ТРЕВОГА И ЕЕ РОЛЬ В БЛОКИРОВАНИИ САМОРЕГУЛЯЦИИ



Хроническая тревога или тревожность всегда считалась неотъемлемой частью невроза, но рассматривалась с разных теоретических позиций. В работах 3. Фрейда механизмом воз­никновения тревоги считалась конверсия вытесненного либи­до. Отто Ранк рассматривал тревогу как реакцию на отделение при изменении предшествующей ситуации, в которой существо­вало относительное единство с окружающей средой. Провоци­рующим фактором для тревоги Гарри Стак Салливан считал боязнь неодобрения со стороны значимого другого.

В отличие от страха тревога лишена объекта. Но «тревога потому лишена объекта, что она поражает основание психологической струк туры личности, на котором строится восприятие своего Я, отличного от мира объектов» (Мэй, 2001). Усиление тревоги сужает поле само­сознания тем больше, чем интенсивнее тревога.

Немецкий психиатр и психофизиолог Курт Голдштейн рас­сматривал тревогу с биологических позиций. Он считал, что тре­вога — это субъективное переживание живого существа, оказав­шегося в условиях катастрофы. Тревогу, по Голдштейну, вызыва­ет не всякая опасность, а только та, которая несет в себе угрозу для психологической или физической целостности. Это может быть угроза для ценностей, с которыми организм идентифициру­ет свое существование. В момент тревоги нарушается осознава-ние взаимоотношений между «Я» и окружающим миром. Эту же точку зрения разделяла Карен Хорни, которая писала, что трево­га появляется лишь тогда, когда фрустрация ставит под угрозу какую-либо ценность или форму межличностных отношений, ко­торые, с точки зрения человека, жизненно важны для его безо­пасности. Среди факторов, провоцирующих тревогу, на первом месте стоит ненависть.

Спилбергер, автор известного теста, различал тревогу-свой­ство и тревогу-состояние. Тревога-состояние — это кратковре­менная преходящая эмоциональная реакция, связанная с акти­визацией автономной нервной системы. Тревога-свойство есть склонность к реакции тревоги, ее можно определить по частоте реакций за определенный период времени. По мнению автора, корни тревоги-свойства лежат в отношениях родителя с ребен­ком, особенно когда ребенка подвергают наказаниям.

Маурер размышлял о социальной дилемме, которая играет роль во взаимоотношениях ребенка со своими родителями с самого детства. Ребенок не способен просто убежать от трево­ги, которые несут в себе эти отношения, потому что он и боится родителей, и зависим от них. Реальный страх вытесняется и пре­вращается в хроническую тревогу, для разрешения которой обычно формируется симптом.

Иногда тревогу называют-диффузной недифференцирован­ной реакцией на опасность (Мэй, 2001). Недифференцирован-ность эмоций свойственна ранним стадиям развития индивиду­ума, впоследствии эмоции дифференцируются и помогают взрослому точнее ориентироваться в своем окружении. Таким образом, тревога может рассматриваться и как состояние рег­рессии, в котором могут быть скрыты различные чувства, про­явление которых несет угрозу для индивидуума.

Для наблюдателя тревога проявляется в двигательном беспокой­стве, суетливости, специфической мимике, поверхностном убыст­ренном дыхании, а для самого человека, испытывающего тревогу, это определенные ощущения в грудной клетке, учащенное сердце­биение, потливость, желание двигаться и т. п. С точки зрения Ф. Перлза и его коллег (1993), тревога представляет собой простое пси­хосоматическое событие. Это переживание трудности дыхания во время заблокированного возбуждения. Термин «возбуждение» обо­значает повышенную энергетическую готовность организма в тот момент, когда имеется заинтересованность (появилась фигура) и глубокий контакт (творческий, эротический, пищевой, агрессивный и т. п.). На физиологическом уровне возбуждение сопровождается учащением и увеличением глубины дыхания, что отражает усилен­ный метаболизм.

Рассматривая структуру и фазы цикла контакта, мы говорили о том, что возбуждение, появляющееся у индивидуума в процес­се создания и развития фигуры потребности, обеспечивает необ­ходимый уровень ориентации и манипуляции для нахождения способа ее удовлетворения. На психологическом уровне возбуж­дение переживается как волнение, энергетический подъем, ин­тереса включенность. Так происходит при свободном течении процесса саморегуляции, и в этом случае индивидуум имеет адек­ватную базу для поддержания здорового функционирования.

