ИБН СИ НА Абу Али аль-Хусейн ибн 64 страница



ческие толкования (Иррационализм в эстетике) творческого акта. Теоретическая ценность категории «Т. м.» как раз и заключается в том, что она предельно четко обозначает осознанность устремлений худож. мышления, воображения, таланта. Вместе с тем признание марксистско-ленинской эстетикой закономерного и социально-детерминированного течения историко-худож. процесса приводит к использованию понятия «Т. м.» (во втором его значении) для определения тех идейно-эстетических установок, к-рые порождают формирование, развитие и борьбу различных худож. направлений. Т. обр., понятие «Т. м.» помогает эстетической науке раскрыть механизм связи таланта и мировоззрения художника, а затем и механизм социально-идеологического регулирования общего процесса исторического развития иск-ва. Нек-рые аспекты проблемы Т. м. в и., прежде всего определение его структуры, требуют дальнейшей разработки. Тем более что долгое время эта структура трактовалась в чисто гносеологическом плане: Т. м. в и. сводился к способу образного познания действительности. Затем в советской эстетической науке все прочнее стало утверждаться представление о более сложном внутреннем строении Т. м. Нек-рые исследователи считают, что Т. м. характеризуется противоречивой связью познавательной и нормативной сторон худож. освоения мира, соотношение к-рых бывает различным (напр., в реалистическом иск-ве и в иск-ве классицизма). Существует т. зр. на Т. м. как на совокупность принципов худож. отбора, обобщения, эстетической оценки и образного воплощения жизненного материала. Есть основания рассматривать Т. м. как еще более сложную и диалектически-вариативную систему установок, реализующихся при создании произв. иск-ва. Будучи аналогом структуры самого иск-ва, структура Т. м. в и. имеет четыре соответствующие грани, выступая одновременно как способ познания жизни, ее оценки, преображения жизненной данности в образную ткань иск-ва и построения его образного языка. Конкрет-

ная трактовка каждой стороны Т. м. в и., а также их соотношение и характер связи могут быть различными. Отсюда и проистекает многообразие индивидуальных и групповых Т. м. в и.

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС в искусстве — духовно-практическая деятельность художника, непосредственно направленная на создание худож. произв. Ее содержание обусловливается теми же идейно-эстетическими факторами, что и худож. творчества в целом. Индивидуальные формы Т. п. многообразны, они определяются своеобразием личности художника, жанра и вида искусства, в к-ром он работает. В трактовке Т. п. отчетливо проявляется противоположность диалектико-материалисти-ческого и субъективно-идеалистического подходов в эстетике. Представители последнего, особенно фрейдисты и неокантианцы, пытаются истолковать Т. п. как нечто бессознательное, иррациональное, даже мистическое и отрицают возможность познания его внутренних закономерностей. Марксистско-ленинская эстетика исходит из принципа научной познаваемости этих закономерностей и рассматривает Т. п. как сложное единство труда умственного и физического, дискурсивного и интуитивного познания, мысли и чувства. В Т. п. выделяются две тесно связанные друг с другом осн. стадии. Первая стадия — формирование худож. замысла, к-рый в конечном счете возникает как следствие образного отражения реальной действительности. На этой стадии происходит осмысление художником жизненного материала и мысленное создание общей конструкции будущего произв., а также осуществляются практические поиски образного решения темы, обычно идущие по нескольким направлениям. Вторая стадия — непосредственная работа над произв., его «делание». Художник стихийно или сознательно, учитывая будущие условия эстетического восприятия задуманного произв., добивается оптимальной выразительности образного воплощения своих идей и эмоций. Тем самым проясняется и углубляется и содержание создаваемых образов. На этой стадии не-

редко происходит изменение первоначального замысла. Необходимость этого возникает в результате дальнейшего изучения и отбора жизненного материала и предшествующего культурного опыта, худож. традиций (Традиция и новаторство). Весь Т. п. характеризуется диалектическим взаимодействием содержания и формы, что не исключает, а порою и предполагает выдвижение на первый план в отдельные моменты творческого поиска то формальных, то содержательных задач эстетической деятельности. Т. п. требует от художника глубокой сосредоточенности, воли и настойчивости в достижении поставленных творческих задач. Он предполагает огромный, кропотливый и (желательно) систематический труд, являющийся одновременно и предпосылкой и следствием творческого вдохновения. Оно в своих эволюционных формах пронизывает всю эвристическую деятельность в иск-ве. Эта деятельность органически включает и самоанализ рождающихся в Т. п. результатов на всем его протяжении. Без такого самоанализа, самопроверки нельзя оценить реальную эффективность своей работы, увидеть ее слабые стороны, наметить кратчайшие пути к реализации замысла. В Т. п. чередуются и взаимопроникают моменты критически-рационального осмысления художником всей деятельности со свободным следованием пришедшему вдохновению. Объективным критерием завершенности Т. п. является создание целостного худож. образа, воплощенного в произв. иск-ва.

