А.В. Сухово-Кобылин. Творческий и жизненный путь, своеобразие положения в русской литературе.



 

Александр Сергеевич Сухово-Кобылин

Род. в 1817 г (почти ровесник Тургенева) в Мск в богатой помещичьей семье древнего рода, тип аот того же предка. тчо и Романовы. Семья культура, у дчди самый большой крепостной тетар в Росси (Шепелев), у матери был крупный салон, сестра Елизавета Васильевна вышла за графа, была писательницей под псевдонимом Евгения Тур, в неё был влюблёнНадеждин (былое и думы - систория похищение Елизаветы Надеждным). Другая сестра Авдотья - предмет любви Николая Огарёва. Племянник Евгений Солиасс? - рус. Дюма, беллетрист.

Учился в МУ на физ-мат отделении философ. фак-та. Написал работу, кот. очень гордился. С математикой хорошо, в отличие от Герцена, не забыл её

Непонятно чем занимался после унив-та. Вёл светский образ жизни: скачки, салоны. БЫл светским повесой.

1850 г. - убийство его содержанки, француженки (Луиза Симон Деманш). Обвинение пала на него, т.к. были ссоры, она ему надоела, он хотел, что. У него была уже другая женщина Нарышкина. Он попал под следствие, а её оч. зверски убили. Следствие тянулос 7 лет, до 1857 г. Не было ничем завершено. Вердикт: оставить подозрение. Сам всегда отрицал. Его версия: крепостные, её лыги, будто бы они её не любили из-за тяжёлого характера, но это до сих пор загадка. Однозначных не было.

М: мог, и было бы интересно, если бы убил. Может, убил непреднамеренно, она рил очень вспыльчивой была. если бы убили слуги, они бы лучше это спланировали.

После следствия - запятнаный человек. ОБщество было уверено, что он убица. Шарм, но не во всякий дом его пускали.

Пишет первую пьесу в 1855 г. - посталена, 56 - напечатана - “Свадьба Крещинского”

“Дело” и “Смерть Тарелкина” - трилогия - связаны рядом сквозных эл-тов, сюжетом.

Писал долго. Необычна в это время позиция диоетанта, он не хотел быть литератором, не хотел зависеть от лит. заработков, культивировал в себе аристократизм.

Познакомился с Некрасовым, Дружининым - его это любопытно, но он к этому кругу принадлежат не хотел. Н. предложил либо 500 рублей, либо 100 оттисков. “Зачем мне 500 рублей?” - всегда был богатым человеком. Его благосостояние ничто не подрывало: ни эта ситуация, ни крестьян реформа. Купил имение на франц. Ливьере (тогда это прямо топ).

Дважды женлся: француженка и англичанка. Обе умерли примерно через год после свадьбы. Осталась дочь бездетная, незамужняя.

 

Увлёкся философией. Был гегельяцем. Самым последоватю был во всей рус. культурге. Сохр. ему верность до смерти.

 В пожаре сгорел трактат “Философия всемира”. Сказал, что заново делать не будет. Мыслил как посутпание за послед. параграф философ. наук Гегеля = развитие Гегеля. Много сохранилось, конечно. Но его физически трудно читать, есть немец слова, англ. + мат. формулы + плохой почерк. Философия русского космизма: Вернадский, Николай Фёдоров и др. Он хотел скрестить Гегеля с Дарвином. Идею о триадах скрестить с биномом Нюьтона.

Гегль: эволюция всего к конечному единству духа и материи. Преодоление животной, телесной материи с помощью духа в интеллекте. Но при этом мы остаёмся животным. Геглевское снятие - не снятие в буквальном смысле. Когда мы соознаётм, что мы животные, мы перестаём ими бытьь в духе.

Мы остаёмся пленниками нашей природы. А Дарвин говорит о том, что мы не перестали эволюционировать не только как духовные сущ-ва, но ик ак ибологически. Эволюция, которая просто продолжается

Мы достигли высшего синтеза: мы занем, что мы животные, и мы начинаем ДАЛЬШЕ эволюционирвоать. И те понятия, которые казались нам совершенными, становятся старыми и мы движемся за новыми.

