Тема 5. Воспитание индивидуальности ребёнка



Лекция. Развитие индивидуальности учащихся в процессе воспитания

В постсоветский период развития советского общества акцент в воспитательной практике смещается с деятельности по формированию в ребёнке социально типичного, что в советской педагогике являлось доминирующем направлением, в сторону поддержки становления и проявления в растущем человеке ярко индивидуального, что призвано помочь ему стать самим собой и добиться благодаря этому жизненного успеха. Постепенно модель воспитательной деятельности, направленной на развитие индивидуальности ребёнка, распространяется и укореняется в российском образовательном пространстве. Но стадия зарождения и становления чего-то нового, как известно, редко протекает безболезненно и беспроблемно. К числу наиболее важных и злободневных проблем следует отнести такую, как формирование отчётливого, верного и детального представления о сущности индивидуальности, возможностях, условиях и средствах её развития. То есть необходимо найти ответы на следующие вопросы:

– Какова сущность индивидуальности?

– Из каких компонентов она состоит?

– Что следует делать для того, чтобы процесс становления индивидуальности ребёнка протекал успешно?

Дать исчерпывающие ответы на эти вопросы в данный момент вряд ли возможно, но поиск нами ответов на них позволил получить и систематизировать информацию, ознакомление с которой может быть полезным для педагогов-воспитателей.

 

Сущностная характеристика индивидуальности

Сначала попытаемся дать сущностную характеристику индивидуальности. Зная то, что сущность изучаемого явления должна быть отражена в определении его понятия, мы обратились к справочной литературе и научным публикациям по данной проблеме. В результате свыше ста определений понятия «индивидуальность», изложенных в работах философов, социологов, психологов и педагогов, стали объектом нашего анализа. Проведённый анализ показал существование многообразия научных взглядов на индивидуальность человека и её сущность. Предпринятая попытка систематизации различных точек зрения ученых позволила выделить четыре ключевых аспекта, характеризующих сущность данного явления.

Первый аспектиндивидуальность как уникальность, неповторимость, особенное в человеке. Именно посредством этих характеристик большинство исследователей описывает сущность и определяет понятие индивидуальности. Такие точки зрения преобладают в современной справочной литературе, учебных пособиях, монографиях и других учебных публикациях. Однако некоторые ученые имеют другое мнение о значении неповторимого своеобразия и уникальности при характеристике сущности индивидуальности. Единичность, неповторимость, особенность, как полагают психологи Е.И. Исаев, В.И. Слободчиков и философ И.И. Резвицкий, относятся к важным сторонам человеческой индивидуальности, без учёта которых она не может быть правильно понята, но сами по себе являются лишь формальными её характеристиками, не связанными содержательным анализом.

Их взгляды принципиально важны для педагогической практики. Они позволяют понять, что смысл педагогической работы с индивидуальностью не заключён только в учёте индивидуальных особенностей детей и стимулировании появления каких-то новых различий. Бесперспективность такого подхода можно объяснить следующими причинами. Во-первых, в такой работе педагогу не следует слишком усердствовать, ведь наследственность, окружающая природная и социальная среда, активность самого человека детерминируют огромное количество отличительных черт (качеств) конкретного индивидуума по отношению к другим людям. Вероятность повторения определенного человека на Земле, по утверждению известного американского генетика Р. Левонтина, так мала, как величина, обратная самому большому мыслимому числу людей, которое может вместить планета. Во-вторых, индивидуальность нельзя рассматривать как сумму, полученную в результате сложения отдельных отличительных черт и свойств человека. Вряд ли важные для криминалистов отпечатки пальцев с неповторимым рисунком кожного покрова, помогающие идентифицировать того или иного человека, позволяют судить о его индивидуальности. То же самое можно сказать и о чертах лица, параметрах телосложения, особенностях темперамента и т.п. Кстати, Гегель называл это множество отличий дурной бесконечностью. И, в-третьих, отличительные черты не являются самоценностью и для большинства самих детей. Хотя бывают случаи, когда ребёнок пытается экстравагантной прической, одеждой, поступком заявить о своей индивидуальности. Но такие моменты характеризуют, как правило, мнимую, а не подлинную индивидуальность.

Второй аспектиндивидуальность как свойство, качество, признак, характеристика человека. Притом это свойство учёные относят к разряду главных, системообразующих, наиболее важных, ставя его в один ряд с такими характеристиками (качествами) человека, как индивид, личность, субъект. Если личность, по мнению Б.Г. Ананьева, «вершина» всей структуры человеческих свойств, то индивидуальность – это «глубина» личности и субъекта деятельности.

Третий аспектиндивидуальность как этап, уровень развития человека. Авторы учебного пособия «Педагогика индивидуальности» О.С. Гребенюк и Т.Б. Гребенюк полагают, что индивидуальность – это высший уровень развития человека. Подобную точку зрения излагают и составители словаря социально-психологических понятий «Коллектив. Личность. Общество», называющие индивидуальность кульминационным этапом в развитии индивидуума. Становление индивидуальности, согласно их воззрениям, происходит за достаточно длительный промежуток времени в жизни человека, а поэтому детство – всего лишь один из этапов данного процесса. Однако очевидна важность этого жизненного периода, ведь оттого, насколько воспитатель сможет умело и заботливо поддержать и взрастить ростки индивидуальности в детские годы, во многом зависят яркость и полнота её раскрытия и проявления в более зрелом возрасте.