ТВОРЧЕСТВО ХУДОЖЕСТВЕННОЕ — создание новых эстетических ценностей. В широком смысле Т. х., понимаемое как Т. «по законам красоты», присуще в той или иной степени всем видам продуктивной человеческой деятельности. В концентрированном же своем качестве оно находит выражение в создании (и творческом исполнении) произв. искусства Общая идейная направленность Т. х. определяется социальной позицией и мировоззрением художника. Т. х. предполагает новаторство как в содержании, так и в фор-

ме худож. произв. Способность оригинально, самостоятельно мыслить (Мышление художественное) является безусловным признаком таланта. Но новизна не самоцель Т. Она неотрывна от общественной значимости худож. произв. В отличие от идеалистически ориентированных зарубежных эстетиков, интерпретирующих Т. х. гл. обр. как конструирование новых форм и структур, приверженцы марксистско-ленинской эстетики исходят из того, что эвристическая деятельность в иск-ве характеризуется созданием прежде всего новых общественных ценностей. В конечном счете это обусловливает и обновление изобразительно-выразительных средств иск-ва, а также его техники и способов распространения. Т. х. необходимо включает в себя освоение культурного наследия (Наследие художественное). Чтобы, никого не повторяя, идти в иск-ве вперед, необходимо в возможно полном объеме знать опыт своих предшественников. В процессе этого освоения художник сознательно или стихийно следует традиции, наиболее соответствующей его индивидуальности, классовой и национальной принадлежности. Становление индивидуальности в искусстве предполагает как принятие и развитие определенных традиций, играющих роль стимула к самостоятельной работе, так и решительный отказ от традиций устаревших, консервативных. Традиция и новаторство в Т. х. представляет собой диалектическое единство созидания и отрицания, причем гл. в этом единстве является созидание. Проповедь же самоцельного отрицания, характерная для мн. теоретиков декадентства, оборачивается псевдоноваторством, обескровливающим творческие потенции художника. В плане гносеологическом Т. х. есть образное отражение объективного мира, его новое видение и осмысление. Тем самым Т. х. выступает и как актуализация личности художника. Субъективное в подлинном иск-ве не противостоит объективному, а является органичной формой его преломления в произв. Самовыражение оказывается тогда и выражением общезначимых (народных, классо-

вых) представлений, их интеграцией. Свобода воображения, широта кругозора художника, стремление к всестороннему познанию бытия — непременные компоненты Т. Однако для создания законченного произв. иск-ва художнику требуется и самоограничение в выборе жизненного материала, сосредоточенность и избирательность внимания, строгая дисциплина ума и сердце. Целостный худож. образ, в к-ром резуль-тируется творческий процесс, рождается лишь тогда, когда автор воспроизводит через конечные жизненные ситуации и факты собственной биографии закономерное и типическое. Т. х. диалогично, оно внутренне связано с сотворчеством читателя, зрителя, слушателя, т. е. с восприятием иск-ва как формы коммуникативной связи, средства общения между людьми (Коммуникация художественная). Т. великих художников всегда отличалось глубиною духовного проникновения в сущность общественных отношений и яркой эмоциональной насыщенностью. Это и делало их произв. общечеловеческим культурным достоянием. Развивать эти традиции мировой классики — одна из важных сторон Т. мастеров социалистического иск-ва. Опираясь на принципы народности и партийности в иск-ве, представители худож. интеллигенции, писатели, композиторы, художники, деятели театра призваны обогащать духовную жизнь общества, содействовать идейному и нравственному росту народа, создавая талантливые, правдивые произв., отражающие действительность во всей ее многогранности, противоречивости и величии. Накопившиеся в нашем об-ве застойные явления сказались на снижении критериев в оценках Т. х., что привело к появлению немалого числа безликих, посредственных произв. Это нередко усугублялось необоснованным административно-ведомственным вмешательством в сугубо творческие процессы. Происходящая ныне перестройка в сфере культуры, в т. ч. лит-ры и иск-ва, требует, с одной стороны, повышения ответственности деятелей иск-ва за идейно-худож. направленность их Т., а с др.—

создания подлинно творческой обстановки во всех областях худож. деятельности, во всех видах искусства.

