Роман Толстого «Воскресение». Социально-нравственная проблематика произведения. Художническое мастерство писателя в раскрытии характеров.



е Роман “Воскресение” был задуман писателем как обличение существовавшего положения в стране, когда чрезмерная нищета и забитость одних соседствовала с непомерной роскошью других. Если подходить к проблеме раскрытия характеров, героев и их быта с этой позиции, то станет ясно, что портрет в “Воскресении” выступает не как самостоятельная деталь текста, а как часть полностью охватывающего произведение противопоставления, контраста между простым народом и представителями высшего общества.

Среди действующих лиц романа мы видим многочисленных "хозяев жизни", начиная от высших сановников царской империи — сенаторов, министров, губернаторов, и кончая блюстителями "закона" — тюремными начальниками. Широко показан в романе трудовой народ — рабочие на торфяных разработках, каменщики, плотники, прачки, поденщики, мастеровые, прислуга. Перед нашими глазами проходит вереница крестьянских образов, глубоко правдивых и жизненных. Незабываемое впечатление оставляют сцены в селе Панове, куда приехал князь Нехлюдов, стремящийся уладить свои отношения с крестьянами. Толстой показывает ужасающее разорение и нищету деревни, приводящие к постоянным голодовкам и вымиранию народа. Невозможно забыть старческое, бескровное личико заморенного ребенка в скуфеечке (шапочке) из лоскутиков, которого держит на руках худая женщина, вынужденная просить милостыню.

В тюрьмах и в острогах, на пересыльных этапах, в сибирской ссылке томятся тысячи людей из народа, лишенных свободы. Толстой рисует бессердечие, паразитизм, лицемерие и ничтожество "хозяев жизни". Созданный и охраняемый ими строй писатель называет "людоедским", а их самих — "непромокаемыми" людьми, бесчувственными, глухими к чужой беде и горю. Таковы сцены суда, яркие образы судей, товарища прокурора, присяжных заседателей. Толстой действительно срывает с них маски и показывает их истинное лицо. Каждый из судей занят только своими личными делами и с полным равнодушием относится к судьбе подсудимых. Так, только из-за непростительной небрежности присяжных заседателей героиня романа Катюша Маслова, напрасно обвиненная в убийстве купца, была приговорена к ссылке на каторжные работы.

Нищий деревенский мальчик был обвинен в краже половиков, стоивших 3 рубля 67 копеек. Сам хозяин половиков давно был готов простить голодному мальчику эту кражу. Но товарищ прокурора, наглый, пустой карьерист, всеми силами старался, чтобы суд выносил как можно больше обвинительных приговоров. И мальчика судили, а его соучастник по краже, дожидаясь суда, умер в тюрьме.

Один из главных героев романа, князь Дмитрий Нехлюдов, убеждается в том, что большая часть людей, осужденных на его глазах царским судом, невиновна и что настоящие преступники не те, кого полиция загоняет в тюрьмы, а фабриканты, грабящие рабочих, помещики, грабящие крестьян, чиновники, собирающие с голодного народа налоги и подати.

Обманывать и угнетать народ помогает господствующим классам казенная церковь. Знаменитая сцена богослужения в тюремной церкви, описанная в "Воскресении", служит ярким примером "срывания масок". Служители церкви обманывают народ сказками о превращении хлеба и разбавленного водой вина в тело и кровь Господа Бога.

В "Воскресении", впервые в творчестве Толстого, одним из главных героев произведения выступает человек из народа. Девушка из крестьянской семьи, Катюша Маслова, была взята горничной в барский дом. Рассказав всю историю ее тяжелой жизни, писатель замечает, что это была "самая обыкновенная история". Точно так же, как Катюша Маслова, в старое время гибли сотни и тысячи других девушек.

И глубоко знаменательно, что в конце романа писатель показывает подлинное воскресение Катюши, ее возрождение к новой жизни. Произошло это только тогда, когда в тюрьме и на этапе Катюша познакомилась с революционерами, которых царский суд приговорил к каторге и ссылке. Катюша называет их чудесными людьми. "Она, — говорит писатель, — поняла, что люди эти шли за народ, против господ".

