Тема тревожной совести у Гаршина. Трагическое и прекрасное, аллегория в произведениях писателя («Красный цветок, «Сказание о гордом Аггее»)



и Гаршин В. М. – один из новаторов в русском реализме 19в., сознательно стремившемся в нем открыть новые пути, преодолеть описательность и объективность литературы. Главный герой рассказов и повестей Гаршина – человек потрясенной совести, наделенный особыми свойствами: чуткостью к чужой боли, переживанием ее как своей собственной, способностью видеть за гримасами жизни социальные бездны и бытийные провалы, острым чувством гражданской ответственности. Всеми этими качествами был наделен сам писатель.

Во многих произведениях Гаршин сталкивает своего героя, человека уязвленной совести и тревожной мысли, с картинами повседневного, будничного зла, в которых проявляется сущность всего общественного строя. Это — проституция, растлевающая человеческую душу («Происшествие», 1878; «Надежда Николаевна», 1885), это — эксплуатация рабочего, физически убивающая человека изнурительным трудом («Художники», 1879), это — циничное буржуазное хищничество («Встреча», 1879), это — гибель души, пораженной индивидуализмом, разобщенностью с миром («Ночь», 1880). Столкновение с фактом вопиющей неправды потрясает гаршинского героя и порождает глубокий душевный кризис.

В 1883 написан рассказ «Красный цветок». Его герой — безумец, томящийся в сумасшедшем доме,— также гибнет в призрачной борьбе со всем злом мира, но его гибель, пусть бесплодная, в глазах Гаршина возвышенна и свята. Его болезнь полна высокого значения: в «безумии» своём. Герой Всеволода Михайловича провидит грядущие времена, когда «распадутся железные решетки», когда «весь мир содрогнется, сбросит с себя ветхую оболочку и явится в новой, чудной красоте». Такими же благородными «безумцами» были для писателя и его революционные современники. Он видел безрезультатность их борьбы и в то же время преклонялся перед величием их подвига. В «Красном цветке» отразилась, таким образом, трагедия целого поколения.

В 1886 написан рассказ «Сказании о гордом Агее». (прочитать простои рассказать)

Народная жизнь в изображении Короленко, образы правдоискателей и мечтателей («Соколинец», «Убивец», «Сон Макара», «Река играет», «Лес шумит»). Нравственный идеал в произведениях Короленко (цикл аллегорических повестей «Сказание о Флоре», «Парадокс», «Мгновения», «Огоньки»).

н Владимир Галактионович Короленко вошел в сознание современников и потомства как писатель общественник и правдоискатель, кипучедеятельный и мятежный, с неукротимостью революционера боровшийся против веками царившего в России произвола и насилия, против любых форм проявлений социального зла, беззакония и несправедливости. Свобода и справедливость — это девиз его творчества, общественной деятельности, всей его жизни. Он был одержим гуманистической, романтически-красивой мечтой о вольном, как птица, человеке, о людском равенстве и счастье, и в то же время он каждодневно делал неисчислимо много для реальной защиты отдельной личности, попавшей в беду или несправедливо гонимой, для блага своего народа. Его гуманизм всегда был практически действенным, активным. Он был любим народом, пользовался в демократических низах непререкаемой славой правдолюбца, защитника и певца угнетенных. Имя его обладало в дореволюционной России огромной силой нравственного авторитета.

Судьба, личность, дарование В. Г. Короленко необыкновенны. А. М. Горький называл Короленко «человеком с большим и сильным сердцем». Писатель был воспитан на произведениях русских писателей-реалистов, они зажгли в его сердце любовь к русскому народу. Короленко писал, что нашел свою родину, «и этой родиной стала русская литература».

Писатель был близок к революционным кругам, закрепив за собой славу «политически неблагонадежного», что повлекло за собой множество арестов и ссылок в самые глухие районы. Это, бесспорно, отразилось на его творчестве. В рассказах Короленко изображены «пустынные места», но главное — это народ.

Сам писатель, внимательно вглядываясь в жизнь, упорно искал своего положительного героя. Он с глубоким сочувствием рисует людей большого мужества и стойкости, несгибаемых в борьбе со злом, наделенных сильным характером. Короленко создавал одно за другим произведения жизнеутверждающие, светлые по тону, оптимистичные. В большинстве из них разрабатывалась сибирская тематика, в центре повествования ставились типы бродяг, ссыльных, бывших каторжан. Короленко в этом случае продолжал традиции своих предшественников - Ф.Достоевского с его "Мертвым домом", С.Максимова, Н.Наумова, Н.Златовратского - и предвосхищал чеховскую прозу о каторге и ссылке ("Остров Сахалин"), книги П.Якубовича-Мельшина, Вас.Немировича-Данченко, В.Тана-Богораза, Максима Горького, А.Куприна и других писателей.

В произведениях Короленко о Сибири образы "отверженных", конечно, романтизированы, но, исследуя внутренний мир своих героев, писатель обычно рисовал их без идеализации: они в его рассказах человечны и одновременно жестоки, в их душе красота уживается с уродством, их страстное вольнолюбие порою оборачивается ницшеанским индивидуализмом.

 На материале сибирских впечатлений создан и рассказ "Сон Макара", написанный в 1883 году в якутской ссылке. Короленко изображает крестьянина-якута, всю жизнь бьющегося в безысходной нужде и бедности, как бы навеки обреченного на непосильный труд, молчаливого, покорного, во всех отношениях несчастного человека, - того самого Макара, на голову которого "все шишки валятся". До времени он безропотно сносил все невзгоды и бедствия, но, доведенный до последней степени отчаяния и глубоко возмущенный явной несправедливостью по отношению к себе и повсеместной неправдой, Макар взбунтовался. В его сердце раба "истощилось терпение", в душе созрел гнев, пробудилась воля к протесту и бунту, и в нем "забушевала ярость, как буря в пустой степи глухою ночью". И долго молчавший человек громко и гневно заговорил, проклиная людскую несправедливость и обвиняя в ней самого бога: "Он забыл, где он, перед чьим лицом предстоит, - забыл все, кроме своего великого гнева".

Короленко не раз говорил своим современникам о необходимости высоко ценить и свято чтить память тех, кто мужественно "исполнял свой долг, сопротивляясь насилию". Эти слова находим, в частности, в "Сказания о Флоре, Агриппе и Менахеме, сыне Иегуды". Короленко выступает против всякого смирения и малодушной покорности, бездействия и пассивности перед проявлениями социального зла. Насилие обычно питается покорностью, как огонь соломой. Значит, насилию над народом надо противопоставить революционное насилие, ибо "камень дробят камнем, сталь отражают сталью, а силу - силой...". Отвергая фаталистический взгляд на историю и общественную жизнь, писатель утверждает "завет борьбы" как единственное средство избавления людей от позора рабства, насилий, деспотизма, произвола. Насилие и гуманизм - одна из важных нравственно-философских и социальных проблем этого рассказа.

Важное место в творчестве Короленко - художника слова и публициста - занимает тема капитализма. Народники отрицали возможность перехода России на буржуазно-капиталистический путь развития и признавали лишь кустарные формы хозяйства и труда. Короленко уже в 1890 году выступил с книгой "Павловские очерки", в которой поставил под сомнение правильность народнических теорий.


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 1180; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!