Четвёртый аспектиндивидуальность как особая форма бытия человека, его самобытность. И.И. Резвицкий утверждает, что общественная жизнь человека осуществляется в двух формах: коллективной и индивидуальной. Именно с последней он и психологи Е.И. Исаев и В.И. Слободчиков связывают сущность индивидуальности. «Индивидуальность, – подчёркивает И.И. Резвицкий, – состоит не столько в том, что каждый индивид неповторим, хотя и в этом также заключён момент его индивидуализации, а в том, что каждый человеческий индивид – это отдельный, самобытный мир, который, будучи включён в окружающий его мир, в ту или иную социальную структуру, сохраняет при этом свою относительную самостоятельность». Взгляды учёных на индивидуальность как самобытность, его способность стать и быть самим собой имеют методологическое значение для определения смысла воспитательной деятельности. Наверное, ради того, чтобы помочь воспитаннику эффективно использовать и развивать свои возможности, а в результате – стать самим собой, т.е. самоосуществиться, воспитателю можно и нужно избрать индивидуальность целью и предметом приложения педагогических усилий. Представители гуманистического направления в педагогике и психологии (А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс, Э. Фромм и др.) считают, что в самоосуществлении и заключается подлинное счастье человека, предназначение его бытия. А, следовательно, смысл деятельности педагога-воспитателя, если он действительно желает счастья своему воспитаннику, состоит в помощи ребёнку стать и быть самим собой.

Но разве не каждый человек является самим собой? К сожалению, нет. Во-первых, человек изначально, т.е. с момента рождения, не обладает индивидуальностью как полностью сформированным качеством. Ему ещё предстоит самоосуществиться посредством проведения многолетней и нелегкой работы по развитию и проявлению своей индивидуальности, самобытности. Во-вторых, нередко человек плохо знает и развивает свои природные задатки, недостаточно эффективно использует внутренние и внешние возможности для самостроительства и самосовершенствования. В-третьих, бывают случаи, человек совершает неидентичные самому себе поступки. Довольно часто причиной самонеидентичности является конформизм личности. Человек под давлением группы может избирать формы и способы поведения и общения, которые не соответствуют его жизненным принципам. Порой он так поступает ради того, чтобы сохранить благополучное положение в группе. В данном контексте становится понятным сформулированное А.Г. Асмоловым положение: индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают. В-четвёртых, приостанавливая на какой-то промежуток времени работу по самосовершенствованию, человек может потерять идентичность себе в дне завтрашнем. Самоосуществление – процесс непрерывный в течение всей жизни, и об этом не следует забывать.

 

Основные компоненты индивидуальности

А теперь от сущности индивидуальности перейдем к рассмотрению её компонентов, т.е. попробуем ответить на второй вопрос, поставленный в начале лекции. Применение теоретических и эмпирических методов исследования позволили сформировать представление о компонентном составе индивидуальности.

Ядром индивидуальности является формирующееся в процессе жизнедеятельности авторское отношение человека к себе и своему бытию, социальному и природному окружению, миру человеческой культуры. Именно оно обусловливает индивидуальный стиль мышления и деятельности, своеобразие выбора форм и способов поведения и отношений с окружающими, особенности эмоционально-чувственного восприятия происходящих событий.

Второй компонент индивидуальности – это задатки и способности. По их проявлениям, как правило, и судят об индивидуальности того или иного человека. И это не случайно, ведь сделанный индивидом из широкого спектра человеческих занятий выбор предмета собственных привязанностей и увлечений, устойчивый интерес к какому-либо делу, раскрытие в нём своих способностей обусловливают формирование индивидуального стиля и неповторимого образа жизнедеятельности человека. Склонности и способности можно образно назвать ключом к развитию и проявлению индивидуальности. Не зря В.А. Сухомлинский считал, что основой основ воспитания является стремление и умение педагога «подметить в каждом ребёнке его наиболее сильную сторону, найти в нём ту «золотую жилку», от которой начинается развитие индивидуальности, добиться того, чтобы ребёнок достиг выдающихся для своего возраста успехов в том деле, которое наиболее ярко выражает, раскрывает его природные задатки».

Третий компонент – это социально-культурный опыт индивидуума. Он включает в себя знания о человеке и об окружающей социальной и природной действительности, умения и навыки познавательной и преобразовательной деятельности, опыт творческого созидания, установления коммуникационных связей и отношений с людьми. Важной составляющей социально-культурного опыта являются знания, умения и навыки самопознания, самопроектирования, самостроительства и саморефлексии. От богатства этого опыта во многом зависят яркость и многогранность человеческой индивидуальности. Именно данный компонент можно рассматривать в качестве базисного основания для формирования уникального сочетания в конкретном человеке общих, особенных и единичных черт и качеств, а также как необходимое условие становления не примитивно пещерного, а подлинно культурного образца индивидуальности, впитавшей в себя ценности культурного достояния человеческой цивилизации.

Четвёртый компонентнравственная направленность как существенная характеристика индивидуальности в соотнесении с духовно-нравственными ценностями общества, как ценностное наполнение избираемых человеком содержания, форм и способов самореализации и самоутверждения. Включение нравственной направленности в состав компонентов индивидуальности произведено нами осознанно, хотя мы знаем, что многие исследователи подчёркивают независимость индивидуальности и уровня её сформированности по отношению к нормам морали и степени их усвоения (принятия) человеком. В научной литературе можно встретить описание яркой индивидуальности трудновоспитуемого подростка или даже преступника. В данном контексте используются такие понятия, как «проблемная индивидуальность», «тёмная индивидуальность». Однако мы убеждены в том, что педагогически целесообразно вести работу по развитию индивидуальности, не забывая о духовно-нравственном её наполнении.

Пятый компонент – творческая активность, которая выступает по отношению к индивидуальности в различных ипостасях: и как её элемент, и как свойство, присущее ей, и как решающее условие её становления и проявления. Такая многогранность свидетельствует об огромной важности этой составляющей. Без творческой активности трудно представить возможность формирования яркой индивидуальности, полномасштабного самоосуществления человека. При её отсутствии доминирующее положение занимают типичность, стандартность, незаметность. Творческая активность должна проявляться не только в каком-то одном виде деятельности, но и затрагивать жизнедеятельность человека в целом. Вот почему необходимо педагогу заботиться о развитии в детском коллективе процессов коллективного и индивидуального жизнетворчества.