Если возбуждение блокируется, приостанавливается, то воз­никает тревога. Дж. Латнер (1992) пишет о тревоге как состоя­нии, наиболее характерном для фазы контакта (и немного ра­нее), когда возникающая фигура не может развиваться далее в связи с тем, что расщеплена. Вместо фигуры на фоне, возника­ющих из недифференцированного поля, дифференциация при­нимает форму двух элементов, которые являются одинаково существенными. Однако эти элементы не могут соединиться в единую фигуру, в то время как формирование фигуры требует, чтобы возникала и развивалась именно единая фигура. Фигура расщепляется, когда чьи-то интересы являются расщепленны­ми или неотчетливыми или в тот момент, когда важные элемен­ты фона не ладят друг с другом.

Невротический индивидуум в любом случае пытается конт­ролировать возбуждение непроизвольным вмешательством в ды­хание. На соматическом уровне эта тревога выражается в угне­тении дыхания (оно становится поверхностным или часто при­останавливается, возникает ощущение нехватки воздуха, вдоха или выдоха), напряжении мышц, неприятных физических ощу­щениях в грудной клетке. Телесные терапевты говорят о трево­ге как о «придушенном возбуждении». Такое состояние может сопровождать всю жизнь клиента или проявляться в отдельные моменты его функционирования. Как чувство тревога возника­ет тогда, когда человек сжимает свою грудную клетку и организ­му перестает хватать кислорода. Поэтому тревога не является только симптомом невроза, она появляется в ситуациях, когда у индивидуума возникает сильный конфликт между возбуждени­ем и самоконтролем.

Тревога отличается от страха. Страх как чувство всегда привя­зан к опасному объекту, от которого нужно уйти или с которым нужно что-то сделать. Тревога же является переживанием, не имеющим непосредственного отношения к внешним объектам. Тревога связана со страхом: поскольку культурально страх нельзя переживать ни внешне, ни внутренне, то подавление возбужде­ния страха проявляется в тревоге. Тревога — это конфликт, кото­рый усиливается, когда мы пойманы между нашим интересом к чему-либо и нашим страхом по отношению к этому. Например, мы хотим высказать свою идею, но боимся, что она будет воспри­нята как глупая. Или хотим с кем-либо познакомиться, но боимся показаться взволнованными или неинтересными. Мы хотим сде­лать шаг вперед, мы готовы это сделать, но не делаем, и в этот момент испытываем тревогу.

Тревога часто смешана со страхом в разных пропорциях. Сдерживание социально наказуемой агрессии также происхо­дит за счет дыхания и прерывания возбуждения. Вместе с выдо­хом «внутри» остается то, что могло бы быть выражено — гнев или раздражение, ярость или ненависть (хотя в норме выдох не требует дополнительных усилий). Точно так же прерывается сексуальное возбуждение и переживание потери. Напряжение диафрагмы, мышц грудной клетки, круговой мышцы глаз и мышц скальпа сдерживает рыдания. В этом смысле терапевту очень полезно наблюдать за прерыванием дыхания клиента и стиму­лировать осознавание того, выражение каких чувств было пре­рвано клиентом и какое отношение ситуация, в которой это про­исходит, имеет к его жизни. Нужно найти то, какие именно воз­буждения клиент в настоящий момент не может принять как свои собственные.

В терапевтической сессии тревога является маркером неза­вершенных ситуаций, которые должны быть рассмотрены и

раскрыты в терапевтическом процессе. Отсутствие тревоги в терапевтической сессии подозрительно, ибо это свидетельству­ет либо о том, что работа не касается актуальной потребности клиента, либо у него нет трудностей в том, о чем он рассказыва­ет терапевту. Постоянное состояние тревоги (так называемая «генерализованная тревога»), наоборот, свидетельствует о заб­локированное™ многих чувств и желаний, не допускаемых к осознаванию.

Тревога в терапевтической сессии не обязательно осознает­ся и выражается клиентом, она может скрываться за привычны­ми манипуляциями клиента, стереотипными формами поведе­ния, «помогающими» избежать ее осознавание. Таким образом, задача терапевта — идентификация и мобилизация тревоги (Не-миринский, 1998). Возможность идентифицировать тревогу дает гештальт-терапевтический эксперимент. В эксперименте кли­ент имеет возможность осознать тревогу, а терапевт — стимули­ровать обратный процесс — перевести тревогу в возбуждение и волнение. Нет смысла убирать тревогу с помощью глубокого ды­хания, так как тревога уйдет временно, поскольку контакт с ми­ром (средой) не восстановлен. Парадоксально то, что произволь­ное усиление напряжения восстанавливает выдох и вызывает облегчение.

Тревога появляется именно там, где избегается контакт. Поэто­му гештальт-терапевт по ходу сессии может идентифицировать, с какой стадией цикла контакта связано переживание тревоги.