Народные типы в творчестве Н. Лескова. Произведения о праведниках, о героизме и талантливости русского человека («Запечатленный ангел», «Очарованный странник», «Несмертельный Голован», «Левша»)

в Произведения Лескова завораживают читателя, заставляют его задуматься, проникнуться самыми сложными вопросами, касающимися человеческой души, особенностей русского национального характера. Герои Лескова могут быть разными — сильными или слабыми, умными или не очень, образованными или неграмотными. Но в каждом из них есть какие-либо удивительные качества, возвышающие этих героев над многими из их окружения.

На первый взгляд Лесков в своих произведениях рассказывает о самых обыкновенных людях. Но к финалу едва ли не каждой повести, каждого рассказа или романа оказывается, что герой, явно пользующийся авторской симпатией, обладает всеми качествами личности исключительной в морально-нравственном отношении.

Лесков — писатель-реалист. Он рисует жизнь такой, какая она есть, не приукрашивая ее. Однако в его произведениях жизнь и без приукрашиваний полна удивительных событий, заставляющих человека обнаруживать скрытые стороны своей натуры. Лесков — великолепный психолог. Он умело показывает самые сокровенные стороны человеческой души. И именно поэтому герои его произведений кажутся нам “настоящими” — жившими и творившими когда-то давно.

Лесков великолепно раскрывает особенности русского национального характера. Перечитывая страницы многих его произведений, невольно задумываешься о богатстве, незаурядности и своеобразии загадочной русской души. Особенно примечательно, что русский характер раскрывается в самых сложных условиях. Противоречие между внутренними стремлениями человека и вынужденными его действиями часто толкает героев на преступления.

Главная сквозная тема произведений Лескова – возможности и загадки русского национального характера. Отличительные свойства русского человека он искал во всех сословиях и классах. Ранние рассказы Лескова (Житие одной бабы, Воительница, Леди Макбет Мценского уезда) основаны на сюжетах и образах, почерпнутых из народных любовно-бытовых песен и баллад.

С годами писателя все больше привлекают люди, живущие по законам совести и сердца. Его любимым персонажем становится тип русского праведника. Лесков, по словам Горького, начинает создавать для России иконостас ее святых и праведников. Это новая разновидность маленького человека - маленькие великие люди, которые представляют созидательные силы русского народа. В создании таких героев автор опирался на древнерусскую литературу.

В повести «Очарованный странник» (1873) писателя в большей мере занимает не благочестие, а богатырство русского человека. Чары провидения Иван ощущает на себе, поэтому очарованный. По Лескову, русскому человеку не свойственна систематическая рассудочность, что не свидетельствует о его духовной бедности. В повести "Очарованный странник" (1873) Лесков, не идеализируя героя и не упрощая его, создает целостный, но противоречивый, неуравновешенный характер. Иван Северьянович может быть и дико жестоким, необузданным в своих кипучих страстях. Но его натура по-настоящему раскрывается в добрых и рыцарски бескорыстных делах ради других, в самоотверженных подвигах, в способности справиться с любым делом. Простодушие и человечность, практическая сметка и упорство, мужество и выносливость, чувство долга и любовь к родине - таковы замечательные черты лесковского странника. Изображаемые Лесковым положительные типы противостояли "меркантильному веку", утверждаемому капитализмом, который нес обесценивание личности простого человека. Лесков средствами художественной литературы сопротивлялся бессердечию и эгоизму людей "банкового периода", нашествию буржуазно-мещанской чумы, умертвляющей все поэтическое и яркое в человеке.

В «Левше» (1881) в форме легенды-анекдота Лесков запечатлел исключительную одаренность русских мастеровых. Талант и самобытность русского человека не просто дар, а следствие благородной привычки к усердному и разнообразному труду, воспитывающему смелость и упорство творческого духа. По поводу Левши сам лесков признавался, что там, где стоит левша, надо читать русский народ и что у него не было намерения ни польстить народу, ни принизить его. Лесков привлекает внимание не только к одаренности, но и к трагической судьбе русского человека: талант его растрачивается на пустяки. Горький увидел отличительную особенность худ. стиля Лескова в том, что он не лепит образы пластически, а создает их искусным плетением кружева разговорной речи. У Лескова повествование чаще всего ведется от первого лица. Эту повествовательную манеру определяют понятием сказ.