Завершая описание существующих в науке и собственных представлений о сущности и компонентном составе исследуемого явления, считаем целесообразным сформулировать сложившееся на их основе определение понятия «индивидуальность». Под индивидуальностью нами понимается интегративное свойство человека, отражающее его способность к самоосуществлению (стать и быть самим собой), обусловливающее достижение им социального успеха, характеризующее его творческое отношение к себе и своему бытию, к социальному и природному окружению, представляющее собой неповторимое сочетание и содержание общих, особенных и единичных черт конкретного индивидуума.

И, наконец, настал момент ответа на третий вопрос: что необходимо делать педагогу для того, чтобы процесс становления и проявления индивидуальности ребёнка протекал успешней?

 

Цели, принципы, содержание и организация индивидуально-ориентированного воспитания

Рассмотрим основные компоненты воспитательного процесса (целевой, содержательный, организационно-деятельностный, диагностико-результативный), ориентированного на развитие и проявление индивидуальности учащихся.

Главным целевым ориентиром индивидуально-направленной воспитания является, разумеется, индивидуальность и процесс её становления. Его достижение возможно лишь тогда, когда два основных субъекта воспитательного взаимодействия – педагог и ребёнок – поставят перед собой следующие цели:

- создание условий для развития и проявления индивидуальности детей (педагогическая цель);

- эффективное использование возможностей стать и быть самим собой (цель жизнедеятельности и самовоспитания ребёнка).

К числу принципов воспитания, ориентированного на развитие индивидуальности растущего человека, целесообразно отнести семь требований к построению воспитательного взаимодействия:

1) целостность;

2) бинарность;

3) доминантность;

4) вариативность;

5) сформированность помогающих отношений;

6) творческая активность;

7) рефлексивность.

Попытаемся раскрыть содержание перечисленных принципов.

Принцип целостности. Большинство учёных рассматривает индивидуальность как целостную систему. «Индивидуальность, – утверждал еще в XIX веке известный философ Людвиг Фейербах, – это неделимость, единство, целостность...» Данную точку зрения поддерживают и современные исследователи-психологи: Б.Г. Ананьев, B.C. Мерлин, В.И. Слободчиков, Л.И. Собчик, которые собственными исследованиями убедительно доказали, что индивидуальность – это целостная характеристика индивидуальных свойств человека как индивида, субъекта и личности.

В контексте раскрываемого принципа становится понятной важность неоднократно сформулированного и обоснованного философами, психологами и педагогами предостережения о нецелесообразности представления индивидуальности только как неповторимости (уникальности, своеобразия) человеческого индивидуума. В противном случае остается вне поля зрения ряд ключевых аспектов данного явления, и индивидуальность не предстает как интегральная характеристика (свойство, качество) человека, как этап (уровень) его развития, как особая форма его бытия.

Принцип целостности актуализирует фундаментальное положение педагогической антропологии о том, что человек в своём единстве и целостности должен выступать предметом воспитания. Современный педагог-воспитатель должен направлять свои усилия на обеспечение развития ребёнка как сложной и целостной системы. Причём педагогические действия не должны «распыляться» ради формирования каких-то отдельных, порой и не очень существенных, сторон и качеств человека, а должны сосредотачиваться на развитии системообразующего свойства, придающего человеку целостность. Именно таким свойством, по утверждению Е.B. Бондаревской и нашему глубокому убеждению, и является индивидуальность конкретных учащихся.

Принцип бинарности (бинарный – «двойной, двуединый, состоящий из двух частей, компонентов и т.п.»). Бинарный характер построения воспитательной деятельности обусловлен целым рядом процессов такого же рода, связанных с развитием и проявлением индивидуальности.

Хорошо известно, что формирование индивидуальности происходит под влиянием двух главных взаимодействующих факторов – наследственности и среды. Их влияние настолько взаимосвязано, что генетиками установлено существование устойчивой и значимой генотип-средовой корреляции. «Формирующаяся индивидуальность, – подчеркивает И.В. Равич-Щербо, – не делится на то, что в ней от среды, и на то, что от генотипа. Развитие по сути своей является процессом переплетения и взаимодействия генов и среды, развитие и есть их взаимодействие».

Многочисленными исследованиями доказано, что развитие человека и его качеств, в том числе и индивидуальности, невозможно вне социума, вне пространства человеческой деятельности, общения и отношений, вне социального опыта и ценностей культуры. Процесс социализации содействует формированию в индивиде не только общих черт и качеств, свойственных всем представителям человеческого сообщества, но и особенного и единичного, отличающего данного индивидуума от других людей. Например, становление и проявление яркой индивидуальности мастера фигурного катания трудно представить без освоения им азов катания на коньках, овладения техническими приёмами, арсенал которых накапливался в течение многих лет и не одним поколением фигуристов. На этой основе и формируется индивидуальный стиль выступления мастера-фигуриста. То же самое можно сказать и о других сферах деятельности человека и выражения в них его индивидуальности.

