Женские образы и тема любви в романах Ж. Санд.



Короткое и звучное имя Жорж Санд появилось впервые на обложке романа
«Индиана». Тогда мало кто знал, что Жорж Санд — псевдоним Авроры Дюдеван, молодой женщины, всего год тому назад приехавшей в Париж. С момента выхода в свет «Индианы» Аврора Дюдеван стала известной писательницей Жорж Санд.

«Индиана» (1832), в котором воплотилась программа создания психологического романтического романа.

Главная проблема романа — это «женский вопрос». Бесправие женщины в обществе Жорж Санд рассматривает как лишь одно из выражений несправедливого общественного устройства эпохи Реставрации (действие романа происходит в 1828 г.). Весь роман пронизан ощущением необходимости преобразования общественных нравов.

Жизнь Индианы, родившейся на острове Бурбон в Индийском океане, вышедшей замуж за полковника Дельмара и увидевшей в своем супруге обыкновенного деспота, жадного и жестокого, чуждого возвышенных стремлений,— такова отправная точка сюжета.

Действие романа начинается в замке Ла Бри поздней осенью, в дождливый, холодный вечер. Уже в начальных главах поражает гнетущая атмосфера, царящая в доме Дельмара. Застывшие лица слуг, пугливо взирающих на своего хозяина, боящихся вызвать каким-нибудь словом его гнев, грустная, подавленная Индиана. По всему видно, что Дельмар противопоставлен пленительному образу Индианы, которая не может полюбить своего мужа не потому, что он стар и она стала его женой по принуждению отца, а в силу его грубого деспотизма и ограниченности. В своем богатом и красивом доме она обречена влачить жалкое существование, будущее не сулит ей ничего светлого и отрадного.

Но внезапно печаль Индианы рассеивается. Жизнь сталкивает ее с человеком, который сразу же поражает ее воображение своей необычностью. Реймон де Рамьер — парижанин, публицист, так непохожий на ее мужа и на кузена вялого англичанина Ральфа. В конце концов Индиана оказывается жестоко обманутой — ее герой холодный, расчетливый, неверный и не способный на подлинное чувство.

Первая редакция романа заканчивалась смертью Индианы. Но писательница не удовлетворилась этим финалом. По новой версии, жизненная драма Индианы завершалась ее возвращением на родной остров, где, вдали от цивилизации, она смогла вновь обрести силу, ощутить радость жизни, познать настоящую любовь.

Есть в романе еще один пленительный женский образ — это креолка Нун. горничная Индианы и ее молочная сестра. Встретив на деревенском празднике Рамьера, она увлеклась им, не подозревая, что он не способен ответить ей взаимностью и даже не помышляет об ответственности за последствия своей легкомысленной связи. Брак со служанкой был невозможен для властителя умов в масштабе светских салонов.

Встреча Нун с Реймоном, страстная любовь креолки, ее душевные терзания, а затем трагическая развязка — все это овеяно трогательной простотой и дышит искренним сочувствием автора к невинной жертве бессердечия и эгоизма.

История «Индианы»-рассказ о борьбе женщины против писанных и неписаных законов буржуазного брака- имела большое общественное значение. Речь шла не только о свободе чувства для женщины, оскорбляемой мужем, жестоко обманутой возлюбленным, но о независимости и достоинстве личности вообще. Так называемый «женский вопрос» перерастал у Жорж Санд в проблему свободы человека.

 

Повесть Шатобриана «Рене» и её место во французском романтизме.

Франсуа Рене де Шатобриан (1768–1848), французский писатель и государственный деятель, которого называют «отцом романтизма» во французской литературе.

Рене — герой, история которого бедна событиями: лишившись матери сразу после рождения, он робеет перед своим властным отцом и видит единственное близкое существо в своей старшей сестре Амели. Отец умирает, и Р., объятый меланхолией, отправляется в путешествие по Европе, посещает Грецию, Италию, Шотландию, однако душа его нигде не находит успокоения. Он возвращается к сестре, но та чахнет от непонятной болезни и наконец удаляется в монастырь, намереваясь постричься в монахини; в самый момент пострижения Р., присутствующий в монастырской церкви, узнает, что причина решения Амели — преступная страсть, какую она питает к нему, своему родному брату. Ощущая себя причиной несчастья сестры, Р. хочет покончить с собой, но Амели еще прежде взяла с него клятву не делать этого, и Р. уезжает в Америку, где поселяется среди натчезов и женится на индианке Селюте; Амели тем временем умирает в монастыре, оплаканная всеми другими монахинями. Дальнейшая судьба Р. описана в «Натчезах»: хотя Селюта любит его нежно и преданно, ничто не может возвратить ему способность радоваться жизни, и он едва ли не с радостью гибнет от руки врага-индейца. В первой публикации история Р. служила приложением к главе «Гения христианства», носящей название «Смутность страстей»; в ней Шатобриан первым в XIX столетии описал душевное состояние молодых людей послереволюционной эпохи, у которых революция отняла не только родных, но и весь привычный уклад жизни, объекты применения сил, надежды на свершения и успех.

 


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 1128; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!