Едва ли не главным в творчестве Н. С. Лескова было создание им ярких национальных характеров, замечательных своей нравственной чистотой и всечеловеческим обаянием. Писатель умел находить яркие русские характеры, притаившиеся в разных уголках родной страны, людей с обостренным чувством чести, сознанием своего долга, непримиримых к несправедливости и одухотворенных человеколюбием. Он рисовал тех, кто упорно, самоотверженно несет “бремя жизни”, всегда стремится помочь людям и готов постоять за правду-истину.

Его герои находятся далеко от бурных столкновений века. Они живут и действуют в родной глухомани, в русской провинции, чаще всего на периферии общественной жизни. Но это вовсе не означало, что Лесков уходил от современности. Как остро переживал писатель насущные нравственные проблемы! И вместе с тем он был убежден, что человек, который умеет смотреть вперед без боязни и не таять в негодованиях ни на прошлое, ни на настоящее, достоин называться “русский народ”.

«Запечатленный Ангел» - уникальное литературное творение, в котором икона становится главным «действующим лицом». Особой темой рассказа является отношение к русской иконе и иконописанию. Лесков выводит идею сплочения из узких рамок семейно-бытового круга на уровень вневременный, общечеловеческий. Это тем более важно, что писатель с болью наблюдал распад человеческих связей, национальных устоев».

На рубеже 1860--1870-х годов Лесков увидел в расколе ту сторону, которую ранее не замечал. Заинтересовавшись в это время русской иконописью, особенно старинной, Лесков увидел в раскольниках истинных хранителей древнего русского народного искусства, гибнущего от невнимания и отсутствия какой-либо правительственной или общественной поддержки.

Проблемой повети Лескова «Запечатленный ангел» является религиозная проблема- проблема столкновения двух разных религий.

Повесть "Несмертельный Голован" была написана Лесковым в 1880 году. Эпиграфом к повести служат слова из Евангелия от Иоанна;"Совершенная любовь изгоняет страх ".Смысл эпиграфа остается непонятным до самых последних страниц повести. Лесков интригует читателя историями о богатыре Головане, раскрывая его тайну лишь в заключении произведения.

Начиная повесть словами:"Он сам почти миф, а история его легенда,"автор заявляет о своем герое как о выдающейся личности из народа, способной на такие поступки, дела, чтобы о них помнили и говорили даже после его смерти. Читая повесть, мы знакомимся с описанием главного героя :" В нем было, как в Петре Великом, пятнадцать вершков ; сложение имел широкое...Спокойная и счастливая улыбка не оставляла лица Голована на минуту"... и т.д. Лесков знакомит читателя с подвигами Голована: спасение Аннушки и ребенка от бешеного пса, избавление крестьян от напасти - "пупыруха", показывает необыкновенное трудолюбие героя и почтительное отношение к нему крестьян, да и не только. Ведь сам Ермолов помог ему откупиться от крепостной зависимости и начать жить самостоятельно.

Непонятным народу является лишь "один грех Голована" - Павла, но за это его не судят, а лишь не понимают. Кульминацией повести, на мой взгляд, является появление Фрапешки. Только он один позволяет себе непочтительное отношение к Головану: бьет его, требует деньги, не вызывая гнева, делает его смиренным.

Раскрытие тайн Голована происходит в конце повести, во время встречи автора с бабушкой Александрой Васильевной. Отец Петр открыл ей правду о настоящей праведности и нравственной чистоте человека, которого в народе прозвали "Несмертельным Голованом."

Глубинное знание народной жизни, глубокое уважение к русскому народу, его обычаям, бедам, радостям делает произведение Лескова патриотичным. Рисуя образ легендарного русского богатыря, выбранного самим народом себе и в утешители, и в советчики, и в избавители от злой напасти , автор тем самым показывает идеал русского человека из народа.

Постоянные заботы и беды русского народа описывает Лесков, не приукрашивая действительности ; "Смерть шла об руку с голодом и друг друга поддерживали. Голодающие побирались у голодающих, больные умирали "борзо", то есть скоро, что крестьянину и выгоднее. Долгих томлений не было , не было слышно и выздоравливающих". Необходимую помощь народ ждет не от бога, не от правительства, а от Голована, которого за его праведность наделяет мифическими качествами. Народ ищет силу, противодействующую злу, в самом себе. И находит ее, потому что не перевелись богатыри в русской земле.

Особенности поэтики произведений Лескова: лесковский сказ, поиски новых жанров прозы, фольклорные традиции. Особенности русского национального характера в контексте характеристик других этносов в интерпритации Лескова («Железная воля»).

