Интервенции по отношению к ретрофлексии



Ретрофлексия — это выраженное «нет» самому себе и своим желаниям. На первом этапе терапевт обращает внимание на фи­зические признаки ретрофлексии во время беседы — напряжен­ную позу, задержки дыхания, сжатые кулаки, обхватывание себя руками, ломание пальцев, постукивание ногой о пол, сжатые на­пряженные челюсти — и обращает на это внимание клиента, по­буждая его к осознаванию того, что с ним происходит. После того как клиенты научаются распознавать свои напряжения и импуль­сы, поощряется проявление чувств и выражение их адресату. Главное, что должен понять человек, ретрофлексирующий свои импульсы, это то, что можно научиться своевременно сдерживать себя в соответствии с ситуацией, но не навсегда отказываться от того, что требует лишь временного ограничения.

Работа с ретрофлексией может идти через проекцию. «Я чув­ствую себя скованной, — говорит клиентка. — Мне страшно!» «Пересядь на другой стул и побудь тем, кто тебя сковал», — по­буждает терапевт и убеждается в том, что ретрофлексивная пози­ция немедленно уходит и клиент активно выражает свои вербаль­ные послания, чувства и желания. Так, одна из клиенток в этой по­зиции энергично рычала: «Убери руки!.. Знай свое место!.. Закрой рот!» — и при этом поняла, от кого она до сих пор «слышит» в свой адрес эти слова (появился адресат чувства страха, и незавершен­ная ситуация была проработана). Смена позиции и ассимиляция проекции, возможность сказать эти слова другому, нарушающе­му границы или понять что-то про свои собственные запреты — вот возможные эффекты такой интервенции.

В целом работа с ретрофлексией состоит из нескольких фаз:

1) осознание ощущения (скованность);

2) осознавание чувства (страх);

3) проекция чувства вовне (боюсь услышать «Замолчи!», «Закрой рот!»);

4) установление адресата (от кого? — от мамы);

5) отреагирование («Хочу сказать ей: оставь меня в покое!»);

6) позитивный смысл действия, новые возможности.

Интервенции по отношению к дефлексии

Дефлексия — это избегание направления энергии на объект, уклонение от контакта. Дефлексивный клиент не смотрит на те­рапевта, непрерывно шутит, интеллектуализирует или меняет тему разговора. Суть интервенций терапевта состоит в том, чтобы на править энергию на объект контакта. Для этого он побуждает кли­ента поддерживать контакт глазами, достаточно настойчив в оп­ределении темы беседы и внимателен к ответам клиента на свои вопросы, не дает возможности уклоняться от темы или уйти от контакта.

«Пустой» стул. Это способ выявления того, что находится на острие осознавания клиента. Применяется для работы полярнос­тями, проекциями и интроекцией, присвоения отчужденных ас­пектов self, исследования межличностной динамики. Терапевт ставит напротив клиента пустой стул (не свой собственный) и просит клиента вообразить кого-то значимого в его жизненной теме. На этом стуле могут оказаться он сам в каком-то из своих качеств, родственники, объекты фантазии, значимые люди из его жизни. Главное, чтобы все они принадлежали миру клиента, а не терапевта. Терапевт просит клиента описать сидящего напротив (во что одет, как сидит, как смотрит, что говорит) и поговорить с ним без всякой цензуры. В каждой из позиций терапевт поддер­живает осознавание ощущений, чувств, поведения, желаний. Сме­на позиции обычно происходит после их прояснения. Классичес­кий вариант работы по Перлзу — это озвучивание внутреннего диалога («топ-дог» и «анде-дог»[35]), работа с полярностями (Силь­ный — Слабак) или разговор со значимыми людьми из жизни кли­ента. Важно, чтобы клиент осознал полезность каждой из пози­ций в разных контекстах своей жизни. В некоторых случаях кли­енты начинают осознавать, что реальная родительская фигура за прошедшие годы значительно изменила свое поведение и то, что он сам был ограничен в ее восприятии неким довольно жестким и стереотипным видением ситуации.

Ограничения в использовании интервенции. Выбор данной интервенции должен быть продиктован ее полезностью для кли­ента (см. раздел «Основные стратегии работы' гештальт-тера-певта» в данной главе). Он является оправданным в том случае, когда энергия клиента адресована третьей личности (не тера­певту) . Если же для клиента важно научиться устанавливать ре­альные отношения с другими, представителем которых в дан­ный момент является терапевт, применение «пустого» стула ста­нет лишь избеганием контакта с реальным другим. Не следует использовать эту интервенцию в работе с клиентами, self которых достаточно фрагментирован. Они больше нуждаются в ус­тановлении и исследовании стабильных терапевтических отно-шениий, чем в погружении в интрапсихический конфликт. Це­лью такого исследования может стать установление удовлетво­ряющих отношений с реальными людьми, поиск новых путей коммуникации с ними, выбор лучших стратегий приспособле­ния в обществе.

