Сатира крыловского журнала “Почта духов” 1789 г.
В типографии Рахманинова и при его содействии Крылов (20 л.) издает свой первый журнал «Почта духов» (1789 г. – в Петербурге вышла первая книжка ежемесячного журнала). Сатир. жур-ка Крылова – дальнейший шаг в развитии лучших традиций новиковской сатиры. «Почта духов», единственным издателем и автором кот. был Крылов, скорее не журнал, а книга очерков или писем-фельетонов, выход. по частям. Резкость критики крепостн. гос-ва, публиц-ая заостренность, отчетливо выраж-ая антидвор-ая направленность – характ-ые черты.
«Философские письма» пишут арабскому волшебнику Маликульмульку гномы, сильфы, ондины, кот., благодаря своей волшебной природе, проникают везде и всюду, оставаясь часто невидимыми, что дает им возможность наблюдать жизнь без всяких прикрас. В письмах «духи» с наивным удивлением рассказывают о явлениях общественной жизни, кот. противоречат естественным законам, нормам нравственного и общественного поведения. Их восприятие царящей вокруг несправедливости, беззакония, корыстолюбия и др. пороков привилегированных слоев об-ва выражается в сатирическом гротеске, в язвительной иронии. Продолжение традиций Кантемира – сатир. восприятие существующих общественно-политических порядков глазами «постороннего наблюдателя», что дает возможность с большей прямотой и смелостью подвергнуть критике уродливые стороны самодержавно-крепостнической действительности.
|
|
«Почта духов» - целостное художественно-публицистическое произведение, по построению близко «Адской почте» Эмина (1769), преемственность подчеркивается названием. Построение «Почты духов» свободно, но Крылов стремится объединить письма-фельетоны сюжетно, фигурами одних и тех же персонажей. Этому способствует «Вступление» к журналу и первое письмо от гнома Зора, кот. является экспозицией к последующему повествованию.
Во «Вступлении» говорится о бедном, незаметном чел-ке, размышляющем о своей горестной судьбе, его встрече с волшебником Маликульмульком, предложившим автору стать его секретарем, в обязанности кот. входило читать письма корреспондентов-«духов» и составлять на них ответы. Затем рассказывается, как гном Зор, от кот. приходит первое письмо, попадает на землю и оказывается в кругу людей. Богиня подземного царства Прозерпина, побывав на земле, возвратилась оттуда модницей и решила завести все в своем царстве на новый лад. Она посылает гнома Зора, чтобы он доставил в ад модных парикмахеров, портного и купца-галантерейщика. Так мотивируется появление подземного духа среди земных жителей.
В 48 письмах – два плана: 1. резко сатир-ое описание нравов и жизни столичного двор-ва, строящего свое благополучие на страданиях народа, критика гос. аппарата и соц. несправедливости (письма Зора и Буристона – подземных адских духов); 2. рассуждения «сильфов» Световида и Выспрепара, воздушных духов, в кот. содержатся наставления, как исправить общественные пороки. Развитие «просвещенности» и соблюдение сословного равенства – залог улучшения гос. устройства. С позиции гуманиста и демократа раскрывает Крылов самые разные области русс. жизни, углубляя и заостряя критику двор. об-ва, всех этих припрыжкиных, частобраловых, придворных и чиновников всех рангов и званий, грабящих наров, творящих беззаконие. Здесь и тщеславные петиметры, кот. Крылов сравнивает с кривляющимися, прыгающими, вертящимися обезьянами, и молодящиеся старухи; нападает Крылов на купцов и откупщиков, которые кичатся своим богатством, нажитым нечестными путями. Резко выступая против сословных привилегий двор-ва, Крылов требует от писателей служения истине, кот. для него неподкупна, требует равенства всех сословий и необходимости для каждого чела честного исполнения гражданского долга.
|
|
Крылов противопоставляет «третье сословие» разлагающейся дворянской аристократии. С большим сочувствием говорит о людях искусства, чье положение в крепостнической стране безысходно (образ художника Трудолюбова). Самый низкий хлебопашец, исправно трудящийся, достоин звания честного чела больше чем все аристократы вместе взятые. В беспощадности критики всей системы власти и культуры крепостническо-бюрократического гос-ва Крылов сближается с Радищевым. Крылов сравнивает самодержавных правителей с «львами» и «тиграми» (львы и тигры причинили менее вреда людям, чем некоторые государи и их министры). В письме сильфа Дальновида говорится о деспотическом монархе, кот. ради собственного честолюбия разоряет свое гос-во.
|
|
Аллегория «Почты духов» прозаична. В одном из писем гнома Зора есть прямой намек на процветающий при дворе Екат. II фаворитизм.
Близость крыловской сатиры к сатирико-обличительному пафосу радищевского «Путешествия из Петербурга в Москву» можно увидеть, сравнивая письмо 45 сильфа Выспрепара о посещении им столицы «великого Могола» с описанием царского сна в гл. «Спасская полесть». При идейной близости Радищева и Крылова, радикализм Крылова носил просветительский хар-р (сословное равенство, законность, развитие просвещения).
|
|
Крылов верит в силу слова, силу убеждения, большая роль в об-ве принадлежит мизантропам, тем, кто не боится сказать правду «сильным мира сего». Сильф Дальновид говорит, что государи бы прислушивались к их словам, постигали истину, а министры бы боялись их.
Таковы иллюзии Крылова-просветителя о «просвещенном государе». Он выступает как талантливый писатель, создающий обобщенные образы приемами сатир. гротеска. Пример – изображение «кукольности» столичного двор-ва, когда гному Зору кажется, что он окружен куклами на пружинах. «Кукольность» поведения, поступков, автоматизм раскрывают внутреннюю пустоту, никчемность паразитирующих слоев об-ва. Крылову свойственны язвительная ирония, умение давать яркие и наглядные зарисовки быта, меткие характеристики.
В августе 1789 г. «Почта духов» прекратила свое существование из-за недовольства правительства резким обличительным тоном журнала. Не помогла написанная из тактических соображений хвалебная ода Екат. II, помещенная в августовской, ставшей последней книжке.
Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 179; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!