Свойства демографического фактора «Х»



Неспособность демографической теории объяснить парадоксальные колебания смертности и рождаемости в России наводит на мысль о существовании не идентифицированного наукой фактора «Х». Его обнаружению способствовало описание характерных свойств. 

Во-первых, это большая скорость распространения по обширной территории, когда за полгода-год демографическая деградация накрыла территории СССР и стран Восточной Европы. 

Во-вторых, обнаружилась синхронность действий на расстоянии в тысячи километров, например, параллельные демографические волны в Калининградской области и Приморском крае (рисунок ).

 

Рисунок . Синхронность колебаний смертности на территориях, разделённых тысячами километров

В-третьих, происходит быстрая за один год смена вектора на противоположный. 

В-четвёртых, обнаруживаются как негативные (рост смертности), так и позитивные (снижение смертности) эффекты. 

В-пятых, фактор действует почти на все заболевания, как инфекционные, так и неинфекционные (рисунок ).

 

Рисунок Синхронность колебаний смертности от разных заболеваний в России

В-шестых, имеется возрастная избирательность. На детей фактор не действует, у них смертность непрерывно снижалась (рисунок ).

 

Первый подскок наблюдался в подростковом возрасте, основное повреждение случилось среди трудоспособного населения, а воздействие на стариков оказалось незначительным (рисунок ).

Рисунок 46. Динамика смертности (%) по пятилетиям возраста в России за 1990-96 гг.

В-седьмых, имеется преимущественное поражение мужчин, у которых колебания смертности значительно превышали женщин (рисунок ).

Рисунок Увеличение скорости прироста смертности у мужчин и женщин в 1990-94 гг.

Духовность и риск заболеваний

Ни один из известных науке материальных агентов: физических, химических, биологических, экономических, экологических, – перечисленными выше свойствами не обладает. Поскольку беспричинных явлений не существует, наука оказалась вынужденной обратиться за объяснением к нематериальной области – общественному сознанию.

В процессе жизни люди вступают в материальные отношения, формируя материальную социальную инфраструктуру. Одновременно обмениваясь смыслами и эмоциями, они создают ощущение информационной общности – социальную атмосферу, эмоционально-смысловые «поля». Возникнув в головах какнематериальная реальность, социальная атмосфера начинает оказывать на людей обратное влияние (паника в толпе, подчинение нормам морали, соблюдение религиозных ритуалов и др.). Изучением её свойств первыми стали заниматься социальные психологи К. Юнг, Э. Дюркгейм [6], Г. Лебон [7] и др. По Дюркгейму, общественное сознание есть совокупность общих у населения интересов, верований, убеждений, чувств, ценностей, стремлений.

В нем выделяются два уровня: «душевность» и «духовность». Душевность относится к эмоциональной сфере: радость, горе, гнев, привязанность, чувство собственной территории. Она существуют с рождения, развиваясь по мере взросления человека. Стремление к положительным эмоциям выступает важнейшим регулятором индивидуального и группового поведения [1,2]. Поэтому черты душевности есть и у животных. Тогда как духовность – это продукт сугубо человеческой психики.  Дух есть деятельность сознания, направленная на поиск смысла жизни и своего места в ней, определение критериев добра и зла для оценки событий, людей и руководства к действию. Раскрываясь в подростковом возрасте, духовность формируется посредством социальных отношений.

Фундаментальная наука, обнаружив нематериальность свойств духовности, отождествила её с религией, исключив из списка достойных к исследованию явлений. При этом был нарушен базовый принцип самой же науки: подлежит исследованию всё, что измеряемо и воспроизводится в эксперименте. Тем более что философия убедительно доказала существование двух реальностей: материальной и идеальной. Диалектический материализм не отрицает существование духа (сознания), считая его продуктом деятельности материи (мозга). По выражению Ф. Энгельса, «дух это высший продукт материи». Значит, наряду с материей существует дух, которые суть два разных явления.