1. При слиянии тревогу вызывает всякое выделение фигу­ры потребности, естественным образом влекущее за собой вы­деление человека из среды (группы).

2. При интроекции тревога заменяет собой переживание желания, а когда человек действует на основе желаний и требо­ваний других, он спокоен, но неудовлетворен. При этом не на­ступает следующая фаза цикла контакта — фаза мобилизации.

3. Проецирующий индивидуум отделяет от себя свои чув­ства, приписывая их среде. Следовательно, тревогу вызывает само переживание какого-либо чувства. Проекция предотвраща­ет действие в среде, направленное к объекту потребности.

4. При ретрофлексии тревогу вызывает действие, адресо­ванное другому человеку как объекту потребности (требование или просьба, желание погладить или оттолкнуть). Таким обра­зом, ретрофлексия — это «профилактика» финального контак­та с объектом потребности.

5. Эготист переживает как тревогу утрату контроля, при этом индивидуум не получает полного удовольствия и наслаждения от удовлетворения потребности.

6. При дефлексии индивидуума тревожит прямой контакт с другими людьми, получение обратной связи, разделение с ними чувств. Контакт становится косвенным, формальным, неясным.

Итак, та фаза цикла контакта, в которой появляется тревога, сви­детельствует о характерном для клиента механизме прерывания контакта.

Тревога, рассматриваемая как феномен терапевтических от­ношений, так же интересна. Терапевт может наблюдать, в каких ситуациях она возникает (например, молчание терапевта) и как это связано с жизнью клиента. Он может задаться вопросом, в каком контексте актуальных терапевтических отношений появ­ляется тревога. Далее, к чему побуждает клиент терапевта своей тревогой — к немедленным действиям по ее устранению, утеше­нию или изменению поведения на знакомое (здесь тревога мо­жет быть следствием фрустрации стереотипных ожиданий кли­ента). В какой фазе цикла контакта это происходит и где контакт прерывается? Какими действиями терапевт поддерживает трево­гу клиента и какими нет? В каких ситуациях или фазах цикла кон­такта появляется собственная тревога терапевта?

Еще один вариант рассмотрения тревоги в гештальт-тера-пии — это тревога как напряжение между «сейчас» и «потом», настоящим и будущим. Поведенчески тревога относится к ухо­ду из настоящего в будущее, это брешь между «сейчас» и «тог­да». Хроническая тревога — это хроническая замена будуще­го прошлым или настоящего прошлым. Тревога часто появля­ется тогда, когда, избегая чего-то сейчас, мы начинаем беспо­коиться о будущем и будущее требует некоторых действий по отношению к другим людям. Эта брешь может быть заполнена разными способами — например, работой или пьянством, по­стоянным перемалыванием прошлого или непрерывным истя­занием себя за несовершенство. Поскольку удовлетворение любой актуальной потребности связано с ответственностью за что-то (например, любой выбор влечет за собой какие-то по­следствия), такая тревога блокирует любое действие, адресо­ванное миру. Вместо реализации себя индивидуум погружен в бесплодные сомнения по поводу наилучших решений по отно­шению к будущему.

Например, клиент приносит тревогу (саму по себе) как симптом на терапевтическую сессию, и его запрос обычно звучит как «Хочу успокоиться». Один из таких клиентов находился в тревожном состоянии в связи с окончанием вуза и неопределенностью перспектив для работы и жела­нием добиться успеха. Состояние клиента характеризова­лось непрерывной «умственной жвачкой» по поводу раз­личных вариантов работы, перспектив и недостатков каж­дого из вариантов (в том числе и первый отрезок сессии). Терапевта косвенно побуждали обсудить каждый из выбо­ров и подсказать идеальный вариант с гарантией успеха. Клиенту был предложен эксперимент, включающий осоз-навание «здесь и сейчас» чувств и телесных ощущений, связанных с каждым из возможных выборов: начальником, главным специалистом учреждения, ведущим специалис­том некоммерческой общественной организации и пред­принимателем, — а также осознавание смысла каждого из состояний для клиента. Особый акцент терапевт сделал на целостном характере состояний (все, что с этим связано — ощущения, чувства, мысли, желания). Клиент с удивлени­ем обнаружил, что, несмотря на его стремление сделать карьеру, выбор, связанный с движением по иерархичес­кой лестнице, вызывает в теле ощущение тяжести, замо-роженности, неподвижности («Чувствую себя памятником, как неживой»).