Другие интервенции гештальт- терапевта[36]

Телесный резонанс. Это собственные телесные реакции тера­певта, которые отражают степень вовлеченности клиента в то, что он делает. Физическая интенсивность таких ощущений может быть весьма высокой. Терапевт работает в режиме регистратора своих телесных ощущений, главная его задача — осознавание своих телесных реакций на включенность клиента в то, что он делает, регистрация ощущений нарастания и ослабления теле­сного резонанса с говорящим. Терапевт работает тем лучше, чем точнее ориентируется в своих переживаниях и ощущениях, а для этого необходима специальный профессиональный тренинг. Только тогда он не отягощает клиента собственными перцептив­ными искажениями.

Выражение терапевтом своих реакций, доведение их до кли­ента бывает терапевтически эффективным в тот момент, когда клиент лишает свою вербальную «продукцию» энергии. Или, на­оборот, терапевт ощущает ее прирост, и его сообщение поддер­живает продуктивное поведение клиента. Это полезно и для того, чтобы установить темы, представляющиеся клиенту нежелатель­ными или связанными с основным конфликтом. В этот момент те­рапевт может повторить важные для клиента (но не для терапев­та!) фразы или фрагмент речи клиента, выражающий централь­ную тему.

Ответ терапевта на изменения телесного резонанса необхо­дим для фокусировки осознавания клиента — «В том, как вы сей­час говорите о..., я почувствовал напряжение (скуку, ощущение, что что-то завершилось преждевременно и т. п.)». Однако тера­певт при этом должен отличать свои реакции на содержание высказываний клиента от телесного резонанса на его вовлеченность. Ему профессионально полезно знать (и это он делает в своей лич­ной терапии), на какие содержания клиентов он реагирует силь­нее всего и, возможно, проецирует эту реакцию на клиента.

Амплификация (преувеличение). Это просьба к клиенту уси­лить демонстрируемое поведение с осознаванием того, что проис­ходит. Для этой техники характерно проигрывание чего-либо (Grandinetti, 1991). Как правило, амплификация касается дей­ствий клиента, в которых терапевт замечает некоторые ограни­чения, заторможенность или застревание. Имеется четыре типа интервенций, ведущих к усилению действия.

Первая — простое повторение того, что клиент говорит или делает, не замечая и не осознавая. Это позволяет клиенту глуб­же соприкоснуться со смыслом того, что он говорит и делает, и ведет к усилению значимости и эмоциональному переживанию сказанного или к пониманию бессмысленности и несоответ­ствию внутренней правде клиента.

Т.: Повтори это несколько раз, сосредоточиваясь на ска­занном... и своих чувствах.

К.: Ты не нужна мне... Ты не нужна мне... Ты не нужна мне... Нет, ты мне нужна!

Терапевт может попросить клиента усилить движения паль­цев, ломающих друг друга, и клиент осознает, что ему хочется что-то разорвать. Это помогает ему почувствовать свой гнев и понять, к кому он направлен и чем блокирован. Усиление может касаться и роли, бессознательно проигрываемой клиентом. Так, усиление трагических интонаций беспомощности у клиентки вызывает обратный эффект — смех и осознавание того, что она все-таки кое-что может и сама.

Просьба усилить поведение может касаться и высказанного терапевту клиенткой желания спрятаться (при этом она не смот­рит на терапевта). Терапевт показывает на кабинет и предлагает спрятаться и некоторое время посидеть там (амплификация вы­ражения). Клиентка прячется за креслом и через некоторое вре­мя вспоминает, как она пряталась от гнева отца, когда получала «не отлично» в дневнике. Таким образом, амплификация может стать провоцирующей интервенцией для восстановления в на­стоящем незавершенной ситуации и дает терапевту и клиенту возможность поработать с ней. Амплификация делает доступным для контакта полное присутствие чего-либо содержащегося «здесь и сейчас», но не проявляющегося или проявляющегося не полностью.

Еще один вариант амплификации — это усиление и развитие. Клиент, усиливающий какое-либо высказывание или действие, часто спонтанно или по просьбе терапевта продолжает его. Те­рапевт может попросить сделать и развить жест, действие или интонацию, а клиент — обнаружить что-то новое, прежде содер­жащееся в его речи или поведении имплицитно.

Т.: Продолжай говорить с той же интонацией, но без слов... К.: И ииии... И ииии... И ииии... Я хочу, чтобы ты пожалел меня.

Когда клиент озабочен больше тем, как он выглядит, нежели проработкой своей проблемы, терапевт может сам занять пози­цию усиления. Так, например, он может сосредоточиться на том, что каждый шаг клиента хорош и правилен, и следовать этой позиции до той поры, пока клиент сам не сфокусируется на том, что егр беспокоит, в чем он видит свою проблему и что хочет сделать с ней.