Бином Ньютона: возможность разложить люое число. Возможность азложить всё - континуум постоянного движения, изменения. Любая остановка искусственна. Любое положение можем назвать промежуточным, но границ там нет.

С-К - Человекх - эволюционирующее чущво, и однажды онм сможет преодолеть свою физич . природу буквально (освоив др. планеты). А Гегель удрежвает челоека в пределах земли. Умом поведевать громами - гегльская поз. у Державина. Никаких препятствия и гграничений нет для того чтобы мы эволюционировали как живые сущ-ва. Станем ангелаи, солярными сущ-вами.

М: прямые аналогии с Ницще - человек - то, что должно быть преодолено. это лишь исходная точка, а мы пока не готовы, цепляемся за ггелевские категории, которые описывают наше нынешнее состояние.

Пока Чел цепляется за все эти категории, он беззащитен перед машиной (”Дело”). Машина выискает слабые места и находит: женская честь, освидетельствование, на которое он не могут пойти. Слабые места обеспечиваются понятиями типа чести, жалости, отцовской любви. Там нет катарсиса. Муромский умирает, они проигрывают дело , и над их телами торжествуют гады - нечто бюрократическое, у которого всё хорошо.

А в “Смерти Тарелкина” - дарвинический эксперимент: гады, которыые дерутся дру с др за бумаги и деньги. Они оперируют слвоами типа душа, мердце, благородствою Мв видим, сто это пустые поняти.я Они обретают свою ценность, только если есть человек, который готов за них бороться.

Немая сцена протв Гоголя: С-К хотел закончить ПУСТОЙ сценой. Оптимистич. финал. У нас есть возможность поступания за последний параграф. В этой строфе - новое начало. Он любил Гоголя, ыбл знаком с ним кооротко. Высказывался о нём , как о гении. Островского не любил за человечность, сопливость.

Математика, драматургия и философия - 3 основных увлечения.

Делом его жизни был перевод “Энциклопедии флософ. наук” Гегеля. Утверддал, что перевлё целиком.

+ создание своей философ. системы.

Большие цензур. препятствия “Свадьбу”, “Смерть” - только с сокращениями. Оставался автором одной пьемы.

“Смерть” поставлена без сокр. 25 октября 1917 г. в театре Мейерхольда. Писали, что М попал впросак, но на сам деле трудно было выбрать пьему более акутальную и пропроческую.

С-К не предсказал прямо это, но предсказал, что эти ценности кто-то скоро спишет и начнётся совсем жругая эра, мораль, другой человек. Выиграл Островского в этом смысле.

ПОСЛЕ УНИВЕРА:

Долго жил за границей, во Франции, увлёкся площадным низовым театром: пантомимой. Его любимый комик - Лавасёл???? Упоминается в послесловии Смерти Тарелкина, он менял обличье прямо на публике. Это поразило С-К. Он на этом строит пьесу. Его оразила пластичность человека, для него это возможность быть разными людьми разной внешности. приём, когда Тарелкин вынимает зубы, снимает парик - кто он? Идея того, что чел. тело - нечто нестабильное, то, что может меняться на глазах. Пересечение тетрал. и философ. интересов. Дарвинистское озарение: мир долго принадлежал каким-то сущ-вам. Это встроено в эволюцию как континуум: как мы жили с ними на одной планете ,они наши собратья, кот. в нас не нуждались. “Людей нет, одни демоны”, - Тарелкин. Нет авторитета, кот. сказал бы, что динозавры неправильно живут.

В сборнике “Русский космизм”. Такое чувство, что делали математики.

Книга Пинской Е.Н. “Проблемы альтернативных путей русской литературы” (С-Щ, С-К, Толстой). Это не науч. публикация! но даёт яркое представление о человеке.

человек становится ангелом, когда едет на велосипеде

С-К раньше, чем Фёдоров, Циолковский, Вернадский.

Если мы переедем на др. планету, мы изменимся и физически, и нравственно.

Трилогия связана. (Дело и Смерть Тарелкина особ!!)

Травестирование философ идей (“Приключ. Барона Мюнгхаузена” - пародия на агностицизм).