Работа главным специалистом в государственном учреж­дении, где «все расписано — как и что», телесно восприни­малась как вялость, отсутствие энтузиазма и равнодушие («Это мне неинтересно»). Наибольший энтузиазм и чувство азарта («Есть интрига!») парадоксально вызывал выбор, свя­занный с отсутствием структуры, неопределенностью си­туации и максимальной свободой для деятельности (пред­принимательство). Состояние клиента изменилось, он по­чувствовал возбуждение, желание продумать, «как это мож­но сделать», выглядел оживленным и подвижным. В после­днем случае небольшая тревога, связанная для него все с тем же отсутствием гарантий на успешное будущее, не вос­принималась уже как помеха в жизни, а скорее ощущалась как возбуждение и предвкушение. Сессия закончилась на высоком энергетическом уровне, клиент ушел с желанием продолжать работу над этой темой самостоятельно.

Наконец, еще один вид тревоги — экзистенциальная трево­га — связана с осознаванием своего реального одиночества в мире, бессилия перед наступлением старости и смертью.

Для удобства анализа О. Немиринский (1998) выделяет три уров­ня рассмотрения тревоги и других психических явлений:

1. Биологический — уровень организмической саморегу­ляции. Практическое следствие для терапии состоит в том, что в фокусе терапии должны находиться именно те пласты опыта, которые вызывают тревогу. Терапевт идентифицирует тревогу по телесным признакам (дыхание, движения, мимика) и фокусиру­ется на том, когда и где эта тревога проявляется.

2. Индивидуально-психологический — уровень пережива­ния. Сюда включаются индивидуальные личностные смыслы происходящего, а также фаза процесса актуализации и удовлет­ворения потребностей, в которой появляется тревога. Терапевт рассматривает тревогу как регулирующий фактор в поддержа­нии одних переживаний и избегании других, но в контексте кон­такта с актуальной потребностью. Кроме того, он пытается по­нять, какие личные смыслы происходящего с индивидуумом бло­кируют возбуждение и переживаются в виде тревоги.

3. Социально-психологический — любые психические яв­ления, и в том числе тревога, рассматриваются с позиции под­держки функционирования поля «организм — среда». Это оз­начает, что терапевт наблюдает и выделяет ситуации, в которых тревога появляется как феномен межличностного взаимодей­ствия, в моменты, когда индивидуум сам манипулирует миром, и моменты, когда он отвечает на манипуляцию со стороны мира (индивидуума или группы).

 

ВЗГЛЯД НА СИМПТОМ ИЗ ГЕШТАЛЬТ - ПЕРСПЕКТИВЫ . СИМПТОМ КАК ФОРМА КОНТАКТА[37]

 

Термины «психосоматическое заболевание» и «психосома­тический симптом» используются в медицине и традиционной психологии для описания ситуации, в которой у пациента про­являются физические нарушения, не имеющие органических причин, выявляемых при медицинском исследовании (Thomas, 1999).

Интерес к психосоматическому симптому (мигрень, психоген­ный запор, спазм пищевода, головные боли, напряжения, боли в спине, сердцебиение, сексуальная дисфункция и т. п.) и механиз­мам его появления у пациента всегда проявляли психотерапевты разных направлений. И пожалуй, основными вопросами, на ко­торые они пытались ответить, были следующие: «Может ли орга­низм выступать как сцена психического конфликта?» и «Каким образом и с помощью какого механизма внутрипсихический кон­фликт получает свое выражение в виде психосоматического сим­птома? ». Большинство исследователей сходились во мнении, что психосоматический симптом отражает симптоматическое пове­дение, а его наличие указывает на остающееся бессознательным желание пациента. Так, психодинамическая теория рассматри­вает соматизацию (конверсию психологического процесса в фи­зический) как своеобразную форму отреагирования пациента (Lipowsky, 1988).

Еще со времен расцвета психоанализа символическому языку психосоматического симптома стало придаваться большое зна­чение, его необходимо было расшифровать, чтобы понять сущ­ность внутрипсихического конфликта пациента. Однако стрем­ление расшифровать послание психосоматического симптома, со­средоточенность на том, о чем сообщает психосоматический сим­птом, привели к некоторому перекосу в терапии, выражающему­ся в чрезмерно большом акценте на интерпретации. Составля­лись даже специальные словари (Теппервайн, 1998), указываю­щие на смысл симптомов и даже болезней, не учитывающие ин­дивидуальных особенностей ситуации пациента и попросту иг­норирующих их (по типу «сонников»).

С другой стороны, понимание психосоматического симпто­ма как языка, в котором «бессознательный смысл — мотив — побуждение — потребность... вместо того чтобы быть высказан­ным словами, проявляется лишь в подчеркнутом функциониро­вании органа», было несомненным шагом вперед, так как при­влекало внимание к теме потребностей индивидуума (Шульц-Хенке, 1951, цит. по: Аммон, 2000). Еще одним важным фактом понимания стала «корреляция одновременности» (уход от ме­ханистичности представления «психическое вызывает сомати­ческое»), акцентирующая физиологическую сторону эмоцио­нальных процессов.