Однако выяснение роли и степени влияния социализации на развитие индивидуальности человека не может быть ограничено лишь констатацией важного значения первого процесса для успешного протекания второго. Необходимо знать и учитывать сведения о наиболее существенных деталях данного взаимодействия. Одну деталь ни в коей мере нельзя упустить. Чтобы лучше понять механизм и характер влияния социализации на становление и проявление индивидуальности, надо в процессе социализации выделить два структурно-процессуальных компонента. Их целесообразно назвать следующим образом: первую составляющую – типизацией, а вторую – уникализацией. Под типизацией нами понимается процесс, направленный на формирование в человеке общего (типичного), свойственного всем или большинству представителей людского сообщества. Уникализацией мы называем процесс, который направлен на развитие в индивиде неповторимых (уникальных, единичных) качеств. Для развития важна не только глубина и интенсивность протекания каждой из них, но и их взаимосвязь и сопряженность. В противном случае рождаются довольно непривлекательные виды человеческой индивидуальности. К примеру, повышенная интенсивность процесса типизации при уменьшении степени влияния второй составляющей приводит к формированию индивидуальности, которую характеризуют такими определениями, как незаметная, несостоявшаяся, утраченная. Суть данного образца индивидуальности достаточно ярко и точно выражает строка стихотворения Андрея Вознесенского: «Я пуст, я стандартен. Себя я утратил». Если же возникает диаметрально противоположная ситуация с интенсивностью протекания процессов типизации и уникализации, то в результате может получиться индивидуальность, которую Н.Е. Щуркова называет пещерной, подчёркивая тем самым её примитивность и крайне слабое влияние ценностей культуры на формирование человека.

И ещё об одном важном аспекте бинарности не следует забывать. Речь идёт о двуединстве в процессе воспитания деятельности педагога и активности ребёнка. Не случайно М.И. Рожков и Л.В. Байбородова предложили осуществить классификацию методов воспитания на основе идеи бинарности. «Воздействие педагога, направленное на воспитание ученика, – пишут они, – призвано вызвать соответствующее ему действие ученика, способствующее самовоспитанию. Отсюда следует, что методы воспитания бинарные. Бинарные методы воспитания предполагают выделение парных методов «воспитания – самовоспитания».

Выражая полное согласие с точкой зрения этих учёных, мы полагаем, что принцип бинарности должен стать правилом в деятельности педагога-воспитателя по обеспечению развития индивидуальности ребёнка не только при определении методов воспитания, но и при выборе целевых ориентиров, содержания, форм организации, анализа и оценки воспитательного взаимодействия, т.е. при отборе всех компонентов процесса воспитания. Бинарность должна пронизывать каждую клеточку, каждый элемент и каждое мгновение воспитательных отношений педагога и ребёнка.

Принцип доминанты. Необходимо сразу пояснить, что понятием «доминанта» нами определяется не столько физиологический очаг возбуждения, сколько обозначается такой момент бытия человека, как концентрация его интеллектуальных, душевных и физических сил на важном аспекте своей жизнедеятельности. Кстати, и сам создатель учения о доминанте академик А.А. Ухтомский считал возможным и целесообразным применять данный термин не только в рамках физиологии, но и в более широком контексте – при изучении и объяснении жизни человека в целом, включая её интеллектуальную и духовно-нравственную стороны.

Принцип доминанты требует от воспитателя внимательного изучения воспитанников и тщательного анализа их поступков, что способствует выявлению, осознанию и пониманию педагогом доминантных состояний у детей. Это является, несомненно, важным для развития индивидуальности школьников, ведь из совокупности присущих им доминант формируется «руководящий стержень» их мыслей и действий, т.е. авторское отношение к жизни. Доминантные стороны, как правило, являются одновременно и наиболее сильными, обеспечивающими успех в жизни и развитии того или иного человека. Они оказывают положительное влияние на коррекцию и формирование слабых сторон человеческого индивида. «Если плохо даётся русский язык, а хорошо – математика, – пишет И.А. Кочетов, – дополнительно надо заниматься именно математикой». Как заметил видный советский психолог В.А. Крутецкий, атака на слабость должна вестись с позиции развития силы. Воспитатель может и должен позаботиться о создании условий для развития и проявления сильных сторон ребёнка.

Принцип вариативности. Вариативность как важнейшая характеристика воспитательного процесса обусловлена многообразием способов и условий человеческого бытия и постоянной их изменчивостью. Она детерминирована уникальностью каждого человеческого индивида, неповторимостью его жизненного пути и особенностями процесса развития, не случайно известный российский педагог К.Н. Вентцель в начале прошлого века писал: «Каждый ребёнок предполагает свою особую систему воспитания (сколько существует детей, столько существует и систем воспитания)...»

В этой связи воспитателю необходимо иметь более отчетливые представления об индивидуальной траектории жизнедеятельности и развития каждого ребёнка и на их основе более детально и обоснованно планировать индивидуальную работу с каждым учеником. Педагог должен помочь воспитанникам найти и занять свою нишу, разумеется, наиболее комфортную и благоприятную в общем пространстве деятельности и отношений в ученическом коллективе.

Принцип вариативности требует от педагога умения проектировать и создавать в воспитательном взаимодействии с учащимися ситуацию выбора. «Я есть мой выбор», – справедливо утверждал французский философ и писатель Жан-Поль Сартр. Без выбора невозможно развитие индивидуальности ребёнка, проявление его способностей. Педагог может и должен помочь, чтобы учащийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора цели, содержания, форм и способов организации индивидуальной и коллективной деятельности.

Принцип помогающих отношений. В результате работы по определению условий, форм и способов педагогического содействия ребёнку в развитии и актуализации его возможностей и способностей, в становлении и проявлении его индивидуальности, зарубежные учёные – представители гуманистического направления в психологии и педагогике пришли к выводу, что главным условием в решении этих сложных задач является установление помогающих отношений между воспитателем и его воспитанниками. Понятие «помогающие отношения» ввёл Карл Роджерс, который определил его следующим образом: «Это такие отношения, в которых один из участников стремится к тому, чтобы у одной или обеих сторон произошли изменения в сторону более тонкого понимания себя, в сторону усиления выражения и использования всех своих потенциальных внутренних ресурсов». Этот же учёный назвал пять обстоятельств (условий), способствующих построению помогающих отношений. К ним он отнёс следующие:

1) восприятие ребёнком себя как человека, столкнувшегося с проблемой;

2) конгруэнтность педагога;

3) безусловно положительное отношение взрослого к ребёнку;

4) эмпатийное понимание ребёнка;

5) ощущение ребёнком конгруэнтности, принятия и эмпатии педагога.