с Лесков, безусловно, писатель первого ряда. Значение его постепенно растет в нашей литературе: возрастает его влияние на литературу, возрастает интерес к нему читателей. Однако назвать его классиком русской литературы трудно. Он изумительный экспериментатор, породивший целую волну таких же экспериментаторов в русской литературе,— экспериментатор озорной, иногда раздраженный, иногда веселый, а вместе с тем и чрезвычайно серьезный, ставивший себе большие воспитательные цели, во имя которых он и вел свои эксперименты.

Первое, на что нужно обратить внимание,— это на поиски Лесковым в области литературных жанров. Он все время ищет, пробует свои силы в новых и новых жанрах, часть которых берет из «деловой» письменности, из литературы журнальной, газетной или научной прозы.

Очень многие из произведений Лескова имеют под своими названиями жанровые определения, которые им дает Лесков, как бы предупреждая читателя о необычности их формы для «большой литературы»: «автобиографическая заметка», «авторское признание», «открытое письмо», «биографический очерк» («Алексей Петрович Ермолов»), «фантастический рассказ» («Белый орел»), «общественная заметка» («Большие брани»), «маленький фельетон», «заметки о родовых прозвищах» («Геральдический туман») , «семейная хроника» («Захудалый род»), «наблюдения, опыты и приключения» («Заячий ремиз»), «картинки с натуры» («Импровизаторы» и «Мелочи архиерейской жизни»), «из народных легенд нового сложения» («Леон дворецкий сын (Застольный хищник)»), «Nota bene к воспоминаниям» («Народники и расколоведы на службе»), «легендарный случай» («Некрещеный поп»), «библиографическая заметка» («Ненапечатанные рукописи пьес умерших писателей»), «post scriptum» («О „квакерах"»), «литературное объяснение» («О русском левше»), «краткая трилогия в просонке» («Отборное зерно»), «справка» («Откуда заимствованы сюжеты пьесы графа Л. Н. Толстого „Первый винокур"»), «отрывки из юношеских воспоминаний» («Печерские антики»), «научная записка» («О русской иконописи»), «историческая поправка» («Нескладица о Гоголе и Костомарове»), «пейзаж и жанр» («Зимний день», «Полунощники»), «рапсодия» («Юдоль»), «рассказ чиновника особых поручений» («Язвительный»), «буколическая повесть на исторической канве» («Совместители»), «спиритический случай» («Дух госпожи Жанлис») и т. д., и т. п.

Лесков как бы избегает обычных для литературы жанров. Если он даже пишет роман, то в качестве жанрового определения ставит в подзаголовке «роман в трех книжках» («Некуда»), давая этим понять читателю, что это не совсем роман, а роман чем-то необычный. Если он пишет рассказ, то и в этом случае он стремится как-то отличить его от обычного рассказа — например: «рассказ на могиле» («Тупейный художник»).

Лесков как бы хочет сделать вид, что его произведения не принадлежат к серьезной литературе и что они написаны так — между делом, написаны в малых формах, принадлежат к низшему роду литературы. Это не только результат очень характерной для русской литературы особой «стыдливости формы», но желание, чтобы читатель не видел в его произведениях нечто законченное, «не верил» ему как автору и сам додумывался до нравственного смысла его произведения. При этом Лесков разрушает жанровую форму своих произведений, как только они приобретают какую-то жанровую традиционность, могут быть восприняты как произведения «обычной» и высокой литературы, «Здесь бы и надлежало закончить повествование», но... Лесков его продолжает, уводит в сторону, передает другому рассказчику и пр.

Странные и нелитературные жанровые определения играют в произведениях Лескова особую роль, они выступают, как своего рода предупреждения читателю не принимать их за выражение авторского отношения к описываемому. Этим предоставляется читателям свобода: автор оставляет их один на один с произведением: «хотите — верьте, хотите — нет». Он снимает с себя известную долю ответственности: делая форму своих произведений как бы чужой, он стремится переложить ответственность за них на рассказчика, на документ, который он приводит. Он как бы скрывается от своего читателя.

Основной особенностью авторского почерка Н.С. Лескова является оригинальный русский язык, владение даром рассказа, интерес к духовной проблематике. Следует отметить и самостоятельное отношение автора к фольклору и народной духовной деятельности, которое оказалось у Лескова «несравненно оригинальнее», чем у многих других писателей.