 

Мой варик

Родился в 1817 г в помещичьей семье древнего рода, тип от того же прелка что и романовы. почти ровесник тургеневаю. Культурная семья: Его дядя Шепелев имел самый большой крепостной театр в россии, мать – худ салон, сестра Елизавета Васильевна вышла за графа была пистельницей под псевд Евгения Тур, в нее был влюблен Надеждин.

Другая сестра – предмет любви Огарева, ей посвящен целый его цикл.

Племянник – Евгений Солиасс, русский Дюма, беллетрист.

 

Учился в МУ на физмате философского факультета. Оч гордился своей работой крую считал своим достижением и не забыл это все, в отличие от герцена, что осложняет чтение текстов. После универа – свеская жизнь,скачки, салоны…Долгое время неясно чем занимался. В 1850г – убийство её содержанки, крую привез из Франции (Луиза Симон-Деманш).Обвинение пало на него. (Были причины, ссоры: он хотел чтобы она уехала, она нет, у него уже была Нарышкина). Её оч зверски убили. Следствие до 57 г – просто потом прекращено. Остался под подозрением, но всегла отрицал. Его версия: убили крепостные, её слуги (у нее хар-р был не оч). До сих пор обсуждаемый вопрос.

 

После следствия – запятнанный члк. Общво было уверено, что он убийца. Шарм, но не во всякий дом пускали.

Пишет первую пьесу в 1851 – поставлена, 56 – напечатана «Свадьба…?»

 

Дело и Смерть Тарелкина – трилогия, свящаны сюжетом, рядом сквощных эпизодов: Скврзные эпиграфы, вступления-заключения. Писал долго. Не собирался зависеть от лит заработков, считал бы унижением, культивировал в себе аристократизм. 55-56 познакомился с литераторами – Некрасовым, Дружининым и пр. Это люди не его круга, он не хотел к нему принадлежать, не ощущал свящи.

Н предложил либо 500 руб либо 199 оотисков. Зачем 500 руб? Всегда был богатым, его благосостояние ничто не подрывало – ни ситуация ни крест. Реформа.

 

Купил имение на фран. Ливьере (это прям топ в то время, предел мечтаний). Хороший хозяин, преумножил состояние.

Дважды женился: француженка и англичанка. С обеими прожил не больше года. Умерли. Единственная дочь была бездетной, не вышла замуж. В пожаре в его имении сгорел его перевод (после трилогии занимался философией. Было 3 амбиции у него: математика – вклад в нее диссерЮ, лраматургия – считал себя не хуже Островского которого от души презирал – и философия: самый последовательный гегельянец во всей русской культуре: верность гегелю до смерти). Дело его жизни – перевод энциклопелий философский наук. Утверждал что перевел целиком. +Создание своей собств философской системы. В пожаре сгорел перевод. Кобылин: это не восстановимая потеря. Заново он это дделать не будет: слишком большой труд. +часть его труда, вилимо, сгорела. Сохранились сложные наброски, фрагменты. Трактат назывался: философия всемира. (мыслил как поступание за последний параграф философии наук гегеля).

Сохранилось много листов, физически трудно читать неспециалисту: англ и нем слова, матем формулы, бином ньютона его интересовал + неразборчивый почерк)

 

44. Трилогия "Картины прошедшего". Проблема единства. Проблематика и поэтика.

 

Философия нового космизма, ср: Вернадский и др. +Николай Фёдоров.

Иногда звучит смешно, странно…

Литераторов не любил, а вот Чехова да – заграницей встречались, в Германии.

 

Чтобы понимать трилогию, надо бы понимать, в каком смысле гео филсфия – поступание за последний параграф гегеля.

 

Он хотел скрестить Гегля с Дарвином, идею о триадах – с биномом Ньютона.

Гегель: эволюция всего к конечному единству духа и материи.

Мы с помощь дуза преололеваем свое животное, но при этом мы остаемся животными. Когда мы осознаем что мы животные, мы перестаем ими быть в своем духе. По Гегелю эволция члка только в духе и интеллекте. Но мы все равно формально животные.