Соблюдая перечисленные условия, педагог содействует формированию у ребёнка умений самостоятельно решать проблемы своей жизнедеятельности и личностного роста, способности к самопознанию, самостроительству, самореализации и самоутверждению.

Принцип помогающих отношений нацеливает воспитателя на отказ от использования средств формирующей педагогики, на обогащение своего педагогического арсенала индивидуально-ориентированными формами и способами воспитательного взаимодействия.

Принцип творческой активности. Практически все исследователи подчёркивают неоценимое значение творчества для созидания индивидуальности. Очень часто определение «творческая» соседствует с термином «индивидуальность». «В наших исследованиях, – констатирует Ю.А. Гагин, – к сущностным элементам индивидуальности, посредством которых происходит её реализация, отнесены творчество и общение. При этом творчество рассматривается, во-первых, как деятельность, связанная с созиданием чего-то нового по смыслу. Создание чего-то нового по смыслу, познание этого смысла, передача его другому являются главными элементами творчества индивидуальности, благодаря чему происходят её становление и реализация. Во-вторых, творчество рассматривается как признак личности, индивидуальности, т.е. человека, способного создавать новые формы индивидуальной и общественной жизни». Однако не всякое творчество гарантирует становление творческой индивидуальности. Для этого следует соблюдать еще одно условие: ребёнок в процессе творческой деятельности должен занимать субъектную позицию.

Принцип творческой активности обращает внимание воспитателя на необходимость проектирования и создания условий для проявления и развития креативных способностей учащихся, на стимулирование у них желания стать субъектами индивидуального и коллективного жизнетворчества. Умелая педагогическая поддержка творческих устремлений воспитанников будет способствовать формированию у детей уникальных черт и качеств личности, индивидуального стиля деятельности, авторского отношения к своему внутреннему и окружающему внешнему миру.

Принцип рефлексивности. «Индивидуальность рождается вместе с развитием рефлексии», – так кратко и точно охарактеризовали Н.Н. Михайлова и С.М. Юсфин одну из закономерностей процесса становления человеческой индивидуальности. Ведь без формирования внутреннего «Я», цементирующего индивидуальную структуру индивида, трудно представить возможность обретения человеком своей индивидуальности. Не вызывает сомнение и то, что в конечном счёте человеку самому решать: стал или не стал самим собой, сумел или не сумел обрести свой образ, реализовал или не реализовал свои возможности.

Принцип рефлексивности является отражением необходимости осуществления педагогической деятельности по формированию у детей умений и навыков самоанализа и самооценки, потребности в рефлексии событий, происходящих в совместной или индивидуальной жизни. В современной практике воспитания существует широкий диапазон форм и методов развития у учащихся рефлексивной культуры.

В соответствии с целями и принципами отбирается содержание воспитательного процесса. Оно должно содействовать развитию индивидуальности посредством созидания её основных составляющих и интеграции их в единое целое. Поэтому содержание воспитания включает в себя следующие составляющие:

1) созидание авторского отношения человека к собственной жизни, к своему социальному и природному окружению;

2) развитие задатков и способностей растущего человека;

3) освоение социокультурного опыта познания и преобразования себя и окружающей действительности;

4) формирование нравственной направленности ребёнка;

5) развитие творческой активности детей.

Организационно-деятельностный компонент индивидуально ориентированного воспитания складывается из форм, приёмов и методов, помогающих ребёнку стать и быть самим собой. Методы воспитательного взаимодействия являются бинарными. Они обеспечивают в процессе воспитания двуединство деятельности педагога и активности ребёнка. К разряду основных приёмов и методов можно отнести представленные в таблице шесть пар способов взаимодействия воспитателя и его воспитанника,

 

Способы деятельности педагога Способы самодеятельности ребёнка
1. Методы и приёмы познания ребёнка 1. Методы и приёмы самопознания
2. Методы и приёмы понимания ребёнка и его жизнедеятельности 2. Методы и приёмы самопонимания
3. Методы и приёмы педагогического проектирования 3. Методы и приёмы самопроектирования
4. Методы и приёмы помогающего созидания 4. Методы и приёмы самосозидания (самостроительства)
5. Методы и приёмы педагогической рефлексии 5. Методы и приёмы саморефлексии
6. Методы и приёмы педагогической коррекции 6. Методы и приёмы самокоррекции

 

Развитию и проявлению индивидуальности ребёнка способствуют следующие формы воспитательной работы:

- учебные занятия спецкурсов «Самосовершенствование личности» (Г.К. Селевко), «Философия жизни» (Н.Е. Щуркова);

- циклы тематических классных часов (клубных занятий) «Стать самим собой», «Познай себя», «Сотвори себя сам»;

- альбом-эстафета «Мир моих увлечений и интересов»;

- игра-путешествие в мир своего "Я";

- тренинг саморазвития, личностного роста;

- мастерская самопроектирования;

- творческая самопрезентация;

- персональная выставка;

- бенефис;

- смотр-конкурс «Ученик года» («Достижение года»);

- звездная гостиная «Зажги свою звезду»;

- книжка (тетрадь) достижений;

- личный сайт школьника.

