772–1801). Новалис внес значительный вклад в историю романтизма. Философичность Новалиса проявляется как в поэзии («Гимны к Ночи», 1800), где основная тема — победа над смертью, так и в прозе (философия природы в повести «Ученики в Саисе», 1800). Отдельные философские положения Новалиса предвосхитили философию Шеллинга.
В творчестве Новалиса с большой полнотой раскрывается переход раннего немецкого романтизма от субъективно-радикально-бунтарского к объективно-мистическому идеализму, в котором неустойчивость земного и социального бытия преодолевается противопоставлением остро ощущаемой «бренности» сущего — миру абсолютного, в котором компенсируются ущербность, зыбкость, обреченность существующего мира.

Смысл поэзии он видит в пророчестве, абсолютизирует искусство


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 3954; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!