Знакомство с видами ткани, ее свойствами.



Цель. Познакомить с видами ткани, ее свойствами.

Задачи.

1. Познакомить с сырьем хлопчатобумажных и льняных тканей, процессом изготовления тканей в текстильном производстве.

2. Научить определять направление нитей основы и утка́, полотняное переплетение, лицевую и изнаночную стороны тканей.

3. Познакомить со свойствами хлопчатобумажных и льняных тканей и правилами ухода за изделиями из этих тканей.

4. Показать зависимость видов тканей и видов одежды (что шьют из драпа, ситца, льна, шёлка).

5.Показать свойства тканей (способность пропускать воздух, возможность стирать, гладить, мять).

6. Развивать исследовательскую культуру, кругозор, мелкую моторику пальцев, тактильную память.

7 .Воспитывать бережное отношение к тканям, изделиям из них, уважительное отношение к природе, к труду, интерес к жизни предков.

Раздаточный материал.Наглядные пособия коллекций «Хлопок» и «Лен», плакаты и схемы получения ткани в текстильном производстве.

Материалы и оборудование. Лоскуты хлопчатобумажных и льняных тканей, ножницы.

История возникновения тканей уходит своими корнями в древние века. Для защиты и украшения своего тела, жилища и быта человек использовал различные природные материалы, в том числе, ткани и текстиль. Многочисленные письменные источники и раскопки свидетельствуют об истории возникновения тканей. Еще в древние времена человек умел выращивать, добывать волокна и перерабатывать их в текстильные материалы и изделия.

Качественная, модная и красивая ткань – залог успеха любого швейного изделия. Ткань создается путем переплетения нитей основы и утка, расположенных взаимно перпендикулярно друг к другу, с помощью ткацкого станка. Разнообразные виды тканей создаются благодаря особенностям исходного сырья и ткацким переплетениям, которые определяют ее структуру, внешний вид и свойства. Какие бывают ткани, и какова их характеристика, свойства, переплетения? Об этом и пойдет речь в этой статье.
По типу исходного сырья все виды тканей можно разделить на три большие группы: натуральные, искусственные и синтетические. Есть еще остистая ткань минерального происхождения, но она используется только в строительном деле.

К первой группе относятся ткани, изготовленные из волокон растительного и животного происхождения: из хлопка, льна, джута, шерсти и шелка.

Искусственные ткани получаются из природных веществ органического происхождения – целлюлозы, белков, и неорганического – стекла, металла.

Свойства ткани. Синтетические ткани изготавливают из полимерных нитей. К ним относятся: полиамидные ткани – дедерон, холмлён, силон; полиэстеры – тесел, солитера, долен; полипропиленовые и поливиниловые ткани – дралон и каш Милон.

Сырьем для хлопчатобумажных волокон являются волокна, находящиеся в семенах хлопчатника. Льняные ткани изготавливают из льняных волокон, стеблей льна. Сырье проходит длительную подготовительную и текстильную обработку.

Прядение – процесс, в результате которого из коротких тонких волокон получают непрерывную нить. Ткачество – процесс переплетения нитей пряжи основы и утка́ между собой для получения ткани (записать определения).

Нити основы очень прочные, длинные, тонкие, при растяжении не меняют своей длины. Нити утка́ менее прочные, более толстые, короткие. При растяжении нити уткал, увеличивают свою длину.

Сравнительная характеристика свойств хлопчатобумажных и льняных тканей. Физико-механические свойства: прочность, сминаемость. Гигиенические свойства: гигроскопичность, теплозащитность. Технологические свойства: осыпаемость, усадка.

Положительные свойства: хлопчатобумажные ткани обладают значительной прочностью, легко впитывают влагу, быстро высыхают, легко стираются и гладятся, красивы и удобны в носке. Льняные ткани очень прочные, хорошо впитывают влагу.

