Народная Россия в понимании Чехова («Мужики», «Случай из практики», «В овраге»).



а Антон Павлович Чехов был великим гражданином России. Во многих его произведениях мы видим нашу Родину его глазами. Главными своими врагами Чехов называл ложь, лицемерие и произвол. Вся жизнь писателя была заполнена упорным, систематическим трудом.

А. П. Чехов активно проявлял свою гражданскую позицию, воплощая в жизнь многие идеи, волновавшие интеллигенцию того времени. Он помогает голодающим крестьянам и туберкулезным больным, едет на остров Сахалин, где тогда жили ссыльные каторжане, уҹаствует в переписи населения, строит в Мелихове и окрестностях школы и больницы. Однако, творя добро как человек, он не может не размышлять о своей деятельности как писатель, и его позиция проявилась во многих его произведениях. Он ничуть не идеализирует народ, но и не осуждает его, он старается объективно к нему относиться, показать жизнь человека, независимо от его сословной принадлежности.

В рассказе «Мужики» он рисует жизнь крестьян, и эта жизнь так же исполнена человеческих страстей и конфликтов, как и жизнь людей любого другого круга. Но, конечно, положение мужиков более тяжелое вследствие их бедности. Своего хлеба хватило до масленой, старик и старуха боятся, как бы кто не съел лишнего куска, пить чай каждый день считают барскою привычкой. И больной Николай уже не рад, что лишним ртом приехал из Москвы к родителям, и мечтает о возвращении, но нет денег. Старики убеждены, что при господах лучше было, главное, сытнее. Теперь же на сорок дворов деревни накопилось больше двух тысяч рублей недоимки. Сцена взимания земским начальством недоимок невольно вызывает сочувствие к крестьянам, особенно когда у старухи в семье Чикильдеевых забирают самовар. Но куры и овцы, взятые в уплату долга, передохли, пока их держали в волостном правлении и перевозили с места на место, и невольно возникает традиционный вопрос: кто виноват? Крестьяне традиционно обвиняют во всем земство: и в недоимках, и в притеснениях, и в неурожаях, хотя ни один не знал, что значит земство. Отсюда возникают и сомнения в правильности политики государства по отношению к крестьянам, и гореть от впечатления традиционного русского беспорядка, и сочувствие к этим невежественным людям, ничего, кроме тяжелой работы, не знавшим в своей жизни.

хов, обратившись к крестьянской теме в «Мужиках» не увидел в жизни крестьянина ничего исключительного. Общая нелепость жизни, всероссийская ее неустроенность в деревне принимает открытые и страшные формы.

Отношения в деревне обнажают суть этой бессмысленности более наглядно и откровенно. Царящее во всем мире пустословие в деревне оборачивается упрощенной его разновидностью – сквернословием. Всеобщее недовольство жизни вырождается в пьянство. А невежество принимает удручающую форму: мужики любят Священное Писание как таинственную умственность, образованность.

Земельное утеснение и нищета сопровождаются духовным оскудением (вместо картин бутылочные ярлыки).

 «В овраге» 1900. В повести описан один сахалинский случай: я описываю жизнь в средних губерниях, я ее больше знаю. И купцы Хрымины есть в действительности. То, что мальчика Липы обварили кипятком, это не исключительный случай. Горький говорил: Чехов освещает скуку жизни, ее нелепости, стремления. Чем более трагичен рассказ, тем громче звучит нота любви к жизни.

Повесть переносит действие в село Уклеево, где дьячок на похоронах всю икру съел. Жизнь там так бедна, что за последние десять лет люди подметили только это событие.

Духовная и физическая нищета народа осложняется проникающим в сельскую жизнь буржуазным хищничеством, которое принимает формы дремучего варварства.

Фальшивые слова в письмах, фальшивые деньги Анисима, не разберешь где правда, а где ложь. Фальшь пропитала семейство Цыбукиных: мать Варвара сетует на всеобщий обман и опасается грядущего наказания, сын Анисим отсылает к афоризму Ивана из «БК»: если Бога нет – то все позволено.

Однако в буднично-преступном кошмаре присутствует мотив человечности, обещание добра, истины, красоты (пейзажные зарисовки, будто смотрит кто-то с неба, сторожит). В кульминации, когда Липа возвращается из земской больницы с мертвым ребенком, появляются нотки трогательной веры в добро. Отсылка к вопросу Ивана Карамазова о причинах страданий детей: Липа говорит с попутным мужиком за что страдают дети, старик отвечает, что не положено человеку знать все. Он говорит, что изъездил всю Россию и все видел, было дурное, будет и хорошее (в отличие от Достоевского не ставит четкого ответа на вопрос)..

 


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 1117; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!