Отличие материализма от идеализма заключается в другом – в вопросе первичности: «те, которые утверждали, что дух существовал прежде природы и которые, следовательно, в конце концов, так или иначе признавали сотворение мира…создавали идеалистический лагерь. Те же, которые основным началом считали природу, примкнули к различным школам материалистов» [78, с. 14-15]. Конспектируя работу И. Дицгена, В. Ленин отметил правоту утверждения, что «дух и материя имеют, по крайне мере, то общее, что они существуют» [79, с. 257]. Этим диалектический материализм отличается от вульгарного материализма, по которому нематериальных явлений не бывает, и мысль есть такой же вещественный продукт мозга, как желчь есть продукт жёлчного пузыря.

Влияние душевных и духовных факторов на здоровье первыми заметили религиозные мыслители и философы. Обнаружены психические состояния, ведущие людей к социальной деградации и физической смерти. Их обозначили термином «смертные грехи». Основных – семь: гордыня (амбиции), уныние (тоска), гнев, сребролюбие, блуд (разводы), обжорство, зависть. Использование в психологии теологического термина «грех» объясняется отсутствием у науки адекватного по смыслу понятия. Исходя из своего содержания «греховности» разделяются на три группы:

1) порочные смыслы и цели, заставляющие выбирать ущербный жизненный путь (страсть к наживе, блуд, ложные кумиры и др.);

2) деструктивные социальные отношения, ведущие к деформации общества (индивидуализм, эгоизм, зависть, неуважение к родителям и др.) или подавлению персональной свободы (авторитарность власти, диктатура моды и др.);

3) пагубные эмоции, вызывающие саморазрушение сознания (гордыня, тоска, гнев, потеря смысла жизни и др.).

В научном мире гипотезу о зависимости физического здоровья от духовного состояния впервые высказали отечественные гигиенисты А.И. Якобия и его ученик И.П. Скворцовым в 70-80-х годах XIX столетия. Их перу принадлежат работы «Счастье с точки зрения гигиены» (А.И. Якобия), «О влиянии душевного состояния человека на происхождение, течение и исход болезней», «О воспитании с гигиенической точки зрения» (И.П. Скворцов). Было сформировано представление о психогигиене [прив. по 46].

Эксперименты по изучению влияния коры головного мозга и второй сигнальной системы на телесные функции организма впервые стал проводить академик И.П. Павлов. Он писал: «Глупо было бы отрицать субъективный мир. Само собой разумеется, он, конечно, есть. Психология, как формулировка явлений нашего субъективного мира, совершенно законная вещь. На этой основе мы действуем, на этом складывается вся социальная и личная жизнь. …Речь заключается в анализе этого субъективного мира» [80, с. 419]. Работами его последователей в рамках школы «нервизма» [9,47 и др.] доказано влияние сознания на функционирование всех органов и систем – кортико-висцеральная теория. ……Курцин и Быков …Экспериментами Н.А. Бернштейна, П.К. Анохина, К.В. Судакова и др. обоснована физиологическая роль целевых, ценностных установок, смысла слова во влиянии на телесные процессы.

Обнаружен механизм трансформации нематериальной реальности в материальный риск здоровью. Господствующие эмоции и смыслы оказывают воздействие на многочисленные нервные центры через механизмы доминанты А. Ухтомского [77]. Негативные процессы, влияя на подкорковые ядра, оказывают тормозящее воздействие на активность внутриклеточных митохондрий – энергетических подстанций организма. Происходит снижение общего пластического обмена. Это сопровождается уменьшением неспецифических защитно-компенсаторных способностей организма – своеобразной «подушки безопасности». Она состоит из сократительной способности сердца, кровоснабжения органов и тканей (особенно головного мозга), напряжения периферических сосудов организма, выработки внутриклеточной энергии митохондриями. При позитивных эмоциях их работа улучшается, «подушка безопасности» увеличивается, и вредные агенты оказываются неспособными пробить её защитную толщину. Наоборот, тоска и озлобленность ведут к ослаблению сердечной деятельности, ухудшению кровоснабжения органов и тканей, увеличению напряжения мелких сосудов по организму, подавлению выработки внутриклеточной энергии. В результате «подушка безопасности» сдувается и жизненные резервы уменьшаются. Тогда даже обычно безопасные факторы становятся условно патогенными, пробивая её тонкий защитный слой.