ТЕАТР (от греч. theatron — место для зрелищ, зрелище),— 1) вид искусства; 2) творческий коллектив, труппа, дающие спектакли; 3) особый тип здания, предназначенный для театральных представлений. Образное отражение действительности происходит в театральном иск-ве в формах драматического действия, сценической игры, представления, осуществляемых участниками спектакля перед зрителями. Т.— одно из самых общественно активных иск-в, ибо сама специфика Т. требует зрительской заинтересованности, эмоционального контакта между сценой и публикой. К установлению специфического единства между сценой и залом направлены усилия всех создателей спектакля, и прежде всего актеров, творческий процесс к-рых, протекающий на глазах у зрителей, обладает способностью оказывать на Них всестороннее эстетическое воздействие, вызывать интеллектуальное и душевное сопереживание. Природа Т. синтетична (Синтетические искусства). На основе своей действенно-игровой специфики он объединяет средства живописи, архитектуры, пластической организации действия (Пластика) с музыкой, ритмом, словом. Т.— иск-во коллективное. Творчество актеров, сценографа, композитора, хореографа, художников по костюму, свету, мастерство гримера и пр. подчинены в совр. Т. единому режиссерскому замыслу, служат воплощению худож. целого. Т.— иск-во событийное, изображающее жизнь в состоянии конфликта, движения, развития. В этом смысле театральное иск-во всегда драматично, проявляется ли этот драматизм на уровне трагедии, драмы (как жанра) или комедии, раскрывается ли он в пьесе или в либретто, музыкальной партитуре (в балете, опере, оперетте), сценарии (в Т. импровизации, пантомиме). Но при этой общей своей сущности, при том, что различные виды Т. находятся между собой в постоянном взаимодействии, обогащающем их, порождающем новые разновидности сцениче-

ских произв., каждый из этих видов сценического искусства обладает своим худож. языком, системой изобразительно-выразительных средств, эстетических принципов. Отсюда и своеобразие актерского мастерства, режиссуры. Т.— иск-во, прошедшее длительный исторический путь развития. В своих истоках оно восходит к охотничьим, сельскохозяйственным и религиозным обрядам общинно-родового строя, мистериаль-ным и карнавальным действам (Карнавал), содержавшим в себе элементы игры, диалога, ряжения, музыки, пения, танца, использования маски. Мифопоэ-тическое сознание отдаленных эпох определило как трагедийный, так и острокомедийный характер народных игрищ, из к-рых в тесном единстве с фольклорной эпической традицией (Эпос) началось вычленение первичных форм театрального творчества как такового. У разных народов процесс этот протекал по-своему. Богатый и своеобразный Т., неповторимый в своих древн. народных традициях, сложился в странах Востока (Япония, Китай, Индия). Высокого худож. и общественного значения достиг Т. Древн. Греции (V—IV вв. до н. э.), оказавший огромное влияние на позднейшее развитие Т. в европ. странах, хотя разрушение античной цивилизации и оборвало нити прямой культурной преемственности. В эпоху Возрождения развитие Т. началось у европ. народов как бы заново, с иск-ва бродячих актеров (жонглеров, шпильманов, скоморохов и др.), с театрализованных религиозных действ эпохи средневековья (литургическая драма, мистерия, миракль, моралите), с площадных фарсов и комедии импровизации (итал. комедия дель'арте). Литературная драма, во мн. создававшаяся на античных образцах, соединившись с народной традицией, определила бурный расцвет Т. в эпоху Возрождения, появление крупнейших драматургов и профессиональных театральных деятелей (У. Шекспир, Лопе де Вега, Ж. Б. Мольер, П. Корнель, Ж. Расин и др.). Расширение содержательных объемов Т., продиктованное содержанием самой действительности, стимули-

рует самостоятельное развитие худож. начал, присущих Т. как синтетическому иск-ву. В XVI в. возникает оперный Т., а в конце XVII — первой половине XVIII в. как особый вид Т. формируется балет. Драматический Т., сосредоточивая свое внимание на раскрытии внутреннего мира личности, общественных и нравственных конфликтов, порождает множество новых сценических жанров; заметна его тенденция к демократизации, к воспроизведению худож. правды. Взаимодействуя с др. иск-вами, Т. чутко реагирует на общее состояние культуры, играет активную роль в развитии таких худож. направлений, как классицизм, романтизм, реализм, раскрывающих важные этапы становления эстетического сознания. Соответственно изменению от эпохи к эпохе понимания и постижения жизненной правды меняются и способы ее выражения в театральном иск-ве. В совр. Т. глубокое раскрытие худож. мысли, идеи, утверждение общественного и нравственного идеала основываются не на принципе натуралистического жизнепо-добия, а на содержательности и силе образного языка спектакля. Условность в совр. Т. служит расширению смысла спектакля. Язык сценической метафоры, заданный Т. еще в его истоках, широко вошел в практику мирового Т. XX в. Отличительная его особенность — многообразие школ и направлений, режиссерских систем,теорий сценического иск-ва, актерской игры.