Диагностико-результативный компонент воспитательного процесса состоит из критериев и методов изучения, анализа и оценки эффективности деятельности по созиданию индивидуальности ребёнка. Бинарность характерна и для этой составляющей процесса воспитания. Можно выделить две группы критериев: первая группа позволяет оценить эффективность педагогического содействия развитию индивидуальности ребёнка, а вторая – помогает самому ребёнку измерить результативность своей работы по реализации стремления стать и быть самим собой. Мерилом эффективности педагогических действий может стать сформированность (развитость) основных компонентов индивидуальности, к которым нами отнесены авторское отношение человека к себе и окружающей действительности, задатки и способности, нравственная направленность, творческая активность, социокультурный опыт познания и преобразования себя и окружающего мира. В качестве мерила, помогающего самому ребёнку оценить результативность своей деятельности по развитию собственной индивидуальности, можно рассматривать следующие критерии:

- самоосуществимость (реализация потребности стать самим собой);

- самоэффективность (использование своих потенциальных и реальных возможностей);

- самоудовлетворённость (ощущение чувства удовлетворения собой и своей жизнедеятельностью).

В соответствии с перечисленными критериями подбираются методики психолого-педагогической диагностики, методы и приёмы самопознания, самоанализа и самооценки, что позволяет и взрослому, и ребёнку играть субъектную роль в изучении процесса развития индивидуальности.

 

 

Рекомендуемая литература

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб., 2002.

2. Асмолов А.Г. Психология личности. – М., 2002.

3. Вентцель К.Н. Свободное воспитание. – М., 1993.

4. Гребенюк О.С, Гребенюк Т.Е. Основы педагогики индивидуальности. –Калининград, 2000.

5. Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда. – М., 1993.

6. Маслоу А. По направлению к психологии бытия. – М., 2002.

7. Равич-Щербо И.В., Марютина Т М, Григоренко Е.А. Психогенетика. – М., 1999.

8. Резвицкий И.И. Личность. Индивидуальность. Общество. – М., 1984.

9. Роджерс К. Р. Становление человека: взгляд на психотерапию. – М., 2001.

10.  Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания. – М., 2004.

11.  Селевко Г.К. Руководство по организации самовоспитания школьников. – М., 1999.

12.  Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека. – М., 1995.

13.  Собчик Л.И. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. – М., 2003.

14.  Ухтомский А.А. Доминанта. – СПб., 2002.

15.  Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология. – М., 1999.

 

 

Проектная мастерская.

Проектирование воспитательных дел, направленных на развитие индивидуальности учащихся

Участники: классные руководители 1-11-х классов, педагог-организатор, школьный психолог и социальный педагог.

Цель: способствовать формированию у педагогов желания и умения использовать индивидуальностно-ориентированный подход в воспитательной работе с детьми.

 

Подготовительная работа

1. Проведение на предыдущем занятии методического объединении классных руководителей лекции «Развитие индивидуальности учащихся в процессе воспитания».

2. Подготовка выставки художественной и методической литературы по изучаемой теме.

3. Составление перечня 10-15 афоризмов об индивидуальности человека.

4. Разработка заданий для четырёх творческих групп классных руководителей.

5. Изготовление бланка эксперта для анализа и оценки проектом воспитательных дел, направленных на развитие индивидуальности детей.

Оформление, оборудование и инвентарь:

а) на доске пишется тема заседания методического объединения классных руководителей;

б) для каждой из четырёх творческих групп и для группы экспертов оборудуется рабочее место (один-два стола, нужное количество стульев, распечатки заданий и бланк для составления экспертного заключения, ручки, фломастеры, бумага для записей);

в) мультимедийный проектор с экраном и подключенный к нему видеомагнитофон с видеокассетой мультипликационных фильмов «Адажио» (автор сценария и режиссер Г. Бардин) и «Ёжик должен быть колючим?» (авторы сценария 3. Нурумбетова и Т. Уманская, кинорежиссер М. Каменецкий);

г) выставка художественной и методической литературы по проблеме воспитания индивидуальности.

 

Ход работы мастерской

1. Участники мастерской занимают свои рабочие места за расставленными по кругу столами, тем самым образуя группу экспертов (в неё входят руководители методобъединений классных руководителей, социальный педагог, школьный психолог, педагог-организатор внеклассной и внешкольной работы с детьми) и четыре творческие группы классных руководителей 1-4-х классов (первая группа), 5-8-х классов (вторая группа), 10-11-х классов (третья группа) и педагогов-воспитателей, работающих в классах разных ступеней обучения (четвертая группа).

2. Руководитель мастерской приветствует участников и читает стихотворение А.А. Тарковского «Стань самим собой»:

Когда тебе придётся туго,

Найдешь и сто рублей, и друга.

Себя найти куда трудней,

Чем друга или сто рублей.

Ты вывернешься наизнанку,

Себя обшаришь спозаранку,

В одно смешаешь явь и сны,

Увидишь мир со стороны

И всё и всех найдёшь в порядке.

А ты – как ряженый на святки,

Играешь в прятки сам с собой,

С твоим искусством и судьбой.

В чужом костюме ходит Гамлет

И кое-что про что-то мямлит, -

Он хочет Моиси играть,

А не врагов отца карать.

Из миллиона вероятий

Тебе одно придется кстати.

Но не даётся, как назло,

Твое завётное число.

Загородил полнеба гений,

Не по тебе его ступени,

Но даже под его стопой

Ты должен стать самим собой.

Найдёшь и у пророка слово,

Но слово лучше у немого,

И ярче краска у слепца,

Когда отыскан угол зренья

И ты при вспышке озаренья

Собой угадан до конца.

Тарковский А.А. Избранное. – Смоленск. 2002. – С. 207-208.

Он информирует классных руководителей о цели и замысле мастерской, а затем предлагает творческим группам избрать один или несколько эпиграфов из спроецированных мультимедийным проектором следующих афоризмов.

Одно из самых ценных человеческих качеств — индивидуальность, оно приобретается от рождения, «дается судьбой» и развивается искренностью.