Творческая манера Н.С. Лескова необычайна, неповторима и самобытна, а язык неожиданный и странный, резко выделяет писателя среди других художников XΙX века.

В произведениях Лесков отразил противоречия времени, его мятежный дух и неутомимость в поисках истины. Замечая парадоксы русской действительности, писатель не терял надежды на будущее обновление страны, потому что непредсказуемый русский характер таит в себе силы неисчерпаемые.

Творчество Н.С. Лескова наполнено фольклорными мотивами: лирические, обрядовые песни, пословицы, заговоры и другие. Сюжет проникнут сказочными, былинными мотивами, включает народные суеверия, предания.

Фольклорные традиции русского народа Лесков воплощает в «святочных рассказах». «Лесков не только сумел дать импульс к развитию святочной прозы, создав самобытную концепцию святочной словесности, но и выступил в качестве теоретика жанра». Расцвет святочной темы в творчестве Лескова приходится на 1880-е годы. В 1886 году писатель издаёт свои святочные рассказы отдельным томом. В рассказе «Жемчужное ожерелье» автор определяет специфические черты святочных текстов: «приуроченность к «святым дням», фантастичность, счастливый финал, поучительный характер».

 Писатель шёл по пути обновления жанра. Под пером Лескова святочный рассказ приобретает новаторские черты: переосмысление мотива рождественского чуда, фантастической основы повествования, установка на достоверность описываемых событий. Рождественское чудо в произведениях писателя – это, прежде всего, чудо внутреннего преображения человека («Зверь», «Неразменный рубль», «Христос в гостях у мужика» и др.). Очевидна направленность святочной прозы на изображение современных веяний общественной жизни и исследование свойств национального характера. Характерная особенность святочного творчества писателя – переплетение фольклорной и христианской традиций.

Особым образом анекдот воплотился в святочной словесности и, в частности, у Н.С. Лескова, в структуре произведений которого этот жанр играет особую роль. Анекдот в творчестве писателя характеризует время, помогает в наиболее яркой форме дать критику русской жизни. В цикле «Святочных рассказов» представлена серия анекдотов: «Штопальщик», «Маленькая ошибка», «Жидовская кувырколлегия», «Дух госпожи Жанлис».

Глубокие связи Лескова с народной культурой, легендой и мифом уже не раз становились предметом пристального внимания исследователей. Иногда писатель использовал миф неявно, в подтексте, нередко делал это в сатирических целях.

Лесков положил в основу своих произведений древнерусские и народные легенды. Святочный рассказ «Белый орел» знаменуется глубоким проникновении в саму семантику народно-мифологических и христианских представлений, связанных со святками. Святки – один из основных праздников годового цикла, издревле связанный с культом умирающего и воскресающего солнца и приходящийся на период зимнего солнце-ворота – между Рождеством (25 дек. по ст. ст.) и Богоявлением (6 янв. по ст. ст.). Святки – это время обновления, преодоления смерти, смены знаков, когда противоположности «переодеваются» друг в друга. Идея святок получила воплощение в народных «забавах»: в игре в покойника, ряжении и т. д. В рассказе «Белый орел» упоминаются традиционные персонажи святочных ряжений: цыгане («любил послушать цыган на Крестовском»), старуха («особенно хорошо он старух представляет»), «выходец из могилы»). Столь характерная для святок атмосфера таинственности выражается Лесковым в мотиве «сглаза». «Смерть» Ивана Петровича ассоциируется со святочной игрой в покойника. «Игровая стихия, многочисленные «переодевания» (и в прямом и в переносном смысле), постоянные столкновения противоположностей составляют тот святочно – «карнавальный» фон, на котором разворачивается губернская история».

Серьёзный вклад в постижении русского национального характера во второй половине XIX века был сделан Н.С. Лесковым. На страницах своих произведений ему удалось создать колоритные национальные образы, причём не только представителей русского народа, но и других национальностей. Для писателя характерно тонкое чувство народной стихии, её психологии, духа. Лесков достоверно представляет этнокультурные особенности, при этом он не ограничивается раскрытием лишь положительных сторон народной жизни, он предельно объективен. Эта особенность дарования Лескова, естественно, представляет большой исследовательский интерес. Неслучайно художественный мир писателя становится объектом изучения многих литературоведов, занимающихся проблемой природы национального.


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 1240; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!