Еще один вариант интервенции — перевод в слова телесных символов: жестов или позы. Проигрывание требует более глубо­кой идентификации с материалом для перехода из одной модаль­ности самовыражения в другую с целью присвоения части опы­та. Например, терапевт просит клиента озвучить руки, ломаю­щие друг друга в процессе рассказа о конфликтных отношени­ях с начальником.

Т.: Что говорят твои руки друг другу? К.: Я сильнее, нет я, нет я... Я тебе покажу! Нет, это я тебе покажу! (Хохочет.) Да-а! Это именно так!

Конфронтация со стереотипными высказываниями. «Субъ­ективнее переживания неизбежно теряют значительную часть своего содержания, если они выражаются посредством отсто­явшихся словесных форм», — замечает Дж. Энрайт. Безопас­ные формулировки и банальные обороты в речи — это способ укрытия чувств от себя и окружающих; осознание или выска­зывание этих чувств представляется клиенту опасным.

Терапевт может действовать двумя способами. Первый — при­влечение внимания клиента к его речи; терапевт может спросит!»: «Не было ли в речи клиента фразы, произнося которую, он сильнее переживает? Какая фраза его затрагивает больше всего? ». Второй способ — просьба к клиенту повторить фразу или отрывок речи по-другому, так, чтобы его это внутренне трогало. В этом случае клиент может двигаться в сторону более живой коммуникации.

По-видимому, лучший вариант — это комбинированное исполь­зование обоих способов.

Поддержка ответственности клиента. Многие клиенты прихо­дят к терапевту с жалобами на своих близких и желанием научить­ся у него особым приемам, которые позволили бы им контролиро­вать поведение родственников или начальства. Формулируя про­блему, они игнорируют свой собственный вклад в нее. Терапевт может услышать в подробностях, что и как делают люди вокруг клиента, но что делает он сам, остается неизвестным. Клиент дос­тигает такого эффекта за счет специфических лингвистических конструкций, используя неопределенные местоимения, пассивные грамматические формы «случилось», «произошло», «так получи­лось» и т. п.

Между тем человек вполне может воспринимать себя как источник и активный фактор своей жизни даже в неблагопри­ятных внешних обстоятельствах. Чем в большей мере он будет ощущать себя причиной действий, тем больше он будет чувство­вать значение и ценность своей жизни и возможность что-то в ней менять.

Терапевт может попросить клиента описывать события так, чтобы и ему, и терапевту стал ясен его личный вклад в их про­исхождение. Версия клиента может не совсем соответствовать реальной ситуации, но тогда терапевт может продолжить свои интервенции, направленные на осознавание ответственности. Клиенты, которые пришли к терапевту, желая изменить свою ситуацию за счет какого-то «хитрого влияния» на близких, бу­дут значительно фрустрированы. Но если они выполнят зада­ние и примут позицию ответственности, их терапия имеет шанс на успех.

Другой вариант полдержки ответственности и конфронтации с чувствами беспомощности и бессилия клиента описан в работе терапевта «через невроз» (пройти через невротические слои, по Ф. Перлзу) и особенно касается позиции клиента в «тупике».

В этот момент давление на терапевта для передачи ему ответствен­ности за решение проблемы наиболее велико. Если клиент при­нимает ответственность, он находит и возможности для дальней­ших действий.

Интервенция фантазией эффективна при исследовании тера­певтических отношений. Внимательный терапевт может с помо­щью своих визуальных фантазий и ассоциаций сориентироваться в отношениях с клиентом. Особенно это необходимо тогда, когда и терапевт, и клиент находятся в замешательстве, когда им трудно осознать и выразить свои чувства. Именно в такие моменты тера­певт может предложить клиенту свою фантазию на тему их отно­шений или попросить клиента также понять и пофантазировать, на что похожи отношения. Обмен фантазиями нейтрализует раци­онализации и помогает осознать, какие чувства вызывает взаимо­действие.

Так, клиентка, которую попросили создать визуальную фан­тазию отношений, сказала, что они напоминают разговор через стеклянные двери, когда человека видно и слышно, но настояще­го взаимодействия нет. Эта фантазия помогла клиентке сориен­тироваться в,своем чувстве одиночества, а терапевту — в своей позиции дистанцированное™ по отношению к клиентке и избе­гании осознавания одиночества. Клиенты и терапевты могут уви­деть бокс в-темноте, ослика Иа-Иа, потерявшего свой хвост (ко­торый находится у Винни-Пуха), человека, намазывающего на очередной бутерброд масло и затем, после осмотра, выбрасыва­ющего его, не попробовав. Сопоставление фантазий может по­мочь в исследовании проекций терапевта на клиента и клиента на терапевта, необходимое для их дальнейшей ассимиляции.


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 625; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!