Отрицательные свойства этих тканей: высокая сминаемость, усадка при стирке; льняные ткани осыпаются.

Хлопчатобумажные и льняные ткани используются для изготовления постельного белья, бытовой одежды.

Практическая работа.Исследовать свойства образца ткани (гладкость, скольжение, плотность, осыпаемость нитей, толщина нитей, воздухопроницаемость, сминаемость, прочность).

Вот видите, какие разные бывают ткани: одни гладкие, другие ворсистые, лёгкие и тяжёлые, тёплые и прохладные, плотные и редкие. Но раз их называют одним именем – ткани, значит все они, доже самые не похожие друг на друга с виду, всё – таки чем – похожи. Из тканей шьют одежду.

Традиционный русский костюм

Цель.Познакомить с историей русского костюма.

Задачи.

1. Сформировать представления детей о русском народном костюме.

2. Дополнить знания о его элементах и деталях, упражнять в изготовлении деталей народного костюма (плетение пояса).

3. Способствовать проявлению гордости за принадлежность к русской традиционной культуре.

Практическая работа: выполнение плетения пояса.

Материалы и оборудование:куклы в народных костюмах (русском, в костюме народов Севера, арабском); нитки для плетения пояса. Показ презентаций.

История русского народного костюма.

Что означает «одежда вообще»? Как называли древние славяне «одежду вообще»? Когда мы теперь произносим слово одежда – это звучит как просторечие. Тем не менее, в Древней Руси именно одежда употреблялось гораздо чаще и шире, чем бытовавший одновременно с ним привычный для нас термин одежда.

Слово одеяние, имеющее для нас некий торжественный смысл, тоже часто употреблялось древними славянами в значении «одежда вообще». Действительно, давайте вслушаемся: одеяние – то, что одевает. Употреблялся и близкий вариант – одеяние.

История русского народного костюма насчитывает многие столетия. За время своего развития он был максимально приспособлен к традиционному быту народа.

· Откуда мы можем узнать, какой была одежда раньше?

Источниками для изучения истории одежды служат музейные коллекции, топографические описания; миниатюры рукописей XV–XVII вв., гравюры и описания иностранных путешественников; описи имущества монастырей, царских одежд и утвари, составленные в XIV–XV вв.; миниатюры, фрески, иконы XI–XIII вв.; летописные русские источники и сообщения восточных и античных авторов; археологические материалы из славянских погребений и кладов IX–XII вв.

· Какой же элемент одежды является основой русского костюма?

Рубаха (сорочка, испода, подноска) – древнейший, ведущий элемент русского народного костюма. Уже в VI веке в костюме наших предков она занимала ведущее место, а иногда была и единственным предметом одежды. А были ли у рубахи предки?

Слово «рубаха», по всей видимости, происходит от слова «руб», которое обозначает не только кусок, обрывок ткани, но и служило предметом одежды.

Женский костюм

Для одежды русских крестьянок была характерна конструкция рубахи, состоящей из двух полотнищ холста, покрывающих спину и грудь, и соединенных на плечах четырехугольными кусками ткани – поликами. Эти полики, по мнению исследователей, заменили собой плечевые пряжки, с помощью которых в древние времена переднее и заднее полотнище ткани крепились на фигуре. Ткань по краям образовавшегося при этом отверстия (выреза) для надевания рубахи через голову собирали в сборки. Были рубахи, у которых цельные рукава продолжались до самой горловины, так, что полики совсем отсутствовали, становясь частью самих рукавов. Такая конструкция рубахи (с поликами и без них) считается древним типом русской рубахи и характерна для северных районов. Но в каждой губернии возникали свои местные традиции кроя.

Рубаху традиционно украшали ручной вышивкой или узорным тканьем. Полосы орнамента, а в более позднее время ленты, тесьмы, цветного кружева располагались обязательно по подолу, краям рукавов, на оплечье, по вороту и вдоль разреза на груди.