 

А Дарвин вводит идею того что мы не перестали эволюционировать – не только духовно, но и как животные.

Гегель: мы уже достигли синтеза. Зная что мы животные – победа духа – мы высшие существа. А тут хуяк – мы эволюционируем как животные – и приходится заново перестраивать.

 

Бином Ньютона: континуум постоянного движения, любая остановка искусственна. Между 1 2 3 бесконечное множество чисел.

 

•      Идея – члк эволюционирующее существо и однажды он может преодолеть свою животность буквально.

По Гегелю члк никогда не оторвется от земли. УМОМ !!! повелевать громами, оставаясь в прахе (державин, та гегелевская позиция)

СМ: космизм – освоение новых планет. По Гегелю нельзя.

 

Мы станем ангелами, солярными существами.

 

Аналогия с Ницше – члк – животное, крое должно быть преодолено, это только точка к сверхчеловеку.

 

Эта мысль во многом в основе его драматической трилогии.

Ценности крыми он пользуется – это все обветшало (честь, благородство…). Два лагеря: бюрократическая машина и честь, благородство, совесть – муромские. Но пьеса строится ак, что все это не сила члка, а его слабость. Пока члк цепляется за эти категории, он бессилен перед машиной. Машина выискивает слабые места и находит их. Эти тарелки пробирают слабые места людей, крые обеспечиваются этими понятими. Если их отбросить, муромские будут такими же всесилными.

В пьесах нет катарсиса: муромские погибают, над их телами торжествуют бюрократич тарелки у которых все хорошо.

 

Смерть тарелкина: гады дерутся друг с другом за бумаги и деньги, нет + героя. Они тоже оперируют словами вроде душа, благородство…и это предельно пустые понятия. Они ценны только если есть члк готовый за них жить, умирать, бороться. Сами они ничто. Когда члк преодолеют свою природу, в них ваше не будетт смысла.

 

У Гоголя немая сцена: много людей, видим в себе их.

А Сухово-Кобылин хотел закончить пустой сценой, на которой больше нет ни одного члка. И это оптимистический финал по Кобылину. Он разделался с этими понятиями. Это возможность поступания за последний параграф. В пустоте – начало преодоления в себе слишком человеческого.

 

Он очень любил Гоголя, встречались на корабле. Очень положительно оценивал Гоголя.

 Островский для него – слишком человеческое .

 

Свадьба Кречинского была запрещена, только в 82 (?проверь) поставил, Смерть Тарелкина – в 905. И несправедливо оставался автором одной пьесы.

Тарелкин был поставлен 25 октября 17г в театре Мейерхольда, увлекающийся фарсом и всяким таким.

 

Все поражались: у нас тут такое, а у вас фарс…

Сложно было придумать более пророческую пьесу. Он предсказал, что благородство – это все хлам, крый скоро спишется. Начнется другая эра, мораль, другой человек. В этом смысле он переиграл Островского.

 

У него вообще был буйный нрав.

после универа - жил заграницей, во Франции

увлекся площадным низовым театром: пантомимой.

Левассёр – любимый комик – менял обличия прямо на публики. Его поразила пластичность человека, что «я» - иллюзия

Он строит на этом пьесу.

Прием: Тарелкин зубы вынимает, парик снимает + рассуждения, кто он. Здесь – пересечение театральных и философских интересов.

Дарвиновское озарение: мир долго принадлежал каким-о сущвам. Что встроено в эволюцию как континуум. Мы жили с ними на одной планете, они наши собратья – и в наш не нуждались. «Людей нет, одни демоны». Нет странного сущва – челка, которое бы сказало: вы неправильные, динозавры, что едите живое, неверное живете…

 

Было опубликовано в сборнике «Русский космизм». Чувство что делали математики.

 

Образ: *члк становится ангелгом, когда едет на велосипеде. Во всяком прогрессе видел предвестие сидерического, ангельского.

 

Фёдоров, Циолковский, Вернадский - позднее.

Трилогия связна. Дело и смерть тарелкина особенно. Травестирование философских идей (прикл барона м)- пародия на агностицизм


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 526; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!