Д. С. Лихачёв

Человеческая индивидуальность – это самое интересное из всего, что только существует на свете. И самое сложное.

Л.И. Собчик

С частье – вещь в высшей степени индивидуальная, и оно возможно только при условии, что человек остается самим собой.

А.Н. Островский

Стараться быть самим собою единственное средство иметь успех.

Стенда ль

Быть хорошим – значит жить в согласии с самим собой.

О. Уайльд

Красота жизни заключается всего-навсего в том, чтобы каждый поступал сообразно со своей природой и со своим делом.

Л.М. Леонов

Главное — ладить с самим собой.

Вольтер

Когда человек ладит с самим собой, он ладит и с миром.

А. Шефтсбери

Людей неинтересных в мире нет.

Их судьбы – как истории планет:

У каждой всё особое, своё,

И нет планет, похожих на неё.

Е.А. Евтушенко

Почти всякий человек личность; трудность в том, чтобы сохра нить свою индивидуальность, не став ни банальным, ни легковесным.

А. Моруа

Главная жизненная задача человека – дать жизнь самому себе, стать тем, чем он является потенциально.

Э. Фромм

Будь тем, кто ты есть!

Ф. Ницше

Когда тебе придется туго,

Найдёшь и сто рублей, и друга.

Себя найти куда трудней,

Чем друга или сто рублей.

А.А. Тарковский

Суть жизни – самого себя найти.

М. Икбал

3. Представители творческих групп проводят коллективное обсуждение предложенных афоризмов и зачитывают те, которые, по их мнению, могут стать эпиграфами проходящего занятия.

4. Руководитель мастерской предлагает проектным группам попробовать разработать сценарный план (проект) воспитательного дела, направленного на содействие процессу становления и проявления индивидуальности детей. Он поочередно зачитывает и вручает группам задания.

 

Первая группа получает такое задание:

Задание 1

Составить сценарный план коллективного обсуждения младшими школьниками стихотворения Андрея Усачёва «Гном и звезда» (Усачёв А. Очень странный разговор. Стихи. – М., 1991. – С.41-43.)

У речки стоял удивительный домик.

В том домике жил удивительный гномик:

До пола росла у него борода,

А в той бороде проживала Звезда.

Не знал ни забот, ни тревог этот гном.

Звезда освещала собою весь дом,

И печку топила, и кашу варила,

И сказку ему перед сном говорила.

И гном с восхищеньем чесал в бороде,

Что было, конечно, приятно Звезде.

Кормилась она только крошками хлеба,

А ночью гулять улетала на небо.

Так шли потихоньку года и века...

Но кончилась в доме однажды мука.

И гном, распростившись с насиженной печкой,

С рассветом отправился в город за речкой.

– Ха-ха, хо-хо-хо! – стал смеяться народ.

– Вот чучело! – каждый ему говорил.

И гном испугался, и бороду сбрил,

И на пол упала его борода,

И тут же его закатилась Звезда.

У речки теперь есть обычнейший дом.

Живет в этом доме обычнейший гном.

Опять отросла у него борода,

Но больше к нему не вернулась Звезда.

В план целесообразно включить следующие разделы:

- цели проводимого мероприятия;

- его участники;

- подготовительная работа;

- оформление, оборудование и инвентарь;

- ход проведения

 

Второй группе вручается следующее задание:

Задание № 2

Разработать проект воспитательного дела для учащихся-подростков с использованием сказки Н.К. Рериха «Детская сказка».

 

Детская сказка

В очень известном и большом городе жил старый царь, вдовец. У царя была дочь, невеста. Царевна далеко славилась и лицом, и умом, и потому многие весьма хорошие люди желали сосватать её. Среди этих женихов были и князья, воеводы, и гости торговые, и ловкие проходимцы, которые всегда толкаются в знатных домах и выискивают, чем бы услужить; были разные люди. Царевна назначила день, когда могут прийти к ней женихи и сказать громко при ней и при всех, что каждый надеется предоставить своей жене; царевна была мудрая. Женихи очень ожидали этого дня, и каждый считал себя лучше всех других. Один перед другим хвалились женихи: кто именитым родом за тридевять поколений, кто богатством, но один из них ничем не хвалился и никто не знал, откуда пришел он. Он хорошо умел складывать песни; песни его напоминали всем их молодые, лучшие годы, при этом он говорил красиво и его любили слушать, даже забывая спросить, кто этот певец. И хотя он не был князем, но все женихи обращались с ним, как с равным.

В назначенный день все женихи оделись получше и собрались в палату, к царю. Согласно обычаю, женихи поклонились царю и царевне. Никого не пустил вперед князь древнего рода, за ним слуги несли тяжелую красную книгу. Князь говорил:

– Царевна, мой род очень знатен. В этой книге вписано более ста поколений...

И князь очень долго читал в своей книге, а под конец сказал:

– И эту книгу впишу жену мою! Будет она ходить по палатам моим, а кругом будут образы предков весьма знаменитых.

– Царевна, – говорил именитый воевода, – окрест громко и страшно имя моё. Спокойна будет жизнь жене моей и поклонятся ей люди – им грозно имя моё.

– Царевна, – говорил залитый сокровищами заморский торговый гость, – жемчугом засыплю жену мою; пойдет она по изумрудному полю и в сладком покое уснет на золотом ложе.

Так говорили женихи, но певец молчал, и все посмотрели на него.

– Что же ты принесёшь жене своей? – спросил певца царь.

– Веру в себя, – ответил певец. Улыбнувшись, переглянулись женихи, изумлённо вскинул глазами старый царь, а царевна спросила:

– Скажи, как понять твою веру в себя?