Такая своеобразная система охранительных рубежей в сочетании с поясом, которым обязательно подпоясывалась любая рубаха, по древним поверьям, защищала жизненно важные части тела. В то же время орнаменты, расположенные по краям одежды, защищали и открытые части тела от злых духов. В последнюю неделю перед венцом девушки носили рубаху с очень длинными рукавами, называемую «убивальницей». В ней невеста должна была плакать от страха перед грядущей семейной жизнью в чужом доме. Но самой красивой по праву считалась свадебная рубаха. Ее расшивали многоцветными узорами, где главное место занимал красный цвет. Молодая жена еще несколько лет надевала ее по большим праздникам, а затем бережно хранила. Прядением и ткачеством полотна занимались женщины. Верили, что только добрым женским рукам, не державшим оружия, можно доверять изготовление одежды. Владели этим ремеслом практически все женщины в сельских, а на первых порах и в городских семьях.

Мужской костюм

Крестьянин, горожанин и боярин носили рубаху одинакового покроя, разница была лишь в качестве ткани.

А порядок украшения одежды, сложившийся в языческое время, строго соблюдался: узоры, располагались на вороте, оплечье, на низках рукавов и подоле рубахи.

Особенно обильно украшали праздничные и обрядовые рубахи. Так, на первый день уборки трав полагалось выйти в «пакостнице» с широкой узорной полосой по подолу. В праздничный день жатвы обряжались в «пожнивную» рубаху.

В народном костюме, как правило, большее внимание уделялось женской одежде, поскольку она в первую очередь была призвана охранять здоровье продолжательницы рода. Однако к мужской одежде, несмотря на меньшее количество украшений, тоже относились с должным уважением и вниманием.

Особое значение приобрела мужская рубаха в различных древних обрядах. Повседневная одежда мужчин не имела украшений, а праздничную расшивали жены, сестры или матери цветными шелковыми или шерстяными нитями. У состоятельных мужчин праздничная одежда украшалась золотой тесьмой, серебряными шнурами. В обрядах, связанных с рождением ребенка, наряду с участием мужа приобретала целительное значение и его одежда – от нее ждали облегчения. Поэтому роженицу заставляли перешагнуть через одеяние супруга. Родившегося ребенка заворачивали в рубашку отца. Поношенные мужские сорочки служили первыми пеленками.

Детская одежда

Детская одежда в Древней Руси, как у мальчиков, так и у девочек, состояла из одной рубашонки. Право на взрослую одежду мальчики и девочки получали, не просто достигнув определенного возраста, а только тогда, когда могли делом доказать свою «взрослость», то есть надо было выдержать определенное испытание.

Ученые называют это инициацией – то есть обновлением. Это был своеобразный экзамен на зрелость, физическую и духовную.

Юноша должен был вытерпеть жестокую боль (например, принимая татуировку или клеймо со знаками своего рода или племени, полноправным членом которого он становится отныне).

Для девушек тоже были испытания, хотя и не такие мучительные. Их цель – подтверждение зрелости, способности к свободному проявлению воли.

Изучая национальные костюмы других славянских народов, можно заметить, что рубаха (первоначально – туникообразная) является их непременной частью; это характерная особенность всех земледельческих народов, как и обувь без каблуков. Древнейшие виды головного убора, типа накидки, плата существуют в костюмах либо самостоятельно, либо как часть более сложного убора. Таким образом, можно сказать, что перечисленные компоненты являются общеславянской основой русского народного женского костюма.

Костюм – это гордость народа. Свой народный костюм каждый человек очень любит, гордится им, прославляет в песнях. Сейчас его надевают в торжественных случаях (встреча с иностранными гостями, праздники). Художники-модельеры используют элементы народного костюма в украшении современных нарядных туалетов; мастера хранят и передают другим умения по созданию костюма, его элементов – вышивки, плетения поясов, изготовления головных уборов).

 


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 216; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!