Однако в конце концов интерес исследователей сместился от «языка симптомов» к процессу формирования психосоматичес­кого, симптома, например, к истории ранних объектных отноше­ний с фокусом на психосоматически морфогенных отношениях матери и ребенка (Аммон, 2000). Одну из таких концепций в об­щей форме можно выразить следующим образом. Нарциссичес-ки уязвимая мать ребенка имеет нереалистические представле­ния об образе матери и образе совершенного ребенка. Сталки­ваясь с реальностью, она воспринимает обычного ребенка де­фектным и бессознательно навязывает ему требование совер­шенства в форме контроля всех его жизненных функций, и в особенности соматических. Лишь появление симптоматики у ребенка дает возможность матери рассматривать себя как иде­альную мать и вознаграждать его проявлением любви и заботы. За стабилизацию симбиотических отношений с матерью, обес­печивающих выживание и рост, ребенок платит психосомати­ческим симптомом.

Эмоционально значимые взаимодействия интернализуются различными путями, в этой связи В. Райх предположил, что за­висимая позиция детства становится замороженной в теле, как структура характера. В своей концепции Райх привлек внима­ние к физическим аспектам характера, включающим мышечные напряжения (панцирь), позу, особенности дыхания, движения. Вслед за ним А. Лоуэн (1996) также исследовал телесные особен­ности различных типов характера.

Другая концепция акцентирует границу «Я» как психичес­кий орган, позволяющий различать внутреннее и внешнее, «Я» и «не-Я», говорить «да» тому, что является составной частью идентичности, и «нет» тому, что не принадлежит ему (Спитц, 1957, приведено по: Аммон, 2000). Эта концепция близка к модели кон­тактной границы в гештальт-терапии. Способность говорить «нет» (то есть отвергать ненужное) рассматривается как основа межличностной коммуникации, и тогда психосоматический сим­птом предстает как нарушение функции «нет» (эго-функции в модели self). Невротический пациент говорит «нет» самому себе, вместо того чтобы сказать это «нет» кому-либо другому.

Кроме того, распространенность соматических и психосома­тических заболеваний объясняется еще и реакцией на них обще­ства, в котором не приветствуются расстройства идентичности (психические расстройства) и поддерживаются, как легитимные, соматические заболевания. Чуждый личности соматический про-цесс воспринимается обществом всерьез и не игнорируется или отвергается, как игнорируются или отвергаются психические на­рушения. В то время, как при психозе граница между «Я» и «не-Я» стерта, психосоматический симптом становится способом ин­теграции личности и средством коммуникации «Я» с окружаю­щим миром и собственным организмом. В этом смысле психосо­матический симптом имеет позитивную функцию, препятствуя психической дезинтеграции и потере идентичности.

В последние годы в медицине появился термин «соматиза-ция», связывающий воедино фактор психического стресса и те­лесного ответа организма на этот стресс. Под соматизацией по­нимается нарушение функционирования той или иной системы организма без достаточного органического основания. При этом роль психологических факторов в формировании этих наруше­ний остается очень важной. Липовский (1988) определяет сома-тизацию как склонность переживать психологический стресс на физиологическом уровне, Клейнман (приведено по Kellner, 1990) как выражение личного и социального дистресса посред­ством телесных жалоб с поиском медицинской помощи. Это та­кие симптомы, как хроническая усталость, гастроэнтерологичес­кие или уринальные боли, при исследовании причин которых не находят никакой органической основы. В медицине выделяют несколько видов соматизации — первичная (соматоморфное расстройство), определяющаяся присутствием телесных симп­томов и озабоченностью ими; вторичная — связанная с диагно­зом шизофрении, аффективными или тревожными нарушения­ми; соматизированная депрессия, когда при жалобах на сомати­ческие симптомы имеются указания на высокую вероятность депрессии. В ряду особо распространенных соматоморфных расстройств наиболее часто диагностируют психовегетативный синдром, психовегетативную лабильность, психосоматические нарушения, globus hystericus, синдром хронической усталости, вегето-сосудистую дистонию.

В медицинской модели симптом — это единичное проявле­ние болезни. Отношение к симптому становится серьезным тог­да, когда объективными данными подтверждается его органи­ческий характер. Данные анализов как бы дают симптому право на существование и лечение. Если же симптом существует толь­ко субъективно, то он либо игнорируется врачом («у вас ничего нет»), либо, в лучшем случае, пациента направляют к психотера­певту, куда он, как правило, не идет, так как психогенная природа симптома для него не всегда очевидна. Да и запрос пациента, приходящего к психотерапевту, носит однозначно медицинский характер — «убрать симптом немедленно и лучше с помощью специальных таблеток». Это говорит о необходимости специаль­ной работы с пациентом, разъясняющей цели и характер психо­терапии.

