ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ИНТЕГРАЦИИ АРТТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ С ГЕШТАЛЬТ - ПОДХОДОМ



Гештальт-психология выросла из экспериментов с феноме­нологией зрительного восприятия. Классики (Коффка, Арнхейм и др.) фокусировали свое внимание на том, как человек органи­зует свое зрительное поле, их интересовал передний и задний план, линии, очертания, контуры, приближение, глубина, цвет, движение и пространство. Этих исследователей весьма интере­совало то, как именно формируется фигура. То же самое инте­ресует и художника, а зритель получает эстетическое удоволь­ствие от возникающего целостного и завершенного образа.

Кроме того, формирование и завершение гештальта в отно­шениях между людьми, по мнению Дж. Зинкера (2000), тоже яв­ляется эстетическим процессом. Он пишет, например, что если семья успешно справляется с проблемами, она способна испы­тать чувство целостности, завершенности, согласованности. Она готова постичь красоту происходящего. Завершенный гештальт, по Зинкеру, — это полностью «вызревшие переживания», пе­реживания, которые мы осознаем. Такой приобретенный опыт доставляет эстетическое удовольствие и создает ощущение зна­чимости нашего человеческого существования. Подобное состо­яние и называется «хорошей формой». Незавершенный геш­тальт не может приносить эстетического удовольствия.

Еще один комментарий А. Бочкарева к картине Д. Ганина «Розы»: «По известному мнению, переживание (Erleben) и вчувствование (Einfuhlung) — суть основные моменты эстетической деятельнос­ти. В эстетическом акте переживание нередко сливается с пере­живаемой жизнью так, что созерцаемый объект формирует субъек­та, а субъект проецирует на объект свои собственные ощущения. Отношение Д. Ганина («Розы») к изображаемым природным объек­там настолько интимно, что присущая объекту вещность отступает перед комплексом личных переживаний, а изображение перехо­дит из сферы материально-вещественной в область идеально-ду­ховного». Так художественный критик, характеризуя эстетичес­кий акт восприятия картины, описывает по сути то, что происходит в хорошей терапии, в отношениях терапевта и клиента: предостав­ленную клиенту возможность для вчувствования и переживания, взаимовлияние участников процесса, интимность и духовность их отношений.

Гештальт-терапевт создает возможность для творчества при помощи естественных и искусственных материальных средств, а также некоторых форм творческой активности (шумы, музы­ка, танец, телесная экспрессия, живопись, коллаж, лепка). Он придает тембру голоса и ритму слов не меньшее значение, чем содержанию — то есть форме и фону, на котором она возника­ет. И тогда осознавание направляется на ощущения, а не рассе­ивается по сторонам на поиск слов (Э. и С. Гингеры, 1999). Но и поиск слов может стать творческим поиском. Об этом свиде­тельствует предложенный С. Цеге фон Мантеифель и Е. Гедзь способ терапии с помощью хайку — японских трехстиший. Это в значительной степени повышает энергию и усиливает эмоци­ональность сессии, в которой нет лишних слов. Форма хайку сама по себе побуждает и терапевта, и клиента сфокусировать­ся на переживании и контакте друг с другом.

Таким образом, эстетика «хорошей формы» человеческих отно­шений в чем-то сходна с эстетикой живописного полотна. Ее трудно описать, но можно видеть и чувствовать. У нее есть качества и харак­теристики, которые могут быть исследованы. Что такое хорошая те­рапия по Дж. Зинкеру ? Это четыре связанные друг с другом модаль­ности терапевта: последовательное движение внутри цикла опыта, личное присутствие (быть здесь так, чтобы другие могли ярко, заинте­ресованно и полноценно заявить о себе) и управление на границе контакта, понимание феноменологии и интуиция (воспринимать то, что происходит, «схватывать») и «апперцептивная масса» (фон жизни и богатство этого фона — база хорошей формы терапевта для по­иска хорошей формы клиента).

Итак, на основе каких принципов интегрируется гештальт-терапия и артподходы?

А ). Творческое приспособление

Термин «творческое приспособление» предложен Ф. Перлзом. Он содержит в себе одновременно две полярности — творчество и приспособление, которые взаимно необходимы и находятся у здорового человека в одной связке. Для творческого приспособ­ления важно: (1) чтобы человек находился в контакте со своей нынешней ситуацией, с тем, что происходит в настоящем, посколь­ку то, что происходит в настоящем — это всегда новизна; (2) не регулировал насильственно побуждения (потребности) организ­ма, которые не нуждаются в спланированной регуляции («нет расписания для сна и аппетита», по Перлзу), — предоставленные сами себе, они будут спонтанно регулировать сами себя.

Довольно часто терапевт «знает» (откуда бы? КБ.), что пред­ставляют собой требования реальности, к которой пациент дол­жен приспособиться. Эта позиция соглашения с обстоятельства­ми часто приводит к субъективному чувству пустоты и безрадост­ности своей жизни (по принципу «ешь, что дают»). Принципом ре­альности обычно называют принятые социальные установки, инт-роецируемые и спроецированные. Когда человек контактирует и с потребностями, и с обстоятельствами, сразу становится очевид­ным, что реальность — это не что-то навсегда застывшее. «Она гибкая, она готова к изменениям, и ее можно переделать», — пи­шет Перлз и называет творческое приспособление сущностной функцией self. Self можно назвать системой творческих приспо­соблений. Творческое приспособление в жизни — это способность человека сделать ее для себя счастливой. Одним из способов дости­жения этого является собственное творчество — выражение себя с помощью различных форм творческой деятельности (изобразитель­ного искусства, пения, движения, скульптуры, музыки и т. п.).

Б ). Осознавание

Основным методом гештальт-терапии и ее целью является осознавание. Побуждая клиентов к осознаванию, мы обычно используем для этого средства языка. Между тем применение таких форм творческой активности, как живопись и рисунок, скульптура и лепка, коллаж, пантомима и танец, музыка и голос, существенно повышают возможность интеграции сенсорных, моторных и когнитивных компонентов деятельности в процессе контакта, концентрированном на настоящем. Здесь надо отде­лить гештальт-терапию от тех терапевтов, которые просто исполь­зуют артсредства в надежде вдохнуть жизнь в выдохшиеся тера­певтические интеракции без попытки их рассмотрения или пото­му, что эти методы более привлекательны, чем аскетически-вер­бальные.


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 379; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!