Певец отвечал:

– Царевна! Ты красива, и много я слышал об уме твоём, но где же дела твои? Нет их, ибо нет в тебе веры в себя. Выходи, царевна, замуж за князя древнего рода и каждый день читай в его алой книге имя своё и верь в алую книгу! Выходи же, царевна, замуж за именитого гостя торгового, засыпь палаты свои сверкающим золотом и верь в это золото! В покое спи на золотом ложе и верь в этот покой! Покоем, золотом, алыми книгами закрывайся, царевна, от самой себя! Моего имени нет в алой книге, не мог я засыпать эту палату золотом, и, куда иду я – там не читают алой книги и золото там не ценно. И не знаю, куда иду я, и не знаю, где путь мой, и не знаю, куда приду я, и нет мне границ, ибо я верю в себя!

– Обожди, – прервал певца царь, – но имеешь ли ты право верить в себя? Певец же ничего не ответил и запел веселую песню; улыбнулся ей царь, радостно слушала ее царевна, и лица всех стали ясными. Тогда певец запел грустную песнь; и примолкла палата, и на глазах царевны были слёзы. Замолчал певец и сказал сказку; не о властном искусстве говорил он, а о том, как шли в жизнь разные люди и пришлось им возвращаться назад, и кому было легко, а кому тяжко. И молчали все, и царь голову опустил.

– Я верю в себя, – сказал певец, и никто не смеялся над ним.

– Я верю в себя, – продолжал он, – и эта вера ведет меня вперед; и ничто не лежит на пути моём. Будет ли у меня золото, впишут ли имя моё в алых книгах, но поверю я не золоту и не книге, а лишь самому себе, и с этою верой умру, и смерть мне будет легка.

– Но ты оторвешься от мира. Люди не простят тебе. Веря лишь в себя, одиноко пойдёшь ты и холодно будет идти тебе, ибо кто не за нас – тот против нас, – сурово сказал царь.

Но певец не ответил и снова запел песню. Пел он о ярком восходе; пел, как природа верит в себя и как он любит природу и живет ею. И разгладились брови царя, и улыбнулась царевна, и сказал певец:

– Вижу я – не сочтут за врага меня люди и не оторвусь я от мира, ибо пою я, а песня живет в мире, и мир живет песней; без песни не будет мира. Меня сочли бы врагом, если бы я уничтожил что-либо, но на земле ничто не подлежит уничтожению, и я создаю и не трогаю оплотов людских. Царь, человек, уместивший любовь ко всей природе, не найдет разве в себе любви к человеку? Возлюбивший природу не отломит без нужды ветки куста, и человека ли сметет он с пути? И кивнула головой царевна, а царь сказал:

– Не в себя веришь ты, а в песню свою.

Певец же ответил:

– Песня – лишь часть меня; если поверю я в песню мою больше, чем в самого себя, тем разрушу я силу мою, и не буду спокойно петь мои песни, и не будут, как теперь, слушать их люди, ибо тогда я буду петь для них, а не для себя. Все я делаю лишь для себя, а живу для людей. Я пою для себя, и, пока буду петь для себя, дотоле будут слушать меня. Я верю в себя в песне моей; в песне моей – всё для меня, песню же я пою для всех! В песне люблю лишь себя одного, песней же я всех люблю! Весь для всех, все для меня – всё в одной песне. И я верю в себя и хочу смотреть на любовь. И как пою я лишь для себя, а песнью моею живлю всех – так пусть будет вовеки. Поведу жену в далёкий путь. Пусть она верит в себя и верою этой даёт счастье многим!

– Хочу веры в себя; хочу идти далеко; хочу с высокой горы смотреть на восход! – сказала царевна.

И дивились все.

И шумел за окном ветер и гнул деревья, и гнал на сухую землю дожденосные тучи – он верил в себя.

Рерих Н.К. Сказки. – М., 2003. – С.18-22,

Проект может включать следующие разделы:

- цели проводимого мероприятия;

- его участники;

- подготовительная работа;

- оформление, оборудование и инвентарь;

- ход проведения.

 

Третья группа получает такое задание:

Задание № 3

Используя выражение «Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают» (А.Г. Асмолов) в качестве эпиграфа, разработать сценарный план дискуссии старшеклассников по данной проблеме. В ходе подготовки и (или) проведения дискуссии можно использовать мультфильм «Адажио».

В план целесообразно включить следующие разделы:

- цели проводимого мероприятия;

- его участники;

- подготовительная работа;

- оформление, оборудование и инвентарь;

- ход проведения.

Демонстрируется мультфильм «Адажио».

 

Четвертой группе вручается следующее задание:

Задание № 4

Разработать сценарный план родительского собрания с использованием в процессе его организации мультфильма «Ёжик должен быть колючим?»

В план целесообразно включить следующие разделы:

- цель (и) родительского собрания;

- подготовительная работа;

- оформление, оборудование и инвентарь;

- ход проведения.

Демонстрируется мультфильм «Ёжик должен быть колючим?»

 

1. После того как все задания прочитаны и вручены, творческие группы приступают к их выполнению (оптимальное время работы над заданиями – 25-30 минут).

2. Руководитель мастерской рассказывает членам экспертной группы об их роли в проходящем занятии. Он передает им бланк эксперта.

3. Представители творческих групп знакомят участников мастерской с разработанными проектами воспитательных дел.

4. Эксперты представляют свои экспертные заключения.

5. Руководитель подводит итоги работы мастерской и знакомит классных руководителей с книгами и журнальными статьями-экспонатами подготовленной выставки.

 

Рекомендуемая литература

1. Воспитание индивидуальности / Под ред. Е.Н. Степанова. – М., 2005.

2. Крупенин А.Л., Крохина И.М. Эффективный учитель. – Ростов н/Д, 1995.

3. Степанов Е.Н. Развитие индивидуальности учащихся в процессе воспитания // Классный руководитель. – 2006. – № 6.

 


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 214; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!