Медицина акцентировалась также на факторах предраспо­ложенности определенных типов личности к той или иной пси­хосоматической болезни (работы Данбар и ее многочисленных последователей), и врачи всегда гордились точной диагности­кой, основанной на типологии личности. Однако само лечение того или иного психосоматического симптома или болезни ред­ко учитывало эту типологию и основывалось скорее на принци­пах лечения определенной нозологии. Правда, врачей (и студен­тов мединститутов) всегда призывают учитывать психологию больного, но как именно это делать, никогда не обучают, так ка£медицинский подход, будучи по большей части патерналистс­ким, не фокусируется на процессе взаимодействия «врач — па­циент» или «пациент — окружение».

Рассмотрим, что же такое психосоматический симптом с точ­ки зрения психологической модели. Это устаревшая на данный момент форма приспособления к действительности. Та ситуа­ция или контекст, в котором пребывал клиент или пациент, дав­но поменялся, а застывшая форма реагирования осталась. С этой точки зрения, психосоматический симптом представляет собой своеобразный маркер внутриличностного конфликта и метафо­рическое коммуникативное послание, отражающее способ орга­низации поведения в социальной системе. Психосоматический симптом — это одновременно и выражение проблемы и форма решения ее, метафора существующей проблемы и метафора ее решения.

В гештальт-терапии акцентируется парадоксальная природа симптом[38], заключающаяся в том, что (1) психосоматический симптом является отражением психологической проблемы и одновременно (2) способом решения данной проблемы. Это противоречие было замечено еще 3. Фрейдом. Вторая важная догадка — догадка Ф. Перлза — заключалась в том, что меха­низмом фиксации психосоматического симптома является хроническое напряжение низкой интенсивности. Рассмотрим оба по­ложения поочередно.

Психосоматический симптом является способом борьбы с ост­рой тревогой и одновременно способом поддержания хроничес­кой тревоги. Например, курение субъективно облегчает тревогу, i ю на физиологическом уровне угнетает дыхание, а это способ под­держания тревоги низкой интенсивности, но большей продолжи­тельности. Ретрофлексия агрессии, возникающая из-за невозмож­ности (реальной или привычной) выразить ее или уйти из ситуа­ции, выражается в головной боли напряжения, которая сама по себе является поводом выйти из ситуации, то есть хотя бы частично удовлетворить потребность в отделении. Здесь головная боль — это и выражение проблемы, и способ ее решить. Невротическая депрессия в данной модели может быть рассмотрена как форма реакции на депривацию близости: «я не могу выжить без близости, я без нее умираю». С другой стороны, по «предлагаемой» симпто­мом форме взаимодействия между пациентом и его близкими деп­рессия провоцирует опеку, и близость достигается, правда, сурро­гатная по своему характеру.

С точки зрения полярностей, психосоматический симптом — это застывшая форма противоречия между двумя потребностя­ми, которые субъективно не могут сосуществовать друг с дру­гом, застывшая форма конфликта. В этом смысле психосомати­ческий симптом является способом поддержания целостности. Его можно воспринимать как маркер некой поведенческой про­блемы и существования ее в пространстве индивидуума. Психо­соматический симптом — это своеобразный способ саморегу­ляции, позволяющий частично разрешать конфликт, не решая самой проблемы. Так, головная боль у одной из клиенток явля­лась отражением напряжения между полярностями «быть сво­бодной» и «быть нужной», которые воспринимались ею как вза­имоисключающие. «Быть свободной» имело коннотацию «нико­му не нужной, одинокой», а «быть нужной» имело смысл «делать то, что она не хочет». Симптом давал возможность временно ос­вобождаться, избавляясь от принуждения в отношениях с дру­гими людьми и в то же время сохранять с ними связь.

Единственный путь, который ведет к успеху терапии, — живое осознавание симптома, принятие обеих сторон конфликта как сво­их собственных, восстановление диалога между частями личности и средств, с помощью которых они обе могут удовлетворить свои потребности. При этом переживается и боль, и страдание, но все это для того, чтобы разрушить и ассимилировать патологический материал, содержащийся в симптоме. Однако, как писал Пол Гуд-мен, для изменения ситуации «лучше принять ответственность, чем принять аспирин».

