Вводная беседа. Беседа о народном искусстве.



Цель. Роль и значение народного искусства в процессе обучения.

Задачи.

1. Ознакомление с понятием «народное искусство».

2. Формирование представления о роли искусства в жизни общества.

3.Способствовать возникновению интереса к истории развития русской культуры, русского искусства.

4. Развитие художественно – образного мышления, эстетического восприятия.

5. Воспитание интереса к народному искусству.

Материалы и оборудование.Предметы прикладного характера, выполненные на материале разного вида и фактуры (кость, дерево, камень, ткань).

История развития. Искусство возникло тогда, когда у человека все больше и больше появлялась тяга к прекрасному – потребность украсить все, что его окружало. Началось это очень давно. Наш далекий предок еще жил в каменных пещерах, одевался в звериные шкуры, охотился на зверя, чтобы пропитаться, но находилось у него время и для творчества. Он наводил узоры на предметах повседневного обихода, лепил фигурки людей и животных, выбивал на скалах целые картины. На протяжении долгого времени искусство продолжало развиваться. Каждое поколение художников оставляло лучшее, добавляло свое. И поскольку результаты такого творчества принадлежат не одному человеку, а многим поколениям людей, его стали называть «народным».

Народное искусство того народа, которое вместе с ним прошло историю, отразило национальные черты. Материалом для творчества народного художника служило все; что его окружало: камень, кость, ткань. Более всего наш далекий предок любил дерево, потому что он жил в окружении леса. Лес доставлял и давал ему кров и пищу. Из дерева он строил себе жилье, делал все необходимое. Тесно связанный с лесом русский человек считал его живым существом, воспевал в сказаниях и песнях. Предметы, созданные из него руками мастера, рассказывают нам, каким художник представлял мир, как умел соединить назначение вещи с ее красотой.

Знакомясь постепенно с вещами наших предков, искусством их создателей, мы как бы заглядываем в далекий мир, узнаем о жизни и творчестве наших предков.

Произведения народного искусства имеют духовную и материальную ценность, отличаются красотой и пользой. Мастера народного декоративно-прикладного искусства создают свои произведения из разнообразных материалов. Наиболее распространены художественная керамика, ткачество, кружевоплетение, вышивка, роспись. А также резьба по дереву или камню, ковка, литье, гравирование, чеканка и др. Расписной посудой, кружевными салфетками, деревянными резными досками, вышитыми полотенцами и многими другими произведениями народного искусства мы можем пользоваться в быту.

Народное искусство живет веками. Навыки технического мастерства и найденные образы переходят из поколения в поколение, сохраняясь в памяти народных художников. В силу этого закрепляемая столетиями традиция отбирает только наилучшие творческие достижения.

Народное искусство – это, прежде всего огромный мир духовного опыта народа, его художественные идеи – неотъемлемая часть культуры. В основе народного искусства – творческая деятельность народа, отражающая его самосознание, историческую память.

Народное искусство является воплощенным представлением народа о красоте и добре, о богатстве родной земли. Отличительной особенность декоративно-прикладного народного творчества является яркость красок, контрастность рисунка, пристрастие к растительным, животным или геометрическим орнаментам. Традиционно народные мастера происходили из крестьянской среды и были тесно связаны с природой. Обрабатывая землю и добывая дары леса, наши предки были чрезвычайно наблюдательны, и все свои наблюдения за животными, растениями и неживой природой

воплощали в своих произведениях.

Народное искусство отразило все этапы истории искусства предметного мира. Это сложное и многослойное искусство. И если сегодня его образцы во многих странах изготовляются на фабриках и комбинатах местной промышленности как сувениры, то когда-то это были самые необходимые и нужные в быту вещи - кринки, рубахи, скамьи, инструменты. Люди старались их делать наиболее удобными по понятиям своего времени и в них выражали свои художественные вкусы и стремление к красоте.

Виды народного искусства:

Резьба по дереву– вид декоративно-прикладного искусства (также резьба является одним из видов художественной обработки дерева наряду с выпиливанием, токарным делом).

Керамика
(др. – греч. Κέραμος – глина) – изделия из неорганических, неметаллических материалов (например, глины) и их смесей с минеральными добавками, изготовляемые под воздействием высокой температуры с последующим охлаждением.

Вышива́ние
– общеизвестное и распространенное рукодельное искусство украшать самыми разными узорами всевозможные ткани и материалы, от самых грубых и плотных, как, например: сукно, холст, кожа, древесная кора, до тончайших материй – батиста, кисеи, газа, тюля и пр.

Ткачествоявляется традиционным видом народного искусства. Ткачество – изготовление ткани путем плотного перекрестного переплетения продольных и поперечных нитей. Узорные скатерти- столешницы, полотенца.

Кружевоплетение–это традиционный вид уникального русского народного искусства. Кружево – декоративные элементы из ниток и ткани. Ажурный узор, образованный переплетениями нитей, является общим признаком всех видов кружев. Техника кружевоплетения используется в оформлении одежды, в частности, воротников, подола, рукавов и, конечно же, нижнего белья. Часто кружева применяются в оформлении интерьера квартиры или дома (панно, покрывала, скатерти, занавески, подушки, одеяла и пр).

Роспись

(от писать, др. – русск. писа́ти; родств. пёстрый; греч. poikile; др. – инд. pimcáti – «украшает, придает вид») – искусство декорирования красками и кистью какой-либо поверхности.

Роспись не только украшала посуду, но и предохраняла ее от вредных действий влаги.

Народная игрушка (деревянная игрушка, керамическая, текстильная)

В словаре Даля понятие «игрушка» толкуется как «вещь, сделанная для забавы, для игры или потехи, особенно детям».

Самые древние игрушки выполнялись в наиболее распространенных в России материалах: глине и дереве. Глиняные погремушки, миниатюрная посуда, фигурки людей, свистульки – птицы, кони.

Самой распространённой среди игрушек всегда была кукла. Древние типы кукол или человеческих фигурок, в дереве или в глине, представляли собой идолоподобные изображения с ярко выраженными признаками пола. Глиняная, деревянная, тряпичная кукла бытовала в крестьянской среде несколько веков и имела различные значения. Куклы во многом были связаны со всевозможными обрядами во время проведения праздников. Существовала рождественская обрядовая кукла, символизирующая добро, процветание, богатый урожай. Пасхальную куклу-закрутку дарили в Вербное воскресенье. Кукла-плодородие и кукла – Стригушка были связаны с богатым урожаем. Делали подобные куклы из соломы, лыка, отходов производства льна. Соломенные куклы, сделанные из первого «именного» снопа, считались священными. Существовала кукла – домашняя масленица, которая символизировала крепкий достаток и здоровье семьи.

Практическая работа. Рассмотреть предметы народного декоративно – прикладного искусства. Как и с какой целью украшали предметы быта и орудия труда древние люди?

Художественно – творческое задание. Подберите информацию об истории одного из известных народных промыслов (презентация, альбом).

 


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 182; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!