С биохимических позиций выявлены разные вещества, реализующие негативную и позитивную психо-соматическую деятельность. Увеличение риска заболеваний обеспечивают гормоны ствола головного мозга, гипофиза и надпочечников. Это – стресс-синдром. Тогда как снижение летального риска обеспечивают нейропептиды: эндорфин, нейротензин, пролактин и др. [9,90,105]. Это – валеологический синдром. Валеология есть наука о законах и механизмах индивидуального здоровья (И.И. Брехман).

Например при обследовании пациентов из семей с выраженной внутрисемейной тревогой, социальной усталостью и неудовлетворенностью жизнью обнаружено торможение обменных процессов и интенсивности кровообращения, уменьшение притока крови в сосуды мозга, увеличение периферического сосудистого сопротивления, усиление тонического напряжения мозговых артерий, рост артериального давления [34]. Наоборот, при благоприятной психологической атмосфере осуществляются противоположные процессы, активируются иммунные и другие приспособительные структуры.

Одним из сильнейших психических факторов риска оказалась депрессия (тоска, уныние). Её наличие увеличивает общую смертность в 1,5–2 раза [8–10]. Сила негативного влияния депрессии на самочувствие, социальную активность, трудоспособность превышает влияние ишемической болезни сердца, сахарного диабета, артритов, болезней позвоночника, заболеваний лёгких и желудочно-кишечного тракта [11]. Влияние депрессии на развитие злокачественных новообразований доказано во многих исследованиях [12]. Её эффект сохраняется даже при учёте возраста, курения, злоупотребления алкоголем, социального положения и наследственной предрасположенности [13].

Тревожность, растерянность, потеря контроля над ситуацией ухудшают качество жизни, способствуя угнетению иммунной системы, развитию сердечно-сосудистых и раковых заболеваний [14–19]. Эмоциональное истощение является сильным предиктором инфаркта миокарда [20]. Озлобленность, враждебность, цинизм, гневливость ведут к сокращению продолжительности жизни [21]. Э. Фромм писал: «Жестокость разрушает душу и тело и саму жизнь; она сокрушает не только жертву, но и самого мучителя» [22, с. 28].

Связь эмоциональных характеристик с жизнеспособностью организма обнаруживается даже в животном мире. Особи с озлобленным поведением имели повышенный риск смерти, тогда как наличие у животного черт «социальности», нежелание вызывать страдание у соседей сопровождалось большей устойчивостью к стрессовым воздействиям [28–29].

Патологические духовные черты в значительной мере формируются ненормальными социальными условиями. Дюркгейм назвал их аномиями: несправедливые отношения собственности, унижающая бедность, рутинность труда и др. Аномии выступают главными причинами самоубийств и убийств. Чем разобщённее и дисгармоничнее общество, тем чаще возникает желание расстаться с жизнью. Избыточная свобода так же патогенна, как и избыточная несвобода. В подобной ситуации самосохранение личности требует «бегства от свободы», о чём писал социальный психолог Э. Фромм [8].

В 1970-х гг. было проведено исследование, в котором изучалось здоровье богатых людей, проживавших в районах социального неблагополучия (низкий уровень доходов, слабая социальной поддержка, нарушение норм поведения и др.). Оказалось, что у них чаще развивались депрессия, агрессивность, увеличивалась смертность в 1,5 раза по сравнению с равными по богатству людьми, проживающими в благополучных районах [96-98].


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 231; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!