Для того чтобы создать психосоматический симптом, организ­му нужно пройти через несколько стадий. При здоровом функ­ционировании наш опыт охватывает поле «организм — среда», а переживание этого опыта в ценностном аспекте мы называем эмоциями. Эмоции непрерывны, так как каждое проживаемое нами мгновение имеет хоть какой-то эмоциональный оттенок. Даже спокойствие имеет какой-либо эмоциональный оттенок. Однако в нашем обществе слово «эмоция» носит негативную коннотацию несдержанности, между тем как чувства и эмоции просто имеют разную силу в зависимости от степени заинтере­сованности организма в удовлетворении потребности. Эмоция в гештальт-терапии носит непосредственный характер. Это озна­чает, что эмоция является непосредственным отражением со­стояния поля «организм — среда» и регулятором действия, на­правленного на удовлетворение потребности организма. Регу­лирование происходит за счет того, что эмоция дает энергети­ческую основу действию или энергию для поиска адекватных действий и ресурсов.

Таким образом, переживание чувства — это ориентирующий и мобилизующий момент нашей жизни, целостный сигнал об отноше­ниях потребности и среды. В норме чувство задает направление поиску или действию. Так, страх — это возможность для человека позаботиться о своей безопасности, а сексуальное возбуждение — сигнал о возможности удовлетворить свою сексуальную потреб­ность. Недифференцированная форма эмоций выражается в воз­буждении; чем более дифференцированы и тонки чувства, тем бо­лее ясной и интересной является наша жизнь.

Однако многие чувства в обществе запрещено предъявлять. Существуют социально запрещенные чувства — гнев, страх, стыд, а также индивидуально запретные чувства, связанные с особенностями воспитания. «Стыдно бояться» (сразу два зап­рещенных чувства), нельзя злиться, бурно выражать свою ра­дость, любовь или восхищение, «надо» быть сдержанным. В не­которых семьях даже запрещено грустить и плакать («нужно быть веселым и радовать других!»), нельзя испытывать замеша­тельство, так как «нужно сразу знать, что тебе нужно». Выраже­ние потребности ребенка в любви может быть встречено отказом, его агрессия — наказанием, уязвимость — жестокостью, ра­дость — высмеиванием.

Подобные условия требуют, чтобы человек решал противоре­чие между потребностью в выживании и качествами развиваю­щегося «Я». И тогда аспекты «Я», отвергаемые окружающей сре­дой, отчуждаются. Мы начинаем делить себя на «Я», относя его к психике, и тело. Обычно мы считаем тело чем-то отличным от «Я» или не относящимся к «Я», и наш язык также способствует их разделению (Керпег, 1993). Мы не можем сказать «Я» — тело, в большинстве случаев мы говорим «мое тело». Так же, как «моя машина», «моя одежда» и т. п. Так, клиенты психотерапевта, ис­пытывающие неприятные физические ощущения, нередко жела­ют отделаться от них и считают это задачей психотерапии. Они хотят, чтобы исчезли приступы гнева и чувство страха, пропали головные боли и напряжение в мышцах, не хотят волноваться. Некоторые ощущения, которые клиенты чувствуют в теле и не могут объяснить, они называют иррациональными. Отчуждение ими некоторых психических аспектов «Я» тесно связано с отчуж­дением соотнесенных с ними телесных аспектов «Я». Это потеря связи «с первоосновой человеческого опыта — материальной ре­альностью» (Зинкер, 1993).

И так может продолжаться достаточно долго и оказывать нега­тивное воздействие на развивающуюся личность. Платой за нашу социализацию становится уменьшение способности к саморегу­ляции и обретение механизмов самоманипуляции. Поощряемый авторитетами самоконтроль и невозмутимость приводят к тому, что спонтанность в выражении чувств подавляется, а в некоторых слу­чаях подавляется и восприятие телесных ощущений, составляю­щих наши чувства.

Однако нежелательные чувства не могут быть исключены из организма произвольно, так как «невозможно аннулировать способ, которым природа организует функционирование орга­низма» (Перлз, Хефферлин, Гудмен, 1993). Эксперименты с алек-ситимическими пациентами показали, что искажается только восприятие чувства, в то время как физиологическая основа чувства, регистрируемая с помощью кожно-гальванического рефлекса или мио и энцефалографии, сохранена. Таким обра­зом, исключается только осознавание чувства или переживания. Учитывая, что универсальным способом совладания с критичес­кими ситуациями является переживание, при отказе от него про­исходит запуск патогенетического процесса.