ТЕКСТ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ (от лат. lextum — ткань; соединение) — смысловое целое, являющееся организованным единством составляющих его элементов; сообщение, направленное автором (адресантом) читателю, слушателю (адресату). Смысл Т. определяется его отношением к внетекстовой реальности, др. Т., к личности, памяти и иным качествам передающего и принимающего сообщение. Т. выполняет три осн. функции: передачу информации, выработку новой информации и память (хранение информации). Т. х. в наибольшей мере реализует творческую функцию, являясь генератором новой

информации. Генерирующая функция Т. х. определяется сложностью его отношения к др. элементам коммуникационного процесса (Коммуникация художественная) и особенностями языка данного вида искусства. Отношения язык — текст в системе иск-ва имеют диалектический характер. Поэтому и восприятие информации в системе Т. х. в принципе исключает однозначность. Адресат всегда находится в отношении сотворчества к получаемому сообщению: он должен его расшифровать, т. е. выбрать подходящий смысловой код или даже выработать новый. Творческий акт, т. обр., совершается на обоих концах информационной цепи (активность отправителя и активность получателя). Однако в разных культурах и в различные исторические моменты их удельный вес различен. Так, традиционные восточные Т. х. («Лейли и Меджнун», «Хосров и Ширин» и др.) апеллируют к активности адресата, тогда как в европ. Т. х. адресат и адресант, как правило, находятся в диалогических отношениях. Внутренняя структура Т. х. принципиально неоднородна: диалогичность, полифония структуры (Бахтин) — смысловая игра, образуемая различными системами кодировки, являются его законом. Т. х. подчинен сложной диалектике единого и множественного: будучи полифоничным, он сохраняет единство структуры (Потеб-ня), является одновременно и закрытой и открытой системой. При всем своеобразии Т. х. обязательно выполняет и функции нехудож. Т., в частности передачу информации. Это проявляется в простой возможности «пересказать» сюжет того или иного произв. На этом же покоится возможность перевода Т. х. с языка одного вида иск-ва на др. (экранизации романа, балетизации поэмы, иллюстрирования книги, программной музыки, сюжетной живописи и т. д.). Функция эта нарастает в повествовательных Т. х. и ослабевает в лирике. Особую роль она играет в худож. публицистике, научной фантастике и т. п. Функция памяти Т. х. реализуется как его отношение к предшествующей культурной традиции («память жанра», по

определению Бахтина). В этом отношении Т. х. служит материалом для интеллектуальных реконструкций, связывающих культуру с ее предшествующими этапами и восстанавливающих возможные разрывы в традиции. Входя в память культуры, Т. х. становятся не только историческими, но и моральными ориентирами будущего духовного развития человечества, поскольку они содержат и высокую ценностную характеристику сообщения. Поэтому Т. х. хранят (напр., в библиотеках), переписывают, переиздают, сохраняют от искажений, передают последующим поколениям. Критерии ценности Т. х. историчны и специфичны для той или иной культуры. В то же время их нельзя считать изолированными друг от друга. Накопление и взаимодействие Т. х., их переводы и интерпретация в системе различных культур служат обогащению мировой худож. культуры.

ТЕКТОНИКА (архитектоника) (греч. tektonike — строительное иск-во) — худож.-образное выражение в архитектурной форме победы человеческого духа над косностью материи; организация целесообразной структуры архитектурного образа в соответствии с конструктивной системой сооружения. Понятие «Т.» введено в эстетическую теорию нем. историком античности К. Бёттигером («Тектоника эллинов», 1844). Т. классического греч. ордера выражена в худож. разработанности стоечно-балочной конструкции за счет тонкого варьирования пропорций между всеми элементами композиции архитектурного сооружения. Т. в архитектуре готики — худож. артикуляция каркасно-сводча-той структуры сооружения (мощные опоры зрительно превращены в ручки тонких стержней, ребра сводов образуют «невесомый» кружевной рисунок). Т. Возрождения — худож. разработка соподчинения крупных, мелких и мельчайших членений стены, на к-рую, как правило, наложено изображение каркаса в ордерных формах. Развитие барокко порождает особый вариант Т., когда одни и те же элементы композиции воспринимаются то как «растущие» вверх, то как «стремящиеся»

вниз. Классицизм возрождает классическую Т. в сугубо изобразительных формах (приставные декоративные портики и пр.). Эстетические доктрины эклектики XIX в. разрушают правила Т., что связано, в частности, с созданием металлических конструкций. В XX в. в связи с развитием каркасных и навесных конструкций, распадом единства архитектурного стиля понятие «Т.» теряет свой эстетический смысл и выходит из употребления.


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 130; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!