Поэтика пьес «Чайка» и «Вишневый сад». Особенности драматического конфликта.



И В пьесе «Чайка» затронуто много жизненных проблем. Вместе из тем за бытовыми деталями кроется чрезвычайный лиризм. «Чайка» построена не на остросюжетном драматическом действии, а на глубоком психологическом анализе характеров. Чехов открыл трагедию будничности, показал ее в сценических образах. Он изображает не события, а людей, чье поведение, жизненная позиция становится фактором определенных событий. Чехов выносит сценически «удобные» эпизоды за сцену. Например, в пьесе есть, по меньшей мере, два эпизода, которые в традиционной драматургии были бы обыграны. Первый - попытка Треплива покончить жизнь самоубийством после провала его спектакля и «измены» Нины. Второй - самоубийство Треплива «в конце пьесы». Такой отказ от эффектных сцен был подчинен авторскому замыслу: показать характеры людей, их отношения, проблемы, которые возникают по недоразумению. Каждый герой имеет свою задачу в творческом замысле автора. Поэтому он избегает внешних эффектов, а принуждает внимательно следить за всеми героями. Язык каждого персонажа имеет «подтекст».

Важную роль в чеховских пьесах сыграют паузы. Они будто дополняют подтекст и возникают тогда, когда герои не могут и не хотят говорить о сокровенном. В третьем действии, например, Нина и Тригорин прощаются перед отъездом. Нина дарит ему медальон на память. Тригорин обещает помнить девушку такой, которой увидел ее впервые. Нина задумчиво повторяет: «Да, чайка». Пауза. «Больше нам говорить нельзя, сюда идут». Пауза помогает сосредоточиться на оскорблении чайки. Зритель припоминает предыдущий разговор героев, когда Тригорин записал в блокнот «сюжет для небольшого рассказа» о девушке, которую походом потерял «один мужчина». Но содержательность разговора героев выясняется значительно позднее. Пауза создает определенное эмоциональное напряжение. Зритель будто ожидает, что герои раскроют что-то очень важное, а этого не происходит. И зритель должен сам додумать, что скрывается за этим молчанием. Особую атмосферу создают ремарки. Вот сцена Треплива и Нины. Ремарка: входит без шляпы, с ружьем и убитой чайкой. Он кладет чайку возле ног Нины. Почему Чехову важно, что Треплив без шляпы? Дальнейший разговор объясняет это. «Я имел подлость убить сегодня эту чайку... Скоро так же я убью самого себя». Читатель понимает, что гибнет что-то очень важное для Треплива, возможно, гибнет его мечта, а возможно, гибнет чистая и доверчивая Нина. Здесь нельзя стоять в шляпе.

Например, любовь в «Чайке» — один из важнейших движителей сюжета. Правда, в чеховской драме нет счастливых людей. Героям, как правило, не везет в любви.

Называя это произведение комедией, Чехов будто подчеркивает, что главная героиня его пьесы - будничность, которая расточает лучшие человеческие чувства и отношения, которая разрушает личность и делает характеры мелочными, почти комическими. «Чайка» была той «первой птицей», что принесла обновление в русскую драматургию.

Перейдем к "Вишневому саду". Одной из особенностей “Вишневого сада” является то, что все герои даются в двойственном, трагикомическом освещении. В пьесе есть чисто комические персонажи: Шарлотта Ивановна, Епиходов, Яша, Фирс. Антон Павлович Чехов подсмеивается над Гаевым, “прожившим свое состояние на леденцах”, над не по возрасту сентиментальной Раневской и ее практической беспомощностью. Даже над Петей Трофимовым, который, казалось бы, символизирует обновление России, А. П. Чехов иронизирует, называя его “вечным студентом”. Такое отношение автора Петя Трофимов заслужил своим многословием, которого А. П. Чехов не терпел. Петя произносит монологи о рабочих, которые “едят отвратительно, спят без подушек”, о богатых, которые “живут в долг, на чужой счет”, о “гордом человеке”. При этом он предупреждает всех, что “боится серьезных разговоров”.

«Вишневый сад» - это художественный итог наблюдений великого русского писателя над социальными процессами, происходившими в современной действительности. В пьесе разработана важная социальная тема, которая волновала воображение писателя в течение всей его творческой жизни, начиная с первой юношеской пьесы без названия, и которая, получила художественно полноценное завершение в последней пьесе «Вишневый сад». Это тема материального оскудения и морального разложения дворянства и перехода дворянских гнезд в руки нового хозяина - буржуа.

Автор «Вишневого сада» осудил крепостническое прошлое России и современную буржуазную действительность. Этой действительности он противопоставил свою поэтическую мечту о светлом, счастливом будущем Родины.

В пьесах же Чехова нет острых конфликтов, столкновений, борьбы. Кажется, что в них ничего не происходит. Эпизоды заполнены обыденными, даже не связанными друг с другом разговорами, мелочами быта, незначительными подробностями.

Конфликт — это столкновение разных интересов, разных нравственных установок, разных характеров и темпераментов. Однако он может быть и внутренним, конфликтность можно найти даже в лирических произведениях, где соединяются противоположные образы и понятия, и в монтажных стыках-противопоставлениях.

Ослабление сюжетной интриги и приглушение конфликта за счет тщательной обрисовки посторонних для основного сюжета сцен, положений и характеров, приобретающих вполне самостоятельное значение. Бытовое течение жизни в ее мелких и случайных проявлениях становится отличительной чертой и главным объектом изображения в чеховской драматургии. «Бессобытийность» чеховских пьес напрямую связана с их «многогеройностью» (отсутствием центрального персонажа, носителя определенной идеи или важной ценностной установки).


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 1401; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!