Это происходит путем напряжения в той области, где лока­лизованы ощущения, по которым чувства распознаются. Чем более выражено чувство, тем более сильным должно быть та­кое напряжение. Между тем напряжение мышечных волокон высокой интенсивности воспринимается как острая боль, ко­торую индивидуум долго выносить не может. «Для хронифика-ции напряжения необходима его низкая интенсивность. Суще­ствование хронического напряжения в определенной части тела нарушает обменные процессы и создает телесную готов­ность для образования симптоматики» (Немиринский, 1997). В некоторых случаях боль от конфликта настолько непереноси­ма, что в теле появляются участки десензитизации, восприни­маемые как пустота.

Психосоматический симптом можно рассматривать и как хро­нический дефицит в удовлетворении актуальной потребности, и как проекцию отчужденных переживаний, но только не на окру­жение, а на определенную часть тела. В такой перспективе сим­птом — это сплав проекции и ретрофлексии (Немиринский, 1997). Психосоматический симптом — это то, что происходит с телом и одновременно свернутая форма контакта, причем фор­ма ретрофлексивная, когда организм воспринимает себя как окружающую среду. И человек относится к себе как к окружаю­щей среде, делая что-то с собой вместо воздействия на окруже­ние. Таким образом, то, что происходит внутри организма, явля­ется результатом воздействия энергии, которая первоначально должна была поддержать действие, направленное в окружаю­щую среду (Немиринский, 1997, Iaculo, 2001). При восстановле­нии контакта с чувствами телесные симптомы теряют свою ак­туальность.

При хроническом дефиците в удовлетворении потребности теряется функциональный характер психосоматического симп­тома (то есть он становится постоянным) и на уровне органа по­являются диагностируемые с помощью различных методов орга­нические изменения. Психологу и психотерапевту, работающе­му в соматической клинике, желательно иметь контакты с вра­чами в любом случае. Если органическая основа симптома не диагностируется, то в лечебном процессе больший удельный вес приобретает установление коммуникативного послания симп­тома и решение жизненных проблем пациента. Если органичес­кие изменения превалируют, желательно сочетание психотера­пии с медикаментозным лечением и физиотерапией.

Что происходит с организмом в процессе формирования пси­хосоматического симптома?

Для того чтобы чувствовать возбуждение, нужно чувствовать свое тело и ощущать возбуждение как принадлежащее телу. Если возбуждение опасно или запретно, человек может остановить его, сжать свои мышцы, это приводит к появлению боли. Мы можем физически притупить телесные ощущения и среди них те, которые составляют чувство любви, сострадания или гнева. Так, для того чтобы утаить от себя честное «я не люблю этого человека» (а таким человеком может быть и достаточно близкий), нужно ущемить свою саморегуляцию. Это проблема, с которой связан феномен алекситимии — утрата чувств и телесных ощу­щений в осознании и языке. Алекситимия часто наблюдается в группе больных с функциональными нарушениями — ВСД, па­нические атаки, головные боли, напряжения, боль в спине, ги­пертония.

Рассмотрим стадии формирования психосоматического симп­тома в психологической модели развития болезни (по О. Немирин-скому, 1997).

1. «Сердце щемит» — это первая стадия соматизации, путь от чувствам психологической боли. В медицине есть термин «пред-сердечная тоска», обозначающий не столько физическую, сколь­ко душевную боль в предсердечной области. Если «не любить» нельзя, то появляется боль, которую трудно выносить долго. И есть два пути. Первый — понять ее функцию, вернуться к пережива­нию, пережить и прожить нелюбовь, сделать свой выбор в связи с этим. Но чаще контакт с другим не завершается и развитие идет по второму пути — пути отчуждения ощущений и чувств: «это он (она) меня не любит» — и по пути блокирования боли.

2. Вторая стадия — это блокирование боли — перевод ее в хро­ническое напряжение низкой интенсивности, призванное увес­ти человека от осознавания боли. Высокая степень интенсивнос­ти душевного переживания требует активных действий. Потреб­ность в том или ином объекте, желание его приближения или от­талкивания требует приложения энергии (что реализуется сим-пато-адревдловыми механизмами), в то время как низкая интен­сивность душевного переживания позволяет их не предприни­мать. Итак, ситуация в отношениях не завершена, активность, необходимая на ее завершение, не растрачена, происходит на­копление энергии, выражающееся в телесном напряжении, ко­торое позволяет не чувствовать. Если напрячь все мышцы тела, то все ощущения (кроме напряжения) притупляются — читатель может провести такой эксперимент.

3. Третья стадия — путь от хронического напряжения к манифе­стации болезни. Организм готов к формированию патологии, воз­никает психосоматический симптом, следующей стадией развития которого является приступообразное течение. В нашем случае — физические болевые ощущения в области сердца. Далее уже, как поверхностная оболочка, наслаивается страх (панические атаки)... Так психосоматический симптом, постепенно развиваясь, утрачи­вает функцию контакта и становится